Понятие инвестиционной привлекательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Инвестиционно-привлекательными считаются компании находящиеся в процессе роста, т.е. на первых четырех стадиях своего развития. На стадии “окончательной зрелости” инвестирование целесообразно, если продукция
компании имеет достаточно высокие маркетинговые перспективы, а объем инвестиций в техническое перевооружение относительно небольшой и вложенные средства могут окупиться в кратчайшие сроки. На стадии “старения”
инвестирование, как правило, нецелесообразно, за исключением тех случаев,когда намечается перепрофилирование.
Определение стадий жизненного цикла предприятия осуществляется путем проведения динамического анализа.

Файлы: 1 файл

черновик курсовая по экономике.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

Цель норм о раскрытии информации - предоставление определенных сведений, касающихся положения и деятельности акционерного общества, всем заинтересованным лицам, включая акционеров, кредиторов, реальных либо потенциальных контрагентов.  

 

В соответствии со стандартом ФСФР в  проспекте ценных бумаг должна содержаться  следующая информация:

- краткие сведения о лицах,  входящих в состав органов управления эмитента; сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект;

- краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях  размещения эмиссионных ценных бумаг;

- основная информация о финансово-экономическом  состоянии эмитента и факторах  риска;

- подробная информация об эмитенте;

- сведения о финансово-хозяйственной  деятельности эмитента;

- подробные сведения о лицах,  входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента;

- сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом  сделках, в совершении которых имелась заинтересованность;

- бухгалтерская отчетность эмитента  и иная финансовая информация;

- подробные сведения о порядке  и об условиях размещения эмиссионных  ценных бумаг;

- дополнительные сведения об  эмитенте и о размещенных им  ценных бумагах. 

 

На основе проведенного анализа публичной отчетности российских акционерных обществ, размещенных на Web-сайтах, можно выделить следующие недостатки:

- формальный подход к предоставлению  отчетности;

- используемые показатели не  систематизированы, что не позволяет сформировать общее представление о компании;

- неясность методики расчета  показателей;

- отсутствие описания конкурентной  позиции и преимуществ;

- описание рисков, связанных с  компанией, осуществляется с помощью  общих формулировок;

- игнорирование пожеланий инвесторов в получении сведений о социальной ответственности компаний. 

 

В российской экономике функционирует  более 4 млн. коммерческих организаций13 и не более 20% из них акционерной формы собственности, а количество организаций, акции и облигации которых обращаются на фондовом рынке более, чем скромное. В связи с этим представляется нецелесообразным в российской практике основываться при формировании информационной политики только на законодательных требованиях.

Одной из главных проблем в российском бизнес-сообществе является отсутствие понимания цели и экономического эффекта стратегических коммуникаций. Согласно общепринятой точке зрения, универсальная цель, объединяющая крупные и малые фирмы, государственные корпорации или частные компании, - максимизация их стоимости.Исходя из этой предпосылки агентством «Михайлов и партнеры. Управление стратегическими коммуникациями» разработана методика управления репутацией компании14. Данная методика базируется на факторах, влияющих на оценку стоимости бизнеса, объединенных в шесть групп: 

 

1. Перспективы: стратегические  цели, уникальные конкурентные преимущества.

2. Рыночная устойчивость: доля компаний  на рынке, рыночный рост, условия  конкуренции.

3. Финансовая устойчивость: текущая  финансовая прибыль, динамика финансовых показателей.

4. Административный ресурс: федеральный,  региональный.

5. Возможность реализации перспектив: первое лицо, его деловые качества, авторитет, команда, доступность внешних и собственных средств.

6. Информационная открытость и  корпоративное управление. 

 

Осознавая, что информационная открытость и корпоративное управление являются факторами, определяющими будущую стоимость компании, главной задачей становится разработка и реализация программы действий, направленной на изменение отношения аудиторий к компании. Предлагаемая модель управления репутацией представляет собой модель управления ожиданиями аудиторий, разрывами в понимании, действии и информации. Одним из ключевых факторов успеха работы по связям с инвесторами является эффективное использование информационных технологий в сложной и быстро меняющейся рыночной обстановке.

