Леккции по "Экономике предприятий"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:42, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1 ТЕОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ТЕМА 2 ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
...
Тема 10. Инновационная деятельность
Тема 15. Развитие предприятий: современные модели, трансформация и реструктуризация

Файлы: 16 файлов

Тема 1 Теории предприятий.doc

— 63.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10 Инновацион. деят..doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11 Технико-технологическая база.doc

— 66.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12 Организация и качество.doc

— 108.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13 Затраты.doc

— 980.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 14 Фин-экон результаты.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 15 Развитие предприятий.doc

— 57.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16 Безопасность и антикризисная деятельность.doc

— 88.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2 Виды предприятий.doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3 Внешн. среда.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4 Структура и управление.doc

— 70.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 5 Рынок и продукция.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6 Планирование.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)


ТЕМА 6

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1. Основы планирования.

2. Стратегическое  планирование развития предприятия.

3. Тактическое  и оперативное планирование.

4. Прогнозирование  развития предприятия.

 

1. Основы  планирования

 

Одной из функций  управления предприятием является планирование его деятельности.

Планирование – это процесс определения целей предприятия на определенный период, а также способов достижения этих целей.

Планирование деятельности предприятия входит в систему  организации управления предприятием, оно требует много времени, а также многочисленных данных и проведение анализа.

Следует отметить, что  процесс планирования в основном направлен на рассмотрение ресурсов четырёх типов:

основных и вспомогательных  материалов, энергии (топлива), и услуг;

оборудования;

трудовых ресурсов (кадров);

денежных средств.

Планирование деятельности предприятия в условиях жёсткой  конкуренции является важнейшим  условием выживаемости, экономического роста и процветания. Именно оно  позволяет оптимально увязать имеющиеся возможности предприятия по выпуску продукции со сложившимися на рынке спросом и предложением.

Таким образом, сущность планирования заключается в том, что:

а) оно имеет дело с  выбором множества возможных  альтернатив развития предприятия  в будущем;

б) реализация выбранной  альтернативы осуществляется на основе решений, принимаемых сегодня;

в) планирование есть непрерывный  процесс принятия решений, в ходе которого постоянно уточняются во времени  цели и задачи развития предприятия, определяется стратегия и политика по их достижению, разрабатываются детальные планы, в которых скоординировано выполнение показателей, отражающих различные стороны его деятельности;

г) функционирование предприятия  должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объёме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы предприятия, группы лиц;

д)  в силу различий в самой сущности и характере  проявления факторов производства и  задач, вытекающих из отдельных направлений  деятельности предприятие, планирование подразделяется на долгосрочное и краткосрочное.

Планирование деятельности предприятия осуществляется по трём основным направлениям: планирование основной (производственной деятельности), инвестиционное планирование и финансовое планирование.

Планирование производственной деятельности предприятия направлено на поддержание его эффективного функционирования,  которое определяется такими обстоятельствами как:

правильность установления что, к какому времени, какого качества и сколько производить с учётом спроса и предложения;

выбор оптимальной технологии и организации производства; современное  и рациональное ресурсное обеспечение;

величина основного  и оборотного капиталов;

формы и методы реализации продукции и некоторые другие.

Поскольку каждое предприятие стремится к оптимальному сочетанию данных факторов, – это предполагает необходимость применения соответствующих форм и методов их внутренней увязки и применения. Такой формой является планирование производственной и хозяйственной деятельности.

В наше время наиболее развитая сфера инвестиций для предприятий – это реальные инвестиции, связанные с воспроизводством основных фондов.

Кроме реальных (прямых) инвестиций существуют ещё и финансовые (вложения в ценные бумаги), а также  интеллектуальные (покупка патентов, ноу-хау и так далее) инвестиции. Таким образом, финансово-инвестиционная деятельность предприятия связана с вопросами прогноза продажи и покупки ценных бумаг, выпуском акций и облигаций, операций с недвижимостью, получением и погашением займов, прочей деятельностью, связанной с операциями на фондовом рынке и в банковской сфере.

Финансовое  планирование является отправной точкой, и конечным пунктом всей системы планирования, включая в себя всю производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Главная задача финансового планирования заключается в обосновании стратегии фирмы, предприятия на товарных, финансовых, информационных и других рынках на предстоящий хозяйственный период с позиций экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском или в определении необходимого объёма финансовых ресурсов с учётом оптимальной структуры капитала.

Основная цель финансового планирования заключается  в том, чтобы оценить потребности  и пути финансирования, определить источники и направления использования средств и своевременно принимать решения об изменении направлений вложения средств.

 

3. Принципы  и методы планирования на предприятии

 

Успешное планирование возможно при соблюдении следующих  основных принципов планирования:

1) Выбор, обоснование целей и результатов деятельности предприятия. Четко определенные цели  - исходный пункт планирования.

2) Принципы  системности – планирование должно  охватывать все сферы деятельности  предприятия, изменения и обратные  связи в системах. Этот принцип  позволяет определить цели по их подчиненности, возможность альтернативных путей и способов достижения целей.

3) Принцип  непрерывности означает:

- взаимосвязь  долго-, средне- и краткосрочных планов;

- своевременную  корректировку перспективных и  текущих планов исходя из изменений внешней и внутренней среды хозяйствования.

4) Принцип  сбалансированности. Его суть в  необходимой и достаточной количественной  сопоставимости между взаимосвязанными  разделами и показателями плана.  Это определяющее условие обоснованности  планов и реальности их выполнения. (Соответствие между потребностями в ресурсах и наличием таковых).

Идеальное соблюдение этого принципа – не гарантирует  появление диспропорций по разным причинам. Этот принцип также требует планирования быстрой и адекватной реакции на изменения условий хозяйствования.

5) Принцип  адекватности систем планирования. В рыночных условиях постоянно  необходимо менять номенклатуру  продукции, производственную и  организационную структуры предприятия,  технологию изготовления – поэтому  необходимо: методы планирования, показатели, разделы планов и организацию самого процесса планирования – тоже менять. Либо улучшать существующие методы планирования либо применять принципиально новые методы и процедуры планирования.

 

Планирование  деятельности предприятий осуществляется с помощью разных методов. Выбирая методы планирования необходимо иметь ввиду следующее:

во-первых, они  должны быть адекватны внешними условиями  хозяйствования и особенностями  экономических отношений в стране;

во-вторых –  учитывать профиль деятельности предприятия.

 

Классификация методов планирования деятельности предприятия 

Классификация признак

Методы планирования

Выходные условия  для разработки плана

- ресурсный  (по возможностям)

- целевой (по  потребности)

Принципы определения плановых показателей

- экстраполяционный

- интерполяционный

Способ расчета  плановых показателей

- экспертно-статистический

- факторный

- нормативный

Согласованность ресурсов и потребностей

- балансовый 

- матричный

Вариантность  планов

- одновариантный

- поливариантный

- экономико-математической  оптимизации

Способы расчетов

- ручной

- механизированный

- автоматизированный

Форма представления  плановых показателей

- табличный

- линейно-графический

- логико-структурный  (сетевой)

Временной горизонт (длительность времени на которое составляется план)

- краткосрочное  планирование - 1 год;

- среднесрочное  от 1 до  5 лет; 

- долгосрочное   > 5 лет

Функциональный  отдел

- планирование  сбыта,

- планирование  снабжения, 

- финансовое  планирование и т.д.

Иерархия руководства

- общее планирование,

- планирование  по отделам, 

- планирование  работы рабочих мест

Иерархия планирования

- высший уровень  - стратегический план

- средний –  тактический план

- низший  - оперативный план


 

Рассмотрим  некоторые методы более подробно.

Ресурсный метод используется при условии монопольного положения предприятия или слабой конкуренции

Метод экстраполяция – на основе динамики показателей в прошлом (при сохранении пропорций в будущем).

Интерполяции – установление цели соответствующих значений плановых показателей (обратное движение)

Экспертно-статистические – используются статистические данные за предыдущие годы

Факторный метод – плановые показатели определяются с учетом влияния наиболее значительных факторов (показателей).

Нормативный метод – плановые показатели рассчитываются на основе прогрессивных норм использования ресурсов с учетом изменений в результате внедрения организационно-технических мероприятий в плановом периоде.

Балансовый метод. Его суть в разработке таблиц-балансов в одной части, которых направления использования ресурсов, в другой – источники поступления этих ресурсов.

