Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:16, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование конкурентоспособности продукции и определение направлений ее совершенствования.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть теоретические аспекты кокурентоспособности продукции;
- изучить организационно-экономическую характеристику предприятия;
- оценить финансовое состояние предприятия;
- провести исследование конкурентоспособности продукции;
- рассчитать экономическую эффективность от внедрения предложений и рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………............4
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ……………………………………...8
1.1. Понятие и элементы конкурентоспособности ……………………………………..8
1.2. Показатели конкурентоспособности и подходы к их оценке……………………15
1.3. Стратегии обеспечения конкурентоспособности продукции …………………...32
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……41
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия………………….41
2.2 Финансовый анализ предприятия…………………………………………………..56
2.3. Анализ конкурентоспособности продукции………………………………………75
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………………………………83
3.1.Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции……………..83
3.2.Оценка эффективности предложенных мероприятий…………………………….86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….95
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….98
………………………
Остальные единичные показатели объединяются в группы, для каждой из которых определяются групповые показатели.
На
основе полученной совокупности групповых
и единичных показателей
Данный метод имеет ряд недостатков:
Перечисленные
выше методики до сих пор используются
на предприятиях, но все большее
и большее распространение в
России получает параметрический
анализ и рейтинговая оценка
конкурентоспособности
Параметрический анализ используется в том случае, когда заказчиком выступает отдельное предприятие и получение даже публичной сводной финансовой отчетности и данных Госкомстата затратно с точки зрения затрат времени и ресурсов. В этом случае информационное обеспечение- это интервью с менеджерами предприятия-заказчика. Как правило эти данные основываются на субъективных суждениях и неформальных источниках информации, поэтому анализ в большей степени носит качественный (неформализованный) характер[10].
Также существуют и
Оценка
конкурентоспособности
Таким образом, на сегодняшний день существует несколько способов оценки конкурентоспособности продукции. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Но всех их можно свести в два базовых подхода к оценке конкурентоспособности это:
1.3. Стратегии
обеспечения
Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Под стратегией понимается комплексное планирование мер для оптимального приспособления предпринимательской деятельности к изменяющимся запросам потребителей, которые находятся в движении, протекающем на фоне конкурентной борьбы фирм и предприятий за конкретного потребителя.
Современные стратегии организации должны базироваться не только на познании внешних возможностей и опасностей, развитии сильных сторон, но и на познании и развитии внутреннего потенциала организации и стремлении так изменить свое окружение, чтобы внутренний потенциал получил максимальное выражение и востребование[25].
В абстрактном виде организация имеет несколько вариантов стратегического развития (назовем три из них):
Стратегии роста:
1) Оставить
все без изменений («ничего
не делать») – попытаться
2) Внутренний
рост – расширение деятельности
за счет внутренних ресурсов. Такая стратегия
имеет следующие варианты (рис 1.3):
ТОВАРЫ | |||
Старые | Новые | ||
Рынки | старые | Проникновение
на рынок
А |
Развитие продукции
В |
новые | Развитие рынка
Б |
Диверсификация
Г |
Рисунок 1.3. - Матрица Ансоффа
а) более глубокое внедрение на рынок (концентрация);
б) развитие рынка – представление на уже освоенные рынки различных модификаций товара;
в) разработка нового товара - стратегия предполагает значительную модификацию продукции или добавление новой к уже существующей с целью развить свое присутствие на рынке;
г) обновление включает замену существующих товаров новыми, что означает новый жизненный цикл товара, подразумевается, значительные изменения в продукции и требуется соответствующее финансирование;
3) Внешний рост. Этот вариант стратегии развития обычно реализуется посредством приобретений, слияний и образовании совместных предприятий.
а) горизонтальная интеграция – предприятие приобретает или сливается с основным конкурентом;
б) вертикальная интеграция – приобретение компании являющейся поставщиком (обратное направление интеграции) или покупателем (прямое направление) продукции данной фирмы;
в) концентрическая
диверсификация – включает внедрение
в область товаров или услуг,
которые связаны с
г) конгломератная диверсификация – вход компании в сферу товаров или услуг, которые на прямую не связаны с существующими технологиями и рынками.
