Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 12:15, курсовая работа
Общество является коммерческой организацией – юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, фирменные бланки, валютный и другие расчетные счета в учреждениях банков Республики Беларусь.
ОАО «Белшина» в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом и законодательством Республики Беларусь об обществах, Инвестиционным кодексом Республики, Уставом, а также решениями общего собрания акционеров. Структура управления Общества постоянно совершенствуется по мере изменения рыночных условий путем создания новых и реорганизацией существующих подразделений.
4 Анализ рынков сбыта. Стратерия маркетинга
ОАО «Белшина» является одним из крупнейших в Европе предприятий, выпускающим в настоящее время более 300 типоразмеров шин. Ассортимент выпускаемой продукции постоянно обновляется в соответствии с требованиями рынка. Общество является главным поставщиком шин для большегрузных автомобилей, тракторов и другой сельскохозяйственной техники, производимой предприятиями Республики Беларусь. Структура мирового шинного рынка по группам шин представлена на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1 - Структура мирового шинного рынка по группам шин
В таблице 4.1 представлена структура выпуска шин непосредственно на предприятии в период 2011-2013.
Таблица 4.1 – Структура выпуска шин ОАО «Белшина» в 2011 - 2013, %
Наименование шин |
2011 |
2012 |
2013 |
Грузовые (в т.ч. СКГШ) |
20,97 |
23,42 |
18,44 |
Сельскохозяйственные |
9,53 |
10,57 |
10,79 |
Легковые |
69,50 |
66,01 |
70,77 |
Анализируя данные приведенные в таблице 4.1 можно сделать вывод, что лидирующее положение на протяжении последних лет по удельному весу в объеме производства занимают легковые шины, их доля колеблется в пределах 69,5 – 70,77 %.
Удельный вес продукции химической и нефтехимической отрасли в общем объеме продукции промышленности в 2013 году составляет 12,1%. Удельный вес продукции ОАО «Белшина» в общем объеме химической и нефтехимической промышленности в 2013 году составляет 13,2%.
Основными потребителями продукции на внутреннем рынке являются крупнейшие предприятия республики: ПО «БелАЗ», «МАЗ», «МТЗ», «МЗКТ», РУП «Гомсельмаш», ОАО «Амкодор» и другие.
С целью совершенствования сбытовой сети, а также расширения географии поставок, наращивания объемов реализации и приближения к потребителю шинной продукции предприятие приняло решение об открытии на территории стран СНГ и дальнего зарубежья собственной товаропроводящей сети[7]
ОАО «Белшина» также осуществляет реализацию продукции через товаропроводящую сеть концерна «Белнефтехим»: Россия, Украина, Китай, Польша.
Общество поддерживает деловые взаимовыгодные отношения с более 70 странами и открыто для взаимовыгодного делового сотрудничества. В их число входят все страны СНГ, а также страны Европы, Азии, Америки и Африки, Австралии и др.
Продукция предприятия реализуется на территории РБ и за рубежом более чем в 70 странах мира. Экспорт продукции составляет более 60% в общем объеме продаж. Основным внешнеторговым партнером является Россия, на долю которой приходится 41% экспортных поставок.
Рисунок 4.2− Объем продаж - всего в стоимостном выражении (по рынкам сбыта) ОАО «Белшина» в разрезе стран за 2013 год
Основными потребителями продукции ОАО «Белшина» на Российском рынке являются: ООО «Трейд-Кис» г. Смоленск, ООО «Технотрейд» г. Брянск, ОАО «Шинромгрупп» г. Москва, ООО «ПромАвтоРесурс» г. Москва, ЧП Носов г. Курск, ИП «Ахвердов» г. Ростов-на-Дону, ЗАО «Кампания Бурлесон» г. Москва, ООО «Белнефтехим-РОСС» г. Москва, ООО «Югшинсервис» г. Белореченск, ООО «Фаянс» г. Тольятти и др.
Большая часть шин, поставляемая в РФ – 71,4 % шины для грузовых автомобилей и автобусов, в том числе 21,2 % – сверхкрупногабаритные шины, 21,7 % – шины для легковых автомобилей, шины для сельскохозяйственной техники и прочая продукции – 6,7 и 0,2 %. При реализации шинной продукции наиболее привлекательным по доходности для ОАО «Белшина» являются рынки Беларуси и Дальнего зарубежья.
