Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:29, курсовая работа
Цель дипломной работы состоит в определении приоритетных направлений формирования эффективной аграрной политики Республики Казахстан, обеспечивающей преодоление последствий трансформационного кризиса в аграрной сфере и достижение ее устойчивого функционирования, на основе анализа результатов рыночных преобразований в АПК Республики Казахстан.
Поставленной цели требует решения следующих задач:
- определить роль и место аграрной политики в системе социально-экономической политики государства;
- проанализировать методы государственного регулирования АПК на различных уровнях;
-выявить региональную составляющую аграрной политики в РК;
- проанализировать экономическое развитие и результаты рыночной трансформации АПК Республики Казахстан;
Введение...........................................................................................................4
Глава I. Теоретические и методологические основы аграрной политики.6
1.1.Аграрная политика как составная часть экономической политики.....
государства.......................................................................................................6
1.2.Механизм реализации государственной политики в аграрном
секторе экономики..........................................................................................14
1.3.Аграрное развитие Западного Казахстана в начале ХХ века............ ..18
Глава 2. Современное состояние и основные направления
аграрной политики..........................................................................................23
2.1.Организация и управленческая структуры «Управления
сельского хозяйства Западно-Казахстанской области»..............................23
2.2.Анализ и состояние агропромышленного комплекса ЗКО..................32
Глава 3.Перспективные направления совершенствования аграрной
политики………………………………………………………………….…47
3.1.Совершенствование аграрной политики в условиях вступления
Казахстана в ВТО..........................................................................................47
3.2. Совершенствование системы управления сельского хозяйства.........49
3.3. Перспективы развития сельского хозяйства региона..........................53
Выводы и предложения.................................................................................57
Список использованной литературы....................
Во-первых: прежде всего, необходимо четко сформировать образ цели, то есть определить, например, С какого, и на какой уровень нужно перевести управляемую систему, объект управления;
Во-вторых: нужно определить и научно отработать траекторию движения управляемой системы из начального, в новое состояние. Эта траектория ясна тому, кто осуществляет управление;
В-третьих, необходимо задать соответствующую скорость объекту управления по этой траектории.
В новых рыночных условиях все системы управления должны рассматриваться как совокупность государственного, хозяйственно-экономического управления и местного самоуправления с четко распределенными по горизонтали и вертикали функциями.
В целях улучшения управляемости сельским хозяйственным производством, на наш взгляд целесообразно осуществить следующие меры:
В области государственного управления необходимо четко определить состав сельского хозяйства, как объекта государственного управления и регулирования. В целях усиления роли государства в регулировании и координации межотраслевых связей, улучшения управляемости государственной собственностью в сельском хозяйстве и учитывая необходимость оперативного принятия согласованных решений по наиболее важным вопросам функционирования агропромышленного комплекса. В его состав следует включить представителей Министерств, входящих в состав агропромышленного комплекса, Министерства экономики РК, Министерства финансов РК, Госкомитета по антимонопольной политике РК, Госкомимущества РК.
Основными задачами совета должно быть:
- Проведение единой
- Организация разработки проектов и осуществления мер по регулированию межотраслевых пропорций и экономического механизма управления отраслями и сферами деятельности сельского хозяйства с целью повышения их способности гибко реагировать на изменение экономической ситуации и условий рынка.
- Участие в разработке
- Организация научно-
В целях усилия роли Министерства сельского хозяйства РК в проведении единой аграрной политики необходимо установить, в различных пределах, с учетом законодательно закрепленных принципов республиканских отношений, вертикаль в исполнительной власти в системе сельского хозяйства от республиканского до районного уровня. В этой связи необходимо принимать соответствующие нормативные акты, позволяющие упорядочить статус государственных органов управления сельского хозяйства в субъектах Республики. Целесообразно разработать и утвердить в установленном порядке типовое положение границы их функций и полномочий. Следует установить два вида связей соподчинения: Функциональные, имеющие рекомендательный характер.
Прямые связи. На основании последних должны функционировать, прежде всего, контрольно-инспекционные службы.
Разрушение системы управления сельского хозяйства привело к резкому снижению организации управление на региональном уровне. Это наблюдается в различных методических подходах к формированию структур управления, что приводит к неорганизованному системе управления, нарастающие к производственной, экономической, финансовой, социальной деятельности хозяйствующих субъектов.
Чтобы выжить в современных условиях и обеспечить собственное развитие нужна совместные согласованные действия сельских товаропроизводителей и их партнеров по сельскому хозяйству. Наиболее реальным путем осуществление этой цели является создание различных объединений и совместных предприятий, обеспечивающих не только производство, переработку, обязательную реализацию продукции, а также развитие территорий административных районов.
Эти формирования берут функции хозяйственно-экономического управления сельскохозяйственным, агросервисным и другими предприятиями, входящими в объединение, путем перераспределений акций. Отнесение районных управлений сельского хозяйства к уровню местного самоуправления искусственно обрывает вертикаль государственного управления, что усложняет реализацию единой аграрной политики, республиканских программ, выполнение объективно необходимых государственных контрольно-инспекционных функций.
Совершенствование хозяйствующего управления должны пойти по пути постепенного преобразования интеграционных структур акционерного типа в кооперативные формирования. Перспективно создание союзов и других отраслевых организаций, которые осуществляли бы как хозяйственные функции, так и защиту интересов сельскохозяйственных и других товаропроизводителей сельского хозяйства, регулирование продовольственного рынка.
Реорганизация колхозов и совхозов с самого начала аграрной реформы носило больше принудительный, чем добровольный характер и происходила баз соответствующей нормативно-правовых актов.
Существенным недостатком действующих нормативных актов и рекомендаций является отсутствие четких положений той или иной формы хозяйствования. Даже работники областных управлений сельского хозяйства, не говоря уже о руководителях и специалистов предприятий, как правило плохо ориентируется в этих вопросах. В результате не происходит координальных изменений в системе управления даже в случае принципиальных преобразований отношений собственности.
Давая оценку существующих системам управления в сельскохозяйственных предприятиях, можно выделить три формы внутрихозяйственного управления: Централизованную на уровне предприятия с невысоким уровнем самостоятельности первичных производственных подразделений; Децентрализованную, когда основные управленческие решения делегированы коллективам и производственных и обслуживающих подразделений; и наконец промежуточную, когда каждое подразделение само распоряжается своими доходами, а руководство вырабатывает «правила игры».
Для проектирования системы управления целесообразно использовать метод аналогов, составляющий в выработке на основе анализа опыта типовых структур управления для новых организационно-правовых форм производства предусмотренным гражданским кодексом РК, другими нормативными актами. При этом необходимо их осмысливание, выявление специфических особенностей хозяйства, квалификации кадров, способностей руководителей и специалистов в области менеджмента.
Необходимо в новых организационно-правовых формах производства соблюдать принцип минимизации уровней управлений. Наиболее целесообразны двухуровневая система управления.
Для повышения управляемости государственной собственностью, в т.ч. государственными покатами акций в акционерных обществах сельского хозяйства, было бы целесообразно при Министерстве сельского хозяйства создать Агентство государственной собственности в сельском хозяйстве, делегировав ему соответствующую часть функций, закрепленные за Госкомимуществом РК.
Необходимо наиболее четко определить организационно-правовой статус Министерства сельского хозяйства Казахстана и его органов управления, централизовать в нем различные по различным органом исполнительной власти функции государственного управления сельскохозяйственным производством с учетом расширения их прав, особенно в регулировании земельных отношений, приватизации, определения инвестиционной политики. На республиканском уровне в числе приоритетных задач должны стать:
- Стимулирование
- Стимулирование и организация
разработки и освоения новых
научно-технических достижений
- Организация функционирования
всего комплекса
- Управление республиканской
- Нормативное сопровождение
- Осуществление всего сектора контрольных функций по качеству продукции и экологии, ветеринарно-санитарных мероприятий, защиты растений и т.д.
- Специальное образование и
повышение квалификации
В системе управления сельским хозяйством особое место занимает местное самоуправление, которое формируется исключительно по территориальным признакам. Без развития местного самоуправления нельзя успешно осуществлять земельную и аграрную реформу, в частности, обеспечит политическую защиту свободу хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, соблюдение прав сельских предпринимателей.
Анализ действующего законодательства субъектов Республики Казахстан о местном самоуправлении показывает, что работа по его формированию только началась. Наиболее трудным для законодательного регулирования оказались вопросы компетенции органов государственной власти, сфер их взаимоотношений друг с другом, механизм осуществления органами самоуправления отдельных государственных функций и полномочий, экономические и финансовые основы самоуправления, механизмы и условия передачи государственной собственности в муниципальную, установление границ самоуправляющих территорий и т.д.
Даже краткий перечень проблемы трех основных типов управления сельским хозяйством показывает, что для эффективного управления аграрным сектором.
В условиях перехода к рыночной экономике необходима разработка научных основ и специальной республиканской программы развития единой системы управления сельским хозяйством на основе сочетания всей типов и форм управления в сельском хозяйстве, которые должны включать в себя системы конкретных целей, задач и функций как республиканского, так и территориального уровней, их принципов управления, систему субъектов и объектов государственного, хозяйственно-экономического управления в сельском хозяйстве и местного самоуправления.
3.3. Перспективы развития
В настоявшее время разработан проект региональной программы развития агропромышленного комплекса Западно-Казахстанской области на 2010-2015 годы.Увеличить валовую добавленную стоимость АПК на 21% к 2015 году по сравнению с 2009 годом . Повысить производительность труда в сельском хозяйстве в 2 раза к 2015 году по сравнению с 2009 годом , наращивание экспорта продукции АПК в 2 раза в 2015 году , увеличение доли переработки мяса в общем объеме производства до 37%, молока до 26% в 2015 году конкурентоспособности агропромышленного комплекса области.
Исходя из анализа состояния сельского хозяйства и поставленных задач, программа предусматривает четыре основных направления развития сельского хозяйства области:
Первое направление - будет обеспечивается через качественный рост технической оснащенности отрасли, соблюдение научно-обоснованных агротехнологий, организацию крупнотоварного производства, формирование системы кадрового обеспечение в соответствии с требованиями аграрного сектора.
Второе направление- развитие инфраструктуры производства. Планируется создать эффективную систему заготовок, и сбыта сельхозпродукции, сформировать финансовую системы, и информационно- маркетинговую системы, внедрить международные стандарты, улучшить контроль за качеством продуктов питания для обеспечения их безопасности.
Третье направление - развитие национальных управления сельского хозяйства, анализ управления сельского хозяйства показал, что в нашей области имеются предпосылки для формирования регионального пищевого кластера.
Экономическая эффективность развития регионального комплекса основана, прежде всего, наличием собственного сельхозсырья и необходимой инфраструктуры (железной и автомобильной дороги), возможностью обеспечения ресурсами (электроэнергией, природным газом, водой).
В состав кластера войдут научные учреждения Аграрно-технический университет, сельхозопытная станция, РКП «Батые сервис», действующие предприятия переработки сельхозпродукции, а также новый биокомбинат, молзовод и мясоперерабатывающий комплекс.
Четвертое направление - государственное регулирование продовольственных рынков, обеспечение внутреннего рынка продукций собственного производства и выход на внешние рынки.
Развитие экспортного потенциала зернового производства доходит из того, что будет принят рад мер государственной, поддержки, направленных на стимулирование государственных стандартов и обеспечение перехода на международный стандарты качества, развитие биржевой торговли зерном и другие меры по расширению рынков сбыта зерна.
В целях более активного государственного регулирования рынка животноводческой продукции будут приняты по организации закупа излишек животноводческой продукции для поставки на внутренний рынок и на экспорт.
Программой определены также меры организационного характера, которые будут способствовать устойчивому развитию отраслей растениеводства.
Наша область относится к числу хороших регионов, валовой сбор зерна в сильной степени зависит от погодно-климатических условий.
Ежегодно, в период весеннее полевых работ и уборочных работ сельхозпроизводители оказываются всемерная поддержка, однако эффективность производства очень низка. Более того, идет лишь рост долгов, задолженность сельхозпроизводители перед ГКП "Батые сервис" и АО "Продкорпорация" сегодня составляет 500 млн.тенге.
В нашей зоне рискового земледелия выход состоит в концентрации зернового производства в северной части области на наиболее плодородных и влагообеспечивающих землях и высоким балл бонитета почвы.
Следующая мера сокращения использования под пшеницу 100 тыс.га. малопродуктивной пашни. Эти земли предусматриваются засеять многолетними травами и засухоустойчивыми масличными культурами. Поэтому в 2015 году с учетом реальных возможностей посевные площади зерновых планируется в объеме 723 тыс.га.Рост продукции растениеводства к 2015 году увеличится на 104 %.
Информация о работе Перспективные направления совершенствования аграрной политики