Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:42, курс лекций
ТЕМА 1 ТЕОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ТЕМА 2 ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ
...
Тема 10. Инновационная деятельность
Тема 15. Развитие предприятий: современные модели, трансформация и реструктуризация
2. Объекты, которые охраняются авторским правом и смежными правами:
произведения в сфере науки, литературы, искусства;
научные открытия;
компьютерные программы;
базы данных и др.
3. Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности:
рационализаторские
«ноу-хау»;
коммерческие тайны.
Изобретение – это результат творческой деятельности человека в любой сфере технологии, решение технического задания в определенной отрасли народного хозяйства, характеризующее существенной новизной и обеспечивающее положительный эффект (практическую пользу).
Полезная модель – это результат интеллектуальной деятельности человека, объектом которой является новая по виду, форме, размещению частей или построению модель, пригодная для промышленного изготовления.
Промышленный образец – новое художественное и художественно-конструкторское решение изделий, когда достигается единство технических и эстетических свойств, определяющих внешний вид промышленного изделия. Промышленный образец может быть объемным (модель), плоским (рисунок) или комбинированным.
Торговая марка (знак для товаров и услуг) – любое оригинальное обозначение или любая комбинация обозначений, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от однородных товаров и услуг других лиц. Основное задание торговой марки состоит в идентификации товара или услуги и его производителя на рынке. Она выполняет одновременно две функции: 1) рекламирует товар или услугу; 2) гарантирует их качество.
Коммерческое (фирменное) наименование – это сложившееся обозначение предприятия или гражданина-предпринимателя, от имени которого осуществляется производственная или иная деятельность. Оно используется для идентификации субъектов хозяйствования и выделения их среди других, а также для общей характеристики их репутации на рынке. Гражданин-предприниматель имеет право заявить как коммерческое наименование свою фамилию или имя.
Рационализаторское предложение – признанное юридическим лицом предложение, содержащее технологическое (техническое) или организационное решение в любой сфере его деятельности. Объектом рационализаторского предложения может быть материальный объект или процесс.
«Ноу-хау» (в переводе с английского «знать, как сделать») – опыт предприятия в технической, управленческой, коммерческой, финансовой и других сферах деятельности, который может быть практически использован в научных исследованиях и разработках или в процессе изготовления и реализации продукции.
К «ноу-хау» относятся также незапатентованные по различным причинам изобретения.
«Ноу-хау» имеет конфиденциальный характер, не защищается охранными документами, но и не опубликовывается, является собственностью предприятия.
Коммерческая тайна – это информация, непосредственно связанная с деятельностью предприятия, которая не является государственной тайной, но разглашение которой может принести вред интересам предприятия. Коммерческую тайну составляет совокупность производственно-хозяйственной, финансово-экономической и научно-технической информации о деятельности предприятия, разглашение которой может привести к негативным финансовым результатам.
Передача прав собственности на использование нематериальных ресурсов осуществляется в форме лицензионного соглашения.
Лицензионное соглашение – это договор, согласно которого владелец нематериального ресурса (лицензиар) передает другой стороне (лицензиату) лицензию на использование в определенных пределах своих прав на патенты, «ноу-хау», торговые марки и т.п.
Лицензией называется разрешение использовать нематериальный ресурс на протяжении определенного срока за обусловленное вознаграждение.
7. Понятие и классификация нематериальных активов предприятия
Нематериальные активы – стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав.
Нематериальные активы представляют вложения денежных средств предприятия (его затраты) в нематериальные ресурсы, используемые в течение длительного периода времени в хозяйственной деятельности и приносящие доход.
В соответствии
со стандартом бухгалтерского учета
№8 «Нематериальные активы» немате
Классификация и учет нематериальных активов ведется по каждому объекту по таким группам:
1) права пользования природными ресурсами;
2) права пользования имуществом (земельным участком, зданием, право на аренду помещений и т.п.).
3) права на
знаки для товаров и услуг
(товарные знаки, торговые
4) права на
объекты промышленной
5) авторские и смежные с ними права (право на литературные и музыкальные произведения, программное обеспечение для ЭВМ, базы данных и др.).
6) гудвил (разница
между рыночной и балансовой
стоимостью предприятия на
Гудвил может быть позитивный, когда стоимость предприятия превышает совокупную стоимость его активов и обязательств, и негативный, указывающий на заниженную цену предприятия.
7) прочие нематериальные
активы (право на ведение
Основными признаками нематериальных активов являются:
отсутствие материально-вещественной структуры;
использование на протяжение длительного периода времени (более одного года);
способность быть полезными предприятию;
высокая степень неопределенности размеров возможной прибыли от их использования в будущем.
