Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике

Описание работы

Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.

Файлы: 1 файл

Отчет_11-9-1.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Руководители  российских университетов использовали трибуну семинара для рекламы  своих вузов перед потенциальными китайскими партнерами, отдельные выступления  были посвящены проблеме реформирования организационно-экономических отношений  в университетах в условиях рыночных отношений, анализу форм кредитования и субсидирования  учащихся, опыту подготовки иностранных специалистов, практике международных межвузовских договоров и соглашений о сотрудничестве.

Заслуживает внимания опыт работы с иностранными студентами во ВГУЭС и СПбГПУ, в которых количество иностранных студентов от общей численности студентов составляет 6,5 – 8,0 % (справочно: средняя по России доля – менее 0,5% - без студентов из СНГ и 1.5% с учетом этого контингента; в странах Западной Европы 8 – 13%).

 Во  ВГУЭС по  бакалаврским проектам  по схеме  «2+2», поддержанным  министерствами образования двух  стран, по специальностям «экономика»  и «дизайн» набор китайских  студентов в 2002 году составил 34 человека, а в 2005 году уже  330 человек (общее количество китайских студентов достигло 550 человек). Руководство этого университета считает одним из ключевых факторов, которые будут влиять на развитие проекта, является трудоустройство выпускников иностранцев, и рассматривает совместно со своими партнерами варианты создания механизма взаимодействия с деловыми структурами двух стран по поддержке выпускников при их трудоустройстве.

 

Рис.1.  Динамика роста  количества иностранных студентов  во ВГУЭС

                                                    

В конце 2004 года в этом университете был создан Международный центр  культурного сотрудничества. Его  цель – социокультурная адаптация, а также адаптация к учебной  деятельности во ВГУЭС иностранных студентов:

    • создание единого социокультурного пространства для быстрой адаптации иностранных студентов;
    • обеспечение комфортного психологического состояния студентов для оптимального вхождения в новую среду;
    • воспитание навыков межкультурного общения;
    • удовлетворение потребности к изучению языка в совместной культурной и учебно-практической деятельности;
    • развитие творческих способностей;
    • студенческое самоуправление иностранных студентов.

 

Рис.2.  Распределение  иностранных студентов ВГУЭС по странам проживания

1. Южная Корея (5%)

2. Япония (1%)

3. Вьетнам (3%)

4. Другие (Нидерланды, США, ФРГ, Индия,  Северная Корея, Италия, Венгрия,  Финляндия  (1%)

5. Китайская Народная Республика (90%)

 

 СПбГПУ также  рассматривает Китай в качестве своего стратегического партнера (в 2005 году в СПбГПУ из 1900 иностранных студентов – 600 – китайские граждане). СПбГПУ при подготовке студентов и стажеров  использует свои контакты с крупными российскими и зарубежными компаниями для организации производственной практики, разработки дипломных проектов, стажировок и содействия трудоустройству. Китайские вузы – один из ведущих партнеров СПбГПУ в течение многих десятилетий. Вуз имеет подписанные договора о сотрудничестве с 22 вузами и научно-исследовательскими институтами КНР, в частности с Университетом Цинхуа (Пекин), с Университетом Джеянг (Ханчжоу), с Институтом мировой экономики и технологии при Госсовете КНР (Пекин), с Харбинским технологическим университетом.

В обоих университетах ВГУЭС и СПбГПУ фактор продажи образовательных  и научных услуг иностранным гражданам играет важное значение при формировании бюджета (доля - примерно 12 %).

Следует отметить практику Комсомольского на Амуре государственного педагогического  университета заключающего  на основе базовых Соглашений о сотрудничестве межвузовские Договора, в которых согласуются общие требования и принципы, подходы к обучению, учитываются пожелания сторон. Учебные планы для китайских студентов еще до начала учебного года проходят согласование с направляющим китайским вузом-партнером (состав дисциплин, количество часов, распределение по семестрам, методическое обеспечение).