При реализации шинной продукции наиболее привлекательным по доходности для ОАО «Белшина» являются рынки Беларуси и Дальнего зарубежья. Российская федерация интересна в первую очередь с точки зрения емкости данного рынка.
В таблице 4.2 представлены данные за 2012-2013 года по объему выпущенной продукции и ее экспорту.
Таблица 4.2 – Реализация продукции ОАО «Белшина» на целевые рынки
Наименование |
2012 год |
2013 год | ||||
тыс. шт |
уд. вес,% |
темп роста к 2011 г.,% |
тыс. шт |
уд. вес,% |
темп роста к 2012 г.,% | |
1.Объем производства продукции |
5300,222 |
100 |
95 |
5679,596 |
100 |
107,2 |
2.Всего отгрузка в т.ч.: |
5462,674 |
100 |
97,4 |
5569,596 |
100 |
101,9 |
2.1 РБ |
1441,024 |
26,4 |
99,5 |
1683,403 |
30,2 |
116,8 |
2.2 Страны СНГ |
3666,537 |
67,1 |
90,8 |
3636,680 |
65,3 |
99,2 |
2.3 Дальнее зарубежье |
355,113 |
6,5 |
191,7 |
249,513 |
4,5 |
70,3 |
3.Объем экспорта, тыс.шт. |
4021,650 |
73,6 |
96,6 |
3886,193 |
69,8 |
96,6 |
3.1Объем экспорта,т.$ |
510639,5 |
- |
- |
694550,3 |
- |
- |
Из данных таблицы 4.2 видно, что в период 2012-2013 годы объемы отгрузки продукции на экспорт составляют от 69,8 % в 2013 году до 73,6 % в 2012 году. Отгрузка на экспорт снизилась из-за растущих объемов реализации на внутреннем рынке на 3,8 процентных пункта за 2012–2013 гг.
Конкуренция среди производителей шин обостряется как на внешнем, так и на внутреннем рынках, на сегментах шин для легковых, грузовых и большегрузных автомобилей, автобусов, троллейбусов, подъемно-транспортных и строительно-монтажных машин и механизмов, тракторов и сельхозтехники.
Для рынка шин характерен высокий уровень конкуренции со стороны российских компаний, а также «Мишлен» (Франция), «Бриджстоун» (Япония), «Гудьер» (США), «Континенталь»(Германия).
Основные конкуренты, которые продают аналогичные шины:
Легковые шины: Нижнекамский, Белоцерковский, Омский Московский, Кировский, Волжский шинные заводы, «Мишлен» (Франция), «Бриджстоун» (Япония), «Гудьир» (США), «Континенталь» (ФРГ) и другие.
Грузовые шины: Нижнекамский, Ярославский, Омский, Волжский шинные заводы.
Сельскохозяйственные шины: Волжский, Днепропетровский, Ярославский шинные заводы, «Таурус» (Венгрия), «Барум» (Чехия).
Строительно-дорожные шины: Днепропетровский, Волжский, Ярославский, Воронежский шинные заводы.
Сверхкрупногабаритные шины:«Мишлен» (Франция), «Бриджстоун» (Япония), «Гудьир» (США).
С целью анализа деятельности предприятия в рамках рыночной структуры, а также выявления его сильных и слабых сторон, внешних возможностей и угроз, воспользуемся SWOT-анализом. Результаты произведённого SWOT – анализа предоставлены в таблице 4.3.
