Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:29, курсовая работа
Цель дипломной работы состоит в определении приоритетных направлений формирования эффективной аграрной политики Республики Казахстан, обеспечивающей преодоление последствий трансформационного кризиса в аграрной сфере и достижение ее устойчивого функционирования, на основе анализа результатов рыночных преобразований в АПК Республики Казахстан.
Поставленной цели требует решения следующих задач:
- определить роль и место аграрной политики в системе социально-экономической политики государства;
- проанализировать методы государственного регулирования АПК на различных уровнях;
-выявить региональную составляющую аграрной политики в РК;
- проанализировать экономическое развитие и результаты рыночной трансформации АПК Республики Казахстан;
Введение...........................................................................................................4
Глава I. Теоретические и методологические основы аграрной политики.6
1.1.Аграрная политика как составная часть экономической политики.....
государства.......................................................................................................6
1.2.Механизм реализации государственной политики в аграрном
секторе экономики..........................................................................................14
1.3.Аграрное развитие Западного Казахстана в начале ХХ века............ ..18
Глава 2. Современное состояние и основные направления
аграрной политики..........................................................................................23
2.1.Организация и управленческая структуры «Управления
сельского хозяйства Западно-Казахстанской области»..............................23
2.2.Анализ и состояние агропромышленного комплекса ЗКО..................32
Глава 3.Перспективные направления совершенствования аграрной
политики………………………………………………………………….…47
3.1.Совершенствование аграрной политики в условиях вступления
Казахстана в ВТО..........................................................................................47
3.2. Совершенствование системы управления сельского хозяйства.........49
3.3. Перспективы развития сельского хозяйства региона..........................53
Выводы и предложения.................................................................................57
Список использованной литературы....................
На проведение и организацию идентификации сельскохозяйственных животных» было выделено из РБ 144,3 млн. тенге на приобретение бирок для МРС, верблюдов, свиней, аппаратов для таврения, биркачей, ветеринарных паспортов, мобильных сканеров и принтеров. В октябре и декабре 2011 года проведены конкурсы на приобретение вышеуказанных товаров, поставщикам перечислено 56 984,5 тыс. тенге, в том числе, за изготовление ветпаспортов 33 457,5 тыс. тенге (100% от суммы договора), за бирки для МРС, свиней, верблюдов и биркачей 23 527 тыс. тенге (30% от суммы договора), оставшаяся сумма неоплачена из-за отсуствия поставки товара.
Государственные закупки аппаратов для таврения, мобильных принтеров и сканеров на общую сумму 32 425,3 тыс. тенге признаны несостоявшимися из-за отсутствия потенциальных поставщиков, вследствии низкой цены закупаемых товаров. Освоение по данной программе составило 39,5%.
Массовую работу по проведению идентификации данных видов животных планируется провести в 2012 году.
По статистическим данным перерабатывающими предприятиями за 2011 год произведено продукции на 15684,4 млн. тенге, с учетом домашнего хозяйства – 26945,0 млн. тенге. Индекс физического объема производства пищевых продуктов составил 107,6%
Рыбных консервов произведено 3370 тонн, что в 2,8 раза больше по сравнению с 2010 годом. Производство растительного масла за 2011 год составило 1197 тонн или увеличилось на 48% по сравнению с 2010 годом.
За 2011 год произведено молока и сливок 4583 тонны или 178,3% к уровню прошлого года, масла сливочного 721 тонны или 164,2%. Производство прочих молочных продуктов по сравнению с 2010 годом сократилось на 20,6% и составило 1049 тонн, сыра и творога произведено -108 тонн (52,9%).
Снижение некоторых видов молочной продукции связано с недостаточными сырьевыми ресурсами и ограниченной конкурентоспособностью на потребительском рынке области.
Диаграмма 9.Переработка зерна, тыс.тонн
мукомольной отрасли за год произведено 110,15 тыс. тонн муки – 99,2% к соответствующему периоду прошлого года, 1935 тонн крупы и муки грубого помола – 72,1 % к соответствующему периоду прошлого года, 20,92 тыс. тонн макаронных изделий - 104,9 % к соответствующему периоду прошлого года.
