Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике
Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.
Руководители
российских университетов использовали
трибуну семинара для рекламы
своих вузов перед
Заслуживает внимания опыт работы с иностранными студентами во ВГУЭС и СПбГПУ, в которых количество иностранных студентов от общей численности студентов составляет 6,5 – 8,0 % (справочно: средняя по России доля – менее 0,5% - без студентов из СНГ и 1.5% с учетом этого контингента; в странах Западной Европы 8 – 13%).
Во
ВГУЭС по бакалаврским проектам
по схеме «2+2», поддержанным
министерствами образования
Рис.1. Динамика роста количества иностранных студентов во ВГУЭС
В конце 2004 года в этом университете был создан Международный центр культурного сотрудничества. Его цель – социокультурная адаптация, а также адаптация к учебной деятельности во ВГУЭС иностранных студентов:
Рис.2. Распределение иностранных студентов ВГУЭС по странам проживания
1. Южная Корея (5%)
2. Япония (1%)
3. Вьетнам (3%)
4. Другие (Нидерланды, США, ФРГ, Индия, Северная Корея, Италия, Венгрия, Финляндия (1%)
5. Китайская Народная Республика (90%)
СПбГПУ также рассматривает Китай в качестве своего стратегического партнера (в 2005 году в СПбГПУ из 1900 иностранных студентов – 600 – китайские граждане). СПбГПУ при подготовке студентов и стажеров использует свои контакты с крупными российскими и зарубежными компаниями для организации производственной практики, разработки дипломных проектов, стажировок и содействия трудоустройству. Китайские вузы – один из ведущих партнеров СПбГПУ в течение многих десятилетий. Вуз имеет подписанные договора о сотрудничестве с 22 вузами и научно-исследовательскими институтами КНР, в частности с Университетом Цинхуа (Пекин), с Университетом Джеянг (Ханчжоу), с Институтом мировой экономики и технологии при Госсовете КНР (Пекин), с Харбинским технологическим университетом.
В обоих университетах ВГУЭС и СПбГПУ фактор продажи образовательных и научных услуг иностранным гражданам играет важное значение при формировании бюджета (доля - примерно 12 %).
Следует отметить практику Комсомольского на Амуре государственного педагогического университета заключающего на основе базовых Соглашений о сотрудничестве межвузовские Договора, в которых согласуются общие требования и принципы, подходы к обучению, учитываются пожелания сторон. Учебные планы для китайских студентов еще до начала учебного года проходят согласование с направляющим китайским вузом-партнером (состав дисциплин, количество часов, распределение по семестрам, методическое обеспечение).
Китайские участники семинара рассказали о реформировании системы высшего образования в КНР, осуществляемом постепенно, начиная с 1978 года. Реформа предполагает взаимодействие между правительством, обществом и вузами, создание и совершенствование нового механизма управления вузами, при котором правительство в едином порядке осуществляет планирование и макрорегулирование, а вузы самостоятельно строят учебный процесс в соответствии с законами КНР. В последние годы получили развитие предприятия при вузах, занимающиеся, главным образом, освоением высоких и новых технологий. Ныне государство реализует программу, согласно которой в 100 ведущих вузах страны по ряду приоритетных дисциплин и специальностей должна быть выведена на самый высокий уровень преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельность, чтобы эти вузы вошли в число «наилучших вузов мира».
Представители китайской стороны подтвердили общую линию на расширение взаимодействия с российскими вузами и наличие в Китае высокого уровня неудовлетворенного спроса среди молодежи на высшее образование.
Китайские участники – представители Минобразования КНР и Российско - Китайской комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта проявили интерес к предложению ГУ-ВШЭ об организации на базе ведущих российских и китайских университетов работы по повышению квалификации и переподготовки кадров государственных служащих и специалистов государственных корпораций по приоритетным для обеих стран направлениям сотрудничества. Предполагается, что такая деятельность будет содействовать решению общей задачи увеличения в ближайшие годы товарооборота между нашими странами до 60-80 млрд. долл. США, которую сформулировали Главы государств России и Китая. Китайская сторона высказала соображения по источникам финансирования такой работы. По мнению Юй Цзихая, Сюй Ланьцзе и Цзян Фэна китайская сторона готова обсудить вопрос о создании российско-китайского фонда, в котором могли бы быть аккумулированы целевые средства заинтересованных российских и китайских компаний. Площадкой для такого обсуждения, по их мнению, может стать одно из заседаний Российско - Китайской комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта (подкомиссии по образованию).
О механизме привлечения китайских граждан на учебу в вузы РФ.
В настоящее время в Китае действует 262 государственные и частные посреднические структуры, имеющие лицензии Министерства образования и Министерства общественной безопасности КНР для оформления выезда китайских граждан на учебу за рубеж. Среди них на российском направлении активно работает не более 30. Большинство из них имеет прочные прямые связи с российскими вузами.
В соответствии с действующим в КНР законодательством иностранные организации не имеют права непосредственно заниматься набором китайских граждан для учебы за рубежом.
Привлечение китайских
Как правило, уровень цен за обучение, предлагаемый посредническими компаниями, не отличается от цен, установленных вузом, так как плата за услуги компании взимается отдельно. Примечательно и то, что уровень ответственности посреднической компании распространяется только до момента выезда студента из страны. Таким образом, компании безразличен уровень подготовки отобранных и направленных на учебу студентов и их дальнейшие взаимоотношения с вузом.
По существующей
практике договор заключается
На наш взгляд, некоторые
возможности имеются и для
успешной
работы на российском направлении, однако
для этого необходима
юридически оформленная структура, способная оказывать
квалифицированные услуги, которые
не в состоянии предоставить местные
компании.
Несмотря
на оптимистическое по отношению
к российскому образованию
Анализ показывает, что наряду с объективными причинами, такими как значительное улучшение и увеличение образовательных услуг, расширение и открытие новых высших учебных заведений внутри страны, среди молодежи все больше проявляется негативное отношение к получению образования в России. Причиной этого является недостаток информации о России и российском образовании, увеличение приема в высшие учебные заведения внутри Китая и рост престижности отечественного образования, опасения родителей китайских студентов за их безопасность в России.
Постоянную
работу по продвижению российских образовательных
услуг на китайский рынок непосредственн
Представительство Росзарубежцентра в КНР действует в составе Посольства России в КНР. Таким образом, оно (в отличие, например, от British Council) не имеет возможности непосредственно заниматься набором студентов для учебы в российских вузах. Вместе с тем, представительство принимает активное участие в организации различных семинаров, форумов, круглых столов как международного, так и двустороннего характера, выступает с докладами о преимуществах получения образования в России. За последние три года представителем (Ю.А.Метелев) было дано более 100 интервью и подготовлено более 20 статей в центральных и в специализированных изданиях Китая о системе образования в России и о порядке оформления документов для выезда на учебу в Россию.
Решить проблему
более активного присутствия
России на китайском рынке
Исходя
из опыта КНР, наиболее
Меры по расширению
экспорта образовательных
По имеющимся оценкам,
радикальное увеличение