Перспективные направления совершенствования аграрной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в определении приоритетных направлений формирования эффективной аграрной политики Республики Казахстан, обеспечивающей преодоление последствий трансформационного кризиса в аграрной сфере и достижение ее устойчивого функционирования, на основе анализа результатов рыночных преобразований в АПК Республики Казахстан.
Поставленной цели требует решения следующих задач:
- определить роль и место аграрной политики в системе социально-экономической политики государства;
- проанализировать методы государственного регулирования АПК на различных уровнях;
-выявить региональную составляющую аграрной политики в РК;
- проанализировать экономическое развитие и результаты рыночной трансформации АПК Республики Казахстан;

Содержание работы

Введение...........................................................................................................4
Глава I. Теоретические и методологические основы аграрной политики.6
1.1.Аграрная политика как составная часть экономической политики.....
государства.......................................................................................................6
1.2.Механизм реализации государственной политики в аграрном
секторе экономики..........................................................................................14
1.3.Аграрное развитие Западного Казахстана в начале ХХ века............ ..18
Глава 2. Современное состояние и основные направления
аграрной политики..........................................................................................23
2.1.Организация и управленческая структуры «Управления
сельского хозяйства Западно-Казахстанской области»..............................23
2.2.Анализ и состояние агропромышленного комплекса ЗКО..................32
Глава 3.Перспективные направления совершенствования аграрной
политики………………………………………………………………….…47
3.1.Совершенствование аграрной политики в условиях вступления
Казахстана в ВТО..........................................................................................47
3.2. Совершенствование системы управления сельского хозяйства.........49
3.3. Перспективы развития сельского хозяйства региона..........................53
Выводы и предложения.................................................................................57
Список использованной литературы....................

Файлы: 1 файл

Содержание 24 мая аграр.doc

— 690.50 Кб (Скачать файл)

Будет проведена  диверсификация производства  в сторону увеличения доли озимых зерновых, масличных и кормовых культур.

Переход на  зональную систему земледелия, адаптированную к засушливым условиям региона,  внедрением в производство  влаго - и ресурсосберегающих технологий, капельного орошения, применением семян высоких репродукций новых урожайных сортов, научно-обоснованных севооборотов.

Удешевление стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ путем субсидирования производства приоритетных культур.

Субсидирование затрат на производство овощей в закрытом грунте.

Удешевление отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям стоимости удобрений (за исключением органических) и гербицидов отечественного производства.

Субсидирование производства, реализации и закупа оригинальных и элитных семян в объемах, обеспечивающих увеличение удельного веса площади, засеваемой элитными семенами в общей площади посева.

Развитие сети семеноводческих хозяйств по производству семян высоких репродукций сельскохозяйственных культур с целью последующего обеспечения ими сельхозтоваропроизводителей.

Проведение химической борьбы против особо опасных вредных организмов и болезней, карантинных вредителей и сорняков.

Субсидирование закладки и выращивания многолетних насаждений плодово-ягодных культур.

Сохранение и улучшение мелиоративного состояния земель.

Субсидирование стоимости услуг по доставке поливной воды сельскохозяйственным  водопользователям.

Содействие созданию кооперативов водопользователей, как важного звена в содержании и эксплуатации внутрихозяйственной сети оросительных систем.

Кредитование сельхозтоваропроизводителей на проведение весенне-полевых и уборочных работ.

Приобретение сельскохозяйственной техники и технологического оборудования по программам лизинга.

В 2015 году планируется расширение посевных картофеля в целом по области до 4,7 тыс.га.

К 2015 году в картофеле по национальным нормам, потребления, также намечается реализовывать за пределы области от 1,0 до 2,0 тыс.тонн овощебахчевых культур идо 1,4 тыс.тонн картофеля.