Предприятиями
Диаграмма 10. Переработка животноводческой продукции. тонн
В целях дальнейшего
роста объемов переработки
За два последних года построены 5 объектов: откормочный комплекс на 8,6 тыс. голов КРС, завод по переработке солодкового корня, свинокомплекс на 12 тыс. голов, колбасный цех ИП «Премиум Фудс», убойный цех ТОО «Жайык Ет». Общая стоимость реализованных проектов составляет 4,6 млрд. тенге, создано 290 новых рабочих мест.
В конце декабря завершено строительство убойного цеха на рынке «Ел ырысы» с мощностью 5 тонн мяса в смену, стоимость проекта 80 млн. тенге.
Вместе с тем имеются проблемы, сдерживающие выход откормочного комплекса ТОО «Crown Батыс» на проектную мощность, связанные с недостатком оборотных средств.
В целях стабилизации цен на основные продовольственные товары ежедневно проводится мониторинг цен продуктов питания по рынкам и торгующим предприятиям. Еженедельно ведется мониторинг запасов основных продуктов питания.
С основными производителями и оптовыми поставщиками, руководителями крупных продовольственных рынков и торговых предприятий проведена разъяснительная работа и заключены меморандумы по стабилизации цен на основные продукты питания.
До руководителей объектов торговли доведены требования по применению статьи 9 Закона «О регулировании торговой деятельности» о согласовании поставщиком размера торговой надбавки, применяемой покупателем при дальнейшей реализации товара.
Особое внимание уделяется стабилизации цен на муку и хлеб. В розничной торговле мука высшего сорта продается по 50 тенге за 1 килограмм, 1 сорта по 46 тенге за 1 килограмм. Отпускная цена хлеба 1 сорта за 1 булку весом 650 гр. не превышает 40 тенге.
В области сформирован и постоянно поддерживается баланс основных продовольственных товаров. В данное время в области имеются запасы масла растительного 379 тонн – на 25 дней, сахара 752 тонны – на 30 дней, риса 451 тонна – на 29 дней, картофеля 2893 тонны – на 25 дней, масла сливочного 175 тонн – на 56 дней, муки 2382 тонны – на 161 день.
С целью обеспечения населения в недостающих продуктах питания и ранней плодоовощной продукции с начала года в область ввезено – 4,2 тыс. тонн картофеля, 2170 тонн лука, 259 тонн овощей, 10860 тонн фруктов, 1571 тонна риса, 1755 тонн рыбы и рыбопродуктов. Для хранения плодоовощной продукции в области имеется 28 овощехранилищ емкостью 33,05 тыс. тонн.
На рынках г. Уральска и районных центров области регулярно, на постоянной основе проводятся сезонные летне-осенние ярмарки продажи сельхозпродукции.
Еженедельно с 12 марта 2011 года на коммунальном рынке «Ел ырысы» проводятся ярмарки по продаже мясной и плодоовощной продукции поставляемой и реализуемой самими сельскими товаропроизводителями по доступным для населения ценам.
За период работы ярмарки было реализовано по минимальным ценам 87,6 тонн говядины (750 тенге/кг.), 15,5 тонн конины (800 тенге за 1 кг.), 16,3 тонн баранины (720 тенге) и 1,9 тонн свинины (700 тенге / кг.). Было продано 158,6 тонн овощебахчевой продукции на сумму 2,4 млн. тенге. На ярмарках реализуется также рыбная продукция, живой скот, зерноотходы, сено и дрова.
В 2011 году образована комиссия по формированию и использованию региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров, рабочим органом комиссии определено областное управление сельского хозяйства, утвержден перечень оптовых цен закупа и объемов продовольственных товаров, предназначенных для формирования фонда.
Для закупа и закладки на хранение продовольственных товаров, по утвержденному списку, АО" НК СПК "Орал" получен займ в сумме 658,5 млн. тенге в АО "Продкорпорация".
