Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике

Описание работы

Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.

Файлы: 1 файл

Отчет_11-9-1.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Особенно остро проблемы развития инфраструктуры, кадрового обеспечения и безопасности туристской деятельности стоят перед российскими регионами и, в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке, требует оперативного решения вопрос о финансовых гарантиях туроператоров.

По  данным начальника отдела внешнеэкономических связей г. Комсомольска-на- Амуре, за период с января по май 2006 года доли внутреннего, выездного и въездного туризма составляют - 40%, 47% и 13% соответственно.

Однако уровень въездного туризма  и по масштабам и по доле, по оценке администрации города, мог бы быть значительно увеличен. На территории Сибири и Дальнего Востока существуют привлекательные, с точки зрения климатических условий места для отдыха. Прежде всего, это морские дома отдыха в г. Владивостоке, снежные курорты Камчатки и Хабаровского края (оз. Амут, п. Холдоми) и т.д.

Большая часть  таких мест отдыха имеет отношение  к частному бизнесу и представляет собой постоянно разрастающейся комплекс услуг сферы досуга, способного привлечь среднего потребителя. Важным условием такого роста становится привлечение внутренних и иностранных инвестиций в туристический бизнес, стимулирование государством государственно-частных партнерств в сфере туризма, и как следствие, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест, в том числе для китайских граждан, диверсификация туристских услуг,  повышение комфортности обслуживания и проживания, обеспечиваемой мелким и средним бизнесом. Несмотря на колоссальный  природный и социальный потенциал региона, зарубежные туристы, в частности из Китая, слабо представляют себе о возможностях отдыха в этой зоне России. Главная причина этого в отсутствии широкомасштабной серьезной рекламы.

Основная задача рекламной деятельности, в данном случае, состояла бы в ознакомлении не только с какими-то конкретными  домами отдыха, а с формированием общего представления о России «за Уралом» как единой зоны культурно-познавательного, экологического и рекреационного отдыха. Такая акция должна проводиться государством - «агентом влияния» российского туристического бизнеса. В противном случае регион оказывается неконкурентоспособным в сравнении со многими зарубежными туристическими зонами.

Отсутствие российского представительства  по туризму в КНР и расширение на территории России деятельности организованных китайскими гражданами обществ, компаний, ресторанов, гостиниц, скрытно занимающихся привлечением и приемом китайских туристов, также является проблемой.  

 По оценкам руководства Государственного  Управления по туризму КНР,  в случае принятия необходимых  мер уже в 2006 году поток может составить 1 млн. человек. Этому, по мнению Генерального секретаря общества российско-китайской дружбы Ню Инли, в значительной мере могло способствовать создание туристических маршрутов «Китай – Россия – Страны СНГ», «Китай – Россия – Западная Европа»,  «Китай – Россия –  Восточная Европа - Западная Европа» и т.п.. Однако российские туроператоры подобных маршрутов не предлагают.

На сегодняшний  день китайский турист тратит в РФ в среднем 700-800 долларов (без учета  международного транспорта), из этого следует, что китайские туристы в текущем году могли бы принести России только за счет оплаты прямых туристических услуг до 1 млрд. долларов США. По оценкам Ростуризма  к 2010 году поток туристов из Китая можно увеличить до 2,5 млн. человек.

Согласно данным за 1 квартал 2006 года по сравнению с 1 кварталом 2005 года увеличение количества туристов из Китая в Россию составило 58%, а российских туристов в Китай - 28%, что в более чем в 2 раза выше среднего показателя роста въездного туризма в Россию (11%).

 

Предложения

1. Заинтересованным органам исполнительной  власти проводить систематическую  работу по привлечению российских  и китайских инвестиций, в том  числе на принципах государственно - частного партнерства, к инфраструктурным  проектам в зонах развития туризма и к проектам индустрии гостеприимства.

            2. Организовать разработку двух-трех  пилотных проектов развития туристической  деятельности в субъекте Российской  Федерации с многоканальным их  финансированием и программу  мер по их внедрению.

3. В связи с  договоренностями сторон о развитии  взаимного инвестирования, является  актуальной проработка с китайской  стороной возможности формирования  совместно с Государственным  управлением по делам туризма  КНР (CNTA – China National Tourism Administration) перечня объектов, перспективных для совместной инвестиционной деятельности в России и в Китае,  основанного на двусторонних договоренностях о вкладе туризма в реализацию Программы по увеличению взаимного товарооборота. Разработать с участием регионов программу кооперированных усилий федеральных, региональных и муниципальных органов власти и бизнеса по развитию на период до 2010 года инженерной и транспортной инфраструктуры туризма и сети предприятий индустрии гостеприимства.

4. Рекомендовать крупным российским туроператорам разработать и предложить китайским потребителям маршруты и пакеты услуг, учитывающие интерес китайских граждан во время туристических поездок посещать не только одну Россию, а две-три и  более стран с остановкой в городах России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Варианты совместных инвестиционных программ российско-китайского сотрудничества, развивающие уже  достигнутые решения по совместным проектам.

 

 

Данные предложения основаны на предварительном анализе российской экономики исходя из социально-экономических реалий приграничных с Китаем российских регионов. В них учтены такие моменты, как ресурсно-сырьевая база и трудовые ресурсы регионов. В данном варианте предложений не учтены инвестиционные и финансовые возможности регионов, которым будет требоваться помощь федерального центра и заинтересованность местного бизнеса в развитии отношений с Китаем.

Часть предложений основаны на анализе  пожеланий предпринимателей Дальнего Востока (Хабаровского края, Приморского  края, Республики Саха и др.). Феномен китайской экономики еще до конца не изучен и более детальные проекты нужно осуществлять на основе глубоких экономических исследований. Так, из разговоров с ректором одного из дальневосточных вузов, который часто бывает в разных городах Китая по роду своей деятельности, становится очевидным, что не все то, что мы видим в Китае (блеск и роскошь Шанхая, Пекина и др. городов) не всегда объективно. За роскошными фасадами зданий скрываются крайне скромные внутренние интерьеры, в которых отсутствуют даже обои и необходимая мебель. Это отнюдь не связано с недавним строительством сооружений, а с тем, что не всегда китайцам хватает денег для обустройства и поддержания таких объектов по европейским стандартам. Также следует отметить, что лишь малый процент китайцев может позволить себе объекты роскоши, к которым в Китае до сих пор относится наличие автомобиля, в том числе и китайского производства. В большей части квалификация специалистов и рабочих остается ниже уровня европейских стандартов, хотя Правительство Китая активно развивает образование в области технических наук. Объемы вложений в основные фонды также остается не достаточным для обновления всех имеющихся в Китае фондов.

Ниже представлены предложения  по реализации российско-китайских  проектов, которые, как нам кажется, будут интересны для обеих сторон. Изложим суть наших изысканий и соображений по данному направлению.

1. Добыча и переработка  леса. В Сибирском и Дальневосточном регионах сохранились базы лесопереработки и лесодобычи. Это позволит прекратить вывоз леса-кругляка из России в Китай. Строительство совместных лесодобывающих компаний позволит китайцам получать продукцию по сниженным ценам. Более того, по словам губернатора В.И.Ишаева (Хабаровский край) на Дальнем Востоке пока нет возможности развития переработки древесины из-за конкуренции с сибирскими регионами, которые поставляют лес-кругляк в Китай. Данная программа позволит получить рабочие места как для российского населения, так и рабочих из Китая; улучшить ситуацию по лесопереработке и лесовосстановлению, загрузить мощности БАМа и увеличить объемы таможенных сборов.

В настоящее время ситуация с  добычей леса-кругляка регулируется плохо, по сути лес хищнически расхищается  без всякой оглядки на возможные  экологические проблемы.

2. Развитие лесодобычи и лесопереработки может стимулировать развитее совместных российско-китайских предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Условия этому благоприятствуют – достаточно древесных и водных ресурсов в регионах Сибири и Дальнего Востока. Это позволит создать дополнительные рабочие места и увеличить объемы поставок продукции предприятий (бумагу и др. материалы с использованием целлюлозы) в страны АТР, в том числе в Китай.

3. Создание СП по  добыче и переработке полезных  ископаемых, в частности нефти, угля, железной руды, газа и др. Во многих отраслях добывающей промышленности имеются серьезные проблемы с кадровым обеспечением и инвестициями, в то время как запасы российских регионов по многим видам полезных ископаемых значительны. Данные предприятия смогли бы решить проблему занятости населения, привлечения дополнительных инвестиций в добывающие отрасли. Для Китая – вывоз части добытого сырья в Китай или получение части прибыли от реализации продукции. В данном случае возможна активизация российских предприятий тяжелого машиностроения (горнорудная техника и машины), для китайских предприятий – получение сырья для металлургии, энергетики и др.

4. Энергетика. В Китае с ростом производственных мощностей испытывается нехватка в электроэнергии. Строительство ГЭС в руслах Амура и других крупных рек Дальнего Востока и Сибири позволили бы решить этот вопрос. Для России выгоды очевидны – активизация строительства крупных объектов энергетики с созданием рабочих мест. Энергетическая система России позволяет транспортировать электроэнергию к приграничным регионам Китая с подключением к китайской энергетической системе через терминалы Хабаровского края, Приморского края, либо через территорию Монголии. Электроэнергия, полученная при помощи ГЭС и ПЭС отличается сравнительно небольшой себестоимостью, по сравнению с ТЭС и ТЭЦ. Китай сможет получать достаточно дешевую электроэнергию. Полученные средства от такой деятельности позволят российским приграничным регионам получить дополнительные инвестиции, в том числе для развития самой энергетической системы и обновления ее основных фондов, которые на данный момент изношены.

