Анализ себестоимости продукции ЗАО «Завод химических изделий»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 06:40, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ себестоимости продукции ЗАО «Завод химических изделий» и поиск путей ее оптимизации. Из цели вытекают задачи дипломной работы:
определение экономической сущности, значения и методов анализа себестоимости выпуска продукции организации;
анализ общей величины себестоимости ЗАО «Завод химических изделий»;
анализ влияния основных факторов на себестоимость продукции ЗАО «Завод химических изделий»;
предложение путей роста прибыли и повышения финансовой эффективности деятельности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ 8
1.1 Экономическая сущность себестоимости выпуска продукции и ее роли в укреплении конкурентных позиций промышленной организации 8
1.2 Методика экономического анализа себестоимости выпуска продукции 16
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ ЗАО «ЗАВОД ХИМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ» 28
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика деятельности
ЗАО «Завод химических изделий» 28
2.2 Анализ общей величины себестоимости и отдельных статей затрат по выпуску продукции 35
2.3 Оценка влияния факторов на изменение себестоимости выпуска
продукции ЗАО «Завод химических изделий» 41
3 ПУТИ И РЕЗЕРВЫ ОПТИМИЗАЦИИ СЕБЕСТОИМОСТИ
ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72

Файлы: 1 файл

Диплом Химики(себестоимость).doc

— 1.45 Мб (Скачать файл)

Источник: собственная разработка на основе данных ЗАО

 

Таким образом, производство объекта исследования можно признать высокоматериалоемким, причем основу этих материалов составляет закупка внешнего сырья. Однако, если в 2008 г. рост расходов определялся фактически только расходами на сырье, то в 2009 г. анализ показал возможность поиска резервов снижения себестоимости из нескольких вариантов.

Один из них – высокий рост процентов по кредитам банкам. Отсутствие у организации собственных средств не позволяют экономить на процентах по кредитам, ставка по которым в 2009 г. доходила до 24 % годовых.

Одним из основных факторов, влияющих на себестоимость продукции, является объем производства. Механизм влияния данного фактора заключается в том, что с увеличением объема производства увеличивается общая сумма затрат на производство. Однако условно-постоянные затраты с увеличением объема производства по сумме растут незначительно, а их уровень может снижаться.

Данные для факторного анализа общей суммы затрат с делением затрат на постоянные и переменные приведены в таблице 2.16.

Из таблицы 2.16 видно, что в связи с ростом выпуска продукции  сумма затрат увеличилась на 681 млн р. (12354 - 11673).

За счет изменения структуры продукции сумма затрат возросла на 86 млн р. (12440-12354). Это свидетельствует о том, что в общем объеме производства увеличилась доля затратоемкой продукции.

Из-за повышения уровня удельных переменных затрат общая сумма затрат увеличилась на 856 млн р. (13296-12440).

Постоянные расходы выросли на 103 млн р. (13399-13296), что также явилось одной из причин увеличения общей суммы затрат.

 

Таблица 2.16 - Данные для факторного анализа общей суммы затрат на производство продукции ЗАО «Завод химических изделий» в 2008 – 2009 гг.

 

Затраты

Сумма, млн р.

Факторы изменения затрат

Объем выпуска продукции

Структура продукции

Переменные затраты

Постоянные затраты

базового периода:

∑(VBПi0·bi0)+A0

11673

t0

t0

t0

t0

базового периода, пересчитанные на фактический объем производства продукции отчетного периода при сохранении базовой структуры:

∑(VBПi1·bi0) ·IVBП+A0

12354

t1

t0

t0

t0

по базовому уровню на фактический выпуск продукции отчетного периода:

∑(VBПi1·bi0)+A0

12440

t1

t1

t0

t0

отчетного периода при «базовой величине постоянных затрат:

∑(VBПi1·bi1)+A0

13296

t1

t1

t1

t0

отчетного периода:

∑(VBПi1·bi1)+A1

13399

t1

t1

t1

t1

Изменение затрат

+1726

+681

+86

+856

+103


Источник: собственная разработка на основе данных ЗАО

 

Таким образом, общая сумма затрат выше базовой на 1726 млн р., или на 14,8%, в том числе за счет изменения объема производства продукции и ее структуры - на 767 млн р. (12440-11673), а за счет роста себестоимости продукции - на 956 (13399-12440), или на 55,6 %.

Затраты на рубль произведенной продукции очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции (Зобщ) к стоимости произведенной продукции в действующих ценах. При его уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы - убыточным.

Для расчета их влияния можно использовать следующую факторную модель:

 

Расчет производится способом цепной подстановки по данным таблицы 2.16 и нижеприведенным данным о стоимости произведенной продукции.

Стоимость выпуска продукции базового периода ∑(VВПi0·Цi0) -  12660 млн р.

Отчетного периода при базовой структуре и ценах ∑(VBПi1·Цi0) +ΔВПстр- - 12980 млн р.

Отчетного периода по базовым ценам ∑(VBПi1·Цi0) –13 600 млн р.

Отчетного периода по текущим ценам ∑(VBПi1·Цi1) – 14674 млн р.

Расчет влияния факторов на изменение затратоемкости продукции приведен в таблице 2.17.

 

Таблица 2.17 - Расчет влияния факторов на изменение затратоемкости продукции ЗАО «Завод химических изделий» в 2008 – 2009 гг.

Затраты на рубль продукции

Расчет

Факторы

Объем производства

Структура производства

Количество потребленных ресурсов

Цены на ресурсы (услуги)

Отпускные цены на продукцию

ЗЕ0

11673 : 12660 = 0,922

t0

t0

t0

t0

t0

ЗЕУСЛ1

12980 : 12354 = 0,952

t1

t0

t0

t0

t1

ЗЕУСЛ2

12354 : 13600 = 0,908

t1

t1

t0

t0

t1

ЗЕУСЛ3

13440 : 13600 = 0,915

t1

t1

t1

t0

t1

ЗЕУСЛ4

13296 : 13600 = 0,978

t1

t1

t1

t1

t1

ЗЕ1

14674 : 13399 = 0,913

t0

t0

t0

t0

t0

Δ Зобщ= 0,913-0,922 = - 0,009

в том числе за счет:

0,030

-0,043

0,006

0,063

-0,065


Источник: собственная разработка на основе данных ЗАО

 

Аналитические расчеты, приведенные в таблице 2.17, показывают, что размер затрат на рубль продукции изменился за счет следующих факторов:

Роста объема производства продукции: 0,952-0,922= +0,030 р.;

изменения структуры производства: 0,908-0,952 = -0,43 р.;

количества потребленных ресурсов 0,915-0,908 = 0,006 р.;

роста цен на ресурсы: 0,978-0,915 = +0,063 р.; 

повышения цен на продукцию: 0,913-0,978 = -0,065 р.

Итого: – -0,09 р.

После этого можно установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли. Для этого абсолютные приросты затратоемкости продукции за счет каждого фактора необходимо умножить на фактический объем выпуска продукции отчетного периода, выраженный в ценах базисного периода (табл. 2.18):

ΔПXi=ΔИЕXi·∑(VPПi1·Цi0)

 

Таблица 2.18 - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли ЗАО «Завод химических изделий» в 2008 – 2009 гг.

 

Фактор

Расчет влияния

Изменение суммы прибыли, млн р.

Объем выпуска продукции

+0,030х12980

385,95

Структура продукции

–0,043 х 12980

-563,20

Ресурсоемкость продукции

+0,006 х 12980

82,08

Цены на потребленные ресурсы

+0,063 х 12980

816,98

Изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию

–0,065 х 12980

-837,67

Итого

–0,09

-115,86


Источник: собственная разработка на основе данных ЗАО

 

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что сумма прибыли выросла в основном за счет роста объема выпуска продукции, увеличения удельного веса более рентабельной продукции и более экономного использования ресурсов.

Следует отметить также, что темпы роста цен на ресурсы опережают темпы роста цен на продукцию, что свидетельствует об отрицательном эффекте инфляции.

Подведем итог.

В 2009 г.ЗАО «Завод химических изделий» интенсивно наращивает выпуск продукции в действующих и сопоставимых ценах (2007 г.). Темп роста затрат на производство продукции в 2009 году составил 114,8 % и был ниже темпа роста объема производства, который составил 115,9 %. Это фактор явился причиной роста прибыли от производственной деятельности  организации на 29,2 %. За 2009 год выросла численность персонала на 0,2 % и составила 420 работников. Получение прибыли за отчетный период ЗАО «Завод химических изделий» обеспечивает прибыль от реализации (удельный вес в прибыли отчетного периода прибыли от реализации составляет в 2009 году 137,6 %). В структуре прибыли в 2009 году: прибыль от операционных доходов и расходов занимает 1,5 %; чистая прибыль занимает 61,7 %. Доля чистой прибыли в прибыли отчетного периода увеличилась на 13 %. В целом в 2009 году по сравнению с 2007 годом с учетом повышения прибыли от реализации, прибыли отчетного периода и чистой прибыли, можно утверждать, что финансовое положение организации в 2009 году значительно улучшилось. При этом рентабельность производственной деятельности по прибыли от реализации в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 1,41 % и составила 10,32 %. Рентабельность продаж по прибыли от реализации в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 1,18 % и составила 9,35 %.