4) Изъятие
вложений или упадок. Эти стратегии
подразумевают консолидацию и
перемещение капитала и
а) экономия – действия по снижению затрат, созданию дополнительных источников доходов, сокращению активов;
б) сдвиг – принятие новой стратегической позиции для отдельного вида товаров, освобожденные ресурсы перенаправляются в другую область;
в) изъятие вложений – продажа части предприятия, которая может дать необходимые ресурсы;
г) ликвидация – является крайним средством, когда другие меры не работают, предполагает продажу предприятия целиком либо по частям – одному либо различным покупателям[26].
5) Выход на международный рынок.
Стратегии по уровням иерархии управления:
-корпоративную (стратегия предприятия в целом);
-деловую (рассматривается одна специфическая сфера бизнеса);
-функциональную (план управления деятельностью одного подразделения);
-оперативную (управление ключевыми организационными звеньями, обеспечение стратегически важных задач).
Стратегии усиления конкурентных позиций.
М. Портер выделяет пять вариантов таких стратегий, позволяющих фирме добиться усиления конкурентных позиций:
-стратегия лидерства по издержкам – предусматривает снижение полных издержек производства товаров или услуг;
-стратегия широкой диверсификации – направлена на придание товарам компании специфических черт, отличающихся от товаров фирмы конкурента;
-стратегия оптимальных издержек – сочетание низкой цены товара и широкой диверсификации;
-сфокусированная стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках – ориентированна на узкий сегмент покупателей, где фирма опережает своих конкурентов за счет более низких издержек производства;
-сфокусированная стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции, ставит своей целью обеспечение представителей выбранного сегмента товарами и услугами, наиболее полно отвечающими их вкусам и требованиям.
Виды
стратегий, определяющих подходы к
построению конкурентной стратегии, схематически
представлены рисунком 1.4.
Рисунок 1.4. - Виды конкурентных стратегий
Маркетинговые
стратегии конкретизируют базисные
стратегии организации. Так стратегия
проникновения на рынок с новым
товаром может быть конкретизирована
с помощью матрицы «цена
Рисунок.1.5.-
Стратегии проникновения на рынок
Стратегия быстрого получения прибыли (интенсивная стратегия) применяется в следующих случаях:
-большинство покупателей не осведомлено о товаре и требуется затратить значительные усилия на их информирование и создание положительного отношения к товару;
-покупатели, осведомленные о товаре, согласны платить высокую цену.
Стратегия медленного получения прибыли (стратегия медленного проникновения) применяется в следующих случаях:
-емкость рынка является незначительной;
-товар известен большинству покупателей;
-покупатели готовы платить высокую цену;
-конкуренция на рынке незначительна.
Стратегия быстрого (широкого) проникновения применяется в следующих случаях:
-большая емкость рынка;
-покупатели плохо осведомлены о товаре;
-для большинства покупателей высокая цена неприемлема;
-конкуренция на рынке велика;
-рост масштабов производства уменьшает себестоимость единицы продукции.
Стратегия медленного проникновения (пассивная стратегия) на рынок применяется в следующих случаях:
-большая емкость рынка;
-хорошая осведомленность о товаре;
-отказ покупателей от приобретения дорогого товара;
-конкуренция на рынке не является высокой.
Что касается стратегии ухода с рынка, то она также может осуществляться разными способами. При ликвидации бизнеса организация обычно придерживается следующих правил: ликвидация не должна нарушить деловых связей с партнерами по бизнесу; ликвидация не должна нанести удар по престижу организации; ликвидация должна сопровождаться максимально бесконфликтным решением проблемы трудоустройства увольняемого персонала; ликвидация не должна повлиять на психологический климат в среде персонала и понизить престиж руководства организации.