Матричный метод – развитие балансового метода путем построения моделей взаимосвязи между производственными подразделения и их плановыми показателями.

Экономико-математической оптимизации – оптимизации наиболее важных разделов с помощью экономико-математического моделирования.

 

Стратегическое, тактическое и  оперативное планирование.

Существуют  три аспекта, на основе которых и  происходит их разделение.

  1. временной:

  - долгосрочный  план - стратегический;

  - среднесрочный  план - тактический;

            - краткосрочный - оперативный.

  1. охват сфер влияния:

- стратегический  – предприятие и его связи  с внешней средой;

- тактический  – предприятие в узком значении;

- оперативный  – подразделение предприятия,  вплоть до рабочего места.

  1. содержательный:

- стратегический  план – определяют миссию и  подчиненные ей цели;

- тактический  план – конкретные тактические  способы достижения    целей;

- оперативный  – детальная разработка планов предприятия и его подразделений.

 

2. Стратегическое  планирование развития предприятия

 

Бизнес-план используется как основной документ для обоснования инвестиций и привлечения инвесторов, а также получения различных видов финансирования (например, правительственных субсидий, независимых фондов), найма квалифицированного управленческого и технического персонала. Он может быть использован для установления приоритетов при развёртывании производства. В нём определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения

В основу бизнес-планирования кладётся маркетинговый подход. Особенность  этого подхода к экономической  деятельности предприятия заключается  в том, что все технические, коммерческие и сбытовые мероприятия рассматриваются  комплексно, то есть в тесной связи производственной или торговой деятельности с внутренней структурой, контактами с поставщиками сырья и комплектующих изделий.

Бизнес-план –  письменный документ, в котором изложена суть, направления и способы реализации предпринимательской идеи, охарактеризованы, рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты будущего бизнеса.

Две основные функции: внешняя – ознакомление заинтересованных лиц со смыслом  и  эффективностью новой предпринимательской  идеи; внутренняя – обработка системы управления при реализации предпринимательского проекта.

Бизнес-план действующего предприятия необходим для регулирования текущей деятельности. Он должен быть подробным и удобным в пользовании, и рассматриваться как инструмент внутрифирменного планирования. Такой бизнес-план разрабатывается в основном по разделам: изучение рынков продукта, анализ маркетинга, разработка плана производства с расчётами материальных и трудовых ресурсов, разработка финансового плана.

Бизнес-план вновь  создаваемого предприятия начинается с изучения рынка продукции, которую выпускает предприятие и определение целей и стратегии. Также рассчитываются все остальные разделы. Рассматриваются перспективы развития субъекта хозяйственной деятельности. Бизнес-план может являться плановым документом, который разрабатывается на уровне структурной единицы большой коммерческой организации.

Бизнес-план инвестиционного  проекта является обоснованием осуществления проекта. При оценке проекта потенциальными инвесторами, либо банком делается анализ по всем основным разделам бизнес-плана. При этом анализируются цели проекта: ответ на вопрос, почему предприятие не может профинансировать проект из собственной прибыли, резервов или путём выпуска новых акций.

Бизнес-план также  используется при проведения санации (мероприятия по предотвращению банкротства предприятий с помощью банков или государства).

Бизнес-план имеет свою структуру и содержание, которые, однако, они не регламентированы в строгом смысле этого слова, но в тоже время такой план имеет определённые разделы:

  1. Резюме – краткий обзор проекта, его ключевые аспекты.
  2. Отрасль,    и ее продукция (услуги) – ситуация и тенденции развития отрасли, описание продукта, стратегия фирмы.
  3. Исследования рынка – характеристика рынка, оценка влияния внешних факторов.
  4. Маркетинговый план – стратегия маркетинга, ожидаемые объемы продажи.
  5. Производственный план – основные технологические операции, оборудования, помещения, сырье и материалы, комплектующие.
  6. Организационный план – форма организации бизнеса, собственная организация управления, кадровая политика.
  7. Оценка рисков – возможные риски и способы их 
  8. Финансовый план – доходы и расходы, план движения денежных средств, плановый баланс, финансовые коэффициенты.

Тема 7 Персонал, производительность, оплата.doc

— 144.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8 Капитал.doc

— 267.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9 Инвестиции.doc

— 67.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Леккции по "Экономике предприятий"