В стабилизационный
В результате проведенной работы, розничные цены на рынке области не превышают пороговые значения, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 ноября 2011 года № 1292.
По сравнению с началом 2011 года значительно снизились цены на такие социально значимые продукты, как мука высшего сорта – с 72 до 50 тенге за 1 кг, гречневая крупа с 520 до 240 тенге, рис с 160 до 130 тенге, сахар с 220 до 130 тенге, картофель с 75 до 45, лук с 70 до 50, морковь со 120 до 60, капуста с 65 до 35 тенге за 1 кг, растительное масло с 320 до 270 тенге за 1 литр.
В случае повышения
цен на основные виды
Глава 3.Перспективные направления совершенствования аграрной политики
3.1. Совершенствование аграрной
политики в условиях
В последние годы практически все страны СНГ, включая и Казахстан, уделяют большую роль для развития сферы сельского хозяйства. Так, за короткий промежуток времени в Казахстане была сформирована соответствующая рыночная инфраструктура, которая позволила в определенной части улучшить материально-техническую базу, обеспечить пополнение оборотных средств, стабилизировать производство, решить вопросы сбыта сельскохозяйственной продукции. За короткий срок были сформированы экономические основы хозяйственного механизма на основе многоукладной экономики, что позволила привлечь некоторых инвесторов для решения проблем села. Также посредством финансового лизинга сегодня происходит пополнение машино-тракторного парка агроформирований, созданы и действуют районные машино-технологические станции на кооперативной основе, финансово-кредитные товарищества, страховые компании, которые оказывают различные виды услуг в сфере сельского хозяйства. Так, в Кызылординской области в настоящее время действуют 7 машино-технологических станций, т.е. они действуют во всех районах. Однако мощность их не позволяет оказывать существенную помощь сельхозтоваропроизводителям, хотя лишь за услуги по уборке риса МТС берут около 25% собранного урожая. Причем не все виды сельскохозяйственной техники отвечают современным технологическим требованиям, что оказывает влияние на выходе продукции, ее качественных характеристиках. Несмотря на принятие Закона РК «О семеноводстве» большие проблемы в агроформированиях имеются и в части семеноводства, т.к. агроформирования зачастую закупают не районированные семена сельхозкультур, что оказывает влияние на их урожайности, заболеваемости растений и требуют в последующем больших финансовых ресурсов для их устранения. Аналогичное положение и в других областях республики. Несмотря на улучшение деятельности многих агроформирований в последние годы в крупных агроформированиях рисоводства остро стоит проблема отчужденности сельчан от земли. Сегодня многие из них рады получению небольшого размера заработной платы, но в перспективе они могут потерять закрепленные за ними земельные участки, т.к. по существу они сегодня не владеют всей произведенной продукцией. Сегодня хозяином земли являются инвесторы – различные коммерческие фирмы и компании, которые в первую очередь думают о своих доходах. Поэтому современная аграрная политика должна носит комплексный характер, при прозрачности всей финансовой отчетности инвесторов и государственных структур, реализующих государственную поддержку села.
