Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:42, курс лекций
ТЕМА 1 ТЕОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ТЕМА 2 ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
...
Тема 10. Инновационная деятельность
Тема 15. Развитие предприятий: современные модели, трансформация и реструктуризация
Рi100 – величина i-го параметра, при которой потребность удовлетворяется полностью.
Таким образом проводятся расчеты по всем техническим параметрам.
В структуре потребности различные элементы имеют неодинаковую значимость. Для получения на базе единичных группового показателя, характеризующего соответствие изделия потребности, необходимо их объединить с учетом значимости каждого единичного показателя.
I тп
=
где I тп – групповой показатель по техническим параметрам;
аi – вес i-го параметра в общем наборе (определяется методом экспертной оценки);
п – число параметров, участвующих в оценке.
Определение веса каждого параметра поручают группе экспертов, располагающим необходимой информацией.
Полученный показатель по сути характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров.
Для расчета показателя конкурентоспособности в данном случае необходимы обширная и точная информация о потребностях покупателей, трудоемкие и дорогостоящие рыночные исследования. Поэтому часто целесообразнее оценивать конкурентоспособность косвенным методом – с помощью товара-образца. В этом случае за основу берется не потребитель, а товар-образец, уже пользующийся спросом. Важным моментом является выбор наиболее конкурентоспособного товара в качестве базы для сравнения
В случае применения образца как
базы для сравнения единичные
параметрические индексы
qi
= qi =
qi
= qi =
qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-ому параметру;
Рi – величина i-го параметра для анализируемого товара;
Рi0 – величина i-го параметра для образца;
Первая из представленных формул используется тогда, когда рост показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара. Когда же уменьшение показателя соответствует улучшению параметра анализируемого товара, используется вторая формула.
Однако приведенные выше единичный и групповой показатели, отражая степень удовлетворения потребности, еще не дают возможности оценить конкурентоспособность товара. Для этого необходимо сопоставить показатели анализируемого товара и его конкурента и выяснить, какой из товаров в большей степени соответствует потребности. Это соотношение и позволяет определить уровень конкурентоспособности данного товара в сравнении с товаром-конкурентом.
К =
где К – показатель конкурентоспособности товара по отношению к конкуренту по техническим параметрам;
I тп 1, I тп 2 – групповые показатели по техническим параметрам для 1-го товара и товара-конкурента.
Если К > 1, анализируемое изделие превосходит образец, если К < 1, то оно уступает ему, если К = 1, то товары одинаковы по конкурентоспособности.
Полученный показатель дает возможность ответить на вопрос – способен ли данный товар и в какой степени удовлетворить существующую потребность. Однако существует еще один очень важный аспект – это уровень затрат, при котором данная потребность может быть удовлетворена. С этой целью необходим анализ экономических параметров. В связи с этим возникает потребность определения цены потребления. Цена потребления включает затраты, связанные с приобретением и эксплуатацией товара.
Для нахождения уровня конкурентоспособности по экономическим параметрам необходимо провести сопоставление цен потребления анализируемого товара и образца, т.е.
І эп =
где І эп – показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам (ценам потребления);
С – цена потребления анализируемого товара;
Со – цена потребления товара-образца.
В качестве комплексного параметра, применяемого для оценки конкурентоспособности, может выступать интегральный показатель конкурентоспособности (или удельный полезный эффект), определяемый как отношение суммарного полезного эффекта (Эп) к цене потребления (Цпотр).
К =
Государственный заказ должен подкрепляться рядом стимулов и определенными гарантиями, к числу которых можно отнести:
приоритетное обеспечение
льготы на выдачу кредитов,
гарантии сбыта всей выпущенной продукции,
льготное ценообразование,
льготы по налогу на прибыль.
Государственные заказы широко распространены в ряде западных стран. Государственный заказ в западных странах по существу представляет собой договор между государством в лице того или иного министерства и фирмой. Обычно предметом договора является поставка продукции или проведение различных видов научных работ. Государство и предприятие выступают здесь как коммерческие партнеры, берущие на себя определенные обязательства в соответствии с контрактом. В договоре предусматривается, что в случае невыполнения тех или иных условий фирмы обязаны возместить государственные затраты.
Что же привлекает фирмы в госзаказе? Прежде всего:
твердая гарантия сбыта продукции,
высокий уровень цен,
налоговые и кредитные льготы,
отсутствие риска неплатежа,
получение госзаказа, существенно повышающее престиж фирмы.
Распределение госзаказов по сути дела конкурсное, хотя зачастую и не называется таковым. Шанс получить госзаказ имеют лишь наиболее конкурентоспособные фирмы, которые, по мнению компетентных государственных органов, в состоянии наилучшим образом выполнить заказ.
Государственный заказ в современной экономике развитых стран является одним из наиболее эффективных инструментов воздействия на современный общественный спрос. Одновременно госзаказы активно используются для решения крупномасштабных стратегических задач, проведения долгосрочной структурной политики.
В каких же отраслях особенно велика доля госзаказа в объеме производства? Предпочтение в предоставлении госзаказов в западных странах отдается предприятиям военно-промышленного комплекса (2/3 государственных заказов США), а также тем гражданским отраслям, которые определяют научно-технический прогресс.
Посредством госзаказов государство
существенно облегчает
В Украине государственный заказ
регламентируется законом Украины
«О поставках продукции для