Леккции по "Экономике предприятий"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:42, курс лекций

Описание работы

ТЕМА 1 ТЕОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ТЕМА 2 ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
...
Тема 10. Инновационная деятельность
Тема 15. Развитие предприятий: современные модели, трансформация и реструктуризация

Файлы: 16 файлов

Тема 1 Теории предприятий.doc

— 63.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10 Инновацион. деят..doc

— 39.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11 Технико-технологическая база.doc

— 66.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 12 Организация и качество.doc

— 108.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 13 Затраты.doc

— 980.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 14 Фин-экон результаты.doc

— 61.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 15 Развитие предприятий.doc

— 57.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 16 Безопасность и антикризисная деятельность.doc

— 88.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 2 Виды предприятий.doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 3 Внешн. среда.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 4 Структура и управление.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

Организационные методы делятся на регламентные и распорядительные.

Сущность регламентных методов состоит в формировании структуры и иерархии управления, делегировании полномочий и ответственности работникам, определении ориентиров деятельности подчиненных, предоставлении методической, инструктивной и другой помощи исполнителям.

Распорядительные  методы управления охватывают оперативную организационную работу, т.е. определение и распределение конкретных заданий исполнителям, контроль за их выполнением, проведение совещаний и т.д.

 

4. Организационные структуры управления предприятием

 

Организационная структура управления – это форма системы управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность её элементов. В такой структуре каждый элемент имеет определенное место и соответствующие связи с другими элементами. Такие связи делятся на: линейные, функциональные и межфункциональные.

Линейные  связи возникают между подразделениями и руководителями разных уровней управления, где один руководитель подчинен другому (директор – начальник цеха – мастер).

Функциональные  связи характеризуют взаимодействие руководителей, которые выполняют функции на разных уровнях управления, но между ними нет административного подчинения (начальник цеха – начальник планового отдела).

Межфункциональные связи – это связи между подразделениями одного уровня управления (начальник цеха – начальник цеха).

Характер связей и определяет структуру управления предприятием.

Линейная  структура – это структура, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия. При линейной структуре каждый подчиненный имеет лишь одного руководителя.

Преимущества: четкое взаимодействие, однозначность команд, оперативность подготовки и реализации управленческих решений, надежный контроль.

Недостатки: руководитель должен быть высококвалифицированным универсалом, способным решать любые стратегические и текущие вопросы деятельности подчиненных ему подразделений.

Функциональная  структура. Основой является разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления, т.е. каждый исполнитель получает распоряжение от нескольких руководителей функциональных отделов.

Преимущества: обеспечивается компетентное руководство относительно каждой управленческой функции.

Недостатки: возможны противоречивые распоряжения, возникают трудности в координации деятельности управленческих служб.

Линейно-функциональная структура – основывается на распределении полномочий и ответственности по функциям управления и принятии решений по вертикали. Управление организовано по линейной схеме, а функциональные отделы помогают линейным руководителям принимать решения. Линейные руководители не подчинены функциональным руководителям.

Преимущества: благодаря своей иерархичности обеспечивает быструю реализацию управленческих решений, способствует специализации и повышению эффективности работы функциональных служб, обеспечивает необходимый маневр ресурсами. Она является наиболее целесообразной при массовом производстве с постоянным ассортиментом продукции и незначительными эволюционными изменениями технологии ее изготовления.

Недостатки: при условии частых технологических изменений, обновлении номенклатуры продукции использование этой оргструктуры замедляет сроки подготовки и принятия управленческих решений, не обеспечивает надлежащую согласованность в работе функциональных отделов.

Дивизиональная  структура управления – основана на углублении раздела управленческих функций. При ее использовании происходит децентрализация оперативных функций управления, осуществляемых производственными структурными звеньями и централизация общекорпоративных функций (стратегические решения, маркетинговые исследования, финансовая деятельность), которые сосредотачиваются в высших звеньях администрации интегрированных предпринимательских структур. При этом используется принцип разделения труда по целям.

Таким образом, при дивизионной структуре каждое производственное подразделение предприятия имеет достаточно разветвленную структуру управления, обеспечивающую его автономное функционирование. Лишь стратегические функции управления централизованы на высшем уровне. При этом группировка производственных подразделений возможна по трем вариантам:

  1. продуктовый (изготовление определенного продукта);
  2. по группам потребителей (удовлетворение потребностей определенной группы потребителей);
  3. по месту нахождения (размещение в определенном географическом районе).

Преимущества: гибкое реагирование на изменения во внешней среде, быстрое принятие управленческих решений и улучшение их качества.

Недостатки: требует увеличения численности аппарата управления и расходов на его содержание.

При матричной структуре управления наряду с линейными руководителями предприятия и рациональным аппаратом управления выделяют (формируют) еще и временные предметно-специализированные проектные группы.

Такие группы создаются  из специалистов постоянных функциональных отделов, которые только временно подчиняются руководителю проекта. После завершения работ над проектом эти специалисты возвращаются к своим функциональным подразделениям.

Главное преимущество данной структуры – это гибкость и ориентация на нововведения.

Недостатки: увеличение численности управленческого персонала, рост количества информационных связей между работниками подразделений, возможные конфликтные ситуации между ними.


Тема 5 Рынок и продукция.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 6 Планирование.doc

— 91.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7 Персонал, производительность, оплата.doc

— 144.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8 Капитал.doc

— 267.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9 Инвестиции.doc

— 67.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Леккции по "Экономике предприятий"