Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:42, курс лекций
ТЕМА 1 ТЕОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ТЕМА 2 ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
...
Тема 10. Инновационная деятельность
Тема 15. Развитие предприятий: современные модели, трансформация и реструктуризация
ТЕМА 6
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Основы планирования.
2. Стратегическое
планирование развития
3. Тактическое и оперативное планирование.
4. Прогнозирование развития предприятия.
1. Основы планирования
Одной из функций управления предприятием является планирование его деятельности.
Планирование – это процесс определения целей предприятия на определенный период, а также способов достижения этих целей.
Планирование деятельности предприятия входит в систему организации управления предприятием, оно требует много времени, а также многочисленных данных и проведение анализа.
Следует отметить, что процесс планирования в основном направлен на рассмотрение ресурсов четырёх типов:
основных и вспомогательных материалов, энергии (топлива), и услуг;
оборудования;
трудовых ресурсов (кадров);
денежных средств.
Планирование деятельности предприятия в условиях жёсткой конкуренции является важнейшим условием выживаемости, экономического роста и процветания. Именно оно позволяет оптимально увязать имеющиеся возможности предприятия по выпуску продукции со сложившимися на рынке спросом и предложением.
Таким образом, сущность планирования заключается в том, что:
а) оно имеет дело с выбором множества возможных альтернатив развития предприятия в будущем;
б) реализация выбранной альтернативы осуществляется на основе решений, принимаемых сегодня;
в) планирование есть непрерывный процесс принятия решений, в ходе которого постоянно уточняются во времени цели и задачи развития предприятия, определяется стратегия и политика по их достижению, разрабатываются детальные планы, в которых скоординировано выполнение показателей, отражающих различные стороны его деятельности;
г) функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объёме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия, группы лиц;
д) в силу различий в самой сущности и характере проявления факторов производства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятие, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное.
Планирование деятельности предприятия осуществляется по трём основным направлениям: планирование основной (производственной деятельности), инвестиционное планирование и финансовое планирование.
Планирование производственной деятельности предприятия направлено на поддержание его эффективного функционирования, которое определяется такими обстоятельствами как:
правильность установления что, к какому времени, какого качества и сколько производить с учётом спроса и предложения;
выбор оптимальной технологии и организации производства; современное и рациональное ресурсное обеспечение;
величина основного и оборотного капиталов;
формы и методы реализации продукции и некоторые другие.
Поскольку каждое предприятие стремится к оптимальному сочетанию данных факторов, – это предполагает необходимость применения соответствующих форм и методов их внутренней увязки и применения. Такой формой является планирование производственной и хозяйственной деятельности.
В наше время наиболее развитая сфера инвестиций для предприятий – это реальные инвестиции, связанные с воспроизводством основных фондов.
Кроме реальных (прямых) инвестиций существуют ещё и финансовые (вложения в ценные бумаги), а также интеллектуальные (покупка патентов, ноу-хау и так далее) инвестиции. Таким образом, финансово-инвестиционная деятельность предприятия связана с вопросами прогноза продажи и покупки ценных бумаг, выпуском акций и облигаций, операций с недвижимостью, получением и погашением займов, прочей деятельностью, связанной с операциями на фондовом рынке и в банковской сфере.
Финансовое планирование является отправной точкой, и конечным пунктом всей системы планирования, включая в себя всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Главная задача финансового планирования заключается в обосновании стратегии фирмы, предприятия на товарных, финансовых, информационных и других рынках на предстоящий хозяйственный период с позиций экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском или в определении необходимого объёма финансовых ресурсов с учётом оптимальной структуры капитала.
Основная цель
финансового планирования заключается
в том, чтобы оценить потребности
и пути финансирования, определить
источники и направления исполь
3. Принципы
и методы планирования на
Успешное планирование возможно при соблюдении следующих основных принципов планирования:
1) Выбор, обоснование целей и результатов деятельности предприятия. Четко определенные цели - исходный пункт планирования.
2) Принципы
системности – планирование
3) Принцип непрерывности означает:
- взаимосвязь долго-, средне- и краткосрочных планов;
- своевременную корректировку перспективных и текущих планов исходя из изменений внешней и внутренней среды хозяйствования.
4) Принцип
сбалансированности. Его суть в
необходимой и достаточной
Идеальное соблюдение
этого принципа – не гарантирует
появление диспропорций по разным причинам.
Этот принцип также требует
5) Принцип
адекватности систем
Планирование деятельности предприятий осуществляется с помощью разных методов. Выбирая методы планирования необходимо иметь ввиду следующее:
во-первых, они
должны быть адекватны внешними условиями
хозяйствования и особенностями
экономических отношений в
во-вторых – учитывать профиль деятельности предприятия.
