Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике

Описание работы

Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.

Файлы: 1 файл

Отчет_11-9-1.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Основные выводы и предложения, а так же Предложения к проекту  плана расширения экспорта образовательных  услуг в КНР представлены ниже.

 

Основные выводы и предложения

1. Анализ общих масштабов экспортной  деятельности российских вузов  и конкретных лучших практик позволяет подтвердить сделанные ранее выводы о наличии невостребованных и неиспользуемых возможностей  российского образования в этой сфере внешнеэкономической деятельности. Задача поднять долю иностранных студентов из традиционного зарубежья с 0,45%  до 1,5 – 1,8%, т.е. увеличить ее в 3 - 4 раза, представляется реальной и достижимой  уже в ближайшие годы.         

2. Остается актуальной задача  разработки  программы действий  по расширению экспорта образовательных  услуг в КНР на период до 2010 года,  в которой сформировать конкретные рекомендации и задания государственным органам и вузам Российской Федерации и определить источники финансирования. Развивать в КНР систему многоуровневой сертификации знаний русского языка, ориентированную на разные возрастные и профессиональные группы китайского населения.

3. Целесообразно  подготовить согласованные с  китайской стороной предложения  по созданию информационно - консультационных  центров по образовательным услугам  российских вузов в КНР и  ускорить решение вопроса заинтересованными ведомствами РФ о создании российского центра науки и культуры в Пекине с филиалами в 3-4 провинциях Китая. Остается актуальной проработка с китайской стороной возможности формирования заявок со стороны Госсовета КНР и правительств провинций КНР на подготовку национальных кадров в Российской Федерации.

4. Заинтересованным  ведомствам двух стран целесообразно  подготовить и совместно обсудить  программу подготовки кадров  по избранным специальностям  на индивидуальной целевой основе  и программу повышения квалификации государственных служащих по перспективным направлениям сотрудничества на базе российских и китайских университетов. Предложить китайской стороне создать совместную программу внедрения новых информационных технологий по наиболее востребованным в КНР специальностям в образовательный процесс.

5. Органам  исполнительной власти содействовать  вузам в проведении целенаправленной  информационно- рекламной работы  с китайской аудиторией в регионах  и городах КНР, имеющих перспективные  инвестиционные и торгово - экономические проекты с российским участием. Обеспечить участие МВД России в информационной поддержке российских усилий по работе с китайскими абитуриентами и студентами.

6. Предложения к проекту плана расширения экспорта образовательных услуг в КНР приведены в приложениях №№1 и 2

 

Туризм

В настоящем разделе использованы рабочие материалы, отраслевая статистика и аналитические записки Ростуризма России, Российского Союза Туриндустрии, ГУ-ВШЭ, Комсомольского на Амуре Государственного технического университета, результаты исследования, выполненные коллективом специалистов Регионального Фонда «Тихоокеанский центр стратегических разработок», интервью с российскими и китайскими компетентными руководителями и специалистами.

Общая ситуация.

Общая характеристика выездного туризма  из КНР. Предполагается, что в 2006 году 34 млн. граждан Китая совершат турпоездки зарубеж, что будет на 10 процентов больше по сравнению с прошлогодним уровнем. Такой прогноз сделал председатель Государственного управления по делам туризма Шао Цивэй на Всекитайском ежегодном отраслевом рабочем совещании. Наряду с этим в текущем году в Китае объем въездного туризма и туризма из САР Сянган, Аомэнь и с Тайваня, как предполагается, достигнет 130 млн. чел/раз /с приростом на 8 процентов/, при этом число туристов, которые проведут на территории Китая не менее суток составит 51,8 млн. чел, количество зарубежных туристов - 22, 9 млн. чел, валютная выручка от международного туризма - 33,6 млрд. долл. США. Как отметил Шао Цивэй, в 2006 году сотрудничество и обмены с зарубежными странами в сфере туризма вступят в новую стадию развития, добавив, что Китай будет активизировать многостороннее и двустороннее сотрудничество в этой сфере и играть в нем более активную роль.

  По оценке Всемирной туристической организации (Исследования ВТО по выездному туризму Китая 2002года) средний годовой рост выездного китайского туризма за 1995-2020 годы должен составить 12,5% (что в 3 раза превышает мировой прогноз). По оценкам экспертов даже этот уровень будет превзойден. За два последних года среднегодовой рост – 36%. По прогнозу ВТО Китай в 2010 году будет иметь около 50 млн. выездных туристов (2004 г.- 28,5 млн.чел.), а в 2020 году – более 100 млн. чел. и станет первой туристической державой мира.