Программой предусматривается обеспечить в 2011-2015 годах устойчивое развитие животноводства путем:

    • Предусматривается рост численности скота и птицы, объемов производства, повышение продуктивности и качества продукции животноводства  за счет ввода новых животноводческих комплексов, откормочных площадок, реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм, продолжится  развитие племенного животноводства.
    • Субсидирование племенного животноводства и осуществление крупномасштабной селекции в животноводстве.
    • Создание устойчивой кормовой базы и обеспечение полноценного и сбалансированного кормления животных путем увеличения посевных площадей под кормовыми культурами.
    • Стимулирование процессов формирования средне - и крупнотоварного производства в животноводстве, перевода его на промышленную основу.
    • Строительство новых и наращивание мощностей существующих животноводческих производств, основанных на современных технологиях.
    • Обеспечение эпизоотического благополучия на территории области.
    • Строительство убойных пунктов и площадок, скотомогильников.
    • Приведение системы ветеринарии в соответствие с требованиями международных стандартов и обеспечение ветеринарно-санитарного благополучия и пищевой безопасности.

Предусматривается рост производства продукции животновдства на 102.4%, рост численности крупного рогатого скота будет доведен до 456,9 тыс,голов, лошадей до 72,5 тыс. голов , овец и коз до 874,4 тыс,голов.

Производство мяса птицы и яиц будет направленно на удовлетворение спроса внутреннего рынка и вытеснение импорта. В этом направлении в области действуют 2 птицефабрик - ТОО «Уральская птицефабрика» и ТОО «Уральск». На перспективу ТОО «Уральская птицефабрика» планирует довести поголовье птиц к 2010году до 1081 тыс.голов, производство яиц до 68,0 млн.штук в год.

В программе большое значение придается развитию переработке сельскохозяйственной продукции.

Развитие сырьевой базы  и привлечение инвестиций в отрасли переработки позволит обеспечить рост объемов  переработки  сельхозпродукции.

Увеличение доли переработки отечественной сельхозпродукции, путем субсидирования за объем переработанного сырья.

Создание условий для технического и технологического перевооружения перерабатывающих предприятий.

Субсидирование процентных ставок по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами предприятиям по переработке сельскохозяйственной продукции на пополнение их основных и оборотных средств, по лизингу оборудования.

Создание объединений сельхозтоваропроизводителей и сервисно-заготовительных центров по заготовке, хранению, переработке, сбыту сельхозпродукции.

Укрепление хозяйственных связей между товаропроизводителями и предприятиями переработки на основе кооперации.

Строительство новых перерабатывающих производств  животноводческой продукции.

Реализация в полном объеме мероприятии программы позволит решить актуальные проблемы, стоящие перед сельским хозяйством ЗКО и обеспечить сельскому хозяйству области устойчивый рост на уровне 4% в год, добиться качественных перемен в характере внешнеэкономических связей сельского хозяйства области.

Будет восстановлен материально-технический, кадровый и природно-экологический потенциал сельского хозяйства повысится жизненный уровень на селе.

 

                          Выводы и предложения.

 

     Проведенное исследование механизма формирования эффективной аграрной политики и определения масштабов государственной поддержки регионального сельского хозяйства на основе учета объективных факторов позволило получить следующие выводы методологического, теоретического и прикладного характера:

1. Аграрные отношения представляют  собой совокупность производственных, социальных, культурно-нравственных  отношений между людьми, базируются  на системе их многообразных  интересов и устремлений, на общечеловеческих ценностях и правах крестьянина и включают отношения между экономическими агентами внутри сельского хозяйства как особой отрасли экономики, отношения в сфере его межхозяйственных связей с другими отраслями, отношения аграрного сектора с государством. Субъектами системы аграрных отношений, как и общей совокупности социально-экономических отношений, являются: индивид, государство, агрофирмы, основой взаимодействия которых выступают отношения собственности.

2. В долгосрочном периоде необходимость государственного регулирования аграрной сферы связана с ценовой неэластичностью спроса на сельскохозяйственную продукцию, отставанием спроса от роста предложения, относительной немобильностью факторов производства в сельском хозяйстве, что способствует формированию цен и доходов в аграрной сфере на низком уровне и пролонгирует тренд их сокращения относительно других отраслей экономики. Устойчивая тенденция отставания цен и доходов сельскохозяйственных производителей усугубляется в краткосрочном периоде их нестабильностью вследствие непосредственной зависимости аграрного производства от природно-климатических условий, сезонности и неустойчивости внешнего спроса.