Объявление главой государства «2003-2005 годы – годом поддержки аула» позволило решить отчасти многие проблемы села и сельской инфрастуктуры. Сегодня государство выделяет огромные финансовые средства агроформированиям в виде субсидий для покупки горюче-смазочных материалов, минудобрений и средств защиты растений. Кроме того, государственная агропродовольственная корпорация «Астык» согласно Постановления Правительства РК ежегодно закупает часть выращенного урожая по твердым закупочным ценам на основе дифференцированного подхода в зависимости от времени продажи. Это позволяет сельхозтоваропроизводителям продавать выращенный урожай сельскохозяйственной продукции по своему усмотрению в различные сроки. Но в то же время закупочная цена на зерно риса в сумме 14600 тенге за тонну не покрывает издержки производства, что не стимулирует сельхозтоваропроизводителей. Государство должно вести аграрную политику в комплексности, системности, в взаимосвязи и взаимообусловленности, что должно обеспечить действенность и эффективность экономического механизма хозяйствования агроформирований различных организационно-правовых форм хозяйствования. Отсутствие подобной практики в агарном секторе экономики Казахстана и других стран СНГ, к сожалению сегодня не создает реальных условий для эффективного развития данной сферы. В большинстве агроформирований зачастую это приводит к не соблюдению агротехнических мероприятий, неэффективному использованию основного капитала и оборотных средств, недополучению валового урожая. Также во многих агроформированиях в большинстве случаев не происходит сбалансированного развития основных и дополнительных отраслей сельскохозяйственного производства. Тем самым в условиях вступления Казахстана в ВТО по существу необходимо повысить конкурентноспособность сельскохозяйственной продукции на основе действенности элементов и рычагов экономического механизма хозяйствования и государственного регулирования аграрного сектора экономики. Сегодня одной из злободневных проблем сельского хозяйства является отсутствие должного менеджмента. В особенности это касается финансового менеджмента в сельскохозяйственных предприятиях. Освоение кластеров в сельскохозяйственном производстве по существу должно происходит не стихийно или путем лозунговой компании, а на основе целенаправленной государственной стратегической концепции развития сельского хозяйства, где должны получить отражение интеграционные связи и кооперативные принципы хозяйствования. Причем это касается не только связей внутри страны, но и межгосударственных связей, ибо развитие рынка стран Содружества требует действенных интеграционных связей между всеми странами СНГ. На сегодняшний день все страны СНГ не могут существовать изолированно друг от друга, развитие экономики этих стран и всего сельского хозяйства целиком зависит от действенного механизма аграрной политики всех стран Евразийского пространства.
Сегодняшнее государственное субсидирование сельского хозяйства по существу не имеет прозрачности и не отражает действенную помощь агроформированиям со стороны государства, малоэффективна, не носит программный характер, ибо до сельхозтоваропроизводителей доходит лишь незначительная часть финансовых средств. Поэтому все виды государственных субсидий должны иметь прозрачный характер, т.е. финансовая отчетность агроформирований должна ежегодно отражать эти вопросы, а государственные статистические органы предоставлять всю необходимую информацию. Местные исполнительные органы должно осуществлять аудиторскую проверку, в ходе которых определять целевое использование государственных средств со стороны государственных структур и агроформирований на местах. В условиях коррумпированности всех эшелонов государственного управления, взяточничества многих чиновников только тогда будет эффективность от государственной финансовой поддержки на местах. Это касается не только Казахстана, но и других стран СНГ. Проводимая в настоящее время аграрная политика, наоборот, создает необходимые условия для расхищения государственных средств, в результате бессистемности, бесконтрольности и отсутствия действенного механизма их реализации, что наруку многим чиновникам разного уровня. Поэтому экономический механизма аграрной политики Казахстана и других стран СНГ должен отражать такие функции как планирование, прогнозирование, организацию, координацию, регулирование, стимулирование и контроль при работоспособности таких принципов хозяйствования как единство политики и экономики, научность, комплексность, системность, действенность, взаимозависимость и взаимословленность, динамичность и эффективность.
3.2. Совершенствование системы
Оценка, сложившаяся в ходе рыночных реформ аграрная политика с точки зрения ее влияния на социально-экономическую эффективность сельскохозяйственного производства, на структурную его перестройку позволяет говорить о том, что нынешние кризисные явления в сельском хозяйстве во многом являются следствием потери управляемости проходящим здесь социально-экономическими процессами.
Совершенствование системы управления сельского хозяйства должно определяться теми изменениями, которые являются приоритетными для развития сельскохозяйственного производства. На перспективу, учитывать тенденции, связанные с развитием рыночных отношений, многоукладностью аграрного сектора, его вхождением в мировое, экономическое пространства. При этом следует руководствоваться известными общими подходами к содержанию процесса управления. На основе этих подходов процесс управления можно условно подразделить на три основные части:
Информация о работе Перспективные направления совершенствования аграрной политики