Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:42, курс лекций
ТЕМА 1 ТЕОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ТЕМА 2 ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
...
Тема 10. Инновационная деятельность
Тема 15. Развитие предприятий: современные модели, трансформация и реструктуризация
ТЕМА 4
СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1. Структура предприятия.
2. Сущность и функции процесса управления.
3. Методы управления деятельностью предприятия.
4. Организационные структуры управления предприятием.
1. Структура предприятия
Предприятие состоит из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т.п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т.п.).
Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, утвержденными в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами.
Предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание, а также имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, согласовывая вопросы размещения таких подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке. Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основе положения о них, утвержденного предприятием. Они могут открывать счета в учреждениях банков в соответствии с законодательством Украины.
Обособленное подразделение юридического лица – это филиал, иное подразделение юридического лица, находящееся за пределами его местонахождения и выполняющее работы или операции, предоставляющие услуги в едином замкнутом технологическом процессе с юридическим лицом, или представительство, которое представляет и защищает интересы юридического лица.
Филиал –
это структурно обособленное подразделение
юридического лица, находящееся за
пределами месторасположения
Представительство – структурно обособленное подразделение юридического лица. Представительство действует за пределами местонахождения юридического лица от его имени. Деятельность представительства ограничивается только представительскими функциями (подписание соглашений, сдача–прием продукции и т.п.).
Основным содержанием деятельности каждого промышленного предприятия является производственный процесс.
Производственный
процесс – это совокупность взаимосвязанных
основных, вспомогательных и
Производственные процессы на предприятии осуществляются в соответствующих подразделениях, состав которых характеризует производственную структуру предприятия.
Производственная
структура предприятия
Существуют следующие виды производственных структур:
1. В зависимости
от подразделения, на основе
которого формируется
- цеховая (основным
производственным
Цехом является административно обособленная часть предприятия, в которой выполняется комплекс работ в соответствии с внутризаводской специализацией.
- бесцеховая (основой
построения является
- корпусная
(основным подразделением
- комбинатная
(на предприятиях, где осуществляются
многостадийные процессы
2. По форме специализации основных цехов: предметная, технологическая, смешанная (предметно-технологическая).
Предметная производственная структура имеет определенную степень замкнутости и определяет последовательность использования средств труда в технологическом процессе, применения высокопроизводительного оборудования и инструментов.
Технологическая производственная структура определяет четкую технологическую обособленность. В каждом подразделении осуществляются однородные технологические процессы по производству конечного продукта.
Смешанная производственная
структура характеризуется
Существуют следующие виды производственных цехов:
- основные (заготовительный, обрабатывающий, сборочный);
- вспомогательные (энергетический, инструментальный, ремонтный, транспортный);
- побочные (товаров широкого потребления).
2. Сущность и функции процесса управления
Управление
представляет собой целенаправленную
координацию общественного
Управление предприятием – это постоянное и системное влияние на деятельность его структурных подразделений для обеспечения согласованной работы и достижения конечного положительного результата.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с его учредительными документами на основе объединения прав собственника на использование своего имущества и участия в управлении трудового коллектива. Собственник реализует свои права на управление предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом предприятия или другими учредительными документами. Для управления хозяйственной деятельностью предприятия собственник или уполномоченный им орган назначает (выбирает) руководителя предприятия, с которым заключается контракт.
На всех предприятиях,
где используется наемный труд, между
собственником или уполномоченн
Современное управление – особая форма экономических отношений, имеющая свою логику развития, изменение и развитие концепций.
Существуют следующие подходы к принятию управленческих решений.
Традиционный подход разрабатывает и использует принципы и правила управления пригодные для любых организаций. Этот подход рассматривает управление как простое одномерное взаимодействие людей в организации.
Системный подход – концентрируется на взаимодействии составляющих частей в организации и обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого.
Ситуационный подход – основан на том, что в управлении организацией не существует одного набора принципов и правил, которые могут использоваться во всех ситуациях.
Социально-этический подход направлен на снижение вероятности принятия решений, способных привести к нанесению ущерба финансовым, технологическим, техническим и кадровым структурам объекта (ситуация – воздействие – последствия).
