Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 08:30, отчет по практике
Целью работы явился анализ текущей ситуации в сфере товарооборота между Россией и Китаем, исследование административных и иных барьеров в российско-китайской торговле, разработка подходов к формированию научно-обоснованной стратегии решения задачи существенного увеличения масштабов и качества российско-китайского торгово-экономического сотрудничества до 2010 года с учетом позиции, интересов и возможностей обеих стран, а также подготовка, на основании проведенного анализа, обоснованных предложений и рекомендаций по мерам, направленным на стимулирование двустороннего внешнеэкономического сотрудничества и увеличение объемов товарооборота.
Основные выводы и предложения, а так же Предложения к проекту плана расширения экспорта образовательных услуг в КНР представлены ниже.
Основные выводы и предложения
1. Анализ общих масштабов
2. Остается актуальной задача
разработки программы действий
по расширению экспорта
3. Целесообразно
подготовить согласованные с
китайской стороной
4. Заинтересованным
ведомствам двух стран
5. Органам
исполнительной власти
6. Предложения к проекту плана расширения экспорта образовательных услуг в КНР приведены в приложениях №№1 и 2
В настоящем разделе использованы
рабочие материалы, отраслевая статистика
и аналитические записки
Общая ситуация.
Общая характеристика выездного туризма из КНР. Предполагается, что в 2006 году 34 млн. граждан Китая совершат турпоездки зарубеж, что будет на 10 процентов больше по сравнению с прошлогодним уровнем. Такой прогноз сделал председатель Государственного управления по делам туризма Шао Цивэй на Всекитайском ежегодном отраслевом рабочем совещании. Наряду с этим в текущем году в Китае объем въездного туризма и туризма из САР Сянган, Аомэнь и с Тайваня, как предполагается, достигнет 130 млн. чел/раз /с приростом на 8 процентов/, при этом число туристов, которые проведут на территории Китая не менее суток составит 51,8 млн. чел, количество зарубежных туристов - 22, 9 млн. чел, валютная выручка от международного туризма - 33,6 млрд. долл. США. Как отметил Шао Цивэй, в 2006 году сотрудничество и обмены с зарубежными странами в сфере туризма вступят в новую стадию развития, добавив, что Китай будет активизировать многостороннее и двустороннее сотрудничество в этой сфере и играть в нем более активную роль.
По оценке Всемирной туристической организации (Исследования ВТО по выездному туризму Китая 2002года) средний годовой рост выездного китайского туризма за 1995-2020 годы должен составить 12,5% (что в 3 раза превышает мировой прогноз). По оценкам экспертов даже этот уровень будет превзойден. За два последних года среднегодовой рост – 36%. По прогнозу ВТО Китай в 2010 году будет иметь около 50 млн. выездных туристов (2004 г.- 28,5 млн.чел.), а в 2020 году – более 100 млн. чел. и станет первой туристической державой мира.
В соответствии с 20-ти летним государственным планом развития туризма к 2020 году доходы от внутреннего и выездного туризма должны составить 8% ВВП Китая.
Рост доходов на душу населения, инициированная китайским правительством «экономика праздничных и выходных дней», оплачиваемые недельные праздники на государственных предприятиях (2 раза в год) и пятидневная рабочая неделя обеспечили беспрецедентный рост всех видов туризма.
Наряду с социально-
КНР учредила статус одобренного направления (Approved Destination Status-ADS) в 1995 году. Россия получила ADS статус в 2004 году. В настоящее время более 70% китайского выездного рынка –50 стран ADS.
Система основана на двусторонних государственных туристических соглашениях о разрешении китайским гражданам посещать ADS страну в качестве туристов. При этом китайские операторы организуют туры, оформляя выездные документы без обращения к соответствующим китайским властям за разрешением.
В индивидуальном порядке китайским гражданам не запрещено выезжать за рубеж (для деловых поездок, на обучение, к родственникам) при наличии.
В проведенных ранее исследованиях отмечались основные тенденции на рынке выездного туризма Китая, в том числе
Средняя продолжительность туров на ближних направлениях составляет 2-3 дня, на дальних направлениях (Европа, Австралия, Америка) – около 10 дней, и все чаще за эти 10 дней китайцы стремятся посетить возможно большее количество стран (Европа).
Китайские граждане, выезжающие за рубеж, имеют, как правило, высокую покупательную способность и склонны тратить в 2-3 раза больше на развлечения и покупки, чем стоимость самого тура, реализуя свои представления о высоком жизненном стандарте.
Существуют трудности с
В 1996 году было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в сфере туризма, которое должно было обеспечить развитие двусторонних отношений в данном виде деятельности.
