Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:29, курсовая работа
Цель дипломной работы состоит в определении приоритетных направлений формирования эффективной аграрной политики Республики Казахстан, обеспечивающей преодоление последствий трансформационного кризиса в аграрной сфере и достижение ее устойчивого функционирования, на основе анализа результатов рыночных преобразований в АПК Республики Казахстан.
Поставленной цели требует решения следующих задач:
- определить роль и место аграрной политики в системе социально-экономической политики государства;
- проанализировать методы государственного регулирования АПК на различных уровнях;
-выявить региональную составляющую аграрной политики в РК;
- проанализировать экономическое развитие и результаты рыночной трансформации АПК Республики Казахстан;
Введение...........................................................................................................4
Глава I. Теоретические и методологические основы аграрной политики.6
1.1.Аграрная политика как составная часть экономической политики.....
государства.......................................................................................................6
1.2.Механизм реализации государственной политики в аграрном
секторе экономики..........................................................................................14
1.3.Аграрное развитие Западного Казахстана в начале ХХ века............ ..18
Глава 2. Современное состояние и основные направления
аграрной политики..........................................................................................23
2.1.Организация и управленческая структуры «Управления
сельского хозяйства Западно-Казахстанской области»..............................23
2.2.Анализ и состояние агропромышленного комплекса ЗКО..................32
Глава 3.Перспективные направления совершенствования аграрной
политики………………………………………………………………….…47
3.1.Совершенствование аграрной политики в условиях вступления
Казахстана в ВТО..........................................................................................47
3.2. Совершенствование системы управления сельского хозяйства.........49
3.3. Перспективы развития сельского хозяйства региона..........................53
Выводы и предложения.................................................................................57
Список использованной литературы....................
В рамках программ кредитования сформированы эффективные финансовые инструменты, ориентированные на потребности сельхозтоваропроизводителей, такие как льготное кредитование на проведение полевых работ, сельских потребительских кооперативов, лизинг сельхозтехники и технологического оборудования, система сельских кредитных товариществ, микрокредитование, зерновые расписки и их использование в качестве залога и т. д.
Системная работа
по развитию лизинговых
Проведена работа по обеспечению доступности кредитных ресурсов для сельских товаропроизводителей. С этой целью была создана государственная компания АО «Аграрная кредитная корпорация». В настоящее время при ее участии создано 161 кредитное товарищество в 13 областях республики, предоставляющие кредиты сельским товаропроизводителям по ставке вознаграждения не более 9% годовых.
С 2006 года в аграрном секторе экономики были реализованы Концепция устойчивого развития агропромышленного комплекса РК на 2006–2010 годы и Программа первоочередных мер по ее реализации, которые являлись логическим продолжением Государственной агропродовольственной программы, реализованной в Годы аула.
За годы реализации
программ удалось укрепить
Все эти меры, в конечном счете, позволили обеспечить продовольственную безопасность страны по основным видам продуктов питания.
Государством были
приняты меры по обеспечению
качества и безопасности
Ведущая роль в
развитии инфраструктуры
В целях повышения эффективности управления научно-технологическими активами государства в аграрной сфере в 2007 году на базе научно-производственных центров создана специализированная компания «КазАгроИнновация», которая в настоящее время проводит работу по развитию институциональной и производственной инфраструктуры аграрной науки.
В целях дальнейшего
эффективного развития
Данной программой предусмотрено принятие действенных мер по повышению конкурентоспособности аграрного сектора экономики за счет его индустриализации, умелого использования имеющихся национальных конкурентных преимуществ, развития инфраструктуры, государственного регулирования рынка продукции АПК и обеспечения продовольственной безопасности страны.
Учитывая важность агропромышленного комплекса в обеспечении продовольственной безопасности страны, в последние годы значительно возросли объемы и направления оказываемой государственной поддержки. Так, объем государственной поддержки АПК увеличился за прошедшее десятилетие практически в 20 раз и составил в 2010 году 228,7 млрд. тенге, из которых почти 20%, или 44,3 млрд. тенге, составляют субсидии. В текущем году объем государственной поддержки АПК составил 220,3 млрд. тенге, из них субсидии – 32,2 млрд. тенге.
Объем валовой продукции сельского хозяйства по итогам 2010 года составил 1,4 трлн. тенге, что в 3,6 раза больше, чем в 2000 году. В нынешнем году этот показатель прогнозируется довести до 1,7 трлн. тенге.
Увеличиваются инвестиции в основной капитал сельского хозяйства. Так, если в 2000 году объем инвестиций в основной капитал отрасли составлял 8,2 млрд. тенге, то в 2010 году – 83,5 млрд. тенге, или более чем в 10 раз больше.
