Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике

Описание работы

Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.

Файлы: 1 файл

Отчет_11-9-1.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

       Так в 2004 году количество американских студентов в Китае выросло на 90% по сравнению с 2002/2003 учебным годом и практически достигло уровня, предшествующего массовому оттоку во время эпидемии атипичной пневмонии в стране (2003 год). В настоящий момент 5 тыс. студентов из США проходят обучение в КНР, в основном по кратковременным языковым программам.

Официальные лица Министерства образования КНР  среди прочих факторов, создающих условия для привлечения студентов из-за границы, выделяют пять основных:

    • Во-первых, Министерство образования КНР для 420 вузов Китая регулярно организует курсы повышения квалификации преподавателей, на которых они овладевают  современными методами и формами преподавания для иностранных студентов.
    • Во-вторых, все больше зарубежных государств признают китайские дипломы о высшем образовании. Соглашение о взаимном признании дипломов подписано с Великобританией, Германией, Россией и другими странами.
    • В-третьих, в связи с бурным экономическим развитием Китая и усилением международных обменов с зарубежными странами требуется все большее число специалистов со знанием китайского языка и страноведов. Поэтому за последние два года все большее количество иностранных студентов направляется на учебу в Китай за счет правительств своих стран.
    • В-четвертых, Министерство образования КНР и крупные страховые компании Китая, начиная с 2003 года, улучшили условия страхования жизни для иностранных студентов. В настоящий момент порядка 20 тыс. учащихся из разных стран мира застраховались в китайских компаниях.
    • В-пятых, провинциальные правительства (Пекин, Шанхай, провинция Юньнань и др.) разрабатывают специальные программы помощи иностранным студентам. Например, правительство города Пекина выделяет 30 млн. юаней (3,7 млн. долларов) на предоставление стипендий иностранным студентам. По оценкам Пекинского комитета по образованию средства в таком размере помогут привлечь порядка 1500 студентов из зарубежных стран в Пекин. Подать заявку на получение стипендии может любой студент, если он не является стипендиатом по другим программам, например, китайского правительства. Студентам, обучающимся по программе бакалавра, будет выделяться 20 тыс. юаней в год (2470 долларов США), магистра - 30 тыс. юаней (3703 долларов США), аспиранта - 40 тыс. юаней (4940 долларов США). По словам официальных лиц Пекинского комитета по образованию, основная часть стипендии будет покрывать плату за обучение студентов в пекинских вузах. В 2005 году в Пекине обучалось порядка 40 тыс. студентов из 172 стран мира, что на 3 тыс. больше, чем в 2004 году, причем около 2 тыс. человек обучались по программам магистров и аспирантов.

Министерство  образования КНР проводит активную работу по привлечению потенциальных студентов из-за границы уже со школьной скамьи. Ряду школ, отобранных министерством, разрешено брать на учебу иностранцев, как проживающих в Китае, так и приезжающих по международному обмену. Как правило, ученики, участвующие в школьном обмене, проживают в китайских семьях, которые получают денежную компенсацию 2200 юаней (265 долларов США) в месяц. По словам участников подобных программ, вернувшись на родину и окончив школу, ученики часто возвращаются в Китай либо навестить своих «приемных родителей» и друзей, либо продолжить обучение в Китае. По данным Министерства образования КНР в настоящее время в Китае 500 средних школ открыты для иностранцев, в которых обучается порядка 10 тыс. подростков из разных стран мира.

Заметную  роль в привлечении иностранных  студентов на учебу в Китай  играют Институты Конфуция при Министерстве образования КНР. Начиная с учреждения первого Института Конфуция в ноябре 2004 года в Сеуле, сегодня уже открыто 26 подобных институтов в 20 странах и регионах мира. В планах Министерства образования КНР довести их количество до ста к 2010 году.

Институты Конфуция специализируется на продвижении китайского языка и китайской культуры за рубежом. В институтах ведется преподавание китайского языка и китайского страноведения. В отличие от Британского совета, тратящего ежегодно 5 млрд. долларов США на поддержание функционирования региональных «штаб-квартир» и филиалов, аренду крупных офисных помещений и приглашение своих преподавателей в страну пребывания, расходы на деятельность институтов Конфуция в Китае составляют всего 12 млн. долларов США за счет кооперации с местными партнерами, проведения курсов повышения квалификации для местных преподавателей китайского языка и страноведения.

