Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 23:47, курсовая работа
Цель работы заключается в выработке практических рекомендаций по совершенствованию учетной политики "ООО ФИРСТ" на основе проведения аудита учетной политики данной организации для целей бухгалтерского учета и налогообложения прибыли. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
– ознакомиться с основными нормативными документами;
– рассмотреть понятие и содержание учетной политики;
– изучить организационные, технические и методологические аспекты учетной политики;
– провести аудит учетной политики ООО "ФИРСТ".
Введение 10
Глава 1 Теоретические основы разработки учетной политики организации
1.1 Понятие учетной политики и ее значение для организации и ведения учета 12
1.2 Нормативная и законодательная база разработки учетной политики организации 31
1.3 Сравнительная характеристика российской учетной политики и МСФО (структура, содержание) 37
Глава 2 Особенности разработки учетной политики в ООО "ФИРСТ"
2.1 Краткая характеристика организации 49
2.2 Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета 64
2.3 Особенности учетной политики организации для целей налогообложения 74
2.4 Компьютеризация учетных процессов в организации 80
Глава 3 Аудит учетной политики ООО "ФИРСТ"
3.1 Планирование и оценка рисков аудита учетной политики организации 83
3.2 Выполнение аудиторских процедур организации 88
3.3 Рекомендации по совершенствованию учетной политики 96
Заключение 97
Библиографический список 101
Отчетность необходима для администрации, так как она позволяет дать оценку деятельности организации, сделать анализ ранее принятых решений и является информационным обеспечением для принятия управленческих решений. Финансовая отчетность является открытой для всех заинтересованных пользователей, как имеющих, так и не имеющих прямой финансовый интерес (акционеров, инвесторов, кредиторов, налоговых и контролирующих органов, государственных внебюджетных фондов и статистических учреждений и др.). Для этих пользователей отчетность дает возможность сделать выводы о перспективах сотрудничества, платежеспособности организации, правильности расчета по налогам и т.д.
Ст. 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" №402-ФЗ устанавливает разнообразные организационные формы ведения бухгалтерского учета в зависимости от объема учетной работы. В учетной политике должна быть зафиксирована та организационная форма, которая применяется в организации:
– учреждение бухгалтерской службы как структурного подразделения, возглавляемого главным бухгалтером;
– введение в штат должности бухгалтера без создания соответствующего подразделения;
– передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
– ведение бухгалтерского учета лично руководителем организации.
Все факты хозяйственной жизни оформляются оправдательными документами [2]. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Применяемые для оформления хозяйственных сделок, событий, операций первичные документы, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы, могут разрабатываться и утверждаться организацией в учетной политике. При этом они должны содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности являются элементом учетной политики, (пункт 4 ПБУ 1/2008).
По информации Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов, например кассовые документы.
Бухгалтеру при формировании учетной политики следует сначала утвердить все первичные документы, в том числе и унифицированные (за исключением кассовых и банковских), которые организация реально использует в своем документообороте в качестве приложения к учетной политике. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта. С регистрами придется поступить в порядке, аналогичном для первичных документов, даже и в том случае, если они формируются с помощью компьютерной бухгалтерской программы. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета
В Законе №402-ФЗ отсутствует положение о необходимости подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, документах, подтверждающих финансовые и кредитные обязательства.
Первичные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке. Проверка осуществляется как по форме путем проверки полноты и правильности оформления документов, заполнения реквизитов, так и по содержанию путем проверки законности документированных операций, логической увязки отдельных показателей. Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, учреждений, принятие к учету, обработка, передача в архив) регулируется графиком документооборота.
Документооборот – движение первичных документов от момента их оформления до сдачи на хранение в архив. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, их передачу в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
График документооборота составляется в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Правильное составление графика документооборота и его соблюдение способствует рациональному распределению должностных обязанностей между работниками, усилению контрольных функций бухгалтерского учета и обеспечению своевременности составления отчетности.
Организация документооборота в условиях применения средств вычислительной техники должна обеспечивать совместимость ручной и автоматизированной обработки документов с возможностями этих средств.
Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер. График документооборота утверждается руководителем предприятия. Специалисты рекомендуют: каждому исполнителю целесообразно вручить выписку из графика, в котором перечислены документы, относящиеся к сфере деятельности данного исполнителя (В КФК это не практикуется).
Для каждого документа в бухгалтерском учете существует свой документооборот, однако для всех документов существуют пять основных этапов:
1) составление документа
в момент совершения фактов
хозяйственной жизни
2) передача документа
в бухгалтерию, где контролируются
своевременность и полнота
3) проверка принятых документов
бухгалтером по форме и
4) обработка документа в бухгалтерии, которая осуществляется в три этапа:
– таксировка (расценка) – предусматривает перевод натуральных и трудовых измерителей в обобщающий денежный измеритель;
– группировка – подбор документов, однородных по экономическому содержанию;
– контировка – указание в первичном документе корреспонденции счетов по конкретному факту хозяйственной жизни организации, вытекающей из содержания документа;
5) сдача документов в
архив на хранение после
Организации ведут учет активов, обязательств и сделок на счетах, включенный в единый План счетов. Организация может уточнять содержание субсчетов, приведенных в едином Плане счетов, исключать и объединять их, вводить дополнительные субсчета. Так, можно выделить отдельные субсчета для учета доходов и расходов организации, попадающих под единый налог на вмененный доход. Перечень аналитических счетов в рабочем плане счетов организация устанавливает самостоятельно, исходя из внутренних потребностей и применяемых средств автоматизации учета
Также важным техническим аспектом учетной политики является технология обработки учетной информации (ручной или автоматизированный способ), выбор программных продуктов для их применения в учетном процессе, порядок составления, обработки и контроля первичных учетных документов, порядок формирования учетных регистров.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, а также на дисках и иных машинных носителях. Факты хозяйственной жизни должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных сделок и событий в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.
