Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:42, курс лекций
ТЕМА 1 ТЕОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ТЕМА 2 ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
...
Тема 10. Инновационная деятельность
Тема 15. Развитие предприятий: современные модели, трансформация и реструктуризация
ТЕМА 3. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1. Сущность внешней среды хозяйствования
Каждое предприятие, которое действует в условиях рыночных отношений, постоянно подвергается влиянию факторов внешней среды. Внешняя среда постоянно изменяется, т.е. предприятие находится в сильно дифференцированной среде. Поэтому предприятие должно не только знать факторы внешней среды, но и уметь адекватно реагировать на их изменения, по возможности преобразовывая угрозы в возможности.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого предприятие контролирует внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.
Анализ внешней среды обеспечивает много возможностей и преимуществ для предприятия, а именно:
предоставляет время для прогнозирования угроз и возможностей;
дает возможность составления планов реагирования на наиболее возможные угрозы;
предоставляет время на разработку стратегии и тактики, которые могут превратить угрозы факторов внешней среды в какие-либо выгодные возможности.
В системе стратегического управления производством возникают вопросы, как из того состояния, в котором сейчас находится организация, перейти к тому состоянию, в котором, на взгляд руководства, должна находиться организация в будущем, учитывая то, какие факторы внешней среды будут в наибольшей мере влиять на деятельность организации за этот период времени. Поэтому анализ и прогнозирование внешней среды значительно снижает риск принятия неверных решений, которые могут не позволить организации достичь поставленных целей.
В литературных источниках приводятся различные классификации факторов внешней среды. Например, к факторам внешней среды относят технологические, экономические, конкурентные, социальные, политические, рыночные, международные факторы. Но более детальной классификацией факторов внешней среды является следующая.
Среду можно охарактеризовать двумя чертами: широтой и периодичностью (частотой) воздействия на фирму, и использовать эти характеристики для разделения среды на среду ближайшего окружения и отдаленную (общую) среду фирмы.
3.2. Среда ближайшего окружения
Ближайшее окружение предприятия состоит из потребителей, поставщиков, рабочей силы, финансовых институтов, конкурентов, инвесторов. Эти группы контактируют с предприятием непосредственно и наиболее часто. Общая среда, с другой стороны, состоит из сил, проявляющихся время вот времени, не регулярно или не напрямую; сюда относятся социальные, политические, правовые, технологические, рыночные факторы.
Под поставщиками понимается целая группа различных по своей природе организаций и отдельных лиц, принимающих участие в процессе материального обеспечения производственной и научно-технической деятельности фирмы. Ограничениями со стороны поставщиков могут быть цены на материальные ресурсы, качество поставляемых товаров, услуг и сырья, договорные условия.
В условиях становления рыночных отношений отечественные предприятия вынужденны все больше внимания уделять сбору информации о конкурентах, анализу и оценке их текущей деятельности и перспектив развития. В развитых странах ни одно предприятие не может игнорировать такой фактор внешней среды, как конкуренты. О значимости изучения конкурентов свидетельствует и то, что в приведенных в литературных источниках классификациях факторов внешней среды конкуренты принадлежат к факторам внешней среды ближайшего окружения, что свидетельствует о необходимости тщательного постоянного внимания к деятельности предприятий-конкурентов. Профессор Майкл Портер (США) определяет перечень вопросов при анализе конкурентов, на которые должно ответить руководство:
Что движет конкурентом?
Что делает конкурент?
Что он может сделать?
В анализе конкурентов существуют такие элементы:
а) анализ настоящего состояния конкурента;
б) анализ будущих целей конкурентов;
в) оценка текущей стратегии конкурентов;
г) углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Чтобы помочь руководству исследовать эти элементы, М. Портер предлагает четыре вопроса:
Удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением?
Какие возможные шаги или изменения в стратегии осуществит конкурент?
В чем уязвимость конкурента?
Что может спровоцировать наиболее весомые и наиболее эффективные меры со стороны конкурентов?
Целесообразно осуществлять сбор информации о конкурентах по следующим направлениям:
1. Репутация фирм-конкурентов.
Оценка репутации компании
репутация продукта (цена, качество и т.п.);
репутация предприятия (качество персонала, ответственность, устойчивость и т.п.).
Информация о производстве продукции:
объемы производства всего, в т.ч. по основным видам продукции за ряд лет, динамика этих показателей, прогноз объема производства основных видов продукции;
номенклатура и ассортименты продукции;
объем и номенклатура экспорта;
качество и
система контроля качества;
наличие производственных мощностей и степень их использования;
затраты на производство и сбыт продукции;
система послепродажного обслуживание и ее эффективность.
Перечень основных вопросов, характеризующих репутацию предприятия, следующий:
общая характеристика предприятий-конкурентов, история их развития;
репутация персонала;
способность общаться с потребителями;
умения и возможности в
способность удовлетворять нормальные и особые требования потребителей;
умение вести переговоры;
характеристика продуктов.