Сегодня инвесторы задают не меньше вопросов о нефинансовых аспектах, чем о финансовых результатах  деятельности компании. Разделы годовых  и квартальных отчетов, посвященные качественной информации должны стать инструментами, которые могут сыграть важную роль в сфере коммуникации с инвесторами, поскольку позволяют составить цельную картину результатов деятельности компании и определяющих их факторов. 

 

Для организации активного управления финансовыми коммуникациями в процессе привлечения инвесторов и публичного размещения отчетов российским компаниям необходимо предпринять следующие шаги.

- Использование маркетинговых  коммуникаций для обеспечения  понимания целевой аудиторией внешних факторов и сил, влияющих на результаты финансово-хозяйственной деятельности.

- Выбор нескольких критериев  успеха компании, поскольку наиболее  употребительный единый показатель прибыли уже не выглядит привлекательным, существует потребность в ряде показателей, на которых можно строить анализ.

- Обеспечение доступности руководства  и наличие постоянного потока  информации в период временных трудностей и кризиса, так как это позволяет стабилизировать ситуацию и поддержать или возродить авторитет фирмы.

- Раскрытие методики расчета  финансовых и других показателей,  подробное и четкое описание алгоритма расчетов.

- Наличие сравнительной оценки  показателей со среднеотраслевыми,  либо с ведущими конкурентами.

- Соблюдение принципа неизменности  при использовании принятых дефиниций и разъяснение их инвесторам на страницах сайта и в приложениях к публикациям, посвященным финансовым результатам. 

 

В качестве положительной тенденции  можно отметить наличие у ряда компаний четко сформулированных принципов  предоставления информации. Выделим некоторые из них:

- достоверность и последовательность;

- полнота раскрываемой информации;

- своевременность раскрытия информации;

- доступность информации;

- равное внимание различным  пользователям информации;

- контроль за использованием инсайдерской информации. 

 

Исходя из модели формирования стратегического  доверия, можно выделить внутренние и внешние эффекты открытой информационной политики в повышении инвестиционной привлекательности предприятий. К внутренним эффектам можно отнести высокую мотивацию сотрудников, стабильное финансовое состояние, повышение эффективности стратегии по увеличению доли рынка, снижение доли некоторых статей издержек, управление качеством, внедрение инноваций в управление и технологические процессы. К внешним эффектам относятся: повышение лояльности потребителей, снижение степени воздействия конкурентов, организованное взаимодействие с основными контрагентами, использование связей с органами власти, общественными организациями и в конечном итоге - обеспечение оптимальной стоимости и доступности инвестиций.

Необходимо отметить, что социально-экономический  эффект от эффективного управления стратегическими  и финансовыми коммуникациями может  быть получен только спустя определенный период времени, и не будет столь явным как эффект от инвестиций в реальные активы, его влияние может быть опосредованным и выраженным с помощью качественных характеристик. Тем не менее, как показало исследование, проведенное агентством Standard & Poor’s, связь между показателями стоимости компании (коэффициент «стоимость предприятия»/объем продаж» - EV/Sales) и уровнем информационной открытости имеет положительную, хотя и довольно слабую связь (коэффициент детерминации составил 27%). На основании полученных результатов можно заключить, что информационная прозрачность - это важный нематериальный актив, позволяющий наиболее информационно-прозрачным компаниям повышать свою рыночную стоимость благодаря тому, что предоставляя информацию в объемах, превышающих нормативные требования, они вызывают доверие инвесторов.

 

 

Методические  основы оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики и регионов страны

Одной из главных  задач, стоящих перед инвестором, является выб,ор в качестве объектов инвестирования таких инвестиционных проектов и финансовых инструментов, которые имеют наилучшие перспективы развития и могут обеспечить наиболее высокую эффективность инвестиций. Основой такого выбора является оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отдельных потенциальных объектов инвестирования. 
 
Оценка инвестиционной привлекательности отдельных объектов инвестирования зависит от многих факторов и носит строго индивидуальный характер. Вместе с тем, необходимым слагаемым оценки любого из объектов инвестирования — инвестиционного проекта или финансового инструмента — является оценка и прогнозирование инвестиционной привлекательности отраслей экономики или регионов страны с позиций эффективности вложения капитала. 
 
