Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:52, курсовая работа
Наряду с Александром Гершенкроном и Саймоном Кузнецом (оба, кстати, выходцы из России) Норт стоял у истоков современных исследований в области экономической истории - большое количество известнейших ныне ученых прошло его школу. Но если ранние работы Норта были посвящены таким конкретным проблемам, как например динамика цен и заработной платы в средневековой Англии [7], рост благосостояния американцев в XVII-XIX вв. [3] или оценка эффективности океанского судоходства [4], то впоследствии он один из первых стал проводить межстрановые сопоставления и количественные оценки различных стратегий экономического роста [9, II]. От большинства других экономических историков (в том числе от Фогеля) Норта отличает стремление не столько к количественным и статистическим оценкам экономических параметров и не к построению контрфактических моделей, а к анализу реальных исторических явлений и событий и поиску их объяснений
Введение………………………………………………………………………………….….3
1.Биография Дугласа Норта……..…………………………………………..………………...4
2. Теория государства………………………………………………………………...…….….5
3. Простая неоклассическая теория государства Д.Норта…………………………….….…8
4. Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики……..…11
5. Институциональные изменения………………………………………….…………….….14
6. Адаптивная эффективность и современная технология………..…………………….….16
7. Идеология, выбор и адаптивная эффективность……………………………...…….……17
8. Зависимость от выбранной траектории………………………………………………..….18
9.Понимание экономики переходного периода……………………………………………..19
10. Вторая экономическая революция……………………………………………………….26
11. Бюрократия как основа формирования правящей элиты в современной России…….29
12. Коррупция во взаимоотношениях граждан и власти: Социальная основа и формы проявления. 37
13. Концепция коммуникативного государства и Российский политический процесс. 46
Заключение. Концепция институтов и институциональных изменений
ДУГЛАСА НОРТА: Глазами теоретика права……...………………...…………………51
Список использованной литературы:………………………
трактоваться не как обмен «пучка» прав, или чего бы то ни было на некоторую де-
нежную сумму, а как сложное взаимное волеизъявление, соответствующее закону, за-
ключённое в определённой форме с учётом интересов третьих лиц, и порождающее
систему отношений: субъекты-объекты-права-
Чисто экономический взгляд на природу социальных отношений вообще никогда
не оставляет Норта, распространяясь и на сферу политики. На с. 7 мы встречаемся
со знаменательным, в этом плане, пассажем: «Эволюция политических систем от абсо-
лютных правителей к демократическим правительствам обычно рассматривается как
движение в сторону большей политической эффективности. В том смысле, что демок-
ратическое правительство дает все более и более широкий доступ общественности к
процессу принятия политических решений, ликвидирует возможности конфискации
богатства по произволу правителя
и развивает механизмы
дисциплины с помощью независимой судебной системы – в этом смысле результат
эволюции политической системы действительно является шагом в направлении боль-
шей политической эффективности. Но было бы неверно рассматривать этот резуль-
тат как возникновение эффективных политических рынков, понимаемых так же, как
мы понимаем эффективные экономические рынки». Видно, что здесь весьма прямоли-
нейно, и, притом, совершенно искусственно экономические конструкции переносятся
на политические.
К выводам, противоречащим тем, которые сделал сам Норт, должно привести и
последовательное развитие тех мыслей, которые он высказал, рассматривая пробле-
му эффективности «неперсонифицированного» обмена без внешнего контроля. Норт
по этому поводу пишет: «При торговых сделках, требовавших перевозки товаров на
дальние расстояния и протекавших в условиях неперсонифицированного обмена,
одним из механизмов, обеспечивающих выполнение соглашений, было поддержа ние высокой репутации, позволяющей экономить издержки получения информации.
Родственные связи, личная верность, группы меньшинств, сплачиваемые общими ве-
рованиями против враждебного мира, – все это создавало такие условия, которые де-
лали выгодным соблюдение соглашений» . Из этого должен следовать вывод
о том, что в условиях неперсонифицированного обмена наилучшие гарантии созда-
ются при девиантном, с точке зрения смысла системы, самопозиционировании, выра-
жающемся, как раз, в стремлении к максимально возможной персонификации. Но это
значит, что от государства разумнее требовать создания информационной среды, чем
системы контроля и наказаний за нарушение контрактов. Тем более что, нельзя, как это делает Норт фактически рассматривать право только как систему, с помощью которой государство следит за выполнением контрактов. Мы не можем оставить за скобками государственное регулирование самих контрактов, нормативное утверждение юридической концепции договора, и пр. Однако, всё, что говорится по этому поводу, у Норта, слишком лаконично и прямолинейно: «Иерархическая система правил – конституции, статуты, обычное право (и даже второстепенные правовые нормы) – в совокупности определяет формальную структуру прав в конкретном акте обмена. Более того, когда заключается контракт, его участники в неявном виде принимают во внимание механизмы, обеспечивающие контроль и соблюдение контракта». Норт предусматривает ситуацию, при которой даже в случае хорошего развития юрисдикции может быть затруднительным делом установить сам факт нарушения контракта. Он, кажется, не понимает всей сложности правовой среды. В условиях развитой правовой системы и современного гражданского законодательства, иногда трудность представляет установление самого факта заключения контракта. Внешний контроль с усложнением рыночных отношений требует усложнения гражданского законодательства, что влечёт за собой катастрофическое понижение эффективности и повышение себестоимости услуг «специализированных организаций и лиц». Норт призывает к установлению положения вещей, при котором «результат дела зависит от обоснованности иска», а не от чужих интересов. Как просто он видит проблему!