3. Трудности при определении  сущности аграрной политики во  многом предопределены спецификой аграрного сектора, главным фактором производства в котором выступает земля, улучшающая свое качественное состояние при рациональном хозяйственном использовании, но требующая значительных вложений, растянутых во времени, что сдерживает инвестиции в сельское хозяйство. Сложности формирования аграрной политики связаны также с зависимостью от природно-климатических условий, консервативностью, традиционностью сельского хозяйства, неадекватностью его реагирования на требования рынка, усиливающейся непреодолимым для сельскохозяйственного производства диспаритетом цен между стоимостью сельскохозяйственной продукции и стоимостью ресурсов для ее производства.

4. Наиболее важными принципами, регулирующими воздействие государства  на аграрную сферу экономики являются: принцип единства экономических и социальных целей, суть которого состоит в ориентации государственного регулирования не только на решение экономических проблем, но и на сложившиеся модели поведения различных групп сельского населения; принцип сочетания ин-дикативности и директивности в управлении аграрной сферой; эффективное сочетание инструментов аграрного протекционизма на национальном и мировом рынке; принцип программного регулирования.

5. Структурирование принципов формирования аграрной политики в соответствии с субъектными характеристиками позволяет выделить ее направленность на поддержку потребителей либо производителей. Первый тип политики ориентирован на снижение цен на сельскохозяйственную продукцию с одновременным увеличением ее предложения на национальном рынке и применяется, как правило, в развивающихся странах на основе выплаты целевых продовольственных субсидий низкодоходным группам населения, путем проведения реализационных государственных интервенций, а также посредством установления импортных субсидий и экспортных тарифов и квот, в то время как поддержка производителей реализуется через повышение прибыльности аграрного производства на основе увеличения цен на продукцию в целях окупаемости затрат товаропроизводителей или путем искусственного понижения себестоимости производства сельхозпродукции через прямые субсидии. Различают два основных типа стратегии аграрной политики относительно ценового регулирования: политика стабилизации цен и доходов сельскохозяйственных производителей, ориентированная на рынок, и политика паритета цен и доходов: политика стабилизации доходов рассматривается как более эффективная, чем политика паритета, поскольку она предполагает более эффективную аллокацию ресурсов на основе поддержания долговременных равновесных цен.

6. Аграрное производство Казахстана  имеет ряд особенностей, которые  ставят отечественного сельхозпроизводителя  в худшие условия на рынке  сельхозпродукции по сравнению с фермерами развитых стран и затрудняют решение задач аграрной политики: земля как основное средство производства в сельском хозяйстве находится в неудовлетворительном качественном состоянии, ее плодородие падает, биологическая и природная продуктивность значительно уступает странам ЕС и США; существенное снижение покупательной способности населения в последнее десятилетие в Казахстане ограничивает рост цен на сельскохозяйственную продукцию.

7. В мировой практике существует  несколько методических подходов  к формированию аграрной политики: метод аналогов, метод формирования системы стандартных показателей, продуктовый подход и метод «экономического ядра». Выбор стратегии аграрной политики основан на сравнении эффективности конкретных схем ее проведения с помощью правила «алмазного ромба», которое предполагает определение выгод и затрат от реализации выбранных мер аграрной политики, а также расчет на этой основе эффективности и исследование проблем перемещения выгод и затрат. Стратегии аграрной политики могут предполагать реализацию бихевиористской и трансфертных схем: побудительные схемы направлены на изменение поведения экономических агентов, в то время как трансфертные схемы - на перераспределение дохода.