8.Оценка и амортизация нематериальных активов
Нематериальные активы имеют денежную оценку.
Приобретенный или полученный нематериальный актив отражается в балансе предприятия, если:
1) существует вероятность получения будущих экономических выгод, связанных с его использованием;
2) его стоимость
может быть достоверно
Приобретенные (созданные) нематериальные активы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость приобретенного нематериального актива состоит из:
цены (стоимости) приобретения;
таможенной пошлины;
косвенных налогов, которые не подлежат возмещению;
других расходов, непосредственно связанных с его приобретением и доведением до состояния готовности к использованию по назначению.
К первоначальной
стоимости нематериального
1) прямые расходы на оплату труда;
2) прямые материальные затраты;
3) другие расходы,
непосредственно связанные с
созданием этого нематериальног
Остаточная стоимость нематериальных активов определяется как разница между первоначальной стоимостью и начисленным износом.
Первоначальная
стоимость нематериальных активов
увеличивается на сумму расходов,
связанных с
Предприятие может осуществлять переоценку по справедливой стоимости нематериальных активов. Переоценка осуществляется с помощью индекса переоценки, который определяется как отношение справедливой стоимости объекта и его остаточной стоимости.
Начисление
амортизации нематериальных активов
осуществляется на протяжение срока
их полезного использования, который
устанавливается предприятием при
признании этого объекта
При определении срока полезного использования объекта нематериальных активов следует учитывать:
сроки полезного использования подобных активов;
моральный износ, который предусматривается;
правовые или иные подобные ограничения по срокам его использования и другие факторы.
Метод начисления
амортизации нематериального
9. Правовая защита объектов интеллектуальной собственности
Правовая защита объектов интеллектуальной собственности состоит в запрете использования нематериальных активов без разрешения их владельца.
Право собственности на изобретения, полезные модели и промышленные образцы подтверждаются патентами.
Патент – выданный государственным органом (патентным ведомством) охранный документ, подтверждающий право его владельца на соответствующий объект промышленной собственности.
Правовая охрана торговых марок осуществляется на основе свидетельства.
Лицо, имеющее авторское право, может использовать знак охраны авторского права, который размещается на каждом экземпляре произведения, и зарегистрировать свое право в официальных государственных регистрах. О регистрации прав автора выдается свидетельство.
«Ноу-хау», рационализаторское предложение, гудвил, которые являются собственностью предприятия, не имеют специальной правовой защиты. Порядок их защиты определяется руководством предприятия.
10. Сущность и классификация оборотных средств
Оборотные средства – это совокупность денежных средств предприятия, необходимых для формирования и обеспечения кругооборота производственных оборотных фондов и фондов обращения.
Состав оборотных средств предприятия представлен на рис. 1.
Рис. 1 – Состав оборотных средств предприятия.
Назначение и функции, выполняемые оборотными фондами и фондами обращения различны.
Фонды обращения как часть оборотных средств не потребляются в производстве, а лишь авансируются для обеспечения постоянного движения денежных средств предприятия.
Оборотные производственные фонды расходуются на производство продукции, полностью потребляются в производственном процессе и переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию.
Оборотные средства находятся в постоянном кругообороте, проходя три стадии: денежную, производственную и товарную.
Схематически кругооборот оборотных средств можно представить так:
Д – Т …П… Т' – Д'
Ι-ая стадия |
ΙΙ-ая стадия |
ΙΙΙ-я стадия |
Авансирование денежных средств в предметы труда |
Процесс производства (производится готовый продукт)
|
Реализация готовой продукции |
Оборотные средства в форме фондов обращения |
Оборотные средства в форме оборотных фондов |
Оборотные средства в форме фондов обращения |
На первой стадии кругооборота происходит авансирование денежных средств для приобретения предметов труда. При этом денежная форма преобразуется в материальную, или товарную. После этого начинается вторая стадия – процесс производства, то есть производственная стадия, в результате чего производится готовый продукт, являющийся товаром данного производителя. На третьей стадии товарная форма превращается в денежную в результате реализации данного товара. Денежная форма, которую принимают оборотные средства на этой стадии кругооборота, является начальной стадией следующего этапа оборота.
Особенностью оборотных средств является то, что они участвуют только в одном производственном цикле. При этом они меняют свою вещественную форму, превращаясь из сырья в готовый продукт.
Эта особенность предопределяет главный экономический признак оборотных средств: свою стоимость они полностью переносят на стоимость готовой продукции в каждом производственном цикле, и после реализации продукции их стоимость снова возвращается производителю через выручку от реализации.
Постоянный кругооборот оборотных средств приводит к тому, что они находятся одновременно в трёх формах: производственной, товарной и денежной (начинается и заканчивается ею).