13.В научной литературе отсутствует
четкость в определении предмета
региональной науки, что, несомненно, является
одной из причин многообразия направлений
и методологических концепций в современных
региональных исследованиях. Наиболее
обоснованным, на наш взгляд, является
определение «региона» как выделившейся
в процессе общественного разделения
труда части территории страны, которая
характеризуется специализацией на производстве
тех или иных товаров и услуг, общностью
и специфическим по отношению к другим
территориям характером воспроизводственного
процесса; комплексностью и целостностью
хозяйства; наличием органов управления,
обеспечивающих решение стоящих перед
регионом задач.
14.Региональная политика - это правовая,
экономическая, социальная деятельность
государства, направленная на оптимизацию
взаимодействия центра и регионов, сложившихся
пропорций в распределении ресурсов, социально-экономической
деятельности регионов и достижение их
максимального эффективного развития.
На современном этапе по проблеме степени
регулирования региональных диспропорций
выделяются три течения: "неинтервенционалистов",
которые в принципе отрицают необходимость
воздействия государства на региональный
рост, "адаптеров, которые пропагандируют
необходимость смягчения воздействия
стихийных рыночных сил и незначительного
корректирования развития территории
путем ускорения естественных процессов
стимулированием миграций рабочей силы
и инвестиций, и "радикальных преобразователей",
выступающих за проведение интенсивного
регулирования. На наш взгляд, наиболее
применим в реальных условиях адаптивный
подход.
15.Проблемы развития аграрного
сектора экономики регионов включают
проблемы функционирования экономики
Казахстана в целом: политические, экономические,
социальные, экологические и др., присущие
всем регионам страны; проблемы развития
отраслевых комплексов страны: проблемные
ситуации, которые возникают во всех регионах,
но только в одной отрасли; проблемы, присущие
отдельным регионам Казахстана; в связи
с открытием экономики и интеграцией Казахст
анав мировое хозяйство ощущается проявление
в регионах также международных проблем.
Общегосударственные и отраслевые проблемы
отражаются на экономике всех регионов,
но степень остроты их влияния далеко
не одинакова для территорий с разным
уровнем дифференциации экономического,
социального, экологического, производственно-технического
положения.
16.Выбор модели реформирования
сельского хозяйства региона
обусловлен во многом его принадлежностью к аграрному,
аграрно-индустриальному или индустриально-аграрному
типу. Ввиду того, что Западно-Казахстанская
область является индустриально-аграрным
регионом, для ее сельского хозяйства
перспективна политика неаграрного импульса
с выделением в качестве ключевого звена
экономического роста в условиях жесткой
ограниченности ресурсов третьей сферы
АПК, которая обладает наиболее значительным
мультипликационным эффектом для зернопроизводящих
регионов Казахстана.
17.Для успешного реформирования сельского хозяйства в Казахстане
необходимо сочетание различных конкретных
подходов к решению проблем в отдельных
регионах и в то же время единства общих
принципов функционирования рынка на
всей территории страны. В целях обеспечения
согласованности реализации указанных
подходов целесообразно формировать сходную
региональную аграрную политику применительно
к группе родственных регионов, что требует
предварительной их группировки. Структурирование
регионального состава страны может осуществляться
на основе различных признаков и варьироваться
в зависимости от направления и цели анализа.
Применительно к Казахстану различаются
следующие стандартные типы регионов:
экономические зоны, собственно регионы,
сельские округа, экономические и сельскохозяйственные
районы.
18.В настоящее время двумя
полюсами аграрной стратегии
региональных властей являются
«либеральная» и «консервативная»
модели. «Либеральная» модель предполагает
отказ региональных властей от
прямого контроля над сельским хозяйством, последовательное
сокращение субсидирования производителей,
ориентацию на частный капитал в аграрную
сферу, открытость региона, его интеграцию
в общеказахстанский и, по возможности,
в мировой рынок. «Консервативная» модель
направлена на сохранение довольно жесткого
контроля за формально независимыми субъектами
аграрного рынка, их поддержку и субсидирование,
социальное выравнивание, ориентацию
на внутрирегиональный рынок и патерналистскую
политику по отношению к нему. Однако в
целом противопоставление либеральной
и консервативной моделей вовсе не означает
прогрессивность одной и реакционность
другой: судя по результатам аграрной
реформы, эффективность ее проведения
практически одинакова.
19.Для Казахстана характерна
высокая степень регионализации
расходов на сельское хозяйство: наиболее высока доля региональных
расходов на заготовку и хранение сельскохозяйственной
продукции, наименее - затрат поддержание
качественных характеристик земельных
ресурсов, которые распределяются относительно
пропорционально. При этом необходимость
поддержки регионами сельского хозяйства
объективно обусловлена недостаточным
уровнем производства продовольствия
и его специфическими региональными условиями.
В результате даже аграрная политика,
которая формируется под воздействием
идентичных факторов, в значительной мере
дифференцируется по регионам, препятствуя
формированию единого рыночного пространства.
20.При разработке региональной
аграрной политики необходимо
учитывать два основных принципа:
во-первых, обеспечение оптимальных
форм и пропорций развития индустриального и аграрного
секторов и, во-вторых, достижение органичного
внутрисекторного развития. Возможность
и направления реализации этих принципов
должны исследоваться с учетом региональной
специфики отраслей, поскольку в противном
случае неизбежно возникают межрегиональные
и внутрирегиональные отраслевые и социально-экономические
диспропорции, ограничивающие экономический
рост страны в целом и каждого региона
в частности.