В современных условиях даже вне посторонних интересов, формально-юридическая
обоснованность иска – сложное, громоздкое и дорогостоящее предприятие! И про-
блема в этом, а не только в невозможности незаинтересованной деятельности пред-
ставителей государства, как полагает Норт.
Недостаточное понимание Нортом действительной роли права приводит его к
формулированию странной социальной программы : «Что может заставить
политический рынок
делью нулевых трансакционных издержек экономического обмена? На этот вопрос
нетрудно ответить. Необходимо ввести такое законодательство, которое позволяет
увеличить совокупный доход и при котором общий выигрыш победителей уравнове-
шивает общую потерю побежденных. Причем этот баланс достигается на таком низ-
ком уровне трансакционных издержек, который приемлем для обеих сторон». Эта формула, если внимательно в неё вчитаться, никакого специфического отношения к современной общественной среде не имеет, поскольку по своему смыслу может относиться и к феодальному, и даже к рабовладельческому законодательству.
Нам остаётся сделать ещё пару замечаний по поводу концепции Норта.
Концепция эта исходит
из предположения о том, что эффективность
обмена зависит от взаимной информированности
игроков и эффективности
как формальных, так
и неформальных. Отсюда игровые
параллели «футбольного» типа. Однако
в условиях современной
Увы! – прибыль с экономической точки зрения не может быть законной, или
незаконной. Любой вид деятельности, объективно выгодный экономически, будет
осуществляться независимо ни от чего. Поэтому полный синтез экономики и юрисп-
руденции невозможен. Приходится признать, что это же касается и политики. Воз-
можно, связи с этим может и должна иметь место теория «контринститутов»? Ведь
сам Норт приводит пример того, какими изящными были способы преодоления мер
против ростовщичества.
Норт, подчеркнём это ещё раз, рассматривает институты всё же, как экономист, с
точки зрения их эффективности. Юридический же подход требует привлечения иных
категорий, например, справедливости. К примеру, всякий ли безбилетник действи-
тельно является безбилетником? А если его трудовой вклад в общественное благосо-
стояние велик, зарплата ничтожно мала, а цена билета неоправданно высока?...
Всё сказанное выше приводит нас к выводу о том, что если и возможен синтез
экономической науки и юриспруденции, то возможен он вовсе не на основе нортовс-
кой концепции институциональных изменений.
Список использованной литературы:
1. Дуглас Норт, лекционное выступление Д. Норта 7 марта 1997 г.,
2. Я.И. Кузьминов, М.М. Юдкевич. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, 2002
3. Кола Д. Политическая социология. М., 2001.
4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Доклады Центра эмпирических политических исследований СПБГУ . Выпуск 8 .А.В. Макарин. В.Л. Римский. А.О. Зиновьев. Под редакцией д-ра филос. наук Г.П.Артёмова Издательство С.-Петербургского Университета 2007г.
5. Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России: Вехи эволюции. М., 2006.
6. Гаман-Голутвина О.В. Российские партии на выборах: картель «хватай всех» // Полис. 2004. № 1.
7. Римский В.Л. Системность российской коррупции и возможности противодействия ей // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 6 июня 2007 г.). М., 2007.
8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и экономические достижения. М., 1997.
9. http://www.lifexchange.ru « Лайф Капитал»
10. http://www.peoples.ru «Люди peoples»
11. http://knigi-uchebniki.c
А.В. Макарин. 2007г.
1 В статье представлены авторские интерпретации результатов исследований коррупции, проводимых Фондом ИНДЕМ с 1999 по 2007 год. С методиками и результатами этих исследований можно познакомиться на сайте www.anti-corr.ru
© В.Л. Римский, 2007
© А.О. Зиновьев, 2007