Леккции по "Экономике предприятий"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:42, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1 ТЕОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ТЕМА 2 ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
...
Тема 10. Инновационная деятельность
Тема 15. Развитие предприятий: современные модели, трансформация и реструктуризация

Файлы: 16 файлов

Тема 1 Теории предприятий.doc

— 63.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10 Инновацион. деят..doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11 Технико-технологическая база.doc

— 66.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12 Организация и качество.doc

— 108.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13 Затраты.doc

— 980.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 14 Фин-экон результаты.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 15 Развитие предприятий.doc

— 57.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16 Безопасность и антикризисная деятельность.doc

— 88.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2 Виды предприятий.doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3 Внешн. среда.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4 Структура и управление.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)


ТЕМА 4

СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

1. Структура  предприятия.

2. Сущность и  функции процесса управления.

3. Методы управления  деятельностью предприятия.

4. Организационные структуры управления предприятием.

 

1. Структура  предприятия

 

Предприятие состоит из производственных структурных подразделений (производств, цехов, отделений, участков, бригад, бюро, лабораторий и т.п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб и т.п.).

Функции, права и обязанности структурных подразделений предприятия определяются положениями о них, утвержденными в порядке, определенном уставом предприятия или другими учредительными документами.

Предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание, а также имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, согласовывая вопросы размещения таких подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке. Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основе положения о них, утвержденного предприятием. Они могут открывать счета в учреждениях банков в соответствии с законодательством Украины.

Обособленное  подразделение юридического лица –  это филиал, иное подразделение юридического лица, находящееся за пределами его  местонахождения и выполняющее  работы или операции, предоставляющие  услуги в едином замкнутом технологическом процессе с юридическим лицом, или представительство, которое представляет и защищает интересы юридического лица.

Филиал –  это структурно обособленное подразделение  юридического лица, находящееся за пределами месторасположения органа управления юридического лица и выполняющее такую же деятельность (производственную, научную и др.), как и юридическое лицо в целом.

Представительство – структурно обособленное подразделение  юридического лица. Представительство  действует за пределами местонахождения  юридического лица от его имени. Деятельность представительства ограничивается только представительскими функциями (подписание соглашений, сдача–прием продукции и т.п.).

Основным содержанием  деятельности каждого промышленного  предприятия является производственный процесс.

Производственный  процесс – это совокупность взаимосвязанных  основных, вспомогательных и обслуживающих  процессов, в результате которых  исходные материалы и полуфабрикаты  превращаются в готовую продукцию.

Производственные  процессы на предприятии осуществляются в соответствующих подразделениях, состав которых характеризует производственную структуру предприятия.

Производственная  структура предприятия характеризует  количественное состояние и размеры  внутренних структурных подразделений  предприятия, а также механизм их взаимосвязи.

Существуют  следующие виды производственных структур:

1. В зависимости  от подразделения, на основе  которого формируется структура:

- цеховая (основным  производственным подразделением  предприятия является цех).

Цехом является административно обособленная часть предприятия, в которой выполняется комплекс работ в соответствии с внутризаводской специализацией.

- бесцеховая (основой  построения является производственный  участок);

- корпусная  (основным подразделением является  корпус – объединение однотипных цехов);

- комбинатная  (на предприятиях, где осуществляются  многостадийные процессы производства).

2. По форме  специализации основных цехов:  предметная, технологическая, смешанная  (предметно-технологическая).

Предметная  производственная структура имеет определенную степень замкнутости и определяет последовательность использования средств труда в технологическом процессе, применения высокопроизводительного оборудования и инструментов.

Технологическая производственная структура определяет четкую технологическую обособленность. В каждом подразделении осуществляются однородные технологические процессы по производству конечного продукта.

Смешанная производственная структура характеризуется наличием на одном и том же предприятии  основных цехов, организованных по предметному и технологическому принципу.

Существуют  следующие виды производственных цехов:

-  основные (заготовительный, обрабатывающий, сборочный);

-  вспомогательные (энергетический, инструментальный, ремонтный, транспортный);

-  побочные (товаров широкого потребления).

 

2. Сущность и функции процесса управления

 

Управление  представляет собой целенаправленную координацию общественного производства.

Управление  предприятием – это постоянное и системное влияние на деятельность его структурных подразделений для обеспечения согласованной работы и достижения конечного положительного результата.

Управление  предприятием осуществляется в соответствии с его учредительными документами  на основе объединения прав собственника на использование своего имущества и участия в управлении трудового коллектива. Собственник реализует свои права на управление предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы в соответствии с уставом предприятия или другими учредительными документами. Для управления хозяйственной деятельностью предприятия собственник или уполномоченный им орган назначает (выбирает) руководителя предприятия, с которым заключается контракт.

На всех предприятиях, где используется наемный труд, между  собственником или уполномоченным им органом и трудовым коллективом должен заключаться коллективный договор, которым регулируются производственные, трудовые и социальные отношения трудового коллектива с администрацией предприятия.

Современное управление – особая форма экономических  отношений, имеющая свою логику развития, изменение и развитие концепций.

Существуют следующие  подходы к принятию управленческих решений.

Традиционный  подход разрабатывает и использует принципы и правила управления пригодные для любых организаций. Этот подход рассматривает управление как простое одномерное взаимодействие людей в организации.