21.Традиционный подход к распределению
республиканских сельскохозяйственных субсидий между регионами
основан на учете общих макроэкономических
индикаторов - доход на душу населения,
уровень безработицы и индекс объемов
производства. Значительная дифференциация
казахстанских регионов по агроклиматическим
условиям обусловливает недостаточность
указанных показателей для формирования
объективного внутрирегионального механизма
поддержки аграрного сектора: комплексная
оценка предполагает включение гораздо
большего количества переменных в процесс
предварительного базисного исследования
регионального сельскохозяйственного
производства, которые должны отражать
дифференциацию регионов по экономическому
потенциалу аграрной сферы, включающему
ресурсный, биоклиматический и производственный
потенциал. Ресурсная и биоклиматическая
компоненты экономического потенциала
регионального аграрного сектора характеризуют
в целом продуктивность сельскохозяйственных
земель, для определения которой используются
различные оценки на основе свойств почв,
климатических показателей и др. особенностей,
а производственный потенциал представляет
собой единство трех основных факторов
производства: трудовых ресурсов, земли
и капитала (основного и оборотного).
22.Тесная взаимозависимость ресурсного
и производственного потенциалов
региона обусловливается эффективностью долговременных связей «производитель-земля»,
что обосновывается одной из основных
специфических характеристик аграрного
сектора - использованием земли как основного
средства производства. Наряду с этим,
природно-климатические условия выступают
фактором риска в аграрном производстве,
влияя на ожидаемые показатели окупаемости
капитала и прибыли, что предопределяет
также тесную взаимосвязь биоклиматического
и производственного потенциалов региона.
В силу этого факторы, определяющие специфику
сельскохозяйственного производства,
и связанные с этим трудности формирования
аграрной политики являются объективными
предпосылками взаимозависимости отдельных
компонентов экономического потенциала
аграрного сектора региона - ресурсного,
биоклиматического и производственного.
Список использованных литературы.
- Конституции РК от 30 августа, А, 1995г.
- Гражданский кодекс РК. Казахстанская
Правда № 5, 2005г.
- Стратеги 2030 РК. Казахстанская Правда
№ 2, 2001г.
- Постановление кабинета министров РК, 1994 года, 15 ноября.«О мерах по укреплению производства и расширению рынка сбыта зерна, самообеспечению областей хлебом и другими
продуктами переработки зерна» //СААП, №18 1994г.
- Закон РК «О сельскохозяйственных товариществах
и их ассоциациях»от 25 декабря 2000 года. Казахстанская Правда
№30 2000г.
- Закон РК «О крестьянских(фермерских)
хозяйствах» от 31 марта 1998г. Казахстанская
правда №15 1998г.
- Послание Президента народу РК. «Об основных
направлениях внутренней и внешней политики» на 2003г.// СААП, №10 2003 г.
- Постановление Правительства РК от 10
декабря 1998 года №1270 «О неотложных мерах
по углублению реформ на селе и финансовому
оздоровлению сельской экономики».//СААП,
№20, 1998г.
- Постановление Правительства РК от 20июля
1999г. №1017 «О реорганизации учреждений аграрного контроля министерства
науки и высшего образования РК»//СААП, №12, 1999г.
- Акимова А.Р, Череватова Т.Ф. «Современное
состояние сельского хозяйства ЗКО: Аналитический обзор» - Уральск
ДРГП. Зап-Каз ЦНТИ-2004 год.
- Апсолямов. Н. Пути реализации государственной политики
в агропродовольственном секторе Казахстана.
Труд в Казахстане №6, 2004 г.
- Ахметов Р. Совершенствование структуры
управления регионального АПК.-// АПК. Экономики
и управление. 2003 г. №2.
- Алибекова. А.Б. Система государственной АПК вРК. - Альпари, №1 2005г.
- Атомчук Г.В. Теория государственного
управлении.М.: Юрид. Лит., 1997.
- .Болатханова З.А. Роль и функции государственных органов управлении экономикой Казахстана.-// Экономика и статистика, №3, 2003г.
- Говдя В. Роль государства в становлении и функционировании
рынка агрохимикатов.-// Экономист. 2001г.
№22.
- Гонарик Г. Совершенствование системы
управлении экономики области-.//Поиск, 2002г.
- Жетписбаев Б.А. Аграрное право: Учебное
пособие Алматы: Данеке, 2000.
- 3агайтов И.Б., Яновский Л.Б. Об оценке экономической эффективности
прогнозов в сельском хозяйстве, -// Проблемы
прогнозирования.- 2003. №1.
- Курмангалиев С. Государственное регулирование
производства и реализации сельскохозяйственной продукции.//Экономика
и статистика, №3, 2003г.
- Киселев. С.В. Государственное регулирование
сельского хозяйства в переходный период.
М.; 1994г.
- Касанов Ж. Государственная поддержка
сельского хозяйства.-// Вестник, 2002. №3.
- Мамыров К. Государственное регулирование
экономики Казахстана.-Алматы.: 1998 г.
- Морозов К. Государственное регулирование
экономики.: Учебное пособие.-М: 2001г.
- Мильнер Б. Исполнительная власть: принципы
организации и управления.-//Вопросы экономики, №7, 2000г.
- Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства.-
Учебник.:М.2000г.
- Серова Е.В. Аграрная экономика: Учебник,-М.: ГУЁШЭ 1999г.
- Статистический сборник Западно-Казахстанской
области.
- Ушачев И. О неотложных мерах по совершенствованию
системы управления АПК.-// Международный
с-х журнал 2002г, №1.
- Янгибаева.Б. Управление аграрной сферой в условиях перехода к рыночным отношениям:
принципы и направления.-// Экономика и
статистика №2, 2004г.