5. Рыболовство и добыча  биологических ресурсов Охотского моря и других морей тихоокеанского бассейна. В советское время на Дальнем Востоке СССР, в таких регионах как Хабаровский край, Приморье и Камчатка существовала развитая структура рыбоперерабатывающих предприятий, располагавшихся преимущественно по морским побережьям. В моря ходили рыбоперерабатывающие плавучие заводы по ловле и переработке рыбы, краба и водорослей. В 90-е гг. ХХ века вся инфраструктура данной отрасли пришли в упадок. Вместе с тем Россия обладает большими запасами биологических ресурсов морей, которые крайне востребованы на рынках стран АТР. Привлечение китайского капитала в эту отрасль хозяйства может позволить реанимировать ряд направлений деятельности и возобновить добычу рыбы и других биологических ресурсов с последующей их переработкой как на территории России, так и территории приграничных регионов Китая с последующим сбытом как на внутренних рынках, так и рынках других государств. Для России это позволит решить вопрос с инвестициями в рыболовство и рыбопереработку, обеспечит местное население рабочими местами. Удобное географическое размещение позволит вывозить продукцию через морские порты Советская Гавань и Ванино (через них можно вывозить руду и лес), а также порты Приморья – Владивосток и Находка. В итоге объемы российско-китайской торговли значительно возрастут на паритетных основаниях.

6. Сельское хозяйство. После кризисных явлений 90-х гг. ХХ в. сельское хозяйство Сибири и Дальнего Востока пришли в упадок. Это привело к банкротству совхозов и колхозов и значительному обеднению сельского населения. Население стало мигрировать в города. Поля начали зарастать лесом, основные фонды были либо расхищены, либо пришли в полный упадок. Создание российско-китайских СП в области сельского хозяйства позволит вновь ввести в оборот земли сельхозназначения. Удивительные явления отмечены нами в российских селах – местное население не хочет обрабатывать поля, даже когда есть заинтересованность местного бизнеса. Китайские работники же с большой охотой соглашаются обрабатывать земли за часть урожая. Так, некоторые совхозы полностью состоят из работников – граждан КНР. Изменение этой ситуации может повысить ликвидность российского сельского хозяйства и поставки на внутренний рынок значительных объемов сельхозпродукции по умеренным ценам. Для китайских предпринимателей выгоды будут состоять в получении части прибыли от реализации продукции, рабочие места для своих мигрантов на российские территории и размещение их в сельской местности. Для российской стороны – поднятие инфраструктуры сельских районов и налоговые поступления в местные бюджеты.

7. Легкая промышленность. Большое заблуждение состоит в том, что текстильная промышленность и швейное производство России находится в безнадежном упадке. Однако дополнительные инвестиции со стороны Китая, испытывающего инвестиционный перегрев, и привлечение дешевой китайской рабочей силы на швейные производства и фабрики по производству тканей - не лишние. В последние годы отмечено повышение качества многих китайских швейных производств. Но, по данным журнала «Эксперт» транспорт этой продукции в Европу запаздывает, модели одежды выходят из моды. Строительство крупных швейных производств совместных с китайским капиталом на Европейской территории России позволят сократит расстояния транспортировки и позволят российскому производителю (за счет увеличения объемов продаж по более низким ценам) укрепиться на европейском рынке одежды и обуви (с сохранением российских и европейских брендов). На швейные производства охотно идут российские женщины, а также граждане КНР. Выгоды для обеих стран очевидны.

8. Автопром. Ни для кого не секрет, что российские автомобили уступают по качеству и безопасности европейским и японским иномаркам, в месте с тем издержки на производство и выпуск российских авто выше общемировых. Это приводит к высоким ценам и уменьшению объемов реализации на внутреннем рынке, так как население предпочитает покупать более дорогие, но более надежные иномарки. Привлечение китайского капитала в автопром позволит снизить издержки производства и созданию принципиально новых моделей авто. Данные автомобили если и не будут уменьшены в цене, однако качество их может быть значительно повышено. Продукцию автопрома можно экспортировать как в Китай, так и реализовывать на внутреннем рынке. Возможны также варианты экспорта отечественных авто на латиноамериканский рынок, куда в советское время поставлялись наши авто. Их преимущество состояло в более низкой цене, по сравнению с другими машинами. Для КНР выгоды также очевидны – возможность расширять производство своего, достаточно молодого автопрома с поставками комплектующих и материалов из России.

Информация о работе Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года