Системный подход – концентрируется на взаимодействии составляющих частей в организации и обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого.

Ситуационный  подход – основан на том, что в управлении организацией не существует одного набора принципов и правил, которые могут использоваться во всех ситуациях.

Социально-этический подход направлен на снижение вероятности принятия решений, способных привести к нанесению ущерба финансовым, технологическим, техническим и кадровым структурам объекта (ситуация – воздействие – последствия).

Существуют  такие концепции управления предприятием:

Рационалистическая  концепция. Сущность её в том, что успех предприятия зависит от рациональной организации производства и эффективности использования ресурсов, т.е. от внутренних факторов. Предприятие рассматривается как закрытая система, цель и задачи которой являются определенными и стабильными на протяжении длительного времени. Основа стратегии предприятия – углубление специализации производства, построение организационной структуры по функциональному принципу; решающее значение имеет контроль.

Неформальная  концепция основывается на ситуационном подходе к управлению. Предприятие рассматривается как открытая система; главная предпосылка его успеха лежит вне предприятия. Успех связан с тем, насколько эффективно предприятие приспосабливается к внешней среде.

Основные  принципы организации процесса управления производственным предприятием:

1) экономичность – достижение максимально возможных результатов деятельности при минимальных расходах;

2) системность – каждое звено в производстве рассматривается как часть большой технико-экономической системы, в которую оно входит;

3) пропорциональность – постановка задач, определение средств и способов их осуществления с учетом необходимости соблюдения согласованного развития субъектов управления;

4) личная материальная заинтересованность – материальное поощрение работников по результатам работы;

5) директивность, единоначальность и самоуправление.

Принцип директивности применяется в процессе управления государственными предприятиями.

Единоначальность – принцип, при котором любое управленческое звено возглавляет руководитель, несущий полную ответственность за результаты деятельности и имеющий право подписи на банковских и прочих юридических документах.

Самоуправление действует в звеньях управления, где собственником ресурсов и результатов деятельности является трудовой коллектив.

Управление предприятием представляет собой выработку решений в различных сферах деятельности предприятия: стратегическое управление, оперативное управление производством, управление запасами сырья и материалов, управления финансами и др.

Управление на предприятии  имеет следующие уровни:

высший – определение  цели, стратегии и разработка планов работы всего предприятия (директор и его заместители);

средний – управление отдельными функциями предприятия (начальники отделов, департаментов);

низший –  управление и организация работы сотрудников непосредственно на рабочих местах (мастер, бригадир и  т.п.).

Под функцией управления понимают обособленный вид управленческого труда, возникающий на основе его разделения внутри процесса управления.

Функция управления – это любое действие, которое осуществляется в системе управления и направлено на изменение состояния объекта управления в соответствии с поставленной целью.

Основными функциями  управления предприятием являются планирование, организация, мотивация и контроль.

Планирование – это процесс определения целей деятельности, предвидение будущего развития и объединение индивидуальных заданий работников предприятия для достижения общего положительного результата деятельности.

Организация – процесс формирования структуры производственно-хозяйственной или иной системы, распределения заданий, полномочий и ответственности между работниками предприятия для достижения общих целей его деятельности.

Мотивация – это процесс, побуждающий работников к совместным согласованным действиям, обеспечивающим достижение поставленных общих целей деятельности.

Контроль – процесс проверки исполнения принятых решений и оценки достигнутых за определенный период результатов, сравнение достигнутого с запланированным и корректировка деятельности, что в совокупности обеспечивает выполнение заданий на надлежащем уровне.

Все функции  тесно связаны между собой  в едином процессе управления. Слабость или неточность при выполнении одной  функции может негативно повлиять на результаты деятельности предприятия в целом.

 

3. Методы  управления деятельностью предприятия

 

Методы  управления - это способы влияния на отдельных работников и трудовые коллективы в целом, которые объективно необходимы для достижения целей предприятия.

По своему содержанию мотивы производственной и другой деятельности людей делятся на материальные, социальные и принудительные. Исходя из этого различают методы управления: экономические, социально-психологические, организационные.

Экономические методы управления – это методы, которые реализуют материальные интересы людей в производственных процессах путем использования товарно-денежных отношений и экономических рычагов.

Экономические методы имеют два аспекта реализации.

Первый аспект характеризует процесс управления, ориентированный на использование созданного на общегосударственном уровне экономического сегмента внешней среды (система налогообложения, амортизационная политика, минимальный уровень заработной платы и т.п.).

Второй аспект связан с управлением, ориентированным  на использование различных экономических рычагов (финансирование, кредитование, ценообразование, экономические санкции и т.п.).

Социально-психологические  методы – реализуют мотивы социального поведения работников. В условиях рыночной экономики все больше имеют значения такие факторы как содержательность работы, её творческий характер, возможность проявить инициативу, моральное поощрение, общественное признание и т.п.

Организационные методы – это комплекс способов и приемов влияния на работников, базирующихся на использовании организационных отношений и административной власти руководства. Они основаны на мотивах принудительного характера.

Тема 5 Рынок и продукция.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6 Планирование.doc

— 91.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7 Персонал, производительность, оплата.doc

— 144.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8 Капитал.doc

— 267.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9 Инвестиции.doc

— 67.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Леккции по "Экономике предприятий"