Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:16, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование конкурентоспособности продукции и определение направлений ее совершенствования.
Для достижения указанной цели необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть теоретические аспекты кокурентоспособности продукции;
- изучить организационно-экономическую характеристику предприятия;
- оценить финансовое состояние предприятия;
- провести исследование конкурентоспособности продукции;
- рассчитать экономическую эффективность от внедрения предложений и рекомендаций.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….………………............4
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ……………………………………...8
1.1. Понятие и элементы конкурентоспособности ……………………………………..8
1.2. Показатели конкурентоспособности и подходы к их оценке……………………15
1.3. Стратегии обеспечения конкурентоспособности продукции …………………...32
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……41
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия………………….41
2.2 Финансовый анализ предприятия…………………………………………………..56
2.3. Анализ конкурентоспособности продукции………………………………………75
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ……………………………………………………………………………83
3.1.Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции……………..83
3.2.Оценка эффективности предложенных мероприятий…………………………….86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….95
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………….98
………………………
При постепенном сворачивании бизнеса ликвидируемое подразделение (организация) используется в качестве источника поступления финансовых ресурсов. Это обусловлено отказом от капиталовложений в модернизацию и постепенным снижением уровня финансирования текущих расходов.
Основная
проблема постепенного сворачивания —
недопущение утечки информации о
свертывании бизнеса, так как
распространение такой
Базисные стратегии завоевания преимуществ в конкурентной борьбе для организации с маркетинговой точки зрения могут быть конкретизированы в следующих направлениях:
1. Следуя стратегии дифференциации, организация концентрирует свои усилия на создании продуктов и разработке маркетинговой программы, по своим характеристикам отличающихся в лучшую сторону от конкурентов, что дает организации возможность стать лидером в отрасли по определенной группе продуктов (придание продукту особых качеств, достижение высоких значений показателя качества и др.), и тем самым обеспечивающих повышенный спрос на рынке [27].
Придание продукту особых качеств означает, прежде всего, обеспечение его повышенного качества и специфических потребительских свойств в сравнении с продуктами конкурентов, например, обеспечение особо высокой надежности изделия в эксплуатации. Стратегия, ориентированная на создание имиджа фирмы – производителя «самой надежной продукции», применяется многими крупными компаниями. Далее, лидерство может обеспечиваться путем выступления на рынке в качестве технического лидера благодаря запатентованным принципиальным изобретениям, лидерства в технологии и т.п. [28].
В
ряде случаев лидирующее положение
компании достигается за счет сбыта
продукции в комплексе с
Наконец, важный аспект стратегии лидерства — соединение усилий по «реальному» выделению своей продукции в качестве особенной с обеспечением «узнаваемости» на рынке. При этом исключительность данного изделия ассоциируют либо с названием самой компании (машины «Мерседес» фирмы «Мерседес-Бенц»), либо с торговой маркой, специально разработанной для данной продукции (например, «Нэшэнл» для аппаратуры фирмы «Матсушита»). В практике некоторых компаний, особенно тех, которые следуют стратегии сбыта продукции в комплексе с услугами, к марке продукта присоединяется определенный лозунг, характеризующий специфику сервиса компании. Например, компания «Катерпиллер трэктор» к аналогичной марке своей строительно-дорожной техники присоединяет (в рекламе) лозунг «обслуживание запчастями в любой части света за 24 часа». .
2. Стратегия обеспечения низких издержек заключается в достижении конкурентных преимуществ за счет более дешевого производства и сбыта продукции, например за счет отказа от дорогостоящих сопутствующих услуг. Результатом такой политики может явиться увеличение рыночной доли, а не повышение прибыльности. Вместе с тем такая стратегия может быть весьма рискованной для организации, не обладающей достаточными финансовыми ресурсами, так как она может повлечь временное уменьшение числа потребителей продукта и ценовую войну с конкурентами.
Далее, низкие издержки могут быть обеспечены за счