Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:42, курс лекций
ТЕМА 1 ТЕОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ТЕМА 2 ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
...
Тема 10. Инновационная деятельность
Тема 15. Развитие предприятий: современные модели, трансформация и реструктуризация
1) финансовые круги,
обеспечивающие фирму
2) средства массовой информации (рекламные агентства, газеты, телевидение, радио и т.д.);
3) государственные учреждения,
занимающиеся надзором и
4) общественные организации,
гражданские группы
5) местные контактные аудитории (общины, религиозные организации) и другие;
3.3. Отдаленная (общая) среда фирмы
Социальная среда. Среди социальных факторов наиболее очевидным является собственно население страны; его структурные и качественные характеристики, темпы роста населения. Высокие темпы роста населения означают растущий рынок потребителей и рынок труда. Интерес представляют темпы рождаемости и возможности увеличения товаров для детей. К социальным факторам относятся также стиль жизни, нравы общества, привычки и ценности, этические и религиозные основы общества. Социальные факторы способны создать большие проблемы для предприятий, своевременное выявление которых позволяет предприятию принять соответствующие меры и приспособиться к изменяющимся условиям.
Правовая среда. Производственные предприятия работают в юридических рамках, которые регулируют их поведение. Деловые взаимоотношения оформляются контрактами о поставках и оплате поставленных товаров и услуг. Поэтому очень важны знания своих прав и обязанностей обеими сторонами договоров. Эти права и обязанности в странах развитой экономики оформлены в Контрактном праве. Предприятия имеют разного рода контракты с потребителями, наемными рабочими и служащими, и эти контракты являются объектами специальных законов. И потребители, и наемная рабочая сила защищены целым сводом законов.
В мире существуют законы и правовые акты, защищающие потребителей, например, против нечестной торговли; правила оформления контрактов для приобретения товаров через прокат, определяющие гарантии и качество, замену некачественных товаров; правила, запрещающие торговлю товарами, не соответствующими стандартам и т.д.
Целый ряд законов защищает потребителей от монопольных цен.
Другой спектр законов касается деловых взаимоотношений организации с обществом. Если деятельность организации ведет к нарушениям общественного порядка, загрязнению окружающей среды, последние могут быть подвергнуты регулированию или привлечены к ответственности.
Государственная и политическая среда. Государство не только поставляет товары и услуги (социальная защита, образование, жилье, здравоохранение и др.), но и является их покупателем. Многие частные фирмы связаны с государственным сектором: это производители военной техники, книг и учебников для школ и колледжей, медицинского оборудования и др.
Другая роль государства в экономике - государство выступает регулирующим и защищающим звеном относительно частного сектора. Эта роль может принимать формы субсидий, налоговых льгот, регулирования избыточного производства, ставки процента и т.д. Руководство предприятия должно обладать информацией о нормативных документах местных органов, правительства страны; кредитах правительства для финансирования долгосрочных вложений; соглашениях по тарифам и торговле, направленных против одних стран и заключенных с другими странами.
Технологическая среда. Технологическая среда, в которой оперируют промышленные предприятия, также имеет тенденцию к изменениям, создавая для предприятий как дополнительные возможности и преимущества, так и ограничения. Предприятия должны эффективно приспосабливаться к технологическим изменениям и использовать их для получения преимуществ в конкурентной борьбе.
Элвин Тоффлер ввел в оборот термин “футурошок” - шок будущего. Тоффлер определяет “футурошок” как разрушительный стресс и дезориентацию, возникающие в индивидах из-за воздействия на них слишком больших перемен за слишком короткое время. Изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное, проигрышное конкурентное положение. Не все организации подвергаются воздействию НТП. Однако руководство должно определить, какие факторы в технологической внешней среде могут привести к созданию “футурошока”.
Технологические изменения влияют на функционирование предприятия и в других направлениях. В соответствии с изменениями в технологии может изменяться численность и качественный состав рабочей силы.
Рыночная среда. Рыночная среда характеризуется постоянной изменчивостью, нестабильностью. В состав рыночной среды входят многочисленные факторы, которые должны быть объектом постоянного контроля со стороны предприятий. К этим факторам относятся спрос и предложение на конкретных рынках материально-технических ресурсов и товаров, легкость проникновения на рынок, жизненные циклы различных изделий и услуг, уровень конкуренции в отрасли, уровень доходов населения и др.
Анализ факторов внешней среды дает значительный объем информации, который нуждается в дальнейшем анализе и систематизации. Ограниченность финансовых ресурсов предприятия не дает возможности вкладывать средства по многим направлениям, реагируя на изменения факторов внешней среды, поэтому необходимо определить наиболее весомые для данного предприятия преимущества (возможности) в недостатки (угрозы). Это достигается с помощью составления перечня внешних угроз и возможностей. Отдельные факторы внешней среды имеют разный вес и силу влияния фактора. Вес и сила влияния фактора может определиться с помощью метода экспертных оценок или экономико-математических методов.
Для оценки веса факторов могут быть предложены любые шкалы. Также разные шкалы могут использоваться для оценки силы влияния факторов. Например, предлагается шкала оценки веса факторов в пределах 10 и шкала оценки влияния факторов в пределах 100. Оценка значимости влияния факторов внешней среды, определение тех факторов, которые представляют для организации наиболее значимые возможности и угрозы, осуществляется в соответствии с расчетами, приведенным в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Перечень внешних угроз и возможностей
для предприятия
Факторы |
Вес фактора |
Сила влияния факторов |
Значимость влияния факторов (гр. 2 * гр. 3) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Рыночные Политические Правовые Технологические Конкурентные Международные Социальные |
3 5 7 4 9 4 3 |
+ 20 + 30 - 40 + 60 - 70 + 15 - 90 |
+ 60 + 150 - 280 + 240 - 630 + 60 - 270 |
Сила влияния факторов может иметь как положительное (возможности), так и отрицательное значение (угрозы). Чем больше значение этих факторов, тем больше сила его влияния (– 100 – наибольшее отрицательное влияние; + 100 – наиболее положительное влияние).
Как видно из приведенных в табл. 1.1 данных, наибольшие возможности для данной организации состоят в ее технологической базе, наибольшая опасность заключается в конкуренции. Этот анализ позволяет предприятию сделать выводы о необходимости повышения конкурентных позиций предприятия.