Исследования инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики и регионов страны проводятся в настоящее время крайне редко и единые методические принципы осуществления такой оценки пока не разработаны. Поэтому ниже излагается авторская концепция осуществления такой оценки, основанная на проведении исследований инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики и регионов страны, выполненных по заказу ряда инвестиционных компаний. 
 
I. Оценка инвестиционной привлекательности отдельных отраслей (подотраслей) экономики осуществляется по следующим основным элементам Каждый из перечисленных элементов, которые рассматриваются как синтетические (агрегированные) результаты проведения оценки, включает в себя конкретные аналитические оценочные показатели, расчет которых основывается на соответствующих статистических данных и экспертных оценках. 
 
1. Уровень перспективности развития отрасли оценивается на основе следующих основных показателей и характеристик: 
 
• значимость отрасли в экономике страны. Количественную оценку этого показателя составляют фактический и прогнозируемый удельный вес продукции отрасли в валовом внутреннем продукте страны с учетом осуществляемой структурной перестройки экономики; 
 
• устойчивость отрасли к экономическому спаду. Уровень этой устойчивости определяется на основе анализа соотношения динамики объема отраслевого производства продукции и динамики валового внутреннего продукта страны; 
 
• социальная значимость отрасли. Она характеризуется численностью занятых в отрасли работников, их удельным весом в общей численности занятого населения страны; 
 
• обеспеченность развития отрасли собственными финансовыми ресурсами. Для такой оценки используются показатели объема и удельного веса капитальных вложений, осуществляемых за счет собственных финансовых ресурсов предприятий отрасли; удельный вес собственного капитала в общем используемом его объеме предприятиями отрасли и другие; 
 
• степень государственной поддержки развития отрасли. 
Количественную оценку этого показателя составляют данные об объеме государственных капитальных вложений в отрасль; объеме льготного государственного кредитования предприятий отрасли; системе налоговых льгот, связанных с деятельностью предприятий отрасли и другие. 
 
• стадия жизненного цикла отрасли. Такая оценка 
осуществляется только по тем отраслям (подотраслям) 
экономики, развитие которых осуществляется по отдель 
ным стадия мхжизненного цикла ( отдельные отрасли и 
подотрасли, например, сельскохозяйственные, не но 
сят характера циклического развития). В соответствии 
с концепцией жизненного цикла отрасли он состоит из 
следующих пяти стадий: рождение; рост; расширение; 
зрелость; старение. 
 
2. Уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли оценивается на основе следующих коэффициентов: 
 
• коэффициент рентабельности активов. Он позволяет судить об уровне генерирования прибыли активами предприятий с учетом отраслевой специфики их деятельности; 
 
• коэффициент рентабельности собственного капитала. 
Он является приоритетным в рассматриваемой системе 
показателей данной группы, так как позволяет судить о 
среднеотраслевой норме прибыльности инвестиций; 
 
• коэффициент рентабельности реализации продукции. 
Этот показатель дает представление о норме отраслевой прибыли в составе средних цен на ее продукцию; 
 
• коэффициент рентабельности текущих затрат. Использование этого показателя дает представление о потенциальных возможностях формирования диапазона цен на продукцию с позиций сложившегося уровня затрат на ее производство и реализацию. 
 
Учитывая высокую вариабельность значений этих показателей в динамике, вызванную нестабильностью экономических условий развития предприятий на современном этапе, эти показатели рассчитываются и изучаются за ряд последних лет. 
 
3. Уровень отраслевых инвестиционных рисков оцени 
вается на основе следующих показателей: 
 
• коэффициент вариации среднеотраслевого показателя  
рентабельности собственного капитала по отдельным 
годам анализируемого периода. Этот коэффициент явля 
ется традиционным измерителем уровня финансового 
(инвестиционного) риска в динамике; 
 
• коэффициент вариации показателей рентабельности  
в разрезе отдельных предприятий отрасли. Он характеризует  
внутриотраслевой диапазон колебаний уровня финансовых  
(инвестиционных) рисков; 
 
• уровень конкуренции в отрасли. Количественно этот 
показатель характеризует число предприятий, функционирующих в данной отрасли (в сравнении с другими отраслями), а также число предприятий, занимающих монопольное положение на рынке (по критерию удельного веса реализации продукции). 
 