Таблица 4.3 – SWOT-анализ деятельности ОАО «Белшина»
Возможности |
Угрозы | |
1.Расширение ассортимента продукции |
1.Увеличение числа 2. Замедление развития рынка 3. Растущая требовательность покупателей и поставщиков 4. Неблагоприятное изменение курсов иностранных валют | |
Сильные стороны | ||
1.Хорошая репутация 2.Отлаженная сбытовая сеть 3.Широкий ассортимент продукции 4.Высокая квалификация персонала 5.Многолетний опыт работы на рынке 6.Хорошие деловые связи с потребителями 7.Завоеванная доля рынка 8.Монопольное положение по ряду типоразмеров шин даже на мировом рынке 9.Наличие производственных мощностей, позволяющих поддержать новое производство за счет существующего оборудования 10.Высокое качество продукции,
соответствующее европейскому |
Расширение ассортимента продукции за счет отлаженной сбытовой сети, высокой квалификации персонала, наличия спроса на продукцию, сложившегося имиджа предприятия |
Монопольное положение по ряду типоразмеров шин на мировом рынке позволяет функционировать при замедлении роста рынка и возрастающем конкурентном давлении. Высокая квалификация персонала позволит удовлетворить растущую требовательность покупателей и поставщиков |
Продолжение таблицы 4.3
11.Спрос на продукцию
достаточно высок и имеет 12.Положительная тенденция
роста производства данной 13.Сложившийся имидж |
||
Слабые стороны | ||
1.Почти полное отсутствие
отечественных поставщиков 2.Низкий уровень сервиса 3.Неучастие персонала
в принятии управленческих 4.Высокий процент износа основных фондов 5.Неполная загруженность производственных мощностей 6.Наличие старого, изношенного оборудования на предприятии 7.Трудности в организации
сбыта большого объема 8.Существующая низкая
эффективность процесса 9.Снижение общей 10.Недостаточная работа по проведению маркетинговых исследований, организации рекламы |
За счет расширения ассортимента продукции увеличить загруженность производственных мощностей |
Высокий процент износа основных фондов и устаревания оборудования создаёт проблемы в развитии производства и выпуску новой продукции |
ОАО “Белшина” имеет торговые связи со многими государствами мира. Для расширения экспорта продукции и географии сбыта продолжается работа по развитию и расширению сбытовой сети, а также по организации совместно с дистрибьюторами и дилерами рекламных компаний продукции, информированию
потребителей о параметрах товаров и услуг, разъяснению, где могут приобретаться
товары и услуги; размещению информации на «Информационно-поисковых системах» в сети Интернет, участию в специализированных международных выставках и ярмарках; организации систематического поступления от дилеров маркетинговой информации о состоянии спроса и предложения в регионах, об отзывах потребителей о техническом уровне и качестве изделий, о конкурирующих товарах и уровнях цен на них.
Для реализации продукции на шинных рынках России, Украины, Казахстана, Прибалтики в настоящее время действует сеть собственных торговых организаций ОАО «Белшина»: 8 Торговых Домов в Российской Федерации (Краснодар, Н.Новгород, Петрозаводск, Смоленск, Курск, Иркутск, Тюмень, Челябинск), Усть-Каменогорск (Казахстан), Донецк (Украина).
Таблица 4.4− Объем продаж в разрезе рынков сбыта и ТПСБНХ, тыс. шт
Рынок |
Общий объем реализации на рынок |
Объем реализации в адрес ТПСБНХ |
Доля ТПСБНХ в общей отгрузке на рынок, % |
Китай |
0,074 |
0,056 |
75,7 |
Польша |
3,855 |
3,855 |
100 |
Турция |
1,000 |
0 |
- |
Россия |
2105,083 |
254,421 |
12,1 |
Украина |
813,193 |
9,487 |
1,2 |
ОАО «Белшина» с каждым годом расширяет свою товаропроводящую сеть и увеличивает с каждым годом объем реализации. Общество также осуществляет реализацию продукции через товаропроводящую сеть концерна «Белнефтехим»: Россия, Украина, Китай, Польша и Турция.
Таблица 4.5 - Объем продаж в разрезе рынков сбыта и ТПСБНХ, тыс. долл
Рынок |
Общий объем реализации на рынок |
Объем реализации в адрес ТПСБНХ |
Доля ТПСБНХ в общей отгрузке на рынок, % |
Китай |
1350,5 |
1096,4 |
81,2 |
Польша |
1714,5 |
1714,5 |
100 |
Турция |
250,0 |
0,000 |
- |
Россия |
347143,0 |
64123,7 |
18,5 |
Украина |
37927,4 |
1882,7 |
5,0 |
Принципы построения сбытовой сети ОАО «Белшина»:
Информация о работе Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности