Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:42, курс лекций
ТЕМА 1 ТЕОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ТЕМА 2 ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
...
Тема 10. Инновационная деятельность
Тема 15. Развитие предприятий: современные модели, трансформация и реструктуризация
Организационные методы делятся на регламентные и распорядительные.
Сущность регламентных методов состоит в формировании структуры и иерархии управления, делегировании полномочий и ответственности работникам, определении ориентиров деятельности подчиненных, предоставлении методической, инструктивной и другой помощи исполнителям.
Распорядительные методы управления охватывают оперативную организационную работу, т.е. определение и распределение конкретных заданий исполнителям, контроль за их выполнением, проведение совещаний и т.д.
4. Организационные структуры управления предприятием
Организационная структура управления – это форма системы управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность её элементов. В такой структуре каждый элемент имеет определенное место и соответствующие связи с другими элементами. Такие связи делятся на: линейные, функциональные и межфункциональные.
Линейные связи возникают между подразделениями и руководителями разных уровней управления, где один руководитель подчинен другому (директор – начальник цеха – мастер).
Функциональные связи характеризуют взаимодействие руководителей, которые выполняют функции на разных уровнях управления, но между ними нет административного подчинения (начальник цеха – начальник планового отдела).
Межфункциональные связи – это связи между подразделениями одного уровня управления (начальник цеха – начальник цеха).
Характер связей и определяет структуру управления предприятием.
Линейная структура – это структура, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия. При линейной структуре каждый подчиненный имеет лишь одного руководителя.
Преимущества: четкое взаимодействие, однозначность команд, оперативность подготовки и реализации управленческих решений, надежный контроль.
Недостатки: руководитель должен быть высококвалифицированным универсалом, способным решать любые стратегические и текущие вопросы деятельности подчиненных ему подразделений.
Функциональная структура. Основой является разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления, т.е. каждый исполнитель получает распоряжение от нескольких руководителей функциональных отделов.
Преимущества: обеспечивается компетентное руководство относительно каждой управленческой функции.
Недостатки: возможны противоречивые распоряжения, возникают трудности в координации деятельности управленческих служб.
Линейно-функциональная структура – основывается на распределении полномочий и ответственности по функциям управления и принятии решений по вертикали. Управление организовано по линейной схеме, а функциональные отделы помогают линейным руководителям принимать решения. Линейные руководители не подчинены функциональным руководителям.
Преимущества: благодаря своей иерархичности обеспечивает быструю реализацию управленческих решений, способствует специализации и повышению эффективности работы функциональных служб, обеспечивает необходимый маневр ресурсами. Она является наиболее целесообразной при массовом производстве с постоянным ассортиментом продукции и незначительными эволюционными изменениями технологии ее изготовления.
Недостатки: при условии частых технологических изменений, обновлении номенклатуры продукции использование этой оргструктуры замедляет сроки подготовки и принятия управленческих решений, не обеспечивает надлежащую согласованность в работе функциональных отделов.
Дивизиональная структура управления – основана на углублении раздела управленческих функций. При ее использовании происходит децентрализация оперативных функций управления, осуществляемых производственными структурными звеньями и централизация общекорпоративных функций (стратегические решения, маркетинговые исследования, финансовая деятельность), которые сосредотачиваются в высших звеньях администрации интегрированных предпринимательских структур. При этом используется принцип разделения труда по целям.
Таким образом,
при дивизионной структуре
Преимущества: гибкое реагирование на изменения во внешней среде, быстрое принятие управленческих решений и улучшение их качества.
Недостатки: требует увеличения численности аппарата управления и расходов на его содержание.
При матричной структуре управления наряду с линейными руководителями предприятия и рациональным аппаратом управления выделяют (формируют) еще и временные предметно-специализированные проектные группы.
Такие группы создаются из специалистов постоянных функциональных отделов, которые только временно подчиняются руководителю проекта. После завершения работ над проектом эти специалисты возвращаются к своим функциональным подразделениям.
Главное преимущество данной структуры – это гибкость и ориентация на нововведения.
Недостатки: увеличение численности управленческого персонала, рост количества информационных связей между работниками подразделений, возможные конфликтные ситуации между ними.