По итогам анализа общей величины себестоимости и отдельных статей затрат по выпуску продукции было определено, что всего затраты в 2008 г. выросли на 82 %, а в 2009 г. – на 6 %. По отношению к 2007 году затраты организации выросли на 72,4% и составили 13399 млн р. В 2008 г. быстрее росли расходы на оплату труда (55,8 %) и прочие затраты (67,2 %), в 2009 г. быстрее росли материальные затраты (21,4 %) и расходы на оплату труда (9,1 %). В результате в структуре себестоимости продукции материальные расходы в 2009 г. составили 59,4 %, расходы на оплату труда снизились с 28 % в 2007 г. до 27,6 % - в 2009 г., а прочие расходы снизились соответственно с 3,3 % до 2,8 %. В итоге было выяснено, что производство ОАО «Завод химических изделий» материалоёмкое. При этом в составе материальных затрат снизились затраты на сырье и материалы – на 32,7 % в 2008 г. Хотя в 2009 г. - выросли на 20,9 %. Из-за роста на 78,9 % и 25,3 % соответственно доля расходов на топливо выросла до 7,8 %, на электроэнергию – до 7,4 %. Также следует отметить, что в 2008 году затраты растут быстрее объема производства и в 2009 г. объем производства превысил рост затрат на 1 рубль продукции. Основной источник роста – рост удельных материальных затрат. Это подтверждает вывод об ускоренном росте материальных расходов как основной причины роста расходов в целом. Так, за период 2007-2009 гг. они выросли с 0,52 р. до 0,54 р.

При оценки влияния факторов на изменение себестоимости выпуска продукции ЗАО «Завод химических изделий», было установлено, что  на рост себестоимости продукции в 2009 г. значительно повлиял рост заработной платы. Однако главным фактором роста (81 %) стал рост материальных затрат. Таким образом, главные резервы снижения себестоимости – материальные затраты и расходы на оплату труда. При этом если суммировать влияние роста энергоносителей, то из них главная статья – затраты на топливо (9 %). При этом учесть, что топливо используется, главным образом, в транспортной деятельности, то снижение затрат на топливо также является одним из резервов снижения себестоимости продукции.

В последней главе дипломной работы проведем разработку мероприятий, направленных на решение проблем, выявленных при анализе во второй главе, т.е. изучим основные направления оптимизации себестоимости выпускаемой продукции.  

 

3 ПУТИ И РЕЗЕРВЫ ОПТИМИЗАЦИИ  СЕБЕСТОИМОСТИ ВЫПУСКАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

 

 

Успешное функционирование и развитие организации в условиях рыночной экономики во многом зависит от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Высокая себестоимость продукции снижает ее конкурентоспособность, прибыль, требует дополнительных затрат оборотного капитала. Если раньше белорусские товары прорывались на российский рынок благодаря своей низкой стоимости, то теперь этот фактор постепенно сходит на нет. Ведь на единицу продукции у нас расходуется сырья, материалов и трудозатрат в несколько раз больше, чем в развитых странах. Наряду с улучшением качества продукции снижение издержек производства и соответственно цен одно из условий повышения конкурентоспособности организации. Все это и заставляет предприятие постоянно проводить работу по поиску резервов снижения себестоимости продукции.

В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности организации: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность. Поэтому решение проблемы снижения себестоимости продукции непосредственно связано с повышением эффективности работы всего организации.

Все многообразие факторов, которые оказывают влияние на себестоимость продукции можно классифицировать на три категории:

-внедрение инноваций, направленных на повышение технического уровня производства: механизация, автоматизация, компьютеризация производства, применение современных технологий, новых видов материалов, совершенствование конструкции изделия;

-внедрение инноваций в сфере управления, организации производства и труда: организация контроллинга и управленческого учета, создание автоматизированных рабочих мест руководящих работников и специалистов, внедрение научной организации труда, расширение зон обслуживания и др.;

-экономические факторы: совершенствование материального стимулирования персонала, привлечение инвестиций, внедрение прогрессивных норм и нормативов и др.

К внутренним резервам снижения себестоимости продукции относятся:

а) повышение эффективности использования экономических ресурсов, способствующее снижению материалоемкости, трудоемкости и энергоемкости продукции;

б) ликвидация непроизводительных расходов и потерь;

в) повышение квалификации персонала, предупреждение потерь от брака;

г) адаптация бухгалтерского учета к требованиям системы управления затратами, критериям оценки эффективности деятельности организации.

К резервам относятся сумма сокращения неоправданных перерасходов по статьям сметы и непроизводительных затрат, а к предложениям по их использованию – конкретные мероприятья по устранению причин, порождающих эти перерасходы. Здесь следует увязать использование резерва роста объема производства продукции и снижение себестоимости за счет экономии на условно-постоянных расходах.

При подсчете резервов снижения себестоимости продукции необходимо избегать повторного счета одних и тех же резервов. Для этого следует увязывать отрицательные результаты невыполнения конкретных мероприятий с зафиксированными в отчетности непроизводительными затратами и неоправданными перерасходами.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции ЗАО «Завод химических изделий»