Перспективные направления совершенствования аграрной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в определении приоритетных направлений формирования эффективной аграрной политики Республики Казахстан, обеспечивающей преодоление последствий трансформационного кризиса в аграрной сфере и достижение ее устойчивого функционирования, на основе анализа результатов рыночных преобразований в АПК Республики Казахстан.
Поставленной цели требует решения следующих задач:
- определить роль и место аграрной политики в системе социально-экономической политики государства;
- проанализировать методы государственного регулирования АПК на различных уровнях;
-выявить региональную составляющую аграрной политики в РК;
- проанализировать экономическое развитие и результаты рыночной трансформации АПК Республики Казахстан;

Содержание работы

Введение...........................................................................................................4
Глава I. Теоретические и методологические основы аграрной политики.6
1.1.Аграрная политика как составная часть экономической политики.....
государства.......................................................................................................6
1.2.Механизм реализации государственной политики в аграрном
секторе экономики..........................................................................................14
1.3.Аграрное развитие Западного Казахстана в начале ХХ века............ ..18
Глава 2. Современное состояние и основные направления
аграрной политики..........................................................................................23
2.1.Организация и управленческая структуры «Управления
сельского хозяйства Западно-Казахстанской области»..............................23
2.2.Анализ и состояние агропромышленного комплекса ЗКО..................32
Глава 3.Перспективные направления совершенствования аграрной
политики………………………………………………………………….…47
3.1.Совершенствование аграрной политики в условиях вступления
Казахстана в ВТО..........................................................................................47
3.2. Совершенствование системы управления сельского хозяйства.........49
3.3. Перспективы развития сельского хозяйства региона..........................53
Выводы и предложения.................................................................................57
Список использованной литературы....................

Файлы: 1 файл

Содержание 24 мая аграр.doc

— 690.50 Кб (Скачать файл)

                                           Содержание

Введение...........................................................................................................4

Глава I. Теоретические и методологические основы аграрной политики.6

1.1.Аграрная политика как составная часть экономической политики.....

государства.......................................................................................................6

1.2.Механизм  реализации государственной  политики в аграрном          

секторе экономики..........................................................................................14

1.3.Аграрное развитие Западного  Казахстана в начале ХХ века............ ..18

Глава 2. Современное состояние и основные направления                       

аграрной политики..........................................................................................23

2.1.Организация и управленческая  структуры «Управления                    

сельского хозяйства Западно-Казахстанской области»..............................23

2.2.Анализ и состояние агропромышленного  комплекса ЗКО..................32

Глава 3.Перспективные направления совершенствования  аграрной

политики………………………………………………………………….…47

3.1.Совершенствование аграрной  политики в условиях вступления       

 Казахстана в ВТО..........................................................................................47

3.2. Совершенствование системы управления  сельского хозяйства.........49

3.3. Перспективы развития сельского  хозяйства региона..........................53

Выводы и предложения.................................................................................57

Список использованной литературы............................................................63 

                                                    Введение

      Аграрная политика  – это политика, направленная  на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и обеспечения на этой основе роста жизненного уровня населения и общественного процесса в стране.

       Выделение аграрной  политики как относительно самостоятельной  области в общей экономической  политике государства обусловлено  особенностями сельскохозяйственного  производства, спецификой регулирования  аграрных отношений. В аграрной политике большое внимание должно уделяться достижению более высоких конечных результатов производственной деятельности как в сельском хозяйстве, так и во всем агробизнесе, обеспечению стабильных темпов роста производства, повышению его эффективности и социальному развитию деревни.

      Каждое государство  осуществляет свою агарную политику  в соответствии со своими методами  и целями.

      Казахстан – аграрная  страна, и уровень развития агропромышленного  комплекса всегда выступал и продолжает выступать определяющим фактором экономической и общественно-политической стабильности общества. Являясь одним из приоритетных направлений развития экономики республики, сельское хозяйство располагает огромным потенциалом и большими резервами. Разнообразные климатические условия Казахстана позволяют выращивать почти все культуры умеренного теплового пояса и развивать животноводство. Также сегодня в интернете можно заказать шпагат как оптом так и в розницу.

Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения Казахстана составляет 89,6 млн. га, из них 23,4 млн. га относятся к пахотным землям. Необходимо отметить, что в республике имеются большие запасы пахотно-пригодных земель, при умелом освоении которых можно значительно расширить площади пашни.

     Природно-климатические условия северных и значительной части центральных регионов страны благоприятны для возделывания зерновых культур, и в первую очередь продовольственной пшеницы. Здесь выращиваются сильные и твердые сорта продовольственной пшеницы с высоким содержанием клейковины, пользующейся повышенным спросом на мировых рынках.

      Поэтому эта сфера  на сегодня является одной  из самых перспективных для  инвестиций, так как, по самым  скромным подсчетам, емкость рынков  зерна сопредельных с Казахстаном  стран оценивается примерно в 15 млн. тонн ежегодно.

     В настоящее время  Казахстан уже является мировым  лидером по экспорту муки, а  по экспорту пшеницы входит  в число 10 ведущих экспортеров  мира.

В то же время имеющиеся земельные, трудовые и материальные ресурсы страны при условии перевода отрасли на современные технологии могут в ближайшей перспективе увеличить объемы производства зерна и его экспорта.

     Восточная и юго-восточная  части страны благоприятны для  возделывания масличных и риса.  На юге страны наряду с плодоовощными, бахчевыми культурами традиционно выращивается хлопок.

      Наличие в стране  огромных естественных пастбищных  угодий дает прекрасную возможность производить конкурентоспособную и экологически чистую животноводческую продукцию.

Страна располагает реальными возможностями в ближайшей перспективе удвоить поголовье практически всех видов скота. И если сюда добавить имеющиеся резервы по повышению продуктивности животных, то, безусловно, Казахстан может стать крупным экспортером животноводческой продукции.

Цель дипломной работы  состоит в определении приоритетных направлений формирования эффективной аграрной политики Республики Казахстан, обеспечивающей преодоление последствий трансформационного кризиса в аграрной сфере и достижение ее устойчивого функционирования, на основе анализа результатов рыночных преобразований в АПК Республики Казахстан.

      Поставленной цели  требует решения следующих задач:

- определить роль и место  аграрной политики в системе  социально-экономической политики  государства;

- проанализировать методы государственного регулирования АПК на различных уровнях;

-выявить региональную составляющую  аграрной политики в РК;

- проанализировать экономическое  развитие и результаты рыночной  трансформации АПК Республики Казахстан;

- изучение организационной и управленческой структуры Департамента сельского хозяйства;

- исследование государственной  аграрной политики на примере  Департамента сельского хозяйства;

- анализ основных показателей  сельского хозяйства по области;

-определить перспективные направления совершенствования аграрной политики Республики Казахстан.

      Для исследования  использовались такие методы  как:

   1. Диалектический метод.

2. Монографический метод.

3. Статистические методы и другие  методы научного исследования.

В дипломной работе использовались Законодательные акты, отчеты департамента сельского хозяйства ЗКО за 2009-2011г.г., Положение о деятельности, Региональная программа развития сельского хозяйства области.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические и методологические основы аграрной политики.

 

1.1.Аграрная политика как составная  часть экономической политики  государства

 

       Аграрная политика  – это политика, направленная  на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и обеспечения на этой основе роста жизненного уровня населения и общественного процесса в стране.

      Выделение аграрной  политики как относительно самостоятельной  области в общей экономической  политике государства обусловлено  особенностями сельскохозяйственного производства, спецификой регулирования аграрных отношений. В аграрной политике большое внимание должно уделяться достижению более высоких конечных результатов производственной деятельности как в сельском хозяйстве, так и во всем агробизнесе, обеспечению стабильных темпов роста производства, повышению его эффективности и социальному развитию деревни.

При разработке аграрной политики крайне важно учитывать:

– отношения, возникающие по поводу владения, распоряжения и пользования землей и другими факторами сельскохозяйственного производства;

– спрос и предложение на материально-технические ресурсы, сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие;

– состояние инфраструктуры рынка;

– соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности;

– соотношение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и других групп населения;

– развитие производственной и социальной инфраструктуры на селе;

– необходимость обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для основных социально – демографических и территориальных групп населения.

      Предмет аграрной  политики – это те стороны  социально – экономических отношений  в АПК, которые не могут быть  отрегулированы механизмами рыночной экономики и требуют для своего решения участия государства.

     Методы аграрной политики  – это приемы (инструменты) государственного  регулирования экономики АПК.

Задачами государственного регулирования АПК являются:

– стабилизация и развитие агропромышленного производства;

– обеспечение продовольственной безопасности страны;

– формирование и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

– улучшение продовольственного обеспечения населения;

– поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;

– сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики;

– защита отечественных товаропроизводителей.

      По способу функционирования  различают методы прямого и  косвенного воздействия на аграрную  экономику.

     Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование, при котором субъекты экономики вынуждены принимать решение, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера могут быть названы изменения в налоговом законодательстве, все возможные административные ограничения в области контроля качества продовольствия и т.д.

      Методы прямого  воздействия часто бывают наиболее  эффективными благодаря оперативному достижению экономического результата. Однако у них есть серьезные недостатки, связанные с созданием помех в рыночном процессе.

     Методы косвенного  воздействии проявляются в том, что государство прямо не влияет  на принимаемые субъектами экономики  решение, но создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям экономической и аграрной политике. Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, состояние динамического равновесия.

     По ходу объяснения  аграрной политики рассмотрим  понятие «агробизнес», что означает  все более полное вовлечение  аграрного производства в общий  механизм кругооборота общественного капитала. Он проявляется в разных сферах неодинаково: в сфере АПК – как подчинение промышленным капиталом аграрного производства; в сфере экономики в целом – как подчинение финансовым капиталом АПК.

     Каждое государство  осуществляет свою агарную политику  в соответствии со своими методами  и целями.

    Единая аграрная политика ЕС, например, основывается на системе гарантированных цен и других инструментах регулирования рынка, а также на таможенном протекционизме в торговле с другими странами. В рамках этой политики важная роль отводится механизму цен на продукцию сельского хозяйства, на большинство его товаров установлено не менее трех цен: единая контрольная цена (высший уровень); рыночная цена (определяемая на основе спроса и предложения) и единая закупочная цена или цена «вмешательства» (низший уровень). Если предложение существенно превышает спрос и рыночные цены снижаются до уровня цен «вмешательства», ФЕОГА (через национальные государственные учреждения) начинает скупать эту продукцию, а в случае повышения рыночных цен над контрольными сбывает накопленные запасы.[15]

      Существует та  также и максимальные импортные  или пороговые цены, применяемые  при падении цен внутреннего  рынка, ниже уровня которых ввоз  данного продукта из третьих  стран запрещен. На фонд возложено  поддержание «зеленых» курсов  валют стран-членов, применяющихся только для расчетов в аграрном секторе их экономики. Все страны, рыночные курсы которых ниже «зеленых», при импорте сельскохозяйственных товаров получают от него компенсационные субсидии, а при экспорте вносят –компенсационный налог.

При этом наибольшие суммы в странах ЕС расходуются на поддержание рынков зерна и молочных товаров, т.е. продуктов, определяющих общее состояние и уровень цен рынка продовольствия. ФЕОГА несет также значительные расходы по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. При всей сложности государственного регулирования этого сектора экономики, признанное продовольственное изобилие стран Западной Европы свидетельствует о достаточно высокой его эффективности.[5]

Информация о работе Перспективные направления совершенствования аграрной политики