• уровень инфляционной устойчивости цен на продукцию отрасли. Такую оценку можно получить путем соотнесения показателей динамики уровня цен на продукцию отрасли с динамикой индекса оптовых цен в целом по стране или индекса инфляции; 
 
• уровень социальной напряженности в отрасли. В определенной степени об этом позволяет судить сравнение показателя среднего уровня заработной платы работников отрасли с реальным уровнем прожиточного минимума в стране. 
 
На основе оценки трех перечисленных элементов (синтетических оценочных характеристик) и их ранговой значимости в общей характеристике инвестиционной привлекательности рассчитываются интегральные показатели уровня инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики.

На первом этапе расчетов рассчитывается ранговая значимость отраслей по каждому  элементу их оценки. В процессе такой оценки все аналитические показатели, используемые для характеристики отдельных элементов инвестиционной привлекательности отраслей, рассматриваются как равнозначные (при необходимости значимость каждого из аналитических показателей может быть дифференцирована на основе экспертной оценки). Ранговая значимость отрасли по каждому элементу оценки определяется как средняя ранговая ее значимость по всем входящим в данный элемент аналитическим показателям. 
 
На втором этапе расчетов на основе ранговой значимости отрасли по каждому элементу рассчитывается интегральный ранговый показатель оценки их инвестиционной привлекательности. 
 
Учитывая, что отдельные элементы оценки играют разную роль в принятии инвестиционных решений, их значимость дифференцируется экспертным путем. В процессе проводимой автором оценки инвестиционной привлекательности отдельных отраслей экономики экспертным путем (на основе опроса инвестиционных менеджеров ряда инвестиционных компаний) установлена следующая значимость отдельных элементов при расчете интегрального рангового показателя: 
 
• уровень перспективности развития отрасли — 20%; 
 
• уровень среднеотраслевой рентабельности деятельности предприятий отрасли — 65%; 
 
• уровень отраслевых инвестиционных рисков — 15%. 
 
Естественно, приведенная значимость отдельных элементов оценки в определенной мере носит субъективных характер, так как зависит от состава и квалификации экспертов, периода проведения экспертного опроса и других факторов. В связи с этим, при проведении оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики в меняющихся экономических условиях приведенная значимость отдельных элементов требует уточнения. 
 
Расчет интегрального рангового показателя оценки инвестиционной привлекательности отраслей экономики осуществляется по формуле:t=i где РИПО — интегральный ранговый показатель инвестиционной привлекательности отрасли экономики;РЭО,—-средний ранговый показатель по рассматриваемому элементу оценки отрасли; ЗЭО, — значимость соответствующего элемента в общей оценке отрасли, выраженная десятичной дробью. 
 
На третьем этапе расчетов на основе рассчитанных интегральных ранговых показателей оценки инвестиционной привлекательности отдельных отраслей проводится соответствующая их группировка. В процессе такой группировки устанавливаются: 
 
• приоритетные отрасли по уровню инвестиционной привлекательности; 
 
• отрасли с высоким уровнем инвестиционной привлекательности; 
 
• отрасли со средним уровнем инвестиционной привлекательности; 
 
• отрасли с низким уровнем инвестиционной привлекательности. 
 
При использовании результатов оценки уровня инвестиционной привлекательности отраслей экономики в целях отраслевой диверсификации инвестиционного портфеля предприятия необходимо иметь в виду, что ряд показателей оценки имеет высокий уровень динамики. Поэтому с изменением экономических условий деятельности предприятий отдельных отраслей такая оценка должна пересматриваться (периодичность такого пересмотра составляет обычно два года). 
 
II. Оценка инвестиционной привлекательности регионов страны осуществляется по следующим основным элементам: 
 
Так же, как и в предыдущем варианте методики, каждый из перечисленных элементов (рассматриваемый как синтетический результат оценки) основывается на расчете и изучении конкретных аналитических показателей. 
 