8. Необходимость аграрных реформ  в постсоциалистических странах  была обусловлена важной ролью  аграрного сектора в национальных экономиках и неадекватностью сложившейся структуры требованиям новой макроэкономической ситуации, высокой дотационностью сектора в большинстве стран, производственной неэффективностью, а также потерей внутренних и внешних продовольственных рынков. Основные направления реформирования аграрного сектора в связи с этим сводились на макроуровне - к устранению централизованного планирования, проведению ценовой либерализации и введению жестких бюджетных ограничений, на микроуровне - к переходу от коллективного к индивидуальному и корпоративному аграрному производству с одновременным разукрупнением хозяйств, что соответствует характеристикам стран с рыночной экономикой. В целом, стратегия аграрных реформ направлена на повышение эффективности и производительности аграрного производства в ЦВЕ и СНГ посредством замены институциональных и организационных особенностей командной экономики характеристиками, заимствованными из практики стран с рыночной экономикой.

9. Аграрная политика постсоциалистических  государств прошла несколько стадий. На первом этапе государства начинали с либерализации цен на агро-продовольственную продукцию, с отмены или значительного сокращения государственного заказа, отказа от планирования объемов производства и внутренних продовольственных субсидий. На втором этапе радикальный либерализм начал замещаться аграрным протекционизмом. С приобретением опыта работы в условиях рынка достигнута третья стадия формирования аграрной политики: для стран ЦВЕ появилась перспектива членства в ЕС и присоединения к Единой Аграрной Политике Союза, сельскохозяйственные производители также приобрели опыт функционирования в условиях рыночной экономики и более четкое понимание своих интересов. В результате на современном этапе идентифицированы цели, задачи аграрной политики, методы их достижения.

10. Одним из возможных подходов  к смягчению спросовых ограничений  для аграрного производства является  введение системы гарантированных  минимальных цен. Но в рамках традиционной модели гарантированных цен в  экономике встает проблема сдерживания роста объемов закупочных интервенций в результате расширяющегося предложения, а, с другой стороны, в силу высокой эластичности спроса необходимые объемы интервенционных закупок выше, чем в развитых экономиках. Возникшее противоречие решается путем переориентации субсидий с уровня производителя на уровень потребителя поддерживаемого продукта. При этом наряду с расширением спроса путем повышения совокупной покупательной способности населения возможно улучшение ассортиментной и качественной адаптации продукции перерабатывающей промышленности.

11.Несмотря на общие цели и  универсальность процессов, происходящих  в постсоциалистических странах  в ходе аграрных реформ, результативность  и скорость проведения преобразований  значительно дифференцируются по странам, поскольку существенно зависят от политических и социальных факторов, определяющих становление рыночных институтов как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях экономики. Международные организации разработали ряд политических индексов оценки результатов реформирования экономики переходных стран: различные комбинации относящихся к процессу преобразований переменных оцениваются как на основе мнения экспертов, так и методами количественного анализа, что позволяет рассчитать показатель прогресса в области экономической политики и институциональных реформ. Одна из методик составления индекса заключается в ранжировании стран с переходной экономикой по качеству земельных реформ и предполагает учет четырех основных характеристик: отношение к частной собственности на землю, трансформация собственности и прав пользования, распределение земли в форме физических участков или бумажных долей, приватизация путем реституции или распределения. Для комплексной оценки конкретных мер реформирования аграрного сектора Всемирным банком разработан индекс аграрных реформ, предполагающий пять задач реформирования: либерализация рынка, земельная реформа и реорганизация крупных хозяйств, приватизация I и III сфер АПК, формирование системы сельского кредита, институциональные преобразования. Расчет указанных индексов демонстрирует лидерство стран ЦВЕ в осуществлении реформ и средние показатели реформирования аграрного сектора.

12.Региональная экономика как  отрасль экономической науки  определяет стратегию рационального размещения производительных сил, а как мезоуровень национального хозяйства - характеризуется ограниченной самостоятельностью, обусловленностью аграрной структуры ресурсным и биоклиматическим потенциалом наряду с комплексной негармоничностью общей производственной структуры ввиду узкой специализации некоторых регионов.

Информация о работе Перспективные направления совершенствования аграрной политики