Китайские участники семинара рассказали о реформировании системы высшего  образования в КНР, осуществляемом постепенно, начиная с 1978 года. Реформа предполагает взаимодействие между правительством, обществом и вузами, создание и совершенствование нового механизма управления вузами, при котором правительство в едином порядке осуществляет планирование и макрорегулирование, а вузы самостоятельно строят учебный процесс в соответствии с законами КНР. В последние годы получили развитие предприятия при вузах, занимающиеся, главным образом, освоением высоких и новых технологий. Ныне государство реализует программу, согласно которой в 100 ведущих вузах страны по ряду приоритетных дисциплин и специальностей должна быть выведена на самый высокий уровень преподавательская, научно-исследовательская, управленческая и хозяйственная деятельность, чтобы эти вузы вошли в число «наилучших вузов мира».

Представители китайской стороны  подтвердили общую линию на расширение взаимодействия с российскими вузами и наличие в Китае высокого уровня неудовлетворенного спроса среди  молодежи на высшее образование.

Китайские участники – представители Минобразования КНР и Российско - Китайской комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта проявили интерес к предложению ГУ-ВШЭ об организации на базе ведущих российских и китайских университетов работы по повышению квалификации и переподготовки кадров государственных служащих и специалистов государственных корпораций по приоритетным для обеих стран направлениям сотрудничества. Предполагается, что такая деятельность будет содействовать решению общей задачи увеличения в ближайшие годы товарооборота между нашими странами до 60-80 млрд. долл. США, которую сформулировали Главы государств России и Китая. Китайская сторона высказала соображения по источникам финансирования такой работы. По мнению Юй Цзихая, Сюй Ланьцзе и Цзян Фэна китайская сторона готова обсудить вопрос о создании российско-китайского фонда, в котором могли бы быть аккумулированы целевые средства заинтересованных российских и китайских компаний. Площадкой для такого обсуждения, по их мнению, может стать одно из заседаний  Российско - Китайской комиссии по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта (подкомиссии по образованию).

 О  механизме привлечения китайских граждан на учебу в вузы РФ.

В настоящее  время в Китае действует 262 государственные и частные посреднические структуры, имеющие лицензии Министерства образования и Министерства общественной безопасности КНР для оформления выезда китайских граждан на учебу за рубеж. Среди них на российском направлении активно работает не более 30. Большинство из них имеет прочные прямые связи с российскими вузами.

   В    соответствии    с   действующим    в    КНР    законодательством   иностранные организации не имеют права непосредственно заниматься набором китайских граждан для учебы за рубежом.

      Привлечение китайских студентов  на учебу в Россию производится, как правило, китайскими посредническими структурами посредством их участия в международных образовательных выставках, проводимых в Китае, и размещении рекламы в местных СМИ. Желающие учиться в России заключают с данными структурами соответствующий договор по подбору вуза в соответствии с их пожеланиями, так называемая регистрация, и оплачивают услуги посреднической компании вне зависимости от того, поедут ли они в дальнейшем учиться в Россию (от 200 до 300 долларов США). После этого заключается основной договор, в соответствии с которым посредническая структура несет ответственность только за подбор вуза, заключение с ним контракта и оформление паспорта, выездных и въездных документов. Оплата за эту услугу для учебы в России составляет от 1 тыс. до 1,5 тыс. долларов.

Как правило, уровень цен за обучение, предлагаемый посредническими компаниями, не отличается от цен, установленных вузом, так как плата за услуги компании взимается отдельно. Примечательно и то, что уровень ответственности посреднической компании распространяется только до момента выезда студента из страны. Таким образом, компании безразличен уровень подготовки отобранных и направленных на учебу студентов и их дальнейшие взаимоотношения с вузом.

По существующей практике договор заключается непосредственно между студентом и вузом. Платежи, как правило, осуществляются в кассу вуза по прибытии студента на учебу. Крупные компании-посредники имеют своих представителей в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, которые встречают прибывающих студентов и централизовано осуществляют оплату, получая при этом дополнительные комиссионные от российского вуза. В других случаях многие компании направляют вместе со студентами своих русскоговорящих представителей из Китая. Следует отметить, что рынок оказания посреднических услуг по направлению студентов на учебу за рубеж уже сформировался и подвержен жесткой конкуренции между зарегистрированными и имеющими лицензии компаниями. Кроме того, на этот рынок активно проникают западные организации и структуры, которые работают совместно с китайскими компаниями.