  В соответствии с 20-ти летним государственным планом развития туризма к 2020 году доходы от внутреннего и выездного туризма должны составить 8% ВВП Китая.

Рост доходов на душу населения, инициированная китайским правительством «экономика праздничных и выходных дней», оплачиваемые недельные праздники на государственных предприятиях (2 раза в год) и пятидневная рабочая неделя обеспечили беспрецедентный рост всех видов туризма.

Наряду с социально-культурными  целями китайское правительство  решает политические (контроль за перемещениями китайских граждан) и экономические задачи (защита национальной туристической отрасли и ограничение оттока иностранной валюты). В этих целях введены ограничения: - китайским операторам не разрешается организовывать или способствовать организации туристических групп в страны, которые не имеют «статуса одобренного направления»; -иностранным туроператорам не разрешено продвигать свои выездные услуги и открывать свои представительства в Китае (но они могут создавать совместные предприятия в этой сфере) (источник: Sinopsis, the China Information Destination online); -иностранные авиаперевозчики ограничены в своих операциях посредством сдерживающих авиационных соглашений.

КНР учредила статус одобренного направления (Approved Destination Status-ADS) в 1995 году. Россия получила ADS статус в 2004 году. В настоящее время более 70% китайского выездного рынка –50 стран ADS.

Система основана на двусторонних государственных  туристических соглашениях о  разрешении китайским гражданам  посещать ADS страну в качестве туристов. При этом китайские операторы организуют туры, оформляя выездные документы без обращения к соответствующим китайским властям за разрешением.

  В индивидуальном порядке китайским гражданам не запрещено выезжать за рубеж (для деловых поездок, на обучение, к родственникам) при наличии.

  В проведенных ранее исследованиях отмечались основные тенденции на рынке выездного туризма Китая, в том числе

    • Рост доли выезжающих за рубеж граждан по личным причинам за свой счет по общегражданским паспортам (примерно 30% в год);
    • Более высокие темпы роста выездного туризма по неазиатским направлениям (в первую очередь, Европа);
    • По-прежнему преобладание, но постоянное снижение спроса на групповые многоцелевые бюджетно-эффективные туры в азиатские страны;
    • Высокие темпы роста спроса на качественные, престижные и дорогие направления выездного туризма с сохраняющемся преобладанием низко-стоимостных групповых туров;
    • Рост спроса на тематические туры (фестивали, спортивные события и т.п.);
    • Выраженная сезонность китайского туризма (китайский Новый год – конец января – начало февраля, недельный первомайский праздник, летние школьные каникулы, национальный день – первая неделя октября).

 

  Средняя продолжительность туров на ближних направлениях  составляет 2-3 дня, на дальних направлениях (Европа, Австралия, Америка) – около 10 дней, и все чаще за эти 10 дней китайцы стремятся посетить возможно большее количество стран (Европа).

Китайские граждане, выезжающие за рубеж, имеют, как правило, высокую покупательную  способность и склонны тратить в 2-3 раза больше на развлечения и покупки, чем стоимость самого тура, реализуя свои представления о высоком жизненном стандарте.

Существуют трудности с получением однозначных статистических данных по потокам туристов между Россией и Китаем. В настоящей работе использованы данные пограничной службы ФСБ России и Государственного управления по делам туризма КНР. Разночтения весьма значительны.

В 1996 году было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации  и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере туризма, которое должно было обеспечить развитие двусторонних отношений в данном виде деятельности.

Безвизовый туризм с Китаем основывается на заключенном в 1992 году межправительственном Соглашении о безвизовых групповых туристских поездках, последняя редакция которого введена в 2000 году. Соглашение 2000 года использовалось только в рамках приграничных обменов и зачастую для обеспечения «челночной торговли» и въезда в Россию нелегальной рабочей силы.

