Финансовое планирование на предприятиях ресторанно-гостинечного бизнеса: методы, порядок, организация реализации плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 10:30, дипломная работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы заключается, прежде всего, в том, чтобы определить источники получения и размеры доходов от хозяйственной деятельности и других денежных поступлений и обосновать конкретные направления эффективного их расходования в соответствии со стратегическими задачами предприятия. Финансовое планирование дает возможность рассмотреть и сравнить альтернативные варианты финансовой стратегии предприятия общественного питания и обеспечить на этой основе достижение предприятием устойчивого финансового состояния. С помощью финансового планирования достигается взаимосвязная координация разных направлений деятельности предприятия общественного питания с точки зрения потребности в финансовых ресурсах и их наличия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….........3
Глава 1. Теоретические основы финансового планирования на предприятиях ресторанно-гостинечного бизнеса
Сущность, задачи и содержание финансового планирования на предприятии…………………………………………………………………5
Виды и методы финансового планирования на предприятии…………..8
Основные этапы разработки финансового плана предприятия и его реализация………………………………………………………………………29
Глава 2. Анализ деятельности ресторана «Диюр» в сфере финансового планирования
2.1 Характеристика финансово-экономической деятельности ресторана «Диюр»…………………………………………………………………………..38
2.2 Анализ системы финансового планирования в ресторане «Диюр»…….66
Глава 3. Предложения по совершенствованию финансового планирования в ресторане «Диюр» и их эффективность
3.1 Разработка предложений по совершенствованию финансового планирования в ресторане «Диюр»…………………………………………..82
3.2 Оценка экономической эффективности предложений по совершенствованию финансового планирования в ресторане «Диюр»……85
Заключение…………………………………………………………………….100
Список литературы……………………………………………………………105

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 798.50 Кб (Скачать файл)

Базу перспективного планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии фирмы на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия в длительной перспективе. Основой прогнозирования служит анализ и обобщение имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации и финансовых показателей.

Система текущего планирования финансовой деятельности основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой  политике по отдельным аспектам финансовой деятельности. Данный вид планирования заключается в разработке конкретных текущих финансовых планов, которые дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования его развития, сформировать структуру его доходов и затрат, обеспечить постоянную платежеспособность, а также определить структуру активов и пассивов предприятия на конец планируемого периода.

В результате осуществления  текущего финансового планирования разрабатываются три основных документа:

  • План движения денежных средств;
  • План отчета о прибылях и убытках;
  • План бухгалтерского баланса.

Основная цель разработки этих документов - оценка финансового  положения предприятия на конец  планируемого периода. Текущий финансовый план составляется на год с разбивкой по кварталам на основе данных о:

  • Финансовой стратегии предприятия;
  • Результатах финансового анализа за предыдущий год;
  • Планируемых объемах производства и реализации продукции, а также других экономических показателях операционной деятельности предприятия;
  • Системе разработанных на предприятии нормативов затрат отдельных ресурсов;
  • Действующей системе налогообложения;
  • Действующей амортизационной политике;
  • Ставках процентов на депозитном и кредитном рынках и пр.

Для составления  финансовых документов в процессе осуществления текущего планирования важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции). Это необходимо для организации производственного процесса, эффективного распределения средств. Как правило, прогнозы объемов продаж составляются на три года, годовые прогнозы разбиваются на кварталы и месяцы, причем, чем короче период прогноза, тем точнее и конкретнее содержащаяся в нем информация. Прогноз объема продаж помогает определить влияние объема производства, цены реализуемой продукции на финансовые потоки предприятия.

На основе данных по прогнозу объема продаж рассчитывается необходимое количество материальных и трудовых ресурсов, а также определяются и другие затраты на производство. На основе полученных данных разрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках, с помощью которого прогнозируется величина прибыли.

Особое внимание при составлении плана прибылей и убытков уделяется определению  выручки от реализации продукции, как  правило, в качестве исходной точки берется значение выручки от реализации за предыдущий год. Затем эта величина корректируется в текущем году с учетом изменений: себестоимости продукции, цен на продукцию, цен на покупные материалы и комплектующие, цен основных средств и капиталовложений предприятия, размеров оплаты труда работников.4

Планирование  осуществляется путем разработки матрицы  затрат, которая включает в себя: размерность центра ответственности, т. е. указание отдела, в котором возникает  данная статья затрат; размерность  производственной программы (указание цели возникновения данной статьи затрат); размерность элемента затрат (указание вида используемых ресурсов). При суммировании затрат в ячейках по строкам матрицы получаются плановые данные по центрам ответственности.

Далее разрабатывается план движения денежных средств. Он учитывает приток денежных средств (поступления и платежи), отток денежных средств (затраты и расходы), чистый денежный поток (избыток или дефицит). Фактически он отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Разграничение направлений деятельности при разработке плана движения денежных средств позволяет повысить результативность управления денежными потоками в процессе осуществления финансовой деятельности предприятия.

План движения денежных средств составляется на год  с разбивкой по кварталам и  включает в себя две основные части: поступления и расходы. В разделе  поступлений отражаются выручка  от реализации продукции, от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и прочие доходы, которые предприятие планирует получить в течение года. В расходной части отражаются затраты на производство реализованной продукции, суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных кредитов, уплата процентов за пользование кредитами, направления использования чистой прибыли. Такая форма плана позволяет предприятию проверить реальность источников поступления средств и обоснованность расходов, синхронность их возникновения, своевременно определить возможную величину потребности в заемных средствах.