Классификация методов планирования деятельности предприятия
Классификация признак |
Методы планирования |
Выходные условия для разработки плана |
- ресурсный (по возможностям) - целевой (по потребности) |
Принципы определения плановых показателей |
- экстраполяционный - интерполяционный |
Способ расчета плановых показателей |
- экспертно-статистический - факторный - нормативный |
Согласованность ресурсов и потребностей |
- балансовый - матричный |
Вариантность планов |
- одновариантный - поливариантный - экономико-математической оптимизации |
Способы расчетов |
- ручной - механизированный - автоматизированный |
Форма представления плановых показателей |
- табличный - линейно-графический - логико-структурный (сетевой) |
Временной горизонт (длительность времени на которое составляется план) |
- краткосрочное планирование - 1 год; - среднесрочное от 1 до 5 лет; - долгосрочное > 5 лет |
Функциональный отдел |
- планирование сбыта, - планирование снабжения, - финансовое планирование и т.д. |
Иерархия руководства |
- общее планирование, - планирование по отделам, - планирование работы рабочих мест |
Иерархия планирования |
- высший уровень - стратегический план - средний – тактический план - низший - оперативный план |
Рассмотрим некоторые методы более подробно.
Ресурсный метод используется при условии монопольного положения предприятия или слабой конкуренции
Метод экстраполяция – на основе динамики показателей в прошлом (при сохранении пропорций в будущем).
Интерполяции – установление цели соответствующих значений плановых показателей (обратное движение)
Экспертно-статистические – используются статистические данные за предыдущие годы
Факторный метод – плановые показатели определяются с учетом влияния наиболее значительных факторов (показателей).
Нормативный метод – плановые показатели рассчитываются на основе прогрессивных норм использования ресурсов с учетом изменений в результате внедрения организационно-технических мероприятий в плановом периоде.
Балансовый метод. Его суть в разработке таблиц-балансов в одной части, которых направления использования ресурсов, в другой – источники поступления этих ресурсов.
Матричный метод – развитие балансового метода путем построения моделей взаимосвязи между производственными подразделения и их плановыми показателями.
Экономико-математической оптимизации – оптимизации наиболее важных разделов с помощью экономико-математического моделирования.
Стратегическое, тактическое и оперативное планирование.
Существуют три аспекта, на основе которых и происходит их разделение.
- долгосрочный план - стратегический;
- среднесрочный план - тактический;
- краткосрочный - оперативный.
- стратегический – предприятие и его связи с внешней средой;
- тактический
– предприятие в узком значении
- оперативный – подразделение предприятия, вплоть до рабочего места.
- стратегический план – определяют миссию и подчиненные ей цели;
- тактический план – конкретные тактические способы достижения целей;
- оперативный – детальная разработка планов предприятия и его подразделений.
2. Стратегическое планирование развития предприятия
Бизнес-план используется как основной документ для обоснования инвестиций и привлечения инвесторов, а также получения различных видов финансирования (например, правительственных субсидий, независимых фондов), найма квалифицированного управленческого и технического персонала. Он может быть использован для установления приоритетов при развёртывании производства. В нём определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения
В основу бизнес-планирования кладётся маркетинговый подход. Особенность этого подхода к экономической деятельности предприятия заключается в том, что все технические, коммерческие и сбытовые мероприятия рассматриваются комплексно, то есть в тесной связи производственной или торговой деятельности с внутренней структурой, контактами с поставщиками сырья и комплектующих изделий.
Бизнес-план –
письменный документ, в котором изложена
суть, направления и способы
Две основные функции: внешняя – ознакомление заинтересованных лиц со смыслом и эффективностью новой предпринимательской идеи; внутренняя – обработка системы управления при реализации предпринимательского проекта.
Бизнес-план действующего предприятия необходим для регулирования текущей деятельности. Он должен быть подробным и удобным в пользовании, и рассматриваться как инструмент внутрифирменного планирования. Такой бизнес-план разрабатывается в основном по разделам: изучение рынков продукта, анализ маркетинга, разработка плана производства с расчётами материальных и трудовых ресурсов, разработка финансового плана.
Бизнес-план вновь создаваемого предприятия начинается с изучения рынка продукции, которую выпускает предприятие и определение целей и стратегии. Также рассчитываются все остальные разделы. Рассматриваются перспективы развития субъекта хозяйственной деятельности. Бизнес-план может являться плановым документом, который разрабатывается на уровне структурной единицы большой коммерческой организации.
Бизнес-план инвестиционного проекта является обоснованием осуществления проекта. При оценке проекта потенциальными инвесторами, либо банком делается анализ по всем основным разделам бизнес-плана. При этом анализируются цели проекта: ответ на вопрос, почему предприятие не может профинансировать проект из собственной прибыли, резервов или путём выпуска новых акций.
Бизнес-план также используется при проведения санации (мероприятия по предотвращению банкротства предприятий с помощью банков или государства).
Бизнес-план имеет свою структуру и содержание, которые, однако, они не регламентированы в строгом смысле этого слова, но в тоже время такой план имеет определённые разделы: