Леккции по "Экономике предприятий"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:42, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1 ТЕОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ТЕМА 2 ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
...
Тема 10. Инновационная деятельность
Тема 15. Развитие предприятий: современные модели, трансформация и реструктуризация

Файлы: 16 файлов

Тема 1 Теории предприятий.doc

— 63.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10 Инновацион. деят..doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11 Технико-технологическая база.doc

— 66.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12 Организация и качество.doc

— 108.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13 Затраты.doc

— 980.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 14 Фин-экон результаты.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 15 Развитие предприятий.doc

— 57.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16 Безопасность и антикризисная деятельность.doc

— 88.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2 Виды предприятий.doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3 Внешн. среда.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

1) финансовые круги,  обеспечивающие фирму капиталом  (банки, инвестиционные компании, инвесторы);

2) средства массовой  информации (рекламные агентства,  газеты, телевидение, радио и т.д.);

3) государственные учреждения, занимающиеся надзором и регулированием  производственной деятельности;

4) общественные организации,  гражданские группы общественного  мнения;

5) местные контактные  аудитории (общины, религиозные организации)  и другие;

  1. собственные служащие и рабочие, которые также имеют собственное мнение и суждение в деятельности фирмы и могут как положительно, так и отрицательно влиять на возможность фирмы достигать поставленных целей.

 

 

3.3. Отдаленная (общая) среда фирмы

 

 

Социальная среда. Среди социальных факторов наиболее очевидным является собственно население страны; его структурные и качественные характеристики, темпы роста населения. Высокие темпы роста населения означают растущий рынок потребителей и рынок труда. Интерес представляют темпы рождаемости и возможности увеличения товаров для детей. К социальным факторам относятся также стиль жизни, нравы общества, привычки и ценности, этические и религиозные основы общества. Социальные факторы способны создать большие проблемы для предприятий, своевременное выявление которых позволяет предприятию принять соответствующие меры и приспособиться к изменяющимся условиям.

Правовая среда. Производственные предприятия работают в юридических рамках, которые регулируют их поведение. Деловые взаимоотношения оформляются контрактами о поставках и оплате поставленных товаров и услуг. Поэтому очень важны знания своих прав и обязанностей обеими сторонами договоров. Эти права и обязанности в странах развитой экономики оформлены в Контрактном праве. Предприятия имеют разного рода контракты с потребителями, наемными рабочими и служащими, и эти контракты являются объектами специальных законов. И потребители, и наемная рабочая сила защищены целым сводом законов.

В мире существуют законы и правовые акты, защищающие потребителей, например, против нечестной торговли; правила оформления контрактов для приобретения товаров через прокат, определяющие гарантии и качество, замену некачественных товаров; правила, запрещающие торговлю товарами, не соответствующими стандартам и т.д.

Целый ряд законов  защищает потребителей от монопольных  цен.

Другой спектр законов  касается деловых взаимоотношений  организации с обществом. Если деятельность организации ведет к нарушениям общественного порядка, загрязнению  окружающей среды, последние могут быть подвергнуты регулированию или привлечены к ответственности.

Государственная и политическая среда. Государство не только поставляет товары и услуги (социальная защита, образование, жилье, здравоохранение и др.), но и является их покупателем. Многие частные фирмы связаны с государственным сектором: это производители военной техники, книг и учебников для школ и колледжей, медицинского оборудования и др.

Другая роль государства  в экономике - государство выступает  регулирующим и защищающим звеном относительно частного сектора. Эта роль может принимать формы субсидий, налоговых льгот, регулирования избыточного производства, ставки процента и т.д. Руководство предприятия должно обладать информацией о нормативных документах местных органов, правительства страны; кредитах правительства для финансирования долгосрочных вложений; соглашениях по тарифам и торговле, направленных против одних стран и заключенных с другими странами.

Технологическая среда. Технологическая среда, в которой оперируют промышленные предприятия, также имеет тенденцию к изменениям, создавая для предприятий как дополнительные возможности и преимущества, так и ограничения. Предприятия должны эффективно приспосабливаться к технологическим изменениям и использовать их для получения преимуществ в конкурентной борьбе.

Элвин Тоффлер ввел в  оборот термин “футурошок” - шок будущего. Тоффлер определяет “футурошок”  как разрушительный стресс и дезориентацию, возникающие в индивидах из-за воздействия на них слишком больших  перемен за слишком короткое время. Изменения в технологической внешней среде могут поставить  организацию в безнадежное, проигрышное конкурентное положение. Не все организации подвергаются воздействию НТП. Однако руководство должно определить, какие факторы в технологической внешней среде могут привести к созданию “футурошока”.

Технологические изменения  влияют на функционирование предприятия  и в других  направлениях. В  соответствии с изменениями в  технологии может изменяться численность  и качественный состав рабочей силы.

Рыночная среда. Рыночная среда характеризуется постоянной изменчивостью, нестабильностью. В состав рыночной среды входят многочисленные факторы, которые должны быть объектом постоянного контроля со стороны предприятий. К этим факторам относятся спрос и предложение на конкретных рынках материально-технических ресурсов и товаров, легкость проникновения на рынок, жизненные циклы различных изделий и услуг, уровень конкуренции в отрасли, уровень доходов населения и др.

Анализ факторов внешней  среды дает значительный объем информации, который нуждается в дальнейшем анализе и систематизации. Ограниченность финансовых ресурсов предприятия не дает возможности вкладывать средства по многим направлениям, реагируя на изменения факторов внешней среды, поэтому необходимо определить наиболее весомые для данного предприятия преимущества (возможности) в недостатки (угрозы). Это достигается с помощью составления перечня внешних угроз и возможностей. Отдельные факторы внешней среды имеют разный вес и силу влияния фактора. Вес и сила влияния фактора может определиться с помощью метода экспертных оценок или экономико-математических методов.

Для оценки веса факторов могут быть предложены любые шкалы.  Также разные шкалы могут использоваться для оценки силы влияния факторов. Например, предлагается шкала оценки веса факторов в пределах 10 и шкала оценки влияния факторов в пределах 100. Оценка значимости влияния факторов внешней среды, определение тех факторов, которые представляют для организации наиболее значимые  возможности и угрозы, осуществляется в соответствии с расчетами, приведенным в табл. 1.1.

Таблица  1.1

 

Перечень внешних  угроз и возможностей

для предприятия 

 

Факторы

Вес фактора

Сила влияния факторов

Значимость влияния факторов

(гр. 2 * гр. 3)

1

2

3

4

Рыночные 

Политические

Правовые

Технологические

Конкурентные

Международные

Социальные 

3

5

7

4

9

4

3

+ 20

+ 30

- 40

+ 60

- 70

+ 15

- 90

+ 60

+ 150

- 280

+ 240

- 630

+ 60

- 270


 

Сила влияния факторов может иметь как положительное (возможности), так и отрицательное значение (угрозы). Чем больше значение этих факторов, тем больше сила его влияния (– 100 – наибольшее отрицательное влияние; + 100 – наиболее положительное влияние).

Как видно из приведенных  в табл. 1.1 данных, наибольшие возможности  для данной организации состоят в ее технологической базе, наибольшая опасность заключается в конкуренции. Этот анализ позволяет предприятию сделать выводы о необходимости повышения конкурентных позиций предприятия.

 


Тема 4 Структура и управление.doc

— 70.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5 Рынок и продукция.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6 Планирование.doc

— 91.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7 Персонал, производительность, оплата.doc

— 144.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8 Капитал.doc

— 267.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9 Инвестиции.doc

— 67.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Леккции по "Экономике предприятий"