Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике

Описание работы

Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.

Файлы: 1 файл

Отчет_11-9-1.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Министерство  экономического развития и торговли

Российской Федерации

 

 

Государственный университет - Высшая школа экономики

 

 

УДК: 33

УТВЕРЖДАЮ

№ госрегистрации:01.2.006 09011

Инв. №

Первый  проректор

Государственного университета-

Высшей школы экономики


__________Л.И. Якобсон  

"___"________ 2006 г. 

 

 

 

 

ОТЧЕТ О РАБОТЕ

по теме:

 

«Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года»

Шифр темы № 11.9.1

 

 

«Подготовка предложений по мерам, направленным на увеличение объемов товарооборот, и плана действий с учетом обсуждений в рамках российско-китайских консультаций»

 

(заключительный)

 

 

 

                                                                            

Руководитель темы,

проректор, к.э.н.                                               А.А. Яковлев

 

 

 

 

 

МОСКВА,  2006 год 

СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

 

 

Руководитель работы,

 

проректор, Директор Института анализа  предприятий и рынков  ГУ-ВШЭ, к.э.н.

А.А. Яковлев

Исполнители:

 

Ведущий научный сотрудник Института  проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ, к.э.н.

В.А. Королев

Руководитель направления, директор

Института развития социального страхования

Д.С. Коншин

Зам директора Департамента анализа  социально-экономической политики ЦСР

Р.Г. Куприн

 

Менеджер Института анализа 

предприятий и рынков ГУ-ВШЭ

 

О.А. Чурикова


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

    

 

   

 

 

Введение

 

Настоящий документ является заключительным отчетом по выполнению научно-исследовательской  работы «Анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между  Российской Федерацией и КНР и  подготовка предварительных предложений по механизмам и масштабам увеличения российско-китайской торговли».                                                                            

 

Актуальность  темы исследования.  Общемировые тенденции развития экономики, выражающиеся в активном развитии процессов глобализации, интеграции национальных экономик в мировую систему хозяйственной деятельности, оптимизации масштабов и структуры двусторонних торгово-экономических связей требуют в российско-китайском сотрудничестве использования широкого спектра различных форм международных экономических отношений от прямой торговли товарами и традиционными услугами до сложных моделей производственной и технологической кооперации, взаимного инвестиционного и инновационного взаимодействия, поиска новых сфер эффективного использования интеллектуального и гуманитарного потенциала стран – стратегических партнеров. В связи с этим, должен меняться  и концептуальный подход к роли государства в стимулировании и регулировании внешнеторговой деятельности российских хозяйствующих субъектов и совершенствовании общей системы двусторонних российско-китайских внешнеэкономических связей.

Существенными проблемами остаются несовершенство комплексного методологического подхода и  методического аппарата экономической оценки управленческих решений по проведению маркетинговых исследований внешней и внутренней среды внешнеэкономической деятельности, ее информационное обеспечение,  управление качеством и стимулирование экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью и интеллектуальных услуг, распределение ресурсов с целью максимизации получаемых выгод от внешней торговли, эффективное использование рыночных механизмов для освоения новых рынков и выхода на существующие рынки с новой продукцией.

Россия и Китай –  крупнейшие в мире государства, во многом определяющие лицо современного мира, их взаимоотношения находятся на этапе беспрецедентно благоприятного развития. За последние годы установившиеся и скрепленные договорами  отношения равноправного и доверительного стратегического партнерства создали условия для адекватного развития торгово-экономического сотрудничества.   

           «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве  между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой» 2001 года заложил прочный политический фундамент для длительного развития российско-китайских отношений в политической, экономической, военной, культурной и других областях деятельности.

         В то же время  структура, масштабы и условия торгово-экономического сотрудничества, объем взаимного товарооборота, товарная структура и объем российского экспорта в КНР, не могут быть признаны удовлетворяющими интересам  Российской Федерации.

         Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии  решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также  подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота. В частности, рассмотрены и обоснованы возможности предоставления российскими организациями социальных услуг в сфере образования, развития культурно-познавательного и рекреационного туризма. Зарубежный опыт показывает, что в условиях глобализации и резкого усиления межстрановой конкуренции на рынках услуг Российской Федерации необходимо иметь государственную программу развития экспорта услуг, в которой китайский потребительский рынок как наиболее емкий, динамичный и политически значимый должен быть  проработан и представлен наиболее глубоко и полно.

При выполнении работы исполнители  руководствовались законодательством  Российской Федерации, нормативными правовыми  актами Президента и Правительства  Российской Федерации, аналитическими и прогнозными данными министерств и ведомств, статистическими и иными данными, полученными из открытых источников, в том числе результатами законченных научно-исследовательских работ.

В качестве основных методов  анализа данных использованы разработанные  и широко применяемые  в международной и отечественной исследовательской практике метод аналитического проектирования, метод интервью и экспертных оценок.

Для достижения поставленной цели в соответствии с Техническим заданием были проведены:

- работы по сбору информации  об объемах экспорта товаров  (работ, услуг) из Российской  Федерации в Китайскую Народную Республику в разрезе отраслей;

- выявлены и проанализированы  причины, препятствующие/способствующие  увеличению экспорта товаров  (работ, услуг) из Российской Федерации в Китайскую Народную Республику по основным товарным группам и группам услуг, а также двусторонний инвестиционный потенциал;

          - изучены  потенциальные возможности российских  организаций по предоставлению  социальных услуг в сфере образования и туризма гражданам и организациям Китайской Народной Республики, а также причины, препятствующие/способствующие предоставлению указанных услуг;

Подготовлены предварительные  предложения по дополнительным мерам, направленным на увеличение товарооборота Российской Федерации с Китайской Народной Республикой в период до 2010 года, в том числе за счет предоставления социальных услуг российских организаций.