Состав и содержание учетных регистров определяется принятой в организации формой бухгалтерского учета. В настоящее время большинство организаций используют автоматизированную форму учета с применением компьютерной техники и готовых пакетов прикладных программ. Вместе с тем организации могут разрабатывать самостоятельно формы регистров бухгалтерского учета и фиксировать их в учетной политике. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта (Закон "О бухгалтерском учете", ч.5, № 402-ФЗ).
Организация должна иметь 2 учётные политики: одну – для целей бухгалтерского учёта, другую – для целей налогообложения. Они могут быть оформлены в виде: отдельных документов или разделов общей учётной политики организации. Порядок разработки учётной политики для целей налогообложения законодательно не утверждён (таблица 1.1)
Таблица 1.1. Особенности формирования учетной политики для целей бухгалтерского учёта и целей налогообложения.
Бухгалтерский учёт |
Налоговый учёт | |
Составляет приказ об учётной политике (УП) |
Главбух или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учёта |
Главбух или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение налогового учёта |
Приказ об учетной политике подписывает |
Руководитель |
Руководитель |
Наличие унифицированной формы об учётной политике |
Каждая организация разрабатывает самостоятельно формы учетной политики |
Каждая организация разрабатывает самостоятельно формы учетной политики |
Исполнители учётной политики |
Приказ руководителя об УП является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации, а также всеми филиалами, представительствами (включая выделенные на отдельный баланс) не зависимо от места нахождения |
Приказ руководителя об учётной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации |
Приказ об учетной политике подписывает |
Руководитель |
Руководитель |
Наличие унифицированной формы об учётной политике |
Каждая организация разрабатывает самостоятельно формы учетной политики |
Каждая организация разрабатывает самостоятельно формы учетной политики |
Исполнители учётной политики |
Приказ руководителя об УП является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации, а также всеми филиалами, представительствами (включая выделенные на отдельный баланс) не зависимо от места нахождения |
Приказ руководителя об учётной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации |
Исполнители учётной политики |
Приказ руководителя об УП является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации, а также всеми филиалами, представительствами (включая выделенные на отдельный баланс) не зависимо от места нахождения |
Приказ руководителя об учётной политике является обязательным для исполнения всеми структурными подразделениями организации |
Время создания приказа об учётной политике |
Вновь созданная организация оформляет учётную политику до первой публикации бухгалтерской отчётности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица ( с даты внесения в ЕГРЮЛ) |
Утвердить новую учётную политику вновь созданная организация должна до окончания первого налогового периода. |
Можно ли вносить изменения в УП? |
Да |
Да |
Причины внесения изменений в учетную политику |
1. Изменения Законодательства РФ и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учёту; 2. Разработка организацией
новых способов ведения |
Изменение порядка учёта отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учёта. В случае если налогоплательщик |
степени достоверности информации; 3. Существенное изменение
условий хозяйствования, которое
может быть связано с Не считается изменением учётной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учёта фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. |
начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учётной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. | |
Дата применения приказа об учётной политике организации |
Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные при формировании учётной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом её утверждения руководителем организации |
Способы ведения бухгалтерского учёта, избранные при формировании учётной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом её утверждения руководителем организации. Решение о внесении изменений в учётную политику для целей налогообложения принимается с момента вступления в |
силу норм законодательства. | ||
Наименование разделов включающих в приказ об учётной политике |
1. Организационно-технический
раздел учётной политики 2. Методический раздел учётной политики 3. Организационные моменты налогового учёта. 4. Правила и способы налогообложения. 5. Налоговые учётные регистры |
Учетная политика организации 2013 года – это существенный толчок в развитии бухгалтерского учета в будущем году. По причине вступления в силу нового закона о бухгалтерском учете, а также с принципиально нового отношения к принципам и правилам МСФО. Организациям придется поменять свое отношение к бухгалтерскому учету в целом и соответственно к учетной политике.
Нужно отметить, что системе бухгалтерского учета придется пережить серьезные поправки, так как в самом ближайшем будущем ее целью станет соответствие международным стандартам. Потому особенно главному бухгалтеру организации нужно обратить внимание на грядущие изменения:
1. С января 2013 года все
юридические лица должны вести
бухучет не зависимо от
2. Исходя из новых положений,
которые содержит учетная
3. Становится возможным
разрабатывать первичные
4. Новые положения учетной
политики коснуться не только
бухгалтерского учета, но и отдельно
системы налогообложения. Но так
как для правильного ведения
учета организациям приходится
объединять эти два процесса,
то необходимо составить
Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.