Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 16:51, курсовая работа
В настоящее время на рынке города Мурома наблюдается нехватка
предприятий общественного питания, ориентированных на высокое качество скорости обслуживания.
Ресторанный бизнес увлекателен и перспективен: правильный выбор места расположения, кухни, атмосферы и толково организованное обслуживание создает возможности для привлечения клиентов и дает хорошую прибыль.
Целью дипломной работы является рассмотрение положения индустрии питания в стране на сегодняшний день, чтобы предложить что–то новое, отличающееся от остальных.
ВвЕдЕниЕ
Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 10
1.1. Бизнес-план как способ планирования на предприятии 10
1.2. Методические рекомендации по разработке бизнес-плана 16
ГЛАВА 2. Особенности деятельности предприятия общественного питания 24
2.1 Типы предприятий 24
2.2 Планирование деятельности предприятия 30
2.3. Производственная структура предприятия общественного питания 36
2.4. Характеристика предприятия………………………………………….38
2.5.Анализ конкурентной среды…………………………………………...40
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНА 42
3.1. План маркетинга……………………………………………………….44
3.2.Ценообразование……………………………………………………….51
3.3. Производственный план……………………………………………….51
3.4. Организационный план………………………………………………..65
3.4.1. Автоматизированные системы управления на предприятии………..69
3.5. Финансовый план……………………………………………………...71
ГЛАВА 4. ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………..77
4.1. Обоснование необходимости проработки вопросов охраны труда...77
4.2. Проработка социально-экономических вопросов охраны труда…...78
4.2.1. Анализ ассигнований на охрану труда………………………..80
4.3. Проектирование безопасных условий труда на примере кухни……81
4.3.1. Микроклимат на рабочих местах……………………………...81
4.3.2. Запыленность воздуха на примере кухни……………………..84
4.3.3. Освещение производственных помещений…………………...84
4.3.4. Взрыво- и пожаробезопасность………………………………..86
4.3.5. Электробезопасноть…………………………………………….88
4.3.6. Производственный шум и вибрация…………………………..89
4.4. Охрана окружающей среды…………………………………………...90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..95
конкретный проект производства определенного товара (услуг) — создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Главное достоинство бизнес-
В зависимости от направленности и масштабов проекта объем работ по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, т.е. степень детализации его может быть различной. В одном случае бизнес-план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом, бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования. При составлении бизнес-плана важна степень участия в этом процессе самого руководителя. Это на столько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен сторонним консультантом без вовлечения руководителя в процесс. Включаясь в эту работу, руководитель как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла.
1.2 Методические рекомендации по разработке бизнес-плана
Бизнес-план – документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.
Основные рекомендации в
подготовке бизнес-плана – это
краткость, т.е. изложение только самого
главного по каждому разделу плана;
доступность в изучении и понимании,
т.е. бизнес-план должен быть понятен
широкому кругу людей, а не только
специалистам и не изобиловать техническими
подробностями. Он также должен быть
убедительным, лаконичным, пробуждать
интерес у партнера. Только заинтересовав
потенциального инвестора, предприниматель
может надеяться на успех своего
дела. В традиционном для отечественного
планирования технико-экономическом
обосновании оценки экономической
эффективности проекта
Часто неопытные предприниматели
при составлении бизнес-планов использую
прилагательные весьма экспрессивной
оценки, однако лучше избежать излишней
эмоциональности при изложении,
а вместо этого включить в план
цифровые показатели. Они намного
скромнее, но более эффективно воздействуют
на потенциальных деловых
Кратко представим методику составления бизнес-плана.
Первый структурный раздел бизнес-плана – резюме. Здесь представляются основные идеи проекта. При необходимости привлекается внимание и заинтересованность потенциального инвестора или кредитора.
Сюда включается следующая информация:
цель и задачи проекта;
описание предприятия, его специализация;
сведения о квалификации управленческого персонала;
преимущества продукции / услуг предприятия на рынке;
текущее финансовое состояние предприятия, ресурсы;
возможности роста доходов, долгосрочная и краткосрочная стратегии предприятия;
описание на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству – оценка и прогноз конъюнктуры рынка;
источники финансирования, потребности в инвестировании, порядок погашения кредитов;
риски предприятия, их уровень;
экономическое обоснование и эффективность проекта.
Фактически, резюме - это
краткое изложение бизнес-
Второй структурный элемент бизнес-плана - характеристика предприятия и продукции.
Здесь указываются следующие сведения:
полное и сокращенное наименование предприятия, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический адрес, банковские реквизиты;
организационно-правовая форма предприятия;
размер уставного капитала;
учредители предприятия с указанием их доли в уставном капитале;
характеристики менеджеров высшего звена управления – директора, главного бухгалтера;
основной вид деятельности предприятия;
формулировка миссии предприятия;
оценка сильных и слабых сторон конкурентов и собственного предприятия.
Далее в данном пункте идет
описание продукта / услуг предприятия
с позиции потребителя, обосновывается
его актуальность для потребителей.
Указывается следующая
область применения продукта / услуг;
какую потребность удовлетворяет;
второстепенные области применения;
показатели качества (надежность, простота эксплуатации, процент брака и т.п.)
внешнее оформление и упаковка;
патентная защищенность;
описание преимуществ планируемого к производству продукта;
сильные и слабые стороны товара;
сравнение с другими товарами.
Третий структурный элемент бизнес-плана - анализ рынка и основных конкурентов.
В этом разделе уделяется внимание следующим вопросам:
определение размеров (емкости) рынка;
степень насыщенности рынка;
выявление наиболее перспективных рынков сбыта;
оценка основных конкурентов.
Оценка рынков сбыта включает выяснение:
уровня спроса;
степени удовлетворения спроса;
уровня конкуренции;
доли потребителей, готовых купить продукцию.
Анализ и оценка конкурентов предполагает следующие параметры характеристики:
объем продаж в натуральных показателях;
занимаемая доля рынка;
уровень цен;
рентабельность деятельности;
уровень технологии;
качество продукции;
расходы на сбытовую деятельность;
опыт деятельности предприятия.
Четвертый структурный элемент - планирование производства.
В этом разделе бизнес-плана
определяется производственная программа
предприятия, дается подробное описание
производственного процесса с указанием
узких с технологической и
организационной точки зрения мест
и путей их преодоления. Важным аспектом
этого раздела является точное определение
себестоимости производимого
В описании технологического процесса указываются:
требуемые производственные мощности;
потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
потребность в сырье, материалах, контроль качества и дисциплина поставок;
кадровая обеспеченность;
требования к источникам энергии и их доступность;
подготовка производства;
контроль качества продукции;
В требованиях к квалификации и наличию необходимого персонала дается характеристика:
производственного персонала;
инженерно-технического персонала;
административного персонала;
условий труда;
формы оплаты и стимулирования труда.
Структура этого раздела бизнес-плана будет следующая:
Производственная программа предприятия:
объем выпуска продукции;
доля реализации продукции в соответствии с договорами купли-продажи;
коэффициент роста объемов выпуска продукции;
Схема технологического процесса;
Потребность в основных фондах:
здания и сооружения производственного назначения;
рабочие машины и оборудование;
транспортные средства;
общая потребность и прирост основных фондов;
расчет необходимого исходного сырья.
Пятый структурный элемент - план маркетинговой деятельности.
В этом разделе бизнес-плана
описывается стратегия
План маркетинга предусматривает следующие разделы:
Выбор системы распространения товара.
Анализ ценовой политики и методы ценообразования. Включает характеристику и оценку фактического состояния дел, а также прогноз изменения. Здесь используются следующие данные:
конкурентоспособность цен и их соотношение с себестоимостью;
вероятная реакция покупателей на изменение цены (эластичность спроса);
оценка покупателями уровня цен на товары предприятия;
отношение покупателей к установленным ценам;
использование предприятием политики стимулирующих цен;
использование предприятием политики стандартных цен;
действия предприятия при изменении цен конкурентами;
известность цен на товары предприятия потенциальным клиентам.
Отдельные характеристики даются после установления цен на запланированную продукцию. Основными методами ценообразования являются «средние издержки +прибыль», обеспечение целевой прибыли.
Реклама.
Здесь описывается тип и средства распространения рекламной информации (пресса, печатная реклама, наружная реклама, экранная, теле- и радиореклама). Расходы на рекламу определяются в разделе «Планирование производства» [9, с.68].
Методы симулирования продаж, формирования спроса и организация послепродажного сервиса.
Шестой структурный элемент - организационный план.
В этом разделе бизнес-плана раскрывается организационно-правовая форма хозяйствования предприятия. Обосновывается организационная структура предприятия, организационно-правовая форма.
Седьмой раздел бизнес-плана – программа управления рисками.
Значение раздела состоит в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, не могут быть достигнуты полностью или частично и в формировании плана мероприятий по преодолению влияния негативных факторов.
Составляется перечень рисков,
из которых выбираются наиболее важные
для данного проекта. Особое внимание
уделяется финансово-
Таблица 1.2.
Риски и их влияние на эффективность проекта
Риск |
Влияние на параметры проекта |
Неустойчивость спроса |
Падение спроса с ростом цен |
Появление альтернативного продукта |
Снижение спроса |
Снижение цен конкурентов |
Снижение рентабельности |
Увеличение производства у конкурентов |
Падение продаж или снижение цен |
Рост налогов |
Уменьшение чистой прибыли |
Снижение платежеспособности потребителей |
Падение продаж |
Рост цен на сырье, материалы, перевозки |
Снижение прибыли из-за роста себестоимости |
Зависимость от поставщиков, отсутствие альтернативы |
Снижение прибыли из-за роста цен, неритмичность производства |
Недостаток оборотных средств |
Привлечение кредитов или снижение объема производства |
Восьмой структурный элемент бизнес-плана - финансовый план и оценка эффективности инвестиций. В этом разделе бизнес-плана обобщают все предшествующие материалы разделов бизнес-плана и представляют их в стоимостном варианте.
Обоснование финансово-экономической целесообразности реализации планируемого производства можно дать на основе приведенных ниже показателей, по которым определяется ликвидность, платежеспособность, финансовая независимость, устойчивость и стабильность предприятия, ожидаемый срок окупаемости проекта.
Инвестирование представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся организации, руководство которой отдает приоритет рентабельности с позиции долгосрочной, а не краткосрочной перспективы.
Основные критерии, используемые в анализе инвестиционной деятельности в рамках бизнес-планирования, можно подразделить на две группы в зависимости от того, учитывается или нет временной параметр:
критерии, основанные на дисконтированных оценках;
критерии, основанные на учетных оценках.
В данной работе используются критерии, основанные на дисконтированных оценках. Соответствующие формулы и методика расчета приведены в Главе 3 при оценке экономической эффективности инвестиций.
ГЛАВА 2. Особенности деятельности предпрятия общественоого питания
2.1 Типы предприятий
Анализируя развитие общественного
питания в историческом разрезе,
можно заметить растущую диверсификацию
форм данного вида деятельности. В
результате изменения условий окружающей
среды, общественно-экономических
Под типом предприятия понимают
вид предприятия
с характерными особенностями обслуживания,
ассортимента реализуемой продукции и
номенклатуры предоставляемых потребителям
услуг.
При определении типа предприятия
общественного питания
1) ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;
2) техническая оснащенность (материальная база, инженерно-техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение);