Перспективные направления совершенствования аграрной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в определении приоритетных направлений формирования эффективной аграрной политики Республики Казахстан, обеспечивающей преодоление последствий трансформационного кризиса в аграрной сфере и достижение ее устойчивого функционирования, на основе анализа результатов рыночных преобразований в АПК Республики Казахстан.
Поставленной цели требует решения следующих задач:
- определить роль и место аграрной политики в системе социально-экономической политики государства;
- проанализировать методы государственного регулирования АПК на различных уровнях;
-выявить региональную составляющую аграрной политики в РК;
- проанализировать экономическое развитие и результаты рыночной трансформации АПК Республики Казахстан;

Содержание работы

Введение...........................................................................................................4
Глава I. Теоретические и методологические основы аграрной политики.6
1.1.Аграрная политика как составная часть экономической политики.....
государства.......................................................................................................6
1.2.Механизм реализации государственной политики в аграрном
секторе экономики..........................................................................................14
1.3.Аграрное развитие Западного Казахстана в начале ХХ века............ ..18
Глава 2. Современное состояние и основные направления
аграрной политики..........................................................................................23
2.1.Организация и управленческая структуры «Управления
сельского хозяйства Западно-Казахстанской области»..............................23
2.2.Анализ и состояние агропромышленного комплекса ЗКО..................32
Глава 3.Перспективные направления совершенствования аграрной
политики………………………………………………………………….…47
3.1.Совершенствование аграрной политики в условиях вступления
Казахстана в ВТО..........................................................................................47
3.2. Совершенствование системы управления сельского хозяйства.........49
3.3. Перспективы развития сельского хозяйства региона..........................53
Выводы и предложения.................................................................................57
Список использованной литературы....................

Файлы: 1 файл

Содержание 24 мая аграр.doc

— 690.50 Кб (Скачать файл)

13.В  научной литературе отсутствует  четкость в определении предмета  региональной науки, что, несомненно, является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях. Наиболее обоснованным, на наш взгляд, является определение «региона» как выделившейся в процессе общественного разделения труда части территории страны, которая характеризуется специализацией на производстве тех или иных товаров и услуг, общностью и специфическим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса; комплексностью и целостностью хозяйства; наличием органов управления, обеспечивающих решение стоящих перед регионом задач.

14.Региональная политика - это правовая, экономическая, социальная деятельность государства, направленная на оптимизацию взаимодействия центра и регионов, сложившихся пропорций в распределении ресурсов, социально-экономической деятельности регионов и достижение их максимального эффективного развития. На современном этапе по проблеме степени регулирования региональных диспропорций выделяются три течения: "неинтервенционалистов", которые в принципе отрицают необходимость воздействия государства на региональный рост, "адаптеров, которые пропагандируют необходимость смягчения воздействия стихийных рыночных сил и незначительного корректирования развития территории путем ускорения естественных процессов стимулированием миграций рабочей силы и инвестиций, и "радикальных преобразователей", выступающих за проведение интенсивного регулирования. На наш взгляд, наиболее применим в реальных условиях адаптивный подход.

15.Проблемы развития аграрного  сектора экономики регионов включают  проблемы функционирования экономики  Казахстана в целом: политические, экономические, социальные, экологические и др., присущие всем регионам страны; проблемы развития отраслевых комплексов страны: проблемные ситуации, которые возникают во всех регионах, но только в одной отрасли; проблемы, присущие отдельным регионам Казахстана; в связи с открытием экономики и интеграцией Казахст анав мировое хозяйство ощущается проявление в  регионах также международных проблем. Общегосударственные и отраслевые проблемы отражаются на экономике всех  регионов, но степень остроты их влияния далеко не одинакова для территорий с разным уровнем дифференциации экономического, социального, экологического, производственно-технического положения.

16.Выбор модели реформирования  сельского хозяйства региона  обусловлен во многом его принадлежностью к аграрному, аграрно-индустриальному или индустриально-аграрному типу. Ввиду того, что Западно-Казахстанская  область является индустриально-аграрным регионом, для ее сельского хозяйства  перспективна политика неаграрного импульса с выделением в качестве ключевого звена экономического роста в условиях жесткой ограниченности ресурсов третьей сферы АПК, которая обладает наиболее значительным мультипликационным эффектом для зернопроизводящих регионов Казахстана.

