Перспективные направления совершенствования аграрной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в определении приоритетных направлений формирования эффективной аграрной политики Республики Казахстан, обеспечивающей преодоление последствий трансформационного кризиса в аграрной сфере и достижение ее устойчивого функционирования, на основе анализа результатов рыночных преобразований в АПК Республики Казахстан.
Поставленной цели требует решения следующих задач:
- определить роль и место аграрной политики в системе социально-экономической политики государства;
- проанализировать методы государственного регулирования АПК на различных уровнях;
-выявить региональную составляющую аграрной политики в РК;
- проанализировать экономическое развитие и результаты рыночной трансформации АПК Республики Казахстан;

Содержание работы

Введение...........................................................................................................4
Глава I. Теоретические и методологические основы аграрной политики.6
1.1.Аграрная политика как составная часть экономической политики.....
государства.......................................................................................................6
1.2.Механизм реализации государственной политики в аграрном
секторе экономики..........................................................................................14
1.3.Аграрное развитие Западного Казахстана в начале ХХ века............ ..18
Глава 2. Современное состояние и основные направления
аграрной политики..........................................................................................23
2.1.Организация и управленческая структуры «Управления
сельского хозяйства Западно-Казахстанской области»..............................23
2.2.Анализ и состояние агропромышленного комплекса ЗКО..................32
Глава 3.Перспективные направления совершенствования аграрной
политики………………………………………………………………….…47
3.1.Совершенствование аграрной политики в условиях вступления
Казахстана в ВТО..........................................................................................47
3.2. Совершенствование системы управления сельского хозяйства.........49
3.3. Перспективы развития сельского хозяйства региона..........................53
Выводы и предложения.................................................................................57
Список использованной литературы....................

Файлы: 1 файл

Содержание 24 мая аграр.doc

— 690.50 Кб (Скачать файл)

 

1.3.Аграрное развитие Западного  Казахстана в начале ХХ века

 

      Аграрный вопрос  в контексте социально-экономического  развития Западного Казахстана (1900-1905 гг.) изучается процесс аграрной колонизации Западно-Казахстанского региона в начале ХХ века, деформация традиционной хозяйственной структуры казахского населения вследствие усиления темпов переселенческого движенияи изъятия земель. Аграрное развитие представляет процесс качественных изменений в функционировании сельскохозяйственного производства, выраженных в развитии скотоводческо-земледельческой формы хозяйства, механизации аграрного производства, развитии товарно-денежных отношений в сельском хозяйстве. В Западном Казахстане значительной проблемой для развития земледелия было недостаточно благоприятные климатические условия во многих районах. Например, в Уральском казачьем войске в начале ХХ века до 78% земли использовалось нерационально, что отмечалось в материалах чиновников [42, с. 5]. Постепенно шел процесс оседания казахского населения, но он происходил в достаточно сложных условиях. Казахи в течение длительного времени развивали земледелие в регионе, при этом в определенной степени заимствуя формы развития хлебопашества у российских переселенцев.

В начале ХХ века в Западном Казахстане развивались различные промыслы: извозный, кустарный, соляной, а также звероловство, птицеводство и рыболовство. Однако они играли второстепенную роль по сравнению со скотоводством и земледелием. В связи с развитием скотоводства возросли расходы на ветеринарную часть. Следует отметить, что параллельно развитию скотоводства развивалась аренда земли. В исследуемый период из различных видов аренды развивалась в особенности аренда пахотных земель.

В особенности земельный вопрос был наиболее актуальным в районах, где было большое количество переселенцев и районах с засушливым климатом. В начале ХХ века во Внутренней Орде 30% населения считались бедными скотоводами. Первоначально процесс переселения крестьян в Западный Казахстан был слабым по своим масштабам. Но постепенно в связи с переселенческим движением усилилась борьба за землю и социальные противоречия.

Специфической особенностью отличался аграрный вопрос во Внутренней Орде, а также в Мангышлакском уезде. Во Внутренней Орде политическая ситуация к началу ХХ века характеризовалась наличием определенных властных отношений, созданных в правление первых ханов. При этом, земельный вопрос в ханстве был достаточно сложным по своему характеру, ввиду специфических природных условий, засушливого климата. Поэтому, население региона стремилось получить новые пастбища, но по мере роста населения, данный фактор принимал новую форму, выраженную в недостатке земель, водных источников.

Казахское население стремилось получить земли в свое пользование, для чего обращалось с просьбами в местную администрацию, в особенности в переселенческое ведомство Тургайско-Уральского района. Для правительства данный аспект имел немаловажное значение, так как одной из основных целей колонизации было именно развитие процессов оседания. В силу возможностей принимались меры для устройства казахов на оседлое положение, что было довольно сложным аспектом в деятельности переселенческих ведомств, в связи с массовыми изъятиями казахских земель. Не только земледелие было наиболее распространенным видом хозяйства среди казахов, но в немалой степени развивались промысловые формы хозяйства. В связи с этим можно отметить, что процесс оседания не во всех районах колонизации имел первостепенное значение для правительства.

Хозяйственная специализация районов во многом была связана с географической средой, что указывает на наличие тех или иных пастбищных угодий. То есть, преобладали условия чрезвычайно характерные для кочевого скотоводства. Что касается специализации, то можно отметить, что на формирование четкой структуры районов влияло административное деление в степном крае. По мере того, как степь определилась в административных границах, усугубились земельные споры между общинами, так как местная администрация часто не учитывала родовое землепользование. В данных условиях и общины находились в таком положении, когда они теряли свою роль в традиционном укладе. В целом община, как отдельная хозяйственная единица развивалась в течение длительного времени. Община строилась на системе трудовой кооперации, так как этот фактор помогал общине существовать. Распространенную форму земельной общины в Актюбинском уезде представляла группа хозяйственных аулов, связанных между собой единством пастбищных условий. Такая группа имела одну общую границу для всех своих земель, именно в пастбищном отношении. Здесь границы общины определялись пастбищными отношениями, согласно данным Ф.А. Щербины. Также общины характеризовались в виде хозяйственных объединений, имеющих свою территориальную и социальную организацию. Как общее правило каждый аул имел свои собственные покосы, которые обычно находились вблизи зимовок. Где покосы были разделены подворно, они переходили от отца к детям. Новое хозяйство получало покосы по решению старейшин аула. Там, где делили ежегодно, покосы использовались сообща. Отец должен был наделить покосами своих сыновей. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что распределение сенокосных земель учитывало фактор мелкой земельной собственности именно в плане распределения сенокосных угодий.

Процесс изъятия земель у кочевников получил во многом негативную сторону. Процесс оседания в районах скотоводства приводил к истощению и фактическому опустыниванию огромных земельных территорий. В данном случае, исчезновение кочевого хозяйства не могло объективно привести только к положительным последствиям. Проблема развития скотоводства также заключалась в том, что ощущалась нехватка пастбищ. В Уральской области использовались некоторые пастбища Самарской и Оренбургской губернии, так как собственных пастбищ зачастую было недостаточно [43].

В целом переселенческая политика не могла привести однозначно только к положительным последствиям, так как уровень земледелия был низким в большинстве районов, где осуществлялась колонизация. В аграрном производстве процент обеспеченности хозяйств новейшими орудиями труда и машинам также был недостаточно высоким. Таким образом, в начале ХХ века социально-экономическое развитие Казахстана сопровождалось наличием сложного процесса модернизации, связанного с переселенческим движением, развитием торгово-промышленного капитала, колониальной политикой российского правительства. Аграрное развитие региона составляло наиболее существенную проблему в социально-экономическом и политическом развитии Казахстана. Основная масса казахского населения к началу ХХ века занималась скотоводством. Традиционный уклад, исторически сложившийся в Казахстане, преобладал, даже в условиях проникновения капиталистических отношений. Российское правительство, начиная с ХІХ века, постепенно стало рассматривать Казахстан как регион для проведения крестьянской колонизации, что проявлялось в переселенческий политике, заселении степного края новыми переселенцами из других российских губерний.

В начале ХХ века социально-экономическое развитие Казахстана сопровождалось наличием сложного процесса модернизации, связанного с переселенческим движением, развитием торгово-промышленного капитала, колониальной политикой российского правительства. Аграрное развитие региона составляло наиболее существенную проблему в социально-экономическом и политическом развитии Казахстана. Основная масса казахского населения к началу ХХ века занималась скотоводством. Традиционный уклад, исторически сложившийся в Казахстане, преобладал, даже в условиях проникновения капиталистических отношений. Российское правительство, начиная с ХІХ века, постепенно стало рассматривать Казахстан как регион для проведения крестьянской колонизации, что проявлялось в переселенческий политике, заселении степного края новыми переселенцами из других российских губерний.

В Мангышлакском уезде в ходе переселения появились четыре русских поселения: Форт-Александровская слобода, Долгое, Николаевское, Заворот. Общее число жителей в этих поселениях составляло 1480. В 1905 году в русские поселки Мангышлака прибыло население из России. В Форт-Александровский – 110 чел; Николаевский – 1114 чел; Долгое – 336 чел; Заворот – 32 человека. Русские переселенцы арендовали землю у казахов, что уже предполагало наличие определенной платы за аренду земельных угодий. Аренду земель было трудно учесть, и еще труднее было с ней бороться. Несмотря на то, что казахи имели право сдавать арендные земли только по приговору аульных обществ, но данный закон часто нарушался, и сдавали землю частные владельцы. Отсюда следует, что постепенно рента за аренду земли стала получать распространение в степном крае, в частности там, где селились крестьяне-переселенцы. Аренда земли приняла такой распространенный характер, что даже трудно было ее контролировать и определить по ней точные сведения. Но аренда земли, бесспорно, была распространенной формой эксплуатации земли в Казахстане. В Калмыковском ветеринарном участке Уральской области переселенцы покупали сено у казахов в зимний период для прокормления скота.

В начале ХХ века Кустанайский и Актюбинский уезды стали основным районом развития переселенческого движения. В 1902 году в Кустанайском уезде было образовано 23 поселка с площадью 156126 десятин. Всего за период 1901-1904 гг. было образовано 98 переселенческих участков с населением 51716 десятин [44, с. 5].