Существуют такие концепции управления предприятием:
Рационалистическая концепция. Сущность её в том, что успех предприятия зависит от рациональной организации производства и эффективности использования ресурсов, т.е. от внутренних факторов. Предприятие рассматривается как закрытая система, цель и задачи которой являются определенными и стабильными на протяжении длительного времени. Основа стратегии предприятия – углубление специализации производства, построение организационной структуры по функциональному принципу; решающее значение имеет контроль.
Неформальная концепция основывается на ситуационном подходе к управлению. Предприятие рассматривается как открытая система; главная предпосылка его успеха лежит вне предприятия. Успех связан с тем, насколько эффективно предприятие приспосабливается к внешней среде.
Основные принципы организации процесса управления производственным предприятием:
1) экономичность – достижение максимально возможных результатов деятельности при минимальных расходах;
2) системность – каждое звено в производстве рассматривается как часть большой технико-экономической системы, в которую оно входит;
3) пропорциональность – постановка задач, определение средств и способов их осуществления с учетом необходимости соблюдения согласованного развития субъектов управления;
4) личная материальная заинтересованность – материальное поощрение работников по результатам работы;
5) директивность, единоначальность и самоуправление.
Принцип директивности применяется в процессе управления государственными предприятиями.
Единоначальность – принцип, при котором любое управленческое звено возглавляет руководитель, несущий полную ответственность за результаты деятельности и имеющий право подписи на банковских и прочих юридических документах.
Самоуправление действует в звеньях управления, где собственником ресурсов и результатов деятельности является трудовой коллектив.
Управление предприятием представляет собой выработку решений в различных сферах деятельности предприятия: стратегическое управление, оперативное управление производством, управление запасами сырья и материалов, управления финансами и др.
Управление на предприятии имеет следующие уровни:
высший – определение цели, стратегии и разработка планов работы всего предприятия (директор и его заместители);
средний – управление отдельными функциями предприятия (начальники отделов, департаментов);
низший – управление и организация работы сотрудников непосредственно на рабочих местах (мастер, бригадир и т.п.).
Под функцией управления понимают обособленный вид управленческого труда, возникающий на основе его разделения внутри процесса управления.
Функция управления – это любое действие, которое осуществляется в системе управления и направлено на изменение состояния объекта управления в соответствии с поставленной целью.
Основными функциями управления предприятием являются планирование, организация, мотивация и контроль.
Планирование – это процесс определения целей деятельности, предвидение будущего развития и объединение индивидуальных заданий работников предприятия для достижения общего положительного результата деятельности.
Организация – процесс формирования структуры производственно-хозяйственной или иной системы, распределения заданий, полномочий и ответственности между работниками предприятия для достижения общих целей его деятельности.
Мотивация – это процесс, побуждающий работников к совместным согласованным действиям, обеспечивающим достижение поставленных общих целей деятельности.
Контроль – процесс проверки исполнения принятых решений и оценки достигнутых за определенный период результатов, сравнение достигнутого с запланированным и корректировка деятельности, что в совокупности обеспечивает выполнение заданий на надлежащем уровне.
Все функции
тесно связаны между собой
в едином процессе управления. Слабость
или неточность при выполнении одной
функции может негативно
3. Методы управления деятельностью предприятия
Методы управления - это способы влияния на отдельных работников и трудовые коллективы в целом, которые объективно необходимы для достижения целей предприятия.
По своему содержанию мотивы производственной и другой деятельности людей делятся на материальные, социальные и принудительные. Исходя из этого различают методы управления: экономические, социально-психологические, организационные.
Экономические методы управления – это методы, которые реализуют материальные интересы людей в производственных процессах путем использования товарно-денежных отношений и экономических рычагов.
Экономические методы имеют два аспекта реализации.
Первый аспект
характеризует процесс
Второй аспект связан с управлением, ориентированным на использование различных экономических рычагов (финансирование, кредитование, ценообразование, экономические санкции и т.п.).
Социально-психологические методы – реализуют мотивы социального поведения работников. В условиях рыночной экономики все больше имеют значения такие факторы как содержательность работы, её творческий характер, возможность проявить инициативу, моральное поощрение, общественное признание и т.п.
Организационные методы – это комплекс способов и приемов влияния на работников, базирующихся на использовании организационных отношений и административной власти руководства. Они основаны на мотивах принудительного характера.