  В 2002 году в соответствии с решением руководства КНР (Меморандум от 21 января 2002 года) Россия была включена в список стран, благоприятных для туристских посещений китайскими гражданами. Однако практическая реализация данного решения вплоть до 2005 года не состоялась по независящим от России причинам. По результатам 2-го Заседания созданной при Российско-Китайской межправительственной комиссии по сотрудничеству в гуманитарной сфере Российско-Китайской Подкомиссии по туризму, состоявшегося в Москве 16-17 июня 2005 года, с 25 августа 2005 года организованные группы туристов из Китая въезжают в Россию на безвизовой основе (Пресс-секретарь Ростуризма, С. Синицын) не только на приграничные с Китаем территории, но и на всю территорию России. Ростуризм ожидает рост посещений китайцами России в 2006 году более чем в 2 раза (до 1.8 млн. чел. против 0.8 млн. чел. в 2004 году, из них около 0.2 млн. человек въехало на безвизовой основе в рамках приграничного туризма). Если из приведенных выше цифр исключить приграничный туризм, то картина будет существенно иной. В рамках соглашения 2005 года предусмотрено, что в первое время туристический обмен между странами будет осуществляться в режиме эксперимента. Сторонами рекомендовано ограниченное число турфирм. В списке – 4 московские компании - Интурист, Академсервис ДМС, КМР group, Экспресс-лайн и Санкт-Петербургская Нева. Турфирмам, допущенным к туристическому обмену с Россией, китайской стороной спущены квоты на отправку туристов в нашу страну, 200-300 тыс. туристов в год. По оценкам представителей туристической отрасли реально в Россию через эти фирмы приедет 50-70 тыс. китайских туристов.

Реализации планов развития обменов  в сфере туризма будет способствовать новая нормативная правовая база об особых экономических зонах российской Федерации, определяющая особенности создания, функционирования и прекращения существования туристско-рекреационных особых экономических зон, предусматривает особое налогообложение, административный режим и режим землепользования. Подготовлен законопроект «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в российской Федерации». Готовится Система классификации пляжных комплексов и горнолыжных трасс на территории Российской Федерации.

 

Существующие  проблемы.

В Китае по-прежнему существует запрет на продажу турпакетов в Россию (кроме приграничного туризма). Китайские туристические организации не имеют права перечислять финансовые средства в РФ. Это связано с тем, что официально в КНР туризм разрешен для определенного списка стран, рекомендуемых властями  для посещения (данные Ростуризма).

Важнейшей проблемой для России является существующий имидж страны, неблагоприятной для туризма  из-за низкого уровня личной безопасности.

Для обеспечения безопасности китайских  туристов в России по инициативе Ростуризма создан специальный Центр помощи с профессиональным штатом, говорящем на китайском языке. Каждый турист, прибывающий в Россию страхуется и обеспечивается памяткой, где описаны случаи экстремальных ситуаций указаны номера телефонов, позвонив по которым, турист получит оперативную помощь. Однако этот единичный факт ни в коей мере не снимает проблему безопасности китайских граждан в России.

К числу проблем относится также  то, что Россия – страна дорогого туризма из-за высоких цен на услуги размещения, транспорт и низкого уровня сервиса. При этом большинство отечественных гостиниц и транспортных средств находятся в изношенном состоянии и морально устарели.

Сложности с увеличением количества посещений России китайскими туристами, причины которых раскрыты выше, дополняются удорожанием турпакета в связи с укреплением рубля, ростом инфляции и транспортных тарифов.

В целом российская туристическая отрасль имеет  серьезные ограничения. Это характерно и для регионов России, и для  основных туристических центров. Существующая российская инфраструктура – гостиничная, транспортная и т.д. – способна обслужить максимум 1,5 млн. туристов в год, даже при условии, что все номера в гостиницах туристического класса будут отданы клиентам принимающих фирм. К тому же массовый туристический сезон в России ограничен летним временем. Наиболее посещаемые музеи не справляются с растущим потоком туристов и не проявляют заинтересованности в содействии развитию туризма, ограничивая свою ответственность работой по «музеефикации» объектов культуры.

Объекты культурного  и, особенно, природного наследия не обеспечены квалифицированными кадрами гидов, гидов-переводчиков, проводников, егерей, которых, в подавляющем большинстве  случаев, в регионах России просто не готовят.

Тем не менее, если судить по загрузке гостиниц въездной поток туристов в Россию в последние  годы увеличивался ежегодно на 10-15%. Практически  при современном уровне развития материально-технической базы, в  этой части достигнут предел роста. По разным оценкам объем неудовлетворенного спроса на поездки в Россию составляет в зависимости от сезона до 50%. Необходимы масштабные инвестиции в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, в индустрию гостеприимства.

Информация о работе Разработка стратегии российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года