На наш взгляд, некоторые  возможности имеются и для  успешной 
работы на российском направлении, однако для этого необходима 
юридически оформленная структура, способная оказывать 
квалифицированные услуги, которые не в состоянии предоставить местные 
компании.

Несмотря  на оптимистическое по отношению  к российскому образованию мнение официальных китайских лиц, на общем  фоне расширения сотрудничества по линии образовательных ведомств, прямых связей между вузами двух стран в последние годы наблюдается падение интереса китайских граждан к получению образования в России. Резкий спад произошел еще в 2004 году - количество граждан, обратившихся за учебными визами, в этом году не превысило 2 тыс. чел (в 2003 г. - около 4 тыс. человек получили учебные визы). В 2005 году наметилась тенденция к улучшению ситуации - около 3 тыс. китайских студентов изъявили желание обучаться в России. В последние три года наибольшей популярностью пользуются специальности в области культуры и искусства, экономики, технические профессии, русский язык.

Анализ показывает, что наряду с объективными причинами, такими как значительное улучшение  и увеличение образовательных услуг, расширение и открытие новых высших учебных заведений внутри страны, среди молодежи все больше проявляется негативное отношение к получению образования в России. Причиной этого является недостаток информации о России и российском образовании, увеличение приема в высшие учебные заведения внутри Китая и рост престижности отечественного образования, опасения родителей китайских студентов за их безопасность в России.

Постоянную  работу по продвижению российских образовательных  услуг на китайский рынок непосредственно в Китае ведет лишь одна российская государственная структура – Росзарубежцентр при МИДе России. Однако ее возможности ограничиваются лишь политически - просветительскими функциями.

Представительство Росзарубежцентра в КНР действует в составе  Посольства России в КНР. Таким образом, оно (в отличие, например, от British Council) не имеет возможности непосредственно заниматься набором студентов для учебы в российских вузах. Вместе с тем, представительство принимает активное участие в организации различных семинаров, форумов, круглых столов как международного, так и двустороннего характера, выступает с докладами о преимуществах получения образования в России. За последние три года представителем (Ю.А.Метелев) было дано более 100 интервью и подготовлено более 20 статей в центральных и в специализированных изданиях Китая о системе образования в России и о порядке оформления документов для выезда на учебу в Россию.

Решить проблему более активного присутствия  России на китайском рынке образовательных  услуг могло бы ускорение принятия решения об открытии Российского культурного центра в Пекине с 3-4 филиалами в провинциях Китая.

 Исходя  из опыта КНР, наиболее эффективными способами повышения интереса к получению образования в России являются организация международных образовательных выставок у себя в стране, активное участие в подобных выставках за рубежом, предоставление государственных стипендий и субсидий иностранным студентам. Большое влияние на создание позитивного образа страны и, соответственно, на принятие решения родителей о направлении на учебу детей в страну оказывают национальные культурные и образовательные центры за рубежом (например, Британский совет, институты Конфуция).

 

      Меры по расширению  экспорта образовательных услуг  в КНР не могут рассматриваться изолированно от всей системы подготовки кадров специалистов для зарубежных стран российскими вузами и ее материально-технического и финансового обеспечения.

     По имеющимся оценкам,  радикальное увеличение экспорта  образовательных услуг и превращение этой сферы деятельности в высокорентабельное предприятие потребует в ближайшие 4 – 5 лет дополнительных затрат в расчете на каждого иностранного студента от 6,5 до 2.5 тыс. долларов США в год (с постепенным снижением к концу пятилетнего периода). Это потребует на всю национальную программу ежегодного в течение 3-4 лет отвлечения до 500 млн. долл. США из федерального и региональных бюджетов, использования внебюджетных средств вузов и частных инвестиций. Средства должны быть инвестированы в институциональное развитие отечественной системы поддержки экспорта интеллектуальных, информационных и гуманитарных услуг, в ремонт, реконструкцию и строительство новых общежитий, в рекламно-информационную и рекламно-издательскую кампании. Потребуется решение научно-методических, языковых, информационных проблем подготовки иностранных студентов. Необходимы реорганизация российской системы легализации и признания документов об образовании и создание специальных программ работы со студентами и выпускниками – иностранцами.

Информация о работе Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года