Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:52, курсовая работа
Наряду с Александром Гершенкроном и Саймоном Кузнецом (оба, кстати, выходцы из России) Норт стоял у истоков современных исследований в области экономической истории - большое количество известнейших ныне ученых прошло его школу. Но если ранние работы Норта были посвящены таким конкретным проблемам, как например динамика цен и заработной платы в средневековой Англии [7], рост благосостояния американцев в XVII-XIX вв. [3] или оценка эффективности океанского судоходства [4], то впоследствии он один из первых стал проводить межстрановые сопоставления и количественные оценки различных стратегий экономического роста [9, II]. От большинства других экономических историков (в том числе от Фогеля) Норта отличает стремление не столько к количественным и статистическим оценкам экономических параметров и не к построению контрфактических моделей, а к анализу реальных исторических явлений и событий и поиску их объяснений
Введение………………………………………………………………………………….….3
1.Биография Дугласа Норта……..…………………………………………..………………...4
2. Теория государства………………………………………………………………...…….….5
3. Простая неоклассическая теория государства Д.Норта…………………………….….…8
4. Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики……..…11
5. Институциональные изменения………………………………………….…………….….14
6. Адаптивная эффективность и современная технология………..…………………….….16
7. Идеология, выбор и адаптивная эффективность……………………………...…….……17
8. Зависимость от выбранной траектории………………………………………………..….18
9.Понимание экономики переходного периода……………………………………………..19
10. Вторая экономическая революция……………………………………………………….26
11. Бюрократия как основа формирования правящей элиты в современной России…….29
12. Коррупция во взаимоотношениях граждан и власти: Социальная основа и формы проявления. 37
13. Концепция коммуникативного государства и Российский политический процесс. 46
Заключение. Концепция институтов и институциональных изменений
ДУГЛАСА НОРТА: Глазами теоретика права……...………………...…………………51
Список использованной литературы:………………………
Другая характеристика этой новой технологии - это тот факт, что она требует достаточно крупных инвестиций в основной капитал, который имеет достаточно продолжительный срок использования, и также она требует низкой альтернативной стоимости отходов. В результате процесс обмена, который описывается в контрактах, должен быть продлен на более длительный период времени, что влечет за собой неуверенность по поводу будущих цен и издержек, по поводу возможности оппортунистического поведения одной из сторон, заключающих сделку. Все эти проблемы порождают многочисленные организационные дилеммы. Прежде всего, требуется гораздо больше ресурсов для измерения качества готовой продукции. Сортировка, аттестация, торговые марки, гарантии, и лицензирование - все это дорогостоящие и несовершенные устройства по измерению качества товаров и услуг. Несмотря на их существование, приходится учитывать трудность определения издержек, например, по автомобильному ремонту, по оценке характеристик безопасности изделия, качества медицинских услуг или качества образования. Во-вторых, производство какой-то совокупной продукции, работа в команде имеет свои преимущества за счет экономии на масштабе, но это достигается за счет отчуждения рабочего и различного рода уклонений. «Дисциплина» на фабрике - это просто как бы ответ на проблему осуществления контроля, управления и избежания уклонений в рамках работы в коллективе, в команде. С точки зрения предпринимателя, дисциплина просто состоит из набора правил, инструкций, стимулов и наказания, которые способствуют эффективному производству. Инновации, такие как время работы и степень обучения, - это просто способы измерения качества выполнения индивидуальной работы. С точки зрения рабочего, это просто жесткие методы, которые способствуют ускорению производственного процесса и росту эксплуатации. Так как нет общепринятого измерителя качества и эффективности производственного процесса, то оба правы. В-третьих, потенциальная возможность получения прибыли за счет оппортунистического поведения растет и ведет к появлению некоторой стратегии в поведении как в пределах фирмы (например, в отношениях «принципал-агент»), так и в контрактных отношениях между фирмами. И на рынке факторов производства, и на рынке готовых товаров и услуг выгода от невыполнения обязательств или невыполнения сроков соглашения достаточно велика. В-четвертых, увеличение масштабов производства и количества контрактов приводит ко всем известным проблемам бюрократизма. Увеличение количества правил и инструкций внутри больших организаций для контроля, пресечения уклонений и решения проблемы «принципала-агента» приводят к жесткости, снижению дохода и потери гибкости, которая, несомненно, очень важна для эффективности производственного процесса. И, наконец, существуют внешние эффекты: это некоторые неоцененные затраты, которые нашли свое отражение в современной проблеме загрязнения окружающей среды. Взаимосвязь специализации и разделения труда увеличивает необходимость переложения затрат на третьих лиц. Для извлечения максимальной выгоды из этой технологии необходимыми являются институциональная и организационная реструктуризация, причем эти изменения должны быть более фундаментальными, чем просто преобразования экономической организации. Должна быть изменена вся совокупная структура обществ. Эта технология и связанная с ней экономия от масштаба влекут за собой специализацию, поминутное разделение труда, неперсонифицированный обмен и урбанизацию общества. Были разрушены все прежние неформальные ограничения в отношениях в семье, индивидуальных связях и повторных персонифицированных обменах. На самом деле основные традиционные функции семьи - образование, занятость (семейные предприятия) и страхование - были устранены или строго ограничены. На смену им пришли новые формальные правила и организации, а также возросшая роль правительства и государства.
11. БЮРОКРАТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
ПРАВЯЩЕЙ ЭЛИТЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.
В настоящее время отечественная политическая наука активно пользуется понятием «политическая элита», хотя по отношению к начальному периоду «радикальных» преобразований конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века сущность правящего слоя наиболее адекватно определялась такими терминами, как «номенклатура», «политбюрократия», «новый класс», «правящий класс» или «господствующий класс». В 90-е годы ХХ века, когда произошло видоизменение правящего слоя, на это отреагировала и политическая наука – в результате прежние наименования партбюрократии и номенклатуры стали постепенно замещаться понятием «элита». Ныне понятие «элита» применяется в отечественной политической науке в очень широком историческом диапазоне. Например, О.В. Гаман-Голутвина рассматривает правящий класс России: от боярства до советской номенклатуры и современного образа этого класса – через призму элиты. Она определяет политическую элиту как «внутренне сплоченную социальную общность, являющуюся субъектом принятия важнейших стратегических решений и обладающую необходимым для этого ресурсным потенциалом» (Гаман-Голутвина 2006, 10).
В социально-политической системе СССР существовали только две общественные группы – управляющие и управляемые. Основную властную роль в политической жизни играла, разумеется, первая группа. Политическая бюрократия представляла собой движущую силу советского общества. Кризис политической бюрократии свидетельствовал и о кризисе всего советского чиновничества, не сумевшего доказать обоснованность своих претензий на построение новой, более прогрессивной по сравнению с буржуазной, социально-экономической системы. Вследствие поиска выхода из кризиса советская бюрократия позволила выйти на политическое поле новой социальной силе – интеллигенции, слою людей, который сформировался в недрах советского общества, но державшемуся несколько автономно от привычной дихотомии «управляющие – управляемые». Интеллигенция и составила социальную основу многопартийности образца 1989–1991 гг., сводившуюся главным образом к совокупности «партий» и движений демократической ориентации (в различных модификациях – от социал-демократических до либерально-кон-сервативных). До начала постперестройки (1991 г.) интеллигенция пользовалась заметным кредитом доверия со стороны общества и по степени воздействия на общественное сознание почти на равных конкурировала с бюрократией. Однако организационно-политический потенциал интеллигенции был не таким значительным, чтобы созданные на ее базе политические партии и движения могли принять серьезное участие в борьбе за власть. Интеллигентский характер новообразованных партийных структур обусловил их низкий уровень организованности и отсутствие кадров, которые обладали бы достаточным опытом государственного управления. Соответственно новорожденная многопартийность была слаба, чтобы оказывать влияние на формирование государственной политики.
Естественным следствием такого положения стало то, что в постперестроечный период соотношение между интеллигенцией и бюрократией изменилось не в пользу первой. Российская многопартийность перестала носить сугубо интеллигентский характер. Более того, она все больше становилась местом приложения сил различных групп чиновничества. В самом общем виде эти группы можно обозначить такими понятиями, как «старые чиновники» и «новые чиновники». В этой сфере у бюрократии в начале 90-х годов почти не было конкурентов, которые могли реально влиять на государственную политику. Борьба за власть в это время проходила между названными основными группами чиновничества (Бойков, Ожиганов).
Все изменения в организации власти, происходившие при либерализации коммунистической политической системы и после ее преобразования, не являлись результатом осуществления продуманной стратегической программы, а были ответом на ситуативные потребности, конъюнктуру политической борьбы. Этот процесс происходил, по преимуществу, стихийно, под давлением текущих обстоятельств, когда властные структуры принимали решения, опираясь на имеющиеся законы и расстановку социально-политических сил. При этом во всех изменениях прослеживается определенная логика, в соответствии с которой трансформирование институтов государства подчинялось ряду важных факторов, среди которых можно выделить, во-первых, эволюцию политических настроений и предпочтений в обществе; во вторых, функциональную способность или неспособность властных структур «по-советски» решать недостаточно исследованные новые задачи. Наконец, третий фактор – это интересы отдельных элитных групп и лидеров, а также унаследованная ими политическая культура (Клямкин, 63–64). В политическом отношении правящий класс России недостаточно четко осознавал, «что из себя на практике представляет либеральная демократия, какие институциональные ограничения она несет. Бывшая партийная номенклатура, в одночасье ставшая элитообразующей группой в условиях постсоветских экономических и политических трансформаций, имела самые поверхностные представления о механизмах демократии и рынка. В ее политическом сознании спокойно уживались друг с другом и либерально-демократические, и национально-патриотические, и социал-демократические ценности и нормы. А ее политическая практика включала в себя разнообразный опыт деятельности в разных институциональных средах» (Елисеев, 72–73). Как следствие элитные позиции в постсоветском социальном пространстве оказались замещенными индивидами, входившими прежде в номенклатуру или в число резервных кадров, сформированных соответствующими комитетами КПСС. Число тех, кто вошел в новую политическую элиту, не будучи раньше в номенклатуре или кадровом резерве, крайне незначительно (Ильин, 125; Куколев, 85–86; Слепцов, Куколев, Рысакова, 118–128; Крыштановская 2003, 5).
Освободившись в 1990 г. во время «демократизации» от контроля со стороны КПСС, бюрократия к началу радикальных преобразований наиболее полно и последовательно, в сравнении с другими социальными группами, представляла свои интересы в области политики и экономики, так как сохранила функции административного управления. Процессы федерального и регионального изменения, включая элитообразование, происходили в направлении самоорганизации и саморазвития. В 90-е годы позиции регионов и региональных элит усилились, как укрепилось и положение федеральных элитных группировок, главным образом, в решении проблемы приватизации. Причем эта элита характеризуется не только преемственностью внутри номенклатуры, но она состоит из представителей прежней политбюрократии и владельцев «новой собственности», образующих социальные группы, в значительной степени криминальные по своей сущности. Несмотря на то, что в России «богатые люди есть, класс капиталистов едва ли появился» (Уайт, 24).
Либеральная демократизация, осуществленная
советской номенклатурой на российском
социальном пространстве, предопределила
и форму приватизации государственной
собственности (Руткевич, 4). «Зарождение
и становление высшего класса в России
– результат совместных усилий российской
бюрократии и наиболее способной, пробивной,
авантюрной и удачливой части буржуазии
и ее окружения» (Беленький, 15). По мнению
большинства российских граждан, капитализация
в нашей стране приняла «криминально-чиновничий
характер» (Левашов 2004, 36; Левашов 2007, 58).
Особенностью постсоветской эволюции
элит является то, что, начиная с середины
90-х годов, крупнейшие корпоративные и
финансовые капиталы не просто делегировали
представительство своих интересов группам
давления, но и сами выступали ведущими
акторами политического процесса. Наиболее
заметным социальным эффектом неолиберальных
рыночных реформ 90-х годов ХХ века, осуществленных
«по-российски», явилась «капитализация»
и, одновременно, «феодализация» (Гуторов,
67–68) номенклатурных по происхождению
правящих групп, что способствовало дальнейшему
развитию патримониального бюрократического
капитализма. Одновременно с этим «клиентарно-олигархический»
способ включения во власть представителей
деловых кругов воспроизвел и закрепил
патримониально-бюрократический и монополистически-
Современная российская действительность, как и в 90-е годы ХХ века, решает еще одну проблему, и не только на уровне функционирования политической элиты и бюрократии, но и на уровне политической системы в целом, которая соединяет две ступени определения динамики и стратегии развития нашего общества (Лепехин, 66–67; Кордонский). Первая и высшая иерархическая структура включает в себя формальные институты – официальные партии и другие политические организации, российское Федеральное собрание, Межпарламентскую ассамблею стран СНГ, совещательные структуры при Президенте или Правительстве и т.д., иначе говоря, те институты, которые связаны или могут быть связаны с новым «демократическим дискурсом», стратегией и законом. Вторая и «невидимая» часть российской политической системы проявляется как неформальная, теневая и нелегальная. Эта структура согласует основные интересы субъектов политики как в вопросах подготовки большинства публичных решений, так и в процессе их принятия и осуществления. В данный процесс вовлечены «группы интересов» или, точнее, «группы давления». Эти группы имеют свою структуру и иерархию, но не формализованную, которая принята в системе публичной власти, т.е. без юридического статуса, формального членства или государственной регистрации. В данном процессе участвуют и формальные институты – аппараты Президента, Правительства, министерств, губернаторов или мэров и т.д. и их руководители. Но эти структуры действуют не на формальном, определенном их юридическим статусом – представительском или правительственном, а на неформальном, личностном уровне, преследуя узкокорпоративные цели. Сочетание формальных и неформальных, публичных и теневых, легитимных и «коридорных» институтов, форм и отношений, методов и механизмов принятия решений – естественная практика любого режима. Специфика российской политической системы заключается в том, что неформальное поле значительно сильнее формальных отношений.
По формальным составляющим наше общество можно сравнить с аналогами иных «демократий». По неформальным же составляющим слабые институты гражданского общества и государства действуют по прежней «советской», но ушедшей в «тень» форме взаимоотношений. Например, в области экономики или политики, как и прежде, многое зависит от места, занимаемого политиком, чиновником или олигархом в нелегальной иерархии.
Противоречие между двумя уровнями принятия решений также имеет немаловажное значение в жизни современного российского общества. Не только различные стратегии, позиции или идеологии находятся в основе политической борьбы, но и неформальные институты, при помощи которых реализуется «управление управлением», «руководство» или «общее управление». Поэтому и нелегальность воспроизводится в форме конфликтов интересов: исполнительной и законодательной властей, «либеральных демократов» и «левых», «компрадорской буржуазии» и «национальных капиталистов», сторонников рыночной экономики и апологетов бюрократического регулирования, «олигархов» в различных их проявлениях и «гражданских институтов». Двухуровневая система российской власти и управления в некоторой степени производна от советского прошлого, но с определенным отличием. В СССР высшие структуры власти на различных уровнях – «советы народных депутатов», «профсоюзные органы» и иные общественные структуры являлись формальными образованиями, но не лишенными содержательной части. Их формальность проявлялась в том содержании, которое они имели в системе иерархии «советской власти». Общим, т. е. политическим, субъектом в советский период были партийные структуры. Другие политические институты выступали в качестве исполнительных органов по отношению к партийному руководству, но полностью не теряли своего содержания. Соответственно, субъектом и объектом давления со стороны «групп интересов» были преимущественно структуры КПСС. Сегодня приоритетна также не формальная, а содержательная власть бюрократии (в теневом смысле), являющейся основным институтом продвижения групповых интересов. В настоящем в России воспроизводится модель «однопартийной» русской и советской политических систем, в которых конкурировали различные группировки от «партии власти». Но это была и есть борьба учреждений. «… За борьбой партий скрывается противостояние различных фракций кремлевской бюрократии…» (Гаман-Голутвина 2004, 23). Поэтому существование и современных политических партий в России, особенно «партии власти», «подчинено номенклатурно-бюрократическому коду, который содержит в себе не только правило создания, но закон политической смерти партии. Подлинный ультиматум, который в любой момент может выдвинуть партии власти (а, наверное, не только ей) национальная бюрократия и доминирующие клиентальные группы, заключается в самой возможности ее воспроизводства. Партия власти может быть воспроизведена в любом сочетании составляющих ее структур. Это обстоятельство делает ее послушным инструментом в руках правительства и президента, лишает ее функции контроля над их деятельностью, внося дисбаланс в принцип разделения властей» (Елисеев, 80). Как следствие процесс модернизации постсоветской политической системы обозначил проблему минимизации названого противоречия посредством постепенного снижения второй «невидимой», неформальной части и утверждения высшей ее структуры через власть представительную, правительственную, президентскую, судебную и силовую на основе, прежде всего, формального права. В политической науке предлагаются различные модели элитных и социальных трансформаций в России: в форме латентного периода (1985–1989 гг.), периода конверсии (1989–1991 гг.), времени конфронтации (1991–1993 гг.), стабилизационного времени (1993–1998 гг.); ввиду некоторой определенности или неопределенности прошлого и настоящего времени, а также с точки зрения структурных взаимоотношений элиты разделяются на «монолитную», «разъединенную», «консенснусно-единую», «фрагментированную», «идеологически-единую» и др. (Ашин; Гельман, 1999; Елизаров; Гельман, 2006). В российском социально-политическом пространстве не было единых для всех регионов периодов, равным образом не существует и единой характеристики правящего класса. Фактор многонациональности, территориального, экономического, социального и политического многообразия России породил и многообразие форм элитной трансформации, а также способов взаимосвязей этих новообразований в различных регионах нашего государства.