1.2.Механизм реализации государственной политики а аграрном секторе экономики.
Сегодня Казахстан является крупнейшим экспортером зерна, а по экспорту муки второй год подряд занимает первое место в мире. В последние годы Казахстану удалось укрепить свои возможности по стабилизации цен на рынках Центральной Азии, России, Ближнего Востока, Европы и Кавказа и улучшить собственные перспективы в плане обеспечения продовольственной безопасности в прилегающих регионах.
Вместе с тем, сельское хозяйство Казахстана все еще нуждается в обновлении материально-технической базы, более продвинутых технологиях и в более эффективной и целевой государственной поддержке, без которых его динамичное развитие, наблюдавшееся в последние годы, окажется под угрозой.
В настоящее время важной задачей государственной политики является обеспечение устойчивого развития хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса и обеспечение факторных составляющих роста его производства. К таким условиям следует в первую очередь отнести создание благоприятных условий перехода на инновационный путь развития.
В последние годы аграрная политика экономики Казахстана продолжает развиваться под давлением последствий глобального финансово-экономического кризиса. Несмотря на глубину и масштабы проблем, в целом отечественный аграрный сектор демонстрирует относительную стабильность, что во многом обусловлено, принимаемыми со стороны государства своевременными и адекватными этой угрозе эффективными мерами [1].
В соответствии с медицинскими нормами потребления, разработанными Казахстанской академией питания на душу населения необходимо 116,7 кг хлебобулочных изделий, 62,34 кг картофеля, 55,4 кг овощи и бахчевые культуры 65.8 мяса в живом весе, 267,6 кг молока в год.
В ЗКО, согласно статистическим данным в 2011 году на душу населения было произведено 263,62 кг зерновых культур, 89 кг картофеля, 100,05 кг овощей и бахчевых культур, 61,1 кг мяса, 379,34 кг молока.
Анализ обеспеченности населения ЗКО продуктами питания в соответствии со стандартами потребления показывает, что в целом по основным видам продуктов питания область самообеспечена.
В частности, в 2010 году из республиканского бюджета на развитие сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции было предусмотрено выделить 96,3 миллиарда тенге. Из них 41,3 миллиарда тенге приходится на долю субсидирования производства - это на 4 процента больше прошлогоднего уровня. Помимо этого, для реализации инвестиционных проектов холдинга «КазАгро» из Национального фонда выделено 120 миллиардов тенге, из которых около 70,0 миллиардов тенге временно свободных средств направляются на сезонное кредитование посевных и уборочных работ. Кроме того, около 30 процентов средств - 72 миллиарда тенге, выделенных фонду «Самрук-Казына» на поддержку малого и среднего бизнеса, будут направлены на кредитование сферы переработки сельскохозяйственной продукции [2].
Переход к устойчивому экономическому росту в АПК страны невозможен без стимулирования использования достижений науки и техники, внедрения высоких технологий, активизации всех хозяйствующих субъектов научно-технической сферы АПК.
Уровень технической и технологической оснащенности сектора по переработке сельхоз продукции характеризуется значительной изношенностью и низкой производительностью, на большинстве предприятий физический износ основных средств достигает 40-50%. За 4 года общий объем инвестиций в основной капитал составил около 1 млрд. долл., США. На предприятиях перерабатывающей промышленности внедряются новые технологические комплексы и оборудование ведущих мировых производителей.
В сфере переработки сельхозпродукции за счет мер государственной поддержки стимулируется техническое и технологическое перевооружение предприятий, а также процесс вовлечения в эту отрасль инвестиций. Для этого предприятиям переработки субсидируются процентные ставки банковских кредитов, затраты по внедрению в производство международных стандартов качества, им предоставлены налоговые льготы. Начиная с этого года, производители мяса и молока получают субсидию только при условии поставки произведенной продукции на предприятия переработки, то есть, проведена переориентация сырья в сферу переработки. С 2010 года аналогичные механизмы субсидирования будут применяться и в отношении производителей плодоовощных культур.
При этом значительно упрощен механизм предоставления субсидий, который позволяет охватить все перерабатывающие предприятия, независимо от желания банков второго уровня участвовать в реализации программы.
В рамках Плана совместных действий Правительства, Нацбанка Республики Казахстан и АФН по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы, из Нацфонда выделено 120 миллиардов тенге, которые будут направлены на реализацию инвестиционных проектов по импортозамещению и развитию новых экспортоориентированных секторов в АПК, таких, например, как: развитие сети тепличных хозяйств; развитие сети овощехранилищ; развитие производства плодоовощных культур с применением технологии капельного орошения; создание сети птицефабрик; развитие сети молочно-товарных ферм; создание производства по сборке сельхозтехники и многих других.
