Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике
Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.
Особенно остро проблемы развития инфраструктуры, кадрового обеспечения и безопасности туристской деятельности стоят перед российскими регионами и, в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке, требует оперативного решения вопрос о финансовых гарантиях туроператоров.
По данным начальника отдела внешнеэкономических связей г. Комсомольска-на- Амуре, за период с января по май 2006 года доли внутреннего, выездного и въездного туризма составляют - 40%, 47% и 13% соответственно.
Однако уровень въездного
Большая часть таких мест отдыха имеет отношение к частному бизнесу и представляет собой постоянно разрастающейся комплекс услуг сферы досуга, способного привлечь среднего потребителя. Важным условием такого роста становится привлечение внутренних и иностранных инвестиций в туристический бизнес, стимулирование государством государственно-частных партнерств в сфере туризма, и как следствие, развитие инфраструктуры, создание новых рабочих мест, в том числе для китайских граждан, диверсификация туристских услуг, повышение комфортности обслуживания и проживания, обеспечиваемой мелким и средним бизнесом. Несмотря на колоссальный природный и социальный потенциал региона, зарубежные туристы, в частности из Китая, слабо представляют себе о возможностях отдыха в этой зоне России. Главная причина этого в отсутствии широкомасштабной серьезной рекламы.
Основная задача рекламной деятельности, в данном случае, состояла бы в ознакомлении не только с какими-то конкретными домами отдыха, а с формированием общего представления о России «за Уралом» как единой зоны культурно-познавательного, экологического и рекреационного отдыха. Такая акция должна проводиться государством - «агентом влияния» российского туристического бизнеса. В противном случае регион оказывается неконкурентоспособным в сравнении со многими зарубежными туристическими зонами.
Отсутствие российского
По оценкам руководства
На сегодняшний день китайский турист тратит в РФ в среднем 700-800 долларов (без учета международного транспорта), из этого следует, что китайские туристы в текущем году могли бы принести России только за счет оплаты прямых туристических услуг до 1 млрд. долларов США. По оценкам Ростуризма к 2010 году поток туристов из Китая можно увеличить до 2,5 млн. человек.
Согласно данным за 1 квартал 2006 года по сравнению с 1 кварталом 2005 года увеличение количества туристов из Китая в Россию составило 58%, а российских туристов в Китай - 28%, что в более чем в 2 раза выше среднего показателя роста въездного туризма в Россию (11%).
Предложения
1. Заинтересованным органам
2. Организовать разработку двух-
3. В связи с
договоренностями сторон о
4. Рекомендовать крупным российским туроператорам разработать и предложить китайским потребителям маршруты и пакеты услуг, учитывающие интерес китайских граждан во время туристических поездок посещать не только одну Россию, а две-три и более стран с остановкой в городах России.
Данные предложения основаны на
предварительном анализе
Часть предложений основаны на анализе пожеланий предпринимателей Дальнего Востока (Хабаровского края, Приморского края, Республики Саха и др.). Феномен китайской экономики еще до конца не изучен и более детальные проекты нужно осуществлять на основе глубоких экономических исследований. Так, из разговоров с ректором одного из дальневосточных вузов, который часто бывает в разных городах Китая по роду своей деятельности, становится очевидным, что не все то, что мы видим в Китае (блеск и роскошь Шанхая, Пекина и др. городов) не всегда объективно. За роскошными фасадами зданий скрываются крайне скромные внутренние интерьеры, в которых отсутствуют даже обои и необходимая мебель. Это отнюдь не связано с недавним строительством сооружений, а с тем, что не всегда китайцам хватает денег для обустройства и поддержания таких объектов по европейским стандартам. Также следует отметить, что лишь малый процент китайцев может позволить себе объекты роскоши, к которым в Китае до сих пор относится наличие автомобиля, в том числе и китайского производства. В большей части квалификация специалистов и рабочих остается ниже уровня европейских стандартов, хотя Правительство Китая активно развивает образование в области технических наук. Объемы вложений в основные фонды также остается не достаточным для обновления всех имеющихся в Китае фондов.
Ниже представлены предложения по реализации российско-китайских проектов, которые, как нам кажется, будут интересны для обеих сторон. Изложим суть наших изысканий и соображений по данному направлению.
1. Добыча и переработка леса. В Сибирском и Дальневосточном регионах сохранились базы лесопереработки и лесодобычи. Это позволит прекратить вывоз леса-кругляка из России в Китай. Строительство совместных лесодобывающих компаний позволит китайцам получать продукцию по сниженным ценам. Более того, по словам губернатора В.И.Ишаева (Хабаровский край) на Дальнем Востоке пока нет возможности развития переработки древесины из-за конкуренции с сибирскими регионами, которые поставляют лес-кругляк в Китай. Данная программа позволит получить рабочие места как для российского населения, так и рабочих из Китая; улучшить ситуацию по лесопереработке и лесовосстановлению, загрузить мощности БАМа и увеличить объемы таможенных сборов.
В настоящее время ситуация с добычей леса-кругляка регулируется плохо, по сути лес хищнически расхищается без всякой оглядки на возможные экологические проблемы.
2. Развитие лесодобычи и лесопереработки может стимулировать развитее совместных российско-китайских предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Условия этому благоприятствуют – достаточно древесных и водных ресурсов в регионах Сибири и Дальнего Востока. Это позволит создать дополнительные рабочие места и увеличить объемы поставок продукции предприятий (бумагу и др. материалы с использованием целлюлозы) в страны АТР, в том числе в Китай.