Правительство КНР, не форсируя события, вкладывает средства, в том числе и в людские ресурсы для продвижения китайского образования. В текущем году втрое, с 500 до 1500 человек, увеличится количество преподавателей китайского языка из разных стран мира, которые пройдут курсы повышения квалификации в Китае.

В 2006 году правительством предоставляется 10 тыс. стипендий на обучение в Китае, что на 3300 больше чем в 2005 году. Особое внимание уделяется развивающимся странам, в особенности африканским. Так в 2006 году 1 млн. долларов США переведен в департамент Африки ЮНЕСКО. По словам директора департамента международного образования и обменов министерства образования КНР все студенты из стран Африки учатся в Китае за счет государственных стипендий, предоставляемых Правительством КНР. Их численность составляет 20% от общего количества государственных стипендиатов.

Присутствие Китая в образовательной сфере  в Африке довольно обширно. Так в Мали и Конго китайцами построены средние школы, в Йемене и Эфиопии - средние профессиональные училища, в которых работает до 40 преподавателей из Китая. Финансирование преподавательского состава осуществляется за счет средств приглашающих стран, однако министерство образования КНР так же доплачивает направляемому персоналу примерно 100% его оклада. В итоге зарплата китайского преподавателя в странах Африки составляет 1500-2000 долларов США.

Подобная  политика КНР в области привлечения  иностранных студентов приносит очевидные экономические выгоды для страны. По данным Китайского центра содействия международным образовательным обменам в последние пять лет темпы роста количества иностранных учащихся в КНР ежегодно составляли порядка 20%. В 2006 году уже 500 китайских вузов принимают около 140 тыс. иностранных студентов из более чем 170 стран мира. Только в Пекине обучается более 45 тыс. иностранцев, которые ежегодно приносят в городской бюджет доход в размере порядка 1 млрд. юаней (125 млн. долларов США). По предварительным оценкам Центра в Пекине иностранные студенты в 2005 году сверх оплаты за обучение потратили около 300 млн. долларов США. (Стоимость обучения и повседневные расходы иностранного студента в Китае значительно ниже, чем в развитых странах - средняя стоимость обучения по программе бакалавра составляет около 2,5 тыс. долл. США год).

 Подобные цифры  хотя и превышают доходы от  экспорта образовательных услуг  в России, но пока не являются впечатляющими по сравнению с доходами, получаемыми западными странами от иностранных студентов. Так, например, ежегодный доход от образовательных услуг для иностранцев в Австралии составляет 2,87 млрд. долл. США, Великобритании -19,8 млрд. долл., США - 11 млрд. долл.

 

 

О  состоянии экспорта российских образовательных  услуг в КНР.

Российское  образование с большим трудом находит свое место на мировых  рынках образовательных услуг. Завоевание и дальнейшее удержание прочных  позиций на этом рынке должно базироваться на мониторинге его региональных и профессиональных сегментов.

По данным Министерства образования КНР за последние 3-4 года количество китайцев, уезжающих  на учебу за границу имеет тенденцию  к снижению. Одновременно складывается устойчивая тенденция роста числа  возвращающихся с учебы на родину. Согласно китайской статистике, общее число граждан КНР, выехавших на учебу в зарубежные вузы, в 2004 году составило 111663 чел. (на 2,2 % меньше по сравнению с 2003 г.), в том числе по государственной линии - 3524 чел. и по направлению учреждений и организаций - 6858 чел. ( на 2 % больше). За свой счет на учебу за рубеж выехало 104281 чел. (на 4,2% меньше). Общее число вернувшихся с учебы на родину различных категорий китайских граждан составило 25116 чел., что на 24,6% больше по сравнению с 2003 г., в том числе направленных по линии государства - 2761, по линии организаций и учреждений - 3965, обучавшихся за собственные средства -18390 (рост 27,5%). За последние 26 лет всего в зарубежные вузы было направлено 814884 чел., из них вернулось на родину 197884. В настоящее время за границей находятся 617 тыс. граждан КНР, выехавших в образовательных целях, из них 427 тыс. проходят обучение, проводят совместные исследования, читают курсы лекций.

В настоящее  время российские вузы в своей  основной массе  не проявляют достаточной  активности в привлечении китайских студентов на учебу в Россию; материалов ознакомительного характера, дающих объективное представление о современной России и системе образования, крайне мало. Напротив, по словам руководства международного отдела Китайского центра содействия международным образовательным обменам, все большее количество китайских студентов проявляют интерес к России и российскому образованию. Что особенно показательно, Россия занимает третье место после Великобритании и Японии по количеству возвратившихся на родину китайских студентов.