В рамках программы на развитие АПК Казахстана за 2009-2011 годы было предусмотрено выделить около 350 млрд. тенге на пополнение оборотных средств производителей и переработчиков сельхозпродукции, 27,0 млрд. тенге на лизинг сельхозтехники и 15,0 млрд. тенге на микрокредитование сельского населения.
Тем не менее, в перспективе необходимо увеличить выделение субсидий на выращивание сельскохозяйственных культур. Это связано с тем, что государственная поддержка сельскохозяйственного производства республики все еще остается недостаточной. Например, в Казахстане в среднем на 1 га пашни выделяются субсидии 35 долларов США, в странах Европы - 1110 долларов, Канаде - 882 и в США - около 412 долларов [1].
Однако, следует отметить, что на сегодня государственное субсидирование сельского хозяйства по существу не имеет прозрачности и не отражает действенную помощь агроформированиям со стороны государства, малоэффективна, не носит программный характер, ибо до сельхоз товаропроизводителей доходит лишь незначительная часть финансовых средств. Поэтому все виды государственных субсидий должны иметь прозрачный характер, т.е. финансовая отчетность агроформирований должна ежегодно отражать эти вопросы, а государственные статистические органы предоставлять всю необходимую информацию. Местные исполнительные органы должны осуществлять аудиторскую проверку, в ходе которых определять целевое использование государственных средств со стороны государственных структур и агроформирований на местах. В условиях коррумпированности всех эшелонов государственного управления, взяточничества многих чиновников только тогда будет эффективность от государственной финансовой поддержки на местах. Это касается не только Казахстана, но и других стран СНГ. Проводимая в настоящее время аграрная политика, наоборот, создает необходимые условия для расхищения государственных средств, в результате бессистемности, бесконтрольности и отсутствия действенного механизма их реализации, что на руку многим чиновникам разного уровня. Поэтому экономический механизма аграрной политики Казахстана и других стран СНГ должен отражать такие функции как планирование, прогнозирование, организацию, координацию, регулирование, стимулирование и контроль при работоспособности таких принципов хозяйствования как единство политики и экономики, научность, комплексность, системность, действенность, взаимозависимость и взаимообусловленность, динамичность и эффективность [3].
Последствия государственного регулирования для производителей более ощутимы и разнообразны. Во первых регулирование обеспечивает достаточно стабильную рентабельность производства, что, в свою очередь, имеет несколько положительных эффектов - позволяет осуществлять планирование производства, облегчает привлечение инвестиций и кредитных средств, способствуя внедрению новых технологий и развитию отрасли. Во-вторых, государственное управление и контроль (например, за квотами) способствует обеспечению прозрачности продовольственного рынка, наличию полной и достоверной информации о движении товаров, что позволяет, в частности, увеличить поступление налогов с предприятий, так как уход от налогов через сокрытие объемов производства становится нецелесообразным. Государственное вмешательство дает ощущение надежности и гарантии стабильности субъектам рынка в любых условиях, выполняя свои функции государственной зашиты, и обеспечения продовольственной безопасности населения в условиях кластерного развития.
Таким образом, государственное регулирование продовольственного рынка, выражающееся, во многих случаях, в виде государственной поддержки субъектов АПК, является одним из основных механизмов обеспечения продовольственной программы государства. Острый вопрос стоитпо поддержанию равновесия между спросом и предложением, защите отечественного производителя и проведению структурных и социальных преобразований на селе, носят не только экономический, но и внеэкономический, административный характер. Ведущую роль во всей системе государственного регулирования экономики играет поддержание соответствующего уровня цен и ценового равновесия, поскольку разбалансировка ценового механизма приводит к кумулятивным, разрушительным последствиям. Взрывоопасность роста цен в сфере продовольствия настолько велика, что именно сюда государство в первую очередь направляет средства. Они необходимы, с одной стороны, для поддержания нормального воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, а с другой - для сдерживания процессов инфляции и для защиты интересов потребителей.
Система государственного регулирования цен во всех странах с развитой рыночной экономикой примерно одинакова: установление верхних и нижних пределов колебания цен, индикативной и условной цены, которую государство поддерживать.
Инструментом регулирования здесь служат скупка и продажа сельхозпродукции в целях товарной интервенции и поддержания желаемого уровня цен.
Поскольку агросфера
представляет собой сложную
Информация о работе Перспективные направления совершенствования аграрной политики