  В результате проведенное исследование и заключительные предложения и рекомендации, по мнению авторов, позволяют создать условия для углубленной оценки:

- уровня и динамики развития  направленной на Китай внешнеэкономической  деятельности,

- объективных и субъективных  барьеров, препятствующих ее расширению  на китайском направлении, 

- предложений по новым механизмам обеспечения реального вклада российских организаций и учреждений третичного сектора в расширение российско- китайского товарооборота на период до 2010 года,

-  конкретных мер, подлежащих  реализации для достижения цели  увеличения объемов экспорта продукции и услуг с высокой долей добавленной стоимости и улучшения структуры российского экспорта  в КНР.

 

 

Раздел 1. Анализ нормативной правовой базы регулирования экспорта товаров и услуг, договоров и соглашений Российской Федерации с КНР по проблемам  российско-китайских отношений в сфере внешнеэкономического сотрудничества

 

К настоящему времени между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой заключено немало соглашений и других договоров по различным  вопросам. Практически на каждой встрече глав правительств и саммитах происходит подписание очередных документов. При этом установлена ежегодная регулярность встреч глав правительств – в соответствии с подписанным 27 июня 1997 г. в Пекине соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики «О создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая».

Встречи организуются с целью координации  сотрудничества двух государств в торговой, экономической, военной, научно-технической, энергетической, транспортной, в сфере ядерной энергетики и других областях, в том числе по крупным проектам и долгосрочным программам сотрудничества, имеющим стратегическое значение. При этом они готовятся Российско-китайской комиссией по подготовке регулярных встреч глав правительств, вернее межправительственными подкомиссиями (число которых неизменно растет) и рабочими секретариатами национальных частей данной комиссии.

Помимо двусторонних соглашений Россия и Китай подписали различные международные конвенции. Однако далеко не все документы оказывают ощутимое влияние на развитие российско-китайских экономических отношений.

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве

Ключевым российско-китайским документом, в том числе для развития экономических связей, выступает, пожалуй, «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой», подписанный 16 июля 2001 г. в Москве. Срок действия договора определен в 20 лет. Большая часть статей договора посвящена вопросам безопасности, признания соседями общей границы и территориальной целостности,  борьбе с терроризмом и другим политическим проблемам. Тем не менее понятно, что без таких заверений в добрососедстве и декларации о готовности осуществлять равноправное доверительное партнерство на долгосрочной основе немыслимо и стабильное развитие российско-китайских экономических связей.

Кроме того, в «Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» есть статья 16, целиком посвященная различным аспектам хозяйственного взаимодействия России и Китая. В частности, провозглашается развитие на основе взаимной выгоды «сотрудничества в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной областях, ядерной энергетике, в финансовой, космической, авиационной областях, в сфере информационных технологий и других сферах, представляющих взаимный интерес». Также статья 16 данного договора предусматривает содействие развитию приграничного и межрегионального торгово-экономического сотрудничества между двумя соседними государствами, сотрудничества в области культуры, образования, здравоохранения, информации, туризма, спорта и права. Экономические последствия, несомненно, имеет и обязательство договаривающихся сторон обеспечить защиту интеллектуальной собственности, в том числе авторских и смежных прав.

Советско-китайские соглашения по экономическим вопросам

К моменту заключения «Договора  о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве»  между Россией и Китаем уже  действовало немало соглашений, имеющих прямое отношение к экономическим связям двух стран. Этот перечень заметно пополнился в последние годы.

Для начала, наверное, необходимо отметить, что не утратили силу некоторые советско-китайские  соглашения. Поскольку часть из них была заключена в последние годы существования Советского Союза, когда в стране уже шла перестройка и началась либерализация внешнеэкономических связей, они оказались востребованными в эпоху рыночной трансформации в России.

В начале 1999 г. было принято Постановление российского правительства «О заключении соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об инвентаризации договоров, заключенных между СССР и Китайской Народной Республикой в период с 1949 по 1991 год» № 166 от 12 февраля 1999 г. Этот документ предложил МИД России после проведения соответствующих предварительных консультаций с китайской стороной в Москве и Пекине в 1997-1999 гг. проект ноты Российской Стороны, являющийся частью Постановления Правительства, содержал два списка – 27 договоров и соглашений, которые продолжают действовать в отношениях между Российской Федерацией и КНР, и 12 договоров и соглашений, действие которых прекращается. Уже 28 апреля 1999 г. данное соглашение (в форме обменами нотами МИД России и посольства КНР в Москве) было заключено.

Основная масса советско-китайских  документов, действие которых было прекращено, к концу 90-х годов  потеряло всякую значимость (вроде  протокола о направлении из Китая  рабочей силы в Советский Союз для участия в коммунистическом строительстве и трудового обучения от 12 октября 1954 г.). Меньшая часть документов была к тому времени заменена свежими документами, отражающими реалии трансформационных процессов в России (в частности, прекратила действие «Долгосрочная программа развития экономического и научно-технического сотрудничества между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской Народной Республикой» от 24 апреля 1990 г.).

Отдельно необходимо отметить документы, посвященные научно-техническому сотрудничеству и кооперации двух стран. Они были первыми соглашениями экономического характера между СССР и КНР, но большинство из них потеряло свое значение с утверждением в России господства рыночных отношений либо просто отслужили к настоящему времени поставленным целям: соглашение о принципах создания и деятельности совместных предприятий (от 8 июня 1988 г.), меморандум о сотрудничестве в сооружении в КНР атомной электростанции (от 24 апреля 1990 г.), соглашение о сотрудничестве в производстве гражданской авиационной техники и товаров народного потребления (от 14 июня 1990 г.) и др.

Информация о работе Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года