Казахские шаруа стремились закрепиться на своих землях, получить земельные наделы, так как понимали, что земли будут изъяты правительством и переданы переселенцам. Казахское население считалось лишь формальным владельцем земли. Переход к оседлости приводил к неустойчивости положения коренного населения. К тому же содержание скота во многом было примитивным и на трехразовом корму. Частым явлением были заболевания скота, что сказывалось на положении скотоводческих и оседло-земледельческих хозяйств. Наиболее сложным видом заболевания скота была сибирская язва, так как ее было сложно лечить и делать профилактику. К тому же жители не всегда сообщали об этом ветеринарным врачам.

В начале ХХ века в Западном Казахстане Кустанайский уезд считался ядром русской оседло-земледельческой культуры. В северной части Кустанайского уезда средний урожай хлеба с одной десятины составлял 50-60 пудов, а при благоприятных климатических условиях до 100-120 пудов. Всего в 1901-1905гг было распахано переселенцами 48402,49 десятин земли [45, с. 30]. Однако многие переселенцы испытывали значительные трудности с ведением земледелия, так как климатические условия в Западном Казахстане отличались от тех, которые были в России и Украине. Например, большое количество переселенцев было из юго-западных губерний, но в тех районах климатические условия были более благоприятными, нежели в Западном Казахстане.

Таким образом, методы стимулирования для переселенцев были естественными – это новые земли, новые условия труда. Однако для коренного населения оказавшегося без лучших земель, довольно вынужденной мерой стал переход к оседлости. Переход казахов к оседлости был закономерен в тех условиях, когда они остались без лучших земель и уже не могли дальше кочевать. Именно этот факт является наиболее значительным при переходе к оседлости, а не влияние земледельческой культуры.

     Социальная структура  населения Западного Казахстана  видоизменялась в начале ХХ  века в ходе осуществления  переселенческой политики, аграрной  колонизации, миграционных процессов. Политика российского правительства постепенно уничтожала сословия в казахском обществе, приводила к тому, что ключевым аспектом в определении социального положения населения становилось не социальное происхождение, а наличие богатства. В целом султаны могли иметь влияние только при условии, если они были богатыми. Таким образом, развитие капиталистических отношений приводило к постепенному исчезновению политического и экономического влияния родовой верхушки казахского общества. С развитием земледелия и постепенным исчезновением традиционного хозяйственного уклада первостепенное значение получает не степень родства, а принадлежность к финансовой верхушке общества. Довольно значительным было количество бедных хозяйств. Например, в Туркменадаевской волости Мангышлакского уезда в 1905 году 76% всех хозяйств относились к разряду бедных. В официальных отчетах о работе Тургайско-Уральского переселенческого района в 1907 году отмечалось, что ввиду затяжки в решении аграрного вопроса только увеличивается количество обездоленной сельской массы, причем на всей территории района [50]. К началу ХХ века в Западном Казахстане среди всего населения 40,8% были представителями не казахской национальности. Поэтому, социальные проблемы затрагивали интересы различных национальностей, имевших свои традиционные устои и культурные аспек  ты.

    В условиях аграрной  трансформации люди были вынуждены  переходить к новому быту. Если  данный переход воспринимался  неадекватно, то со временем под воздействием процесса трансформации, этот аспект изменялся, стирались грани между скотоводческим и земледельческим хозяйством, даже в условиях того, что это был длительный процесс. Так или иначе, аграрная трансформация, по нашему мнению, поставила в регионе проблему реализации новых форм социально-экономических отношений, а главное необходимость жить и работать в этих, качественно отличных от прошлых лет, условиях. Поэтому трансформация не только изменяла хозяйственный облик региона, но и меняла отношение людей к модернизированным экономическим условиям, демографической ситуации, культурным аспектам, так как, объективно данный процесс не мог не затронуть регион Западного Казахстана.

 

 

 

Глава 2. Современное состояние и основные направления   аграрной политики

 

2.1.Организация и управленческая структура «Управление сельского хозяйства Западно-Казахстанской области».

      Государственное  учреждение «Управление сельского  хозяйства Западно-Казахстанской  области» является исполнительным  органом, уполномоченным акиматом  области на осуществление функции местного государственного управления в сфере сельского хозяйства.

Управление осуществляет свою деятельность, в соответствии с Конституцией и Законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, постановлениями областного акимата, решениями и распоряжениями Акима области, а также положением.

      Управление  является  юридическим лицом, в организационно-правовой  форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс, печать  с изображением государственного  герба Республики Казахстан и штамп со своим наименованием на государственном языке, бланки установленного образца, счет в областном управлении Казначейства.

     Управление вступает  в гражданско-правовые отношения  от собственного имени, также  имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государство, если он уполномочен на это в соответствии с законо- дательством.

     Решения, принимаемые  Управление , оформляется приказами  директора.

Полное наименование Управление на государственном языке: «Батые Қазақстан облысының ауыл шаруашылық департементі» Мемлекеттік мекемесі.

Порядок переименования Управления сельского хозяйства выгладит следующим образом:

Информация о работе Перспективные направления совершенствования аграрной политики