В настоящее  время в российских вузах обучается  около 13 тыс. китайских граждан, основная масса которых учится на контрактной основе, что превышает общее количество китайских граждан, обучавшихся в советских вузах за период с 1952 по 1962 год (9 тыс. студентов). Для сравнения: в наиболее привлекательных странах для китайских студентов, например, в США, обучается более 250 тыс., в Великобритании - более 80 тыс. китайских граждан.

С учетом постоянного ужесточения  визовых норм в США и Великобритании, а также упрощенной процедуры поступления для иностранных студентов в российские вузы появляется возможность для более активного предложения на китайском рынке российских образовательных услуг.

По мнению, специалистов из компаний, занимающихся отправкой китайских студентов за рубеж, мероприятия в рамках Года России в КНР, в том числе в области образования, помогут закрыть имеющийся в информации о России пробел и будут способствовать формированию интереса к получению образования в нашей стране.

Между Россией и Китаем действует  межправительственное соглашение об эквивалентности дипломов, что подразумевает при наличии соответствующих подтверждений взаимное признание образовательными ведомствами двух стран дипломов об окончании высших учебных заведений государственного образца.

30 октября 2005 года в Пекине  состоялось пятое заседание  подкомиссии по образованию, на котором был рассмотрен ход реализации Рабочего плана сотрудничества в области образования на 2005-2008 годы. В план включен ряд конкретных проектов.

В частности, предусмотрено ежегодное увеличение на 100 единиц количества государственных стипендий каждой из сторон, с тем чтобы к 2008 году количество студентов, обучающихся в стране-партнере по государственной линии, включая межвузовские обмены, достигло 500 человек. (По данным Минэкономразвития  России в 2003-2004 учебном году по этой линии в вузы России было принято на различные формы обучения и стажировки 150 китайских граждан (в КНР в это же время командировано 115 российских студентов, аспирантов и научно-педагогических работников).

 Кроме  того, стороны договорились об  унификации программ российских  и китайских вузов, в которых функционируют совместные аспирантуры (МГУ и Пекинский университет, ДВГУ и Хэйлунцзянский университет) с тем, чтобы по окончании учебы студентам выдавались два диплома - российский и китайский.

Важным  результатом работы подкомиссии  стала разработка Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об изучении русского языка в КНР и китайского языка в РФ, которое было подписано в рамках встречи Глав Правительств России и Китая 3 ноября 2005 года.

Расширению  российско-китайского сотрудничества в сфере образования способствуют двусторонние семинары, конференции, на которых, зачастую предлагаются новые  формы взаимовыгодного взаимодействия.

Лучшие практики российских вузов  в организации своей экспортной деятельности наглядно подтверждают наличие реальных возможностей использования неудовлетворенного спроса на получение высшего образования в КНР для расширения в разы масштабов предоставления российских образовательных услуг китайским гражданам.

В соответствии с планом проведения научно-практических конференций Федеральное агентство по образованию РФ совместно с Владивостокским государственным университетом экономики  и сервиса (ВГУЭС) и Департаментом образования и науки администрации Приморского края  в марте 2006 г. провело Международный Семинар «Финансовые механизмы получения образования в России и Китае».

Организаторы  в качестве цели семинара определили обмен мнениями и предложениями  по совершенствованию методов реализации и финансового обеспечения совместных межгосударственных и межвузовских образовательных проектов России и Китая.

С российской стороны в семинаре приняли участие  руководители Рособразования, ректоры, проректоры и руководители структурных  подразделений двенадцати российских университетов, в том числе, СПбГПУ, ГУ-ВШЭ, Саратовского ГТУ,  Уральского госуниверситета (г. Екатеринбург), Новосибирского ГТУ, Дальневосточного и Тихоокеанского госуниверситентов, других университетов Хабаровска, Благовещенска, Находки, Уссурийска, Комсомольска на Амуре.

Китайская сторона была представлена Руководителем  Европейских программ Минобразования КНР Сюй Ланьцзе, Заведующим канцелярией  китайской части Российско - Китайской  комиссии по сотрудничеству в области  образования, культуры, здравоохранения  и спорта Юй Цзихаем, Заместителем начальника Департамента международного сотрудничества и обменов Минобразования КНР Цзян Фэном, представителями ряда провинциальных департаментов образования и руководителями ряда крупных университетов Пекина и северо-восточных провинций Китая. 

Информация о работе Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года