3. Создание СП по добыче и переработке полезных ископаемых, в частности нефти, угля, железной руды, газа и др. Во многих отраслях добывающей промышленности имеются серьезные проблемы с кадровым обеспечением и инвестициями, в то время как запасы российских регионов по многим видам полезных ископаемых значительны. Данные предприятия смогли бы решить проблему занятости населения, привлечения дополнительных инвестиций в добывающие отрасли. Для Китая – вывоз части добытого сырья в Китай или получение части прибыли от реализации продукции. В данном случае возможна активизация российских предприятий тяжелого машиностроения (горнорудная техника и машины), для китайских предприятий – получение сырья для металлургии, энергетики и др.
4. Энергетика. В Китае с ростом производственных мощностей испытывается нехватка в электроэнергии. Строительство ГЭС в руслах Амура и других крупных рек Дальнего Востока и Сибири позволили бы решить этот вопрос. Для России выгоды очевидны – активизация строительства крупных объектов энергетики с созданием рабочих мест. Энергетическая система России позволяет транспортировать электроэнергию к приграничным регионам Китая с подключением к китайской энергетической системе через терминалы Хабаровского края, Приморского края, либо через территорию Монголии. Электроэнергия, полученная при помощи ГЭС и ПЭС отличается сравнительно небольшой себестоимостью, по сравнению с ТЭС и ТЭЦ. Китай сможет получать достаточно дешевую электроэнергию. Полученные средства от такой деятельности позволят российским приграничным регионам получить дополнительные инвестиции, в том числе для развития самой энергетической системы и обновления ее основных фондов, которые на данный момент изношены.
5. Рыболовство и добыча биологических ресурсов Охотского моря и других морей тихоокеанского бассейна. В советское время на Дальнем Востоке СССР, в таких регионах как Хабаровский край, Приморье и Камчатка существовала развитая структура рыбоперерабатывающих предприятий, располагавшихся преимущественно по морским побережьям. В моря ходили рыбоперерабатывающие плавучие заводы по ловле и переработке рыбы, краба и водорослей. В 90-е гг. ХХ века вся инфраструктура данной отрасли пришли в упадок. Вместе с тем Россия обладает большими запасами биологических ресурсов морей, которые крайне востребованы на рынках стран АТР. Привлечение китайского капитала в эту отрасль хозяйства может позволить реанимировать ряд направлений деятельности и возобновить добычу рыбы и других биологических ресурсов с последующей их переработкой как на территории России, так и территории приграничных регионов Китая с последующим сбытом как на внутренних рынках, так и рынках других государств. Для России это позволит решить вопрос с инвестициями в рыболовство и рыбопереработку, обеспечит местное население рабочими местами. Удобное географическое размещение позволит вывозить продукцию через морские порты Советская Гавань и Ванино (через них можно вывозить руду и лес), а также порты Приморья – Владивосток и Находка. В итоге объемы российско-китайской торговли значительно возрастут на паритетных основаниях.
6. Сельское хозяйство. После кризисных явлений 90-х гг. ХХ в. сельское хозяйство Сибири и Дальнего Востока пришли в упадок. Это привело к банкротству совхозов и колхозов и значительному обеднению сельского населения. Население стало мигрировать в города. Поля начали зарастать лесом, основные фонды были либо расхищены, либо пришли в полный упадок. Создание российско-китайских СП в области сельского хозяйства позволит вновь ввести в оборот земли сельхозназначения. Удивительные явления отмечены нами в российских селах – местное население не хочет обрабатывать поля, даже когда есть заинтересованность местного бизнеса. Китайские работники же с большой охотой соглашаются обрабатывать земли за часть урожая. Так, некоторые совхозы полностью состоят из работников – граждан КНР. Изменение этой ситуации может повысить ликвидность российского сельского хозяйства и поставки на внутренний рынок значительных объемов сельхозпродукции по умеренным ценам. Для китайских предпринимателей выгоды будут состоять в получении части прибыли от реализации продукции, рабочие места для своих мигрантов на российские территории и размещение их в сельской местности. Для российской стороны – поднятие инфраструктуры сельских районов и налоговые поступления в местные бюджеты.
7. Легкая промышленность. Большое заблуждение состоит в том, что текстильная промышленность и швейное производство России находится в безнадежном упадке. Однако дополнительные инвестиции со стороны Китая, испытывающего инвестиционный перегрев, и привлечение дешевой китайской рабочей силы на швейные производства и фабрики по производству тканей - не лишние. В последние годы отмечено повышение качества многих китайских швейных производств. Но, по данным журнала «Эксперт» транспорт этой продукции в Европу запаздывает, модели одежды выходят из моды. Строительство крупных швейных производств совместных с китайским капиталом на Европейской территории России позволят сократит расстояния транспортировки и позволят российскому производителю (за счет увеличения объемов продаж по более низким ценам) укрепиться на европейском рынке одежды и обуви (с сохранением российских и европейских брендов). На швейные производства охотно идут российские женщины, а также граждане КНР. Выгоды для обеих стран очевидны.
8. Автопром. Ни для кого не секрет, что российские автомобили уступают по качеству и безопасности европейским и японским иномаркам, в месте с тем издержки на производство и выпуск российских авто выше общемировых. Это приводит к высоким ценам и уменьшению объемов реализации на внутреннем рынке, так как население предпочитает покупать более дорогие, но более надежные иномарки. Привлечение китайского капитала в автопром позволит снизить издержки производства и созданию принципиально новых моделей авто. Данные автомобили если и не будут уменьшены в цене, однако качество их может быть значительно повышено. Продукцию автопрома можно экспортировать как в Китай, так и реализовывать на внутреннем рынке. Возможны также варианты экспорта отечественных авто на латиноамериканский рынок, куда в советское время поставлялись наши авто. Их преимущество состояло в более низкой цене, по сравнению с другими машинами. Для КНР выгоды также очевидны – возможность расширять производство своего, достаточно молодого автопрома с поставками комплектующих и материалов из России.