2. Информация о маркетинговых исследованиях и рынке:
доля рынка, тенденции и перспективы ее изменения;
место предприятия на мировом рынке по важнейшим товарам;
стратегия ценообразования;
системы формирования спроса, программа рекламы, затраты на рекламу, ее эффективность;
система стимулирования сбыта, число и местонахождение сбытовых организаций, складов, станций технического обслуживания, условия договоров, система скидок, политика, каналы, методы сбыта.
3. Информация об инвестиционном и инновационном развитии:
разработка новых видов
уровень развития техники, внедрение новых технологий, затраты на инвестиционное и инновационное развитие;
основные инвестиционные и инновационные проекты;
использование нематериальных активов, количество патентов, лицензий, их виды, другие нематериальные активы, эффективность их использования.
4. Информация о финансах:
финансовое состояние
наличие кредитов и
возможности финансирования научно-исследовательских работ;
возможности привлечения новых источников финансирования.
Значительное внимание необходимо уделить изучению лиц, принимающих ключевые решения, руководителей предприятия, какой позиции они придерживаются: оборонительной или наступательной. Большое значение имеет сбор информации об известных в данной области практиков и научных работников, работающих на предприятиях-конкурентах, что дает возможность определить направления научных исследований на этих предприятиях.
Собранная информация о конкурентах нуждается в дальнейшей обработке: необходимо в процессе анализа определить основные преимущества и недостатки предприятий-конкурентов и дать им количественную оценку, в том числе и с использованием метода экспертных оценок. Определяются основные возможности исследуемого предприятия-конкурента и угрозы с его стороны. Количественная оценка факторов конкуренции позволяет определить очередность внедрения определенных мер по обеспечению конкурентоспособности собственного предприятия. Собранная информация позволяет определить наиболее опасных конкурентов, их слабые и сильные стороны.
Практика изучения конкурентов дает возможность определить целый ряд методов сбора информации. Значительную часть информации можно получить, изучая официальные источники: газеты, журналы, правительственные издания, научные работы. Информация об эмиссии акций позволяет сделать выводы о расширении хозяйственной деятельности предприятий-конкурентов. Приобретение предприятиями-конкурентами лицензий предоставляет информацию о направлениях технологических изменений в производстве и сфер деятельности. Вид лицензии позволяет сделать выводы о возможности изменения уровня конкуренции в области. Значительную информацию предоставляет рекламная литература, статьи на научных конференциях, местная печать, технические журналы, торговые агенты.
Сбор информации о конкурентах – это непрерывный процесс, который должен быть четко налажен, выполняться в определенной последовательности специальными организационными подразделами, которые должны собирать, систематизировать и анализировать информацию. Организация сбора информации о конкурентах должна быть построена таким образом, чтобы можно было ответить на такие вопросы: перечень вопросов, необходимых для получения необходимой информации о конкурентах; источники информации, подразделы и специалисты, которые будут осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию информации; методы обработки, анализа и систематизации информации; предотвращение утечки информации.
После этого целесообразно провести
сравнительный анализ конкурентов
для определения стратегии
При первом подходе выделяют следующие основные группы конкурентов:
фирмы, которые предлагают аналогичный вид продукции на тех же рынках;
фирмы, которые обслуживают другие рынки аналогичной продукции, выход которых на данный момент на данный рынок является вероятным;
фирмы, которые производят товары-заменители, способные вытеснить данный продукт с рынка.
Выявление конкурентов на базе группировок по типу стратегий является широко распространенным методом. При этом исследуется стратегия в области экспансии на рынке, стратегии в области ценовой политики и политики качества, стратегия в области технологии.
Потребители объединяют несколько групп, которые стоят в цепочке продвижения товара. Существуют различные классификации потребителей. Основные составляющие этого широкого понятия “потребитель” следующие:
отдельные лица и домохозяйства,
приобретающие товары для личного
потребления, а также фирмы и
организации, потребляющие товар для
производственного
промежуточные продавцы (посреднические организации), государственные и общественные организации, приобретающие товары для использования согласно сфере деятельности;
все покупатели (объединенные в одну группу), юридически или территориально находящиеся за пределами страны.
В оценке потребителей используются два вида информации:
по отдельным группам существующих потребителей;
о потенциальных потребителях.
Информация по отдельным
группам существующих потребителей
может быть полезна для краткосрочных
решений, которые принимаются
Информация необходима для исследования следующих вопросов:
увеличится или снизится доля данного сектора;
изменится ли данный сектор настолько, что для сохранения этой группы потребителей необходима будет другая стратегия.
Информация по потенциальным потребителям позволяет организации осуществить рациональный выбор в отношении будущих продуктов, услуг и рынков.
К ближайшему окружению предприятия относятся также “контактные аудитории”, которые также оказывают влияние на принятие решения в микросреде из-за различного рода интересов к деятельности фирмы.
В эту группу сил входят: