Перспективные направления совершенствования аграрной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в определении приоритетных направлений формирования эффективной аграрной политики Республики Казахстан, обеспечивающей преодоление последствий трансформационного кризиса в аграрной сфере и достижение ее устойчивого функционирования, на основе анализа результатов рыночных преобразований в АПК Республики Казахстан.
Поставленной цели требует решения следующих задач:
- определить роль и место аграрной политики в системе социально-экономической политики государства;
- проанализировать методы государственного регулирования АПК на различных уровнях;
-выявить региональную составляющую аграрной политики в РК;
- проанализировать экономическое развитие и результаты рыночной трансформации АПК Республики Казахстан;

Содержание работы

Введение...........................................................................................................4
Глава I. Теоретические и методологические основы аграрной политики.6
1.1.Аграрная политика как составная часть экономической политики.....
государства.......................................................................................................6
1.2.Механизм реализации государственной политики в аграрном
секторе экономики..........................................................................................14
1.3.Аграрное развитие Западного Казахстана в начале ХХ века............ ..18
Глава 2. Современное состояние и основные направления
аграрной политики..........................................................................................23
2.1.Организация и управленческая структуры «Управления
сельского хозяйства Западно-Казахстанской области»..............................23
2.2.Анализ и состояние агропромышленного комплекса ЗКО..................32
Глава 3.Перспективные направления совершенствования аграрной
политики………………………………………………………………….…47
3.1.Совершенствование аграрной политики в условиях вступления
Казахстана в ВТО..........................................................................................47
3.2. Совершенствование системы управления сельского хозяйства.........49
3.3. Перспективы развития сельского хозяйства региона..........................53
Выводы и предложения.................................................................................57
Список использованной литературы....................

Файлы: 1 файл

Содержание 24 мая аграр.doc

— 690.50 Кб (Скачать файл)

     Все мы помним время, когда аграрный комплекс нашей страны был представлен различными колхозами и совхозами и функционирование сельского хозяйства обеспечивалось:

во-первых, монополией внешней торговли;

во-вторых, поддержанием определенного соотношения цен на средства производства, потребляемых сельским хозяйством, и на его продукцию.

Например, по данным за 1985–1986 гг., чтобы купить один трактор мощностью 80 л. с., в СССР надо было продать 45-50 т. пшеницы, а в США – 200-210; соответственно для трактора мощностью 150 л. с. – 80-90 и 390-420, хотя сельское хозяйство России по сравнению с американским в пять раз более энергоемко и в четыре раза более металлоемко, что обусловлено природными, социальными, организационно-экономическими и научно-технологическими различиями. Высокий уровень затрат на получение сельхозпродукции в нашей стране требовал постоянного притока огромных объемов дешевых средств производства. На долю бывшего Советского Союза в мировом производстве тракторов приходилось 35-40 %, зерновых комбайнов стандартных типоразмеров – более 50 %. Первое место в мире занимал СССР и в производстве удобрений. Советские капиталовложения в сельское хозяйство значительно превосходили американские по любому сопоставимому счету валют. При всем том эффективность нашего сельскохозяйственного производства в предреформенный период резко падала: так за два десятилетия фондоотдача в отрасли уменьшилась в четыре раза. [18]

     Можно предполагать, что процесс падения эффективности  приостановился бы при достижении  определенного уровня фондооснащенности, большего равновесия в факторах производства и в связи с завершением первоначального периода насыщения ресурсами и их освоения. Существенно и то, что в целом рост сельскохозяйственного производства все же достигался, пусть и ценой больших затрат. Тем не менее нельзя не признать, что в принципе возможности чисто затратного пути развития были уже исчерпаны. Субсидирование производителя в прежних масштабах стало невозможным: требующиеся для этого ресурсы иссякли и не могли появиться в перспективе. Уже этим определялась неизбежность нового курса аграрной политики. Вопрос состоял в том, как ее проводить, и решать его следовало в общем контексте макроэкономических преобразований. [20]

     И с момента обретения независимости Казахстан, как и другие постсоветские государства, приступил к модернизации экономики и реформированию всех секторов экономики. Этот период стал началом становления нового этапа в развитии сельского хозяйства, характеризующимся развитием новых форм собственности и бизнес-формирований в АПК.

Важнейшим результатом проводившихся реформ явилось формирование многоукладной экономики в сельском хозяйстве как одного из стратегических направлений аграрной политики. Однако любые кардинальные преобразования не проходили для экономики государства безболезненно. Нарушение многолетних межрегиональных и межотраслевых хозяйственных связей повлекло за собой кризис в сельском хозяйстве.[15]

     Анализ проводимых  реформ в сельскохозяйственной  отрасли показывает, что формирование  и развитие многоукладной экономики осуществлялось в два этапа: первый этап – период становления (с 1991 по 1999 г.) и второй этап – период роста (с 2000 г.).

Первый этап характеризуется структурной перестройкой АПК. До 1991 года государственная собственность была тормозом на пути к рынку, поскольку обязательным условием для реализации рыночных преобразований является многообразие форм собственности на средства производства, от чего зависит характер рыночного процесса, распределение предметов потребления, обмен и распределение продукции.[12]

      С этой целью  в 1991-м была начата земельная  реформа, под которой понималось изменение отношений собственности на землю, устранение монополии государственной собственности, преобразование колхозов и совхозов в различные организационно-правовые формы. Происходила приватизация государственной земельной собственности, находившейся в пользовании колхозов и совхозов, перераспределение сельхозугодий в пользу крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих кооперативов.[16]

В результате на тот момент экономика достигла того, что в государственном секторе осталось всего 2 925 тыс. га сельхозугодий, тогда как в негосударственном секторе находится 341,1 тыс. га. Произошло уравнительное перераспределение земли из государственной собственности в частную.

В результате проведенных реформ практически прекратился приток капитала в сельскую экономику, сократились объемы производства, резко упал жизненный уровень сельского населения, усилилась социальная напряженность на селе.

В целом по отрасли был получен убыток в сумме 27,5 млрд. тенге, рентабельность растениеводческой продукции составила минус 7,9%, животноводства минус 41,4%. Кредиторская задолженность сельхозтоваропроизводителей достигла 121 млрд. тенге.По причине неплатежеспособности сельского хозяйства во многом осталась невостребованной продукция предприятий сельскохозяйственного машиностроения, химической и других отраслей, неразрывно связанных с селом.

     Сложная ситуация  в сельском хозяйстве в 1997 году  требовала принятия мер по усилению государственной поддержки. В целях укрепления внутренней финансовой стабильности, начиная с 1998 года, в республике начался процесс финансовой реабилитации и санации путем применения процедур банкротства к несостоятельным сельхозформированиям.[17]

     Государством в целях  поддержки сельхозтоваропроизводителей  за 1998–1999 годы были установлены  налоговые льготы – ставка  НДС в размере 10% на ряд товаров, с июля 1998 года введена патентная  система налогообложения для  сельхозтоваропроизводителей, предусматривавшая снижение платежей в бюджет на 80%.[14]

За двадцать лет аграрная политика страны была переориентирована на рыночную основу, в результате чего республика одной из первых на постсоветском пространстве начала проведение глубоких аграрных реформ: сформирована законодательно-правовая база и механизм реализации аграрных реформ, осуществлен переход от государственной к частной форме собственности, что обусловило развитие многоукладной экономики. За годы реформы была проведена персонификация и натурализация земельных долей, законодательно закреплены права и обязанности землепользователей, создана база для развития рыночного оборота земли. В связи с проведением демонополизации системы управления агропромышленным комплексом получили развитие рыночные методы хозяйствования.

Рыночные преобразования в финансово-кредитной и ценовой политике позволили улучшить финансовое состояние агроформирований путем привлечения инвесторов и санации предприятий, микрокредитования, применения договорных цен на производимую продукцию.

     Сложившаяся к началу 2000-х годов ситуация требовала  концептуального определения стратегии  развития аграрного сектора. Основные  ее направления были определены  в Стратегии развития Казахстана  до 2030 года. В рамках Стратегии-2030 Министерством сельского хозяйства была разработана Программа развития сельскохозяйственного производства на 2000–2002 годы, предусматривавшая обеспечение экономического роста в конкурентоспособных отраслях сельскохозяйственного производства, стабилизацию производства основных видов сельскохозяйственной продукции путем применения эффективно реализуемых мер государственной поддержки общего характера и специальных мер.

      В рамках данной  программы была создана законодательная  база государственного регулирования агропромышленного комплекса. С целью расширения залоговой базы при кредитовании сельхозтоваропроизводителей согласно Закону РК «О зерне» внедрена система зерновых расписок.

     Были сделаны первые  шаги для целенаправленного повышения  энерговооруженности сельского хозяйства с участием государства. Создана с участием государства специализированная лизинговая компания АО «КазАгроФинанс», которая на сегодня является единственной государственной компанией, предоставляющей сельскохозяйственную технику, оборудование в лизинг по приемлемым ставкам вознаграждения.

      Сельские товаропроизводители  начали работать в условиях  льготного налогообложения, юридические лица – на основе патента, удешевленного на 80%, крестьянские и фермерские хозяйства – на основе единого земельного налога.

     За счет государства полностью осуществляются мероприятия по борьбе с особо опасными болезнями животных и растений, удешевляется стоимость племенной продукции, элитных семян, минеральных удобрений.

С 2001 года в целях поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей из республиканского бюджета производится субсидирование минеральных удобрений.[8]

     Для кардинального изменения негативной ситуации, сложившейся в племенном животноводстве, был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О племенном животноводстве», которым четко определены основные направления деятельности хозяйствующих субъектов, занятых производством и реализацией племенной продукции.

Кроме того, начаты работы по стимулированию развития животноводства путем продвижения его продукции как на внутренние, так и на внешние рынки.

Начиная с 1999 года в соответствии с рыночными реалиями, взамен ранее действовавшей громоздкой государственной системы ветеринарии, включающей в себя и контрольно-надзорные, и хозяйственно-исполнительские функции, начато построение стройной системы государственного ветеринарного надзора, где хозяйственно-исполнительские функции переданы в конкурентную среду, подконтрольную государственному ветеринарному надзору.

     Однако, несмотря на некоторую стабилизацию ситуации в агропромышленном комплексе, в 2002 году сохранились проблемы переходного периода: износ сельскохозяйственной техники и оборудования по переработке, снижению плодородия почв, несоблюдению агротехнологий, снижению продуктивности пашни и сельскохозяйственных животных, низкой доходности производства и слабая конкурентоспособности производимой продукции.

     Логика дальнейших экономических преобразований требовала перехода на качественно новый уровень роста в аграрной сфере, связанного с формированием рациональной структуры агробизнеса, повышением уровня агротехнологий, переходом к маркетинговой стратегии сельхозпроизводства, импортозамещению на внутреннем рынке, активизации экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья.

     В связи с этим  в 2002 году Глава государства в  своем Послании народу Казахстана объявил предстоящие три года годами возрождения аула и поставил задачу концентрации действий Правительства по развитию села.

Для решения этой задачи была разработана Государственная агропродовольственная программа РК на 2003–2005 годы, основной целью которой являлось обеспечение продовольственной безопасности страны путем формирования эффективного агробизнеса, увеличения объемов производства и продаж конкурентоспособной продукции АПК и рационализации мер государственной поддержки.

     В период реализации  госпрограммы была проведена  большая работа по дальнейшему  расширению и совершенствованию  законодательной базы агропромышленного комплекса, приведению ее в соответствие с нормами международной практики. Особое место в этом ряду занимает принятие Земельного, Водного и Лесного кодексов, создающих принципиально новые условия для развития частной инициативы и позволяющих гражданам разделить с государством ответственность за использование природных ресурсов.

Особо следует подчеркнуть важность института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, зафиксированного в Земельном кодексе. По сути, был сделан исторический шаг в вопросах реформирования земельных отношений и вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в рыночный оборот.[17]

      К началу 2006-го  число действующих сельхозформирований  увеличилось более чем в 30 раз  по сравнению с 1990 годом, при этом  количество крестьянских (фермерских) хозяйств возросло с 324 до 156 978 ед., а число государственных предприятий сократилось с 2 223 ед. в 1990-м до 65 ед. в 2005-м, или в 34 раза.

      Сократилась площадь  используемых землепользователями  сельскохозяйственных угодий в результате отказа хозяйствующих субъектов от низкопродуктивных земель в связи с введением платы за землю. Так, в 2005 году по сравнению с 1990 годом площади используемых землепользователями сельскохозяйственных угодий сократились в 2,5 раза, пашни – в 1,6 раза, сенокосов и пастбищ – в 3 раза.

Период реализации госпрограммы также характеризовался усилением государственной поддержки агропромышленного комплекса. Объемы выделенных финансовых ресурсов на поддержку АПК в полной мере соответствовали параметрам, заложенным в госпрограмме, при этом ежегодный прирост составлял 9–10 млрд. тенге.

      В целях создания  нормальных условий жизнеобеспечения  села на основе оптимизации  сельского расселения в 2003 году  Указом Президента Республики  Казахстан была утверждена Государственная программа развития сельских территорий РК на 2004–2010 годы. Реализация данной программы позволила значительно увеличить количество сельских населенных пунктов с высоким потенциалом развития и снизить долю населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума. Кроме того, для решения вопросов обеспечения населения республики питьевой водой осуществлялась реализация отраслевой программы «Питьевая вода» на 2002–2010 годы.

Информация о работе Перспективные направления совершенствования аграрной политики