17.Для успешного реформирования сельского хозяйства в Казахстане  необходимо сочетание различных конкретных подходов к решению проблем в отдельных регионах и в то же время единства общих принципов функционирования рынка на всей территории страны. В целях обеспечения согласованности реализации указанных подходов целесообразно формировать сходную региональную аграрную политику применительно к группе родственных регионов, что требует предварительной их группировки. Структурирование регионального состава страны может осуществляться на основе различных признаков и варьироваться в зависимости от направления и цели анализа. Применительно к Казахстану различаются следующие стандартные типы регионов: экономические зоны, собственно регионы, сельские округа, экономические и сельскохозяйственные районы.

18.В настоящее время двумя  полюсами аграрной стратегии  региональных властей являются  «либеральная» и «консервативная»  модели. «Либеральная» модель предполагает  отказ региональных властей от  прямого контроля над сельским хозяйством, последовательное сокращение субсидирования производителей, ориентацию на частный капитал в аграрную сферу, открытость региона, его интеграцию в общеказахстанский и, по возможности, в мировой рынок. «Консервативная» модель направлена на сохранение довольно жесткого контроля за формально независимыми субъектами аграрного рынка, их поддержку и субсидирование, социальное выравнивание, ориентацию на внутрирегиональный рынок и патерналистскую политику по отношению к нему. Однако в целом противопоставление либеральной и консервативной моделей вовсе не означает прогрессивность одной и реакционность другой: судя по результатам аграрной реформы, эффективность ее проведения практически одинакова.

19.Для Казахстана характерна  высокая степень регионализации  расходов на сельское хозяйство: наиболее высока доля региональных расходов на заготовку и хранение сельскохозяйственной продукции, наименее - затрат поддержание качественных характеристик земельных ресурсов, которые распределяются относительно пропорционально. При этом необходимость поддержки регионами сельского хозяйства объективно обусловлена недостаточным уровнем производства продовольствия и его специфическими региональными условиями. В результате даже аграрная политика, которая формируется под воздействием идентичных факторов, в значительной мере дифференцируется по регионам, препятствуя формированию единого рыночного пространства.

20.При разработке региональной  аграрной политики необходимо  учитывать два основных принципа: во-первых, обеспечение оптимальных  форм и пропорций развития индустриального и аграрного секторов и, во-вторых, достижение органичного внутрисекторного развития. Возможность и направления реализации этих принципов должны исследоваться с учетом региональной специфики отраслей, поскольку в противном случае неизбежно возникают межрегиональные и внутрирегиональные отраслевые и социально-экономические диспропорции, ограничивающие экономический рост страны в целом и каждого региона в частности.

21.Традиционный подход к распределению  республиканских сельскохозяйственных субсидий между регионами основан на учете общих макроэкономических индикаторов - доход на душу населения, уровень безработицы и индекс объемов производства. Значительная дифференциация казахстанских  регионов по агроклиматическим условиям обусловливает недостаточность указанных показателей для формирования объективного внутрирегионального механизма поддержки аграрного сектора: комплексная оценка предполагает включение гораздо большего количества переменных в процесс предварительного базисного исследования регионального сельскохозяйственного производства, которые должны отражать дифференциацию регионов по экономическому потенциалу аграрной сферы, включающему ресурсный, биоклиматический и производственный потенциал. Ресурсная и биоклиматическая компоненты экономического потенциала регионального аграрного сектора характеризуют в целом продуктивность сельскохозяйственных земель, для определения которой используются различные оценки на основе свойств почв, климатических показателей и др. особенностей, а производственный потенциал представляет собой единство трех основных факторов производства: трудовых ресурсов, земли и капитала (основного и оборотного).

22.Тесная взаимозависимость ресурсного  и производственного потенциалов  региона обусловливается эффективностью долговременных связей «производитель-земля», что обосновывается одной из основных специфических характеристик аграрного сектора - использованием земли как основного средства производства. Наряду с этим, природно-климатические условия выступают фактором риска в аграрном производстве, влияя на ожидаемые показатели окупаемости капитала и прибыли, что предопределяет также тесную взаимосвязь биоклиматического и производственного потенциалов региона. В силу этого факторы, определяющие специфику сельскохозяйственного производства, и связанные с этим трудности формирования аграрной политики являются объективными предпосылками взаимозависимости отдельных компонентов экономического потенциала аграрного сектора региона - ресурсного, биоклиматического и производственного.

 

 

 

                        Список использованных литературы.

 

 

  1. Конституции РК от 30 августа, А, 1995г.
  2. Гражданский кодекс РК. Казахстанская Правда № 5, 2005г.
  3. Стратеги 2030 РК. Казахстанская Правда № 2, 2001г.
  4. Постановление кабинета министров РК, 1994 года, 15 ноября.«О мерах по укреплению производства и расширению рынка сбыта зерна, самообеспечению областей хлебом и другими продуктами переработки зерна» //СААП, №18 1994г.
  5. Закон РК «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях»от 25 декабря 2000 года. Казахстанская Правда №30 2000г.
  6. Закон РК «О крестьянских(фермерских) хозяйствах» от 31 марта 1998г. Казахстанская правда №15 1998г.
  7. Послание Президента народу РК. «Об основных направлениях внутренней и внешней политики» на 2003г.// СААП, №10 2003 г.
  8. Постановление Правительства РК от 10 декабря 1998 года №1270 «О неотложных мерах по углублению реформ на селе и финансовому оздоровлению сельской экономики».//СААП, №20, 1998г.
  9. Постановление Правительства РК от 20июля 1999г. №1017 «О реорганизации учреждений аграрного контроля министерства науки и высшего образования РК»//СААП, №12, 1999г.
  10. Акимова А.Р, Череватова Т.Ф. «Современное состояние сельского хозяйства ЗКО: Аналитический обзор» - Уральск ДРГП. Зап-Каз ЦНТИ-2004 год.
  11. Апсолямов. Н. Пути реализации государственной политики в агропродовольственном секторе Казахстана. Труд в Казахстане №6, 2004 г.
  12. Ахметов Р. Совершенствование структуры управления регионального АПК.-// АПК. Экономики и управление. 2003 г. №2.
  13. Алибекова. А.Б. Система государственной АПК вРК. - Альпари, №1 2005г.
  14. Атомчук Г.В. Теория государственного управлении.М.: Юрид. Лит., 1997.
  15. .Болатханова З.А. Роль и функции государственных органов управлении экономикой Казахстана.-// Экономика и статистика, №3, 2003г.
  16. Говдя В. Роль государства в становлении и функционировании рынка агрохимикатов.-// Экономист. 2001г. №22.
  17. Гонарик Г. Совершенствование системы управлении экономики области-.//Поиск, 2002г.
  18. Жетписбаев Б.А. Аграрное право: Учебное пособие Алматы: Данеке, 2000.
  19. 3агайтов И.Б., Яновский Л.Б. Об оценке экономической эффективности прогнозов в сельском хозяйстве, -// Проблемы прогнозирования.- 2003. №1.
  20. Курмангалиев С. Государственное регулирование производства и реализации сельскохозяйственной продукции.//Экономика и статистика, №3, 2003г.
  21. Киселев. С.В. Государственное регулирование сельского хозяйства в переходный период. М.; 1994г.
  22. Касанов Ж. Государственная поддержка сельского хозяйства.-// Вестник, 2002. №3.
  23. Мамыров К. Государственное регулирование экономики Казахстана.-Алматы.: 1998 г.
  24. Морозов К. Государственное регулирование экономики.: Учебное пособие.-М: 2001г.
  25. Мильнер Б. Исполнительная власть: принципы организации и управления.-//Вопросы экономики, №7, 2000г.
  26. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства.- Учебник.:М.2000г.
  27. Серова Е.В. Аграрная экономика: Учебник,-М.: ГУЁШЭ 1999г.
  28. Статистический сборник Западно-Казахстанской области.
  29. Ушачев И. О неотложных мерах по совершенствованию системы управления АПК.-// Международный с-х журнал 2002г, №1.
  30. Янгибаева.Б. Управление аграрной сферой в условиях перехода к рыночным отношениям: принципы и направления.-// Экономика и статистика №2, 2004г.

 

 

 

 


 



Информация о работе Перспективные направления совершенствования аграрной политики