Заключительным  элементом текущего годового финансового  плана является плановый баланс активов  и пассивов (по форме балансового  отчета) на конец планируемого периода, который отражает все изменения  в активах и пассивах и показывает состояние имущества и финансов предприятия. Цель разработки балансового плана - определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финансовую устойчивость предприятия в будущем периоде.

План баланса  является хорошей проверкой плана  прибылей и убытков и движения наличных средств. В процессе его  составления учитываются приобретения основных фондов, изменения стоимости материальных запасов, отмечаются планируемые заимствования, выпуск акций и других ценных бумаг и пр.

В целях контроля над поступлением фактической выручки на расчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятию необходимо оперативное планирование, которое дополняет текущее. Это связано с тем, что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанных предприятием средств, что требует эффективного контроля над формированием и использованием финансовых ресурсов.

Система оперативного планирования финансовой деятельности заключается в разработке комплекса  краткосрочных плановых заданий  по финансовому обеспечению основных направлений хозяйственной деятельности предприятия. Оперативное финансовое планирование включает составление и использование платежного календаря, кассового плана, а также расчет потребности в краткосрочном кредите.

В процессе составления  платежного календаря решаются следующие  задачи: организация учета временной  стыковки денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия; формирование информационной базы о движении денежных потоков и оттоков; ежедневный учет изменений в информационной базе; анализ неплатежей (по суммам и источникам возникновения) и организация конкретных мероприятий по их преодолению; расчет потребности в краткосрочном кредите в случаях временной "нестыковки" денежных поступлений и обязательств и оперативное приобретение заемных средств; расчет (по суммам и срокам) временно свободных денежных средств предприятия; анализ финансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного размещения временно свободных денежных средств предприятия.

Платежный календарь  составляется на квартал с разбивкой  по месяцам и более мелким периодам. Для того чтобы он был реальным, его составители должны следить за ходом производства и реализации, состоянием запасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполнения финансового плана.

В платежном  календаре притоки и оттоки денежных средств должны быть сбалансированы. Правильно составленный календарь позволяет выявить финансовые ошибки, недостаток средств, вскрыть причину такого положения, наметить соответствующие мероприятия и избежать финансовых затруднений.

Информационной  базой платежного календаря служат: план реализации продукции; смета затрат на производство; план капитальных вложений; выписки по счетам предприятия и приложения к ним; договоры; внутренние приказы; график выплаты заработной платы; счета-фактуры; установленные сроки платежей для финансовых обязательств.5

План составления  платежного календаря можно разделить  на пять этапов:

  1. выбор периода планирования. Как правило, это - квартал или месяц, на предприятии, где часто изменяются во времени денежные потоки, возможны и более короткие периоды планирования (декады);
  2. расчет объема возможных денежных поступлений (доходов);
  3. оценка денежных расходов, ожидаемых в плановом периоде;
  4. определение денежного сальдо. Оно представляет собой разность между суммами поступлений и расходов за период планирования;
  5. подведение итогов показывает, будет ли у предприятия недостаток средств или излишек.

Превышение  планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями означает недостаточность  собственных возможностей для их покрытия и может являться признаком  ухудшения финансового состояния. В этих случаях необходимо принять следующие меры:

- перенести часть не первоочередных расходов на следующий календарный период;

-    ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции;

-    принять меры по изысканию дополнительных источников.

Если имеется излишек денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительной прибыли эти денежные средства могут быть инвестированы в краткосрочные ценные бумаги.

Кроме платежного календаря на предприятии должен составляться кассовый план - план оборота наличных денежных средств, отражающий поступление и выплаты наличных денег через кассу. Кассовый план необходим для контроля над поступлением и расходованием наличных средств.

Исходные данные для составления кассового плана:

- предполагаемые  выплаты по фонду заработной  платы и фонду потребления  в  - части денежных средств;

- информация  о продаже материальных ресурсов  или продукции работникам;

- сведения о  командировочных расходах;

- сведения о  прочих поступлениях и выплатах  наличными деньгами.

Кассовый план необходим предприятию для того, чтобы по возможности более точно  представлять размер обязательств перед  работниками по заработной плате  и размер других выплат. Банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

Очевидно, что  всякая экономическая деятельность, поскольку она управляется на сознательном уровне, предполагает существование некоего плана. Однако действия по планированию могут быть регулярными (осуществляться как последовательность формализованных бизнес-процессов), либо представлять собой смутные пожелания, возникающие под воздействием текущей ситуации.

Содержанием стратегии  финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его  центров доходов и центров  расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющую важную роль в общем производственно-торговом процессе.

Планирование  финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов.

Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Естественно, что  универсальных рецептов, которые  могли бы одинаково успешно применяться  на различных предприятиях, нет. Но есть методы, с использованием которых  могут быть построены системы  управления предприятием. Они представляют собой формализованную совокупность понятий и процессов, позволяющую создать описание того, как предприятие должно работать, и имеют сугубо конструктивный характер, то есть их можно воспринимать как набор инструкций (алгоритм)6. Итак, к основным методам планирования финансовой деятельности на предприятии относят:

    1. Нормативный метод

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей  заключается в том, что на основе заранее установленных норм и  технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает:

Информация о работе Финансовое планирование на предприятиях ресторанно-гостинечного бизнеса: методы, порядок, организация реализации плана