Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:42, курс лекций
ТЕМА 1 ТЕОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ТЕМА 2 ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
...
Тема 10. Инновационная деятельность
Тема 15. Развитие предприятий: современные модели, трансформация и реструктуризация
В зависимости от различных видов бизнес-планов, то есть, является ли он бизнес-планом действующего предприятия или вновь созданного, или это бизнес-план инвестиционного проекта, его структура, способ представления ключевых моментов, приоритетностей целей и направлений развития должны различаться.
3. Тактическое и оперативное планирование
4. Прогнозирование развития предприятия
Прогноз (от греческого предвидение) – это попытка определить состояние какого-то явления или процесса в будущем. Процесс разработки прогноза называют прогнозированием.
Прогнозирование развития (состояния) предприятия или организации – это научное обоснование возможных количественных и качественных изменений состояния (уровня развития) в будущем, а также альтернативных способов и сроков достижения ожидаемого состояния.
Процесс прогнозирования всегда основывается на определенных принципах. Основные из них это:
В зависимости от источника информации, технологии ее обработки и полученных результатов экономические методы прогнозирования делятся на две примерно равные группы:
а) фактографические;
б) эвристические.
Фактографические методы прогнозирования основываются на использовании фактических материалов, которые детально характеризуют изменения во времени всей совокупности или отдельных показателей деятельности предприятия.
Основными фактографическими методами прогнозирования являются:
1. Метод экстраполяции. В основу этого метода положено допущение про неизменность причин, которые определяют развитие предприятия, т.е. закономерность развития предприятия в прошлом экстраполируются – переносятся на процесс развития предприятия в будущем. (Один из основных методов прогнозирования).
2. Метод функций. Математико-статистический метод, основанный на использовании корреляционных функций. Состоит из двух этапов: на первом формируют задачи прогнозирования и определяют критерии их решения, а на втором используя временной ряд для определения прогнозируемой величины в перспективе.
Временной ряд – процесс изменения параметров производства во времени.
3. Метод корреляционных моделей. Поиск математической зависимости одного показателя от другого (парная) или одного показателя от группы других показателей (множественная корреляция).
Обязательным условием возможности и целесообразности использования этого метода является установление степени надежности корреляционных зависимостей на основе логического анализа достаточности выборки.
Эвристические методы прогнозирования предусматривают разработку прогнозов с помощью логических приемов и теоретических исследований.
Эти методы
делятся на две подгруппы:
Интуитивные методы: - метод экспертных оценок;
- метод «мозговой атаки».
Аналитические методы: - метод морфологического анализа;
- метод построения «дерева целей»;
- метод информационного моделирования;
При отсутствии достаточного количества статистической информации используют метод экспертных оценок – сбор необходимой информации путем анкетирования. При этом используют два подхода индивидуальной и групповой оценки. Индивидуально каждый эксперт дает свою оценку. Групповая оценка – суммарная оценка, которую дает группа экспертов.
Метод «мозговой атаки» - творческое сотрудничество определенной группы экспертов путем проведения дискуссии. Необходимо соблюдение двух условий: первое - в процессе дискуссии не допускается критика и комментарии, второе - не отбрасывается никакая даже самая абсурдная идея.
Аналитические методы: метод морфологического анализа – исследование всех возможных вариантов, исходя из закономерностей построения (морфологии) объекта прогнозирования. Прогнозирование осуществляется путем комбинирования всех возможных вариантов развития предприятия.
Метод построения «дерева целей» - разделения основных задач прогнозирования на цели и подцели и установления на основе экспертных оценок возможных связей между ними.
Возможны и другие методы прогнозирования развития предприятия: метод патентной экспертизы, метод интерполяций, метод аналогий и др.