1. Уровень общеэкономического развития региона 
оценивается на основе следующих аналитических показателей: 
 
• удельный вес региона в валовом внутреннем про 
дукте и национальном доходе страны; 
 
• объем произведенной промышленной и сельско 
хозяйственной продукции в регионе в расчете на душу 
населения; 
 
• средний уровень доходов населения; 
 
• среднегодовой объем капитальных вложений в регионе за ряд предшествующих лет и другие. 
 
2. Уровень развития инвестиционной инфраструктуры 
в регионе. Для характеристики этого элемента используются следующие основные показатели: 
 
• число подрядных строительных предприятий в регионе; 
 
• объемы местного производства основных строительных материалов; 
 
• объем производства энергетических ресурсов в регионе (в пересчете на электроэнергию); 
 
• плотность железнодорожных путей сообщения и 
автомобильных дорог с твердым покрытием в расчете на 100 кв. км территории; 
 
• наличие фондовых и товарных бирж в регионе; 
 
• количество брокерских контор, осуществляющих операции на рынке ценных бумаг и другие. 
3. Демографическая характеристика региона оценивается на основе следующих основных показателей: 
 
• удельный вес населения региона в общей численности жителей страны; 
 
• соотношение городских и сельских жителей региона; 
 
• удельный вес работающего населения (занятого на предприятиях и в организациях всех форм собственности и осуществляющего индивидуальную трудовую деятельность); 
 
• уровень квалификации трудоспособного населения и Другие. 
 
4. Уровень развития рыночных отношений и коммер 
ческой инфраструктуры региона могут быть охарактеризо 
ваны следующими основными показателями: 
 
• удельный вес предприятий негосударственных форм 
собственности в общем количестве предприятий региона; 
 
• удельный вес продукции предприятий негосудар 
ственных форм собственности в общем объеме промыш 
ленной и сельскохозяйственной продукции региона; 
 
• численность совместных предприятий с иностранными партнерами в регионе; 
 
• численность банковских учреждений (включая филиалы) в регионе; 
 
• численность страховых компаний (включая их представительства) на территории региона и другие. 
 
5. Степень безопасности инвестиционной деятельности в регионе оценивается на основе таких показателей: 
 
• уровень экономических преступлений в расчете на 100 тыс. жителей региона; 
 
• удельный вес незавершенных строительством объектов в общем количестве начатых строек за последние три года; 
 
• удельный вес предприятий с вредными выбросами,превышающими предельно-допустимые нормы, в общем количестве предприятий региона; 
 
• средний радиационный фон в городах региона и другие. 
 
Методика и последовательность расчета интегрального показателя оценки инвестиционной привлекательности региона аналогичны ранее рассмотренным при оценке инвестиционной привлекательности отраслей экономики. В процессе интегральной оценки может быть использована следующая значимость отдельных элементов, установленная экспертным путем: 
 
• уровень общеэкономического развития региона — 35%; 
 
• уровень развития инвестиционной инфраструктуры в регионе — 15%; 
 
• демографическая характеристика региона — 15%; 
 
• уровень развития рыночных отношений и коммерческой инфраструктуры в регионе — 25%; 
 
• степень безопасности инвестиционной деятельности в регионе — 10%. 
 
По результатам расчета интегрального рангового показателя оценивается уровень инвестиционной привлекательности отдельных регионов страны. В процессе такой оценки устанавливаются: 
 
• регионы приоритетного уровня инвестиционной при вле кательности; 
 
• регионы с высоким уровнем инвестиционной привлекательности; 
 
• регионы со средним уровнем инвестиционной привлекательности; 
 
• регионы с низким уровнем инвестиционной привлекательности. 
 
Показатели, положенные в основу оценки инвестиционной привлекательности регионов, носят преимущественно стабильный характер, поэтому периодичность такой оценки может составлять 3-4 года. 
 
Оценка инвестиционной привлекательности отраслей экономики и регионов страны повышает обоснованность управленческих решений по вопросам отраслевой и региональной диверсификации инвестиционного портфеля предприятий, создает условия осуществления более эффективной их инвестиционной деятельности.

 

 

Внешние источники  инвестиций

 

В Российской Федерации  инвестиции могут осуществляться путем  создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);

  • создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;
  • приобретения </

Информация о работе Понятие инвестиционной привлекательности