Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике
Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.
Министерство экономического развития и торговли
Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
УДК: 33 |
УТВЕРЖДАЮ |
№ госрегистрации:01.2.006 09011 Инв. № |
Первый проректор Государственного университета- Высшей школы экономики |
__________Л.И. Якобсон
"___"________ 2006 г.
ОТЧЕТ О РАБОТЕ
по теме:
«Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года»
Шифр темы № 11.9.1
«Подготовка предложений по мерам, направленным на увеличение объемов товарооборот, и плана действий с учетом обсуждений в рамках российско-китайских консультаций»
(заключительный)
Руководитель темы,
проректор, к.э.н. А.А. Яковлев
МОСКВА, 2006 год
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Руководитель работы,
проректор, Директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ, к.э.н. |
А.А. Яковлев | |
Исполнители: |
||
Ведущий научный сотрудник Института проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, к.э.н. |
В.А. Королев | |
Руководитель направления, директор Института развития социального страхования |
Д.С. Коншин | |
Зам директора Департамента анализа
социально-экономической |
Р.Г. Куприн | |
Менеджер Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ |
О.А. Чурикова |
Настоящий документ является заключительным
отчетом по выполнению научно-исследовательской
работы «Анализ текущей ситуации
в сфере товарооборота между
Российской Федерацией и КНР и
подготовка предварительных предложений по механизмам
и масштабам увеличения российско-китайской
торговли».
Актуальность темы исследования. Общемировые тенденции развития экономики, выражающиеся в активном развитии процессов глобализации, интеграции национальных экономик в мировую систему хозяйственной деятельности, оптимизации масштабов и структуры двусторонних торгово-экономических связей требуют в российско-китайском сотрудничестве использования широкого спектра различных форм международных экономических отношений от прямой торговли товарами и традиционными услугами до сложных моделей производственной и технологической кооперации, взаимного инвестиционного и инновационного взаимодействия, поиска новых сфер эффективного использования интеллектуального и гуманитарного потенциала стран – стратегических партнеров. В связи с этим, должен меняться и концептуальный подход к роли государства в стимулировании и регулировании внешнеторговой деятельности российских хозяйствующих субъектов и совершенствовании общей системы двусторонних российско-китайских внешнеэкономических связей.
Существенными проблемами остаются несовершенство комплексного методологического подхода и методического аппарата экономической оценки управленческих решений по проведению маркетинговых исследований внешней и внутренней среды внешнеэкономической деятельности, ее информационное обеспечение, управление качеством и стимулирование экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью и интеллектуальных услуг, распределение ресурсов с целью максимизации получаемых выгод от внешней торговли, эффективное использование рыночных механизмов для освоения новых рынков и выхода на существующие рынки с новой продукцией.
Россия и Китай – крупнейшие в мире государства, во многом определяющие лицо современного мира, их взаимоотношения находятся на этапе беспрецедентно благоприятного развития. За последние годы установившиеся и скрепленные договорами отношения равноправного и доверительного стратегического партнерства создали условия для адекватного развития торгово-экономического сотрудничества.
«Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» 2001 года заложил прочный политический фундамент для длительного развития российско-китайских отношений в политической, экономической, военной, культурной и других областях деятельности.
В то же время структура, масштабы и условия торгово-экономического сотрудничества, объем взаимного товарооборота, товарная структура и объем российского экспорта в КНР, не могут быть признаны удовлетворяющими интересам Российской Федерации.
Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота. В частности, рассмотрены и обоснованы возможности предоставления российскими организациями социальных услуг в сфере образования, развития культурно-познавательного и рекреационного туризма. Зарубежный опыт показывает, что в условиях глобализации и резкого усиления межстрановой конкуренции на рынках услуг Российской Федерации необходимо иметь государственную программу развития экспорта услуг, в которой китайский потребительский рынок как наиболее емкий, динамичный и политически значимый должен быть проработан и представлен наиболее глубоко и полно.
При выполнении работы исполнители
руководствовались
В качестве основных методов анализа данных использованы разработанные и широко применяемые в международной и отечественной исследовательской практике метод аналитического проектирования, метод интервью и экспертных оценок.
Для достижения поставленной цели в соответствии с Техническим заданием были проведены:
- работы по сбору информации об объемах экспорта товаров (работ, услуг) из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику в разрезе отраслей;
- выявлены и проанализированы
причины, препятствующие/
- изучены
потенциальные возможности
Подготовлены предварительные предложения по дополнительным мерам, направленным на увеличение товарооборота Российской Федерации с Китайской Народной Республикой в период до 2010 года, в том числе за счет предоставления социальных услуг российских организаций.
В результате проведенное исследование и заключительные предложения и рекомендации, по мнению авторов, позволяют создать условия для углубленной оценки:
- уровня и динамики развития
направленной на Китай
- объективных и субъективных барьеров, препятствующих ее расширению на китайском направлении,
- предложений по новым механизмам обеспечения реального вклада российских организаций и учреждений третичного сектора в расширение российско- китайского товарооборота на период до 2010 года,
- конкретных мер, подлежащих
реализации для достижения
К настоящему времени между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой заключено немало соглашений и других договоров по различным вопросам. Практически на каждой встрече глав правительств и саммитах происходит подписание очередных документов. При этом установлена ежегодная регулярность встреч глав правительств – в соответствии с подписанным 27 июня 1997 г. в Пекине соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики «О создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая».
Встречи организуются с целью координации сотрудничества двух государств в торговой, экономической, военной, научно-технической, энергетической, транспортной, в сфере ядерной энергетики и других областях, в том числе по крупным проектам и долгосрочным программам сотрудничества, имеющим стратегическое значение. При этом они готовятся Российско-китайской комиссией по подготовке регулярных встреч глав правительств, вернее межправительственными подкомиссиями (число которых неизменно растет) и рабочими секретариатами национальных частей данной комиссии.
Помимо двусторонних соглашений Россия и Китай подписали различные международные конвенции. Однако далеко не все документы оказывают ощутимое влияние на развитие российско-китайских экономических отношений.
Ключевым российско-китайским
Кроме того, в «Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» есть статья 16, целиком посвященная различным аспектам хозяйственного взаимодействия России и Китая. В частности, провозглашается развитие на основе взаимной выгоды «сотрудничества в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной областях, ядерной энергетике, в финансовой, космической, авиационной областях, в сфере информационных технологий и других сферах, представляющих взаимный интерес». Также статья 16 данного договора предусматривает содействие развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества между двумя соседними государствами, сотрудничества в области культуры, образования, здравоохранения, информации, туризма, спорта и права. Экономические последствия, несомненно, имеет и обязательство договаривающихся сторон обеспечить защиту интеллектуальной собственности, в том числе авторских и смежных прав.
К моменту заключения «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» между Россией и Китаем уже действовало немало соглашений, имеющих прямое отношение к экономическим связям двух стран. Этот перечень заметно пополнился в последние годы.
Для начала, наверное, необходимо отметить, что не утратили силу некоторые советско-китайские соглашения. Поскольку часть из них была заключена в последние годы существования Советского Союза, когда в стране уже шла перестройка и началась либерализация внешнеэкономических связей, они оказались востребованными в эпоху рыночной трансформации в России.
В начале 1999 г. было принято Постановление российского правительства «О заключении соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об инвентаризации договоров, заключенных между СССР и Китайской Народной Республикой в период с 1949 по 1991 год» № 166 от 12 февраля 1999 г. Этот документ предложил МИД России после проведения соответствующих предварительных консультаций с китайской стороной в Москве и Пекине в 1997-1999 гг. проект ноты Российской Стороны, являющийся частью Постановления Правительства, содержал два списка – 27 договоров и соглашений, которые продолжают действовать в отношениях между Российской Федерацией и КНР, и 12 договоров и соглашений, действие которых прекращается. Уже 28 апреля 1999 г. данное соглашение (в форме обменами нотами МИД России и посольства КНР в Москве) было заключено.
Основная масса советско-
Отдельно необходимо отметить документы, посвященные научно-техническому сотрудничеству и кооперации двух стран. Они были первыми соглашениями экономического характера между СССР и КНР, но большинство из них потеряло свое значение с утверждением в России господства рыночных отношений либо просто отслужили к настоящему времени поставленным целям: соглашение о принципах создания и деятельности совместных предприятий (от 8 июня 1988 г.), меморандум о сотрудничестве в сооружении в КНР атомной электростанции (от 24 апреля 1990 г.), соглашение о сотрудничестве в производстве гражданской авиационной техники и товаров народного потребления (от 14 июня 1990 г.) и др.