Безвизовый туризм с Китаем основывается на заключенном в 1992 году межправительственном Соглашении о безвизовых групповых туристских поездках, последняя редакция которого введена в 2000 году. Соглашение 2000 года использовалось только в рамках приграничных обменов и зачастую для обеспечения «челночной торговли» и въезда в Россию нелегальной рабочей силы.
В 2002 году в соответствии с решением руководства КНР (Меморандум от 21 января 2002 года) Россия была включена в список стран, благоприятных для туристских посещений китайскими гражданами. Однако практическая реализация данного решения вплоть до 2005 года не состоялась по независящим от России причинам. По результатам 2-го Заседания созданной при Российско-Китайской межправительственной комиссии по сотрудничеству в гуманитарной сфере Российско-Китайской Подкомиссии по туризму, состоявшегося в Москве 16-17 июня 2005 года, с 25 августа 2005 года организованные группы туристов из Китая въезжают в Россию на безвизовой основе (Пресс-секретарь Ростуризма, С. Синицын) не только на приграничные с Китаем территории, но и на всю территорию России. Ростуризм ожидает рост посещений китайцами России в 2006 году более чем в 2 раза (до 1.8 млн. чел. против 0.8 млн. чел. в 2004 году, из них около 0.2 млн. человек въехало на безвизовой основе в рамках приграничного туризма). Если из приведенных выше цифр исключить приграничный туризм, то картина будет существенно иной. В рамках соглашения 2005 года предусмотрено, что в первое время туристический обмен между странами будет осуществляться в режиме эксперимента. Сторонами рекомендовано ограниченное число турфирм. В списке – 4 московские компании - Интурист, Академсервис ДМС, КМР group, Экспресс-лайн и Санкт-Петербургская Нева. Турфирмам, допущенным к туристическому обмену с Россией, китайской стороной спущены квоты на отправку туристов в нашу страну, 200-300 тыс. туристов в год. По оценкам представителей туристической отрасли реально в Россию через эти фирмы приедет 50-70 тыс. китайских туристов.
Реализации планов развития обменов
в сфере туризма будет
Существующие проблемы.
В Китае по-прежнему существует запрет на продажу турпакетов в Россию (кроме приграничного туризма). Китайские туристические организации не имеют права перечислять финансовые средства в РФ. Это связано с тем, что официально в КНР туризм разрешен для определенного списка стран, рекомендуемых властями для посещения (данные Ростуризма).
Важнейшей проблемой для России является существующий имидж страны, неблагоприятной для туризма из-за низкого уровня личной безопасности.
Для обеспечения безопасности китайских туристов в России по инициативе Ростуризма создан специальный Центр помощи с профессиональным штатом, говорящем на китайском языке. Каждый турист, прибывающий в Россию страхуется и обеспечивается памяткой, где описаны случаи экстремальных ситуаций указаны номера телефонов, позвонив по которым, турист получит оперативную помощь. Однако этот единичный факт ни в коей мере не снимает проблему безопасности китайских граждан в России.
К числу проблем относится также то, что Россия – страна дорогого туризма из-за высоких цен на услуги размещения, транспорт и низкого уровня сервиса. При этом большинство отечественных гостиниц и транспортных средств находятся в изношенном состоянии и морально устарели.
Сложности с увеличением количества посещений России китайскими туристами, причины которых раскрыты выше, дополняются удорожанием турпакета в связи с укреплением рубля, ростом инфляции и транспортных тарифов.
В целом российская туристическая отрасль имеет серьезные ограничения. Это характерно и для регионов России, и для основных туристических центров. Существующая российская инфраструктура – гостиничная, транспортная и т.д. – способна обслужить максимум 1,5 млн. туристов в год, даже при условии, что все номера в гостиницах туристического класса будут отданы клиентам принимающих фирм. К тому же массовый туристический сезон в России ограничен летним временем. Наиболее посещаемые музеи не справляются с растущим потоком туристов и не проявляют заинтересованности в содействии развитию туризма, ограничивая свою ответственность работой по «музеефикации» объектов культуры.
Объекты культурного и, особенно, природного наследия не обеспечены квалифицированными кадрами гидов, гидов-переводчиков, проводников, егерей, которых, в подавляющем большинстве случаев, в регионах России просто не готовят.
Тем не менее, если судить по загрузке гостиниц въездной поток туристов в Россию в последние годы увеличивался ежегодно на 10-15%. Практически при современном уровне развития материально-технической базы, в этой части достигнут предел роста. По разным оценкам объем неудовлетворенного спроса на поездки в Россию составляет в зависимости от сезона до 50%. Необходимы масштабные инвестиции в развитие инженерной и транспортной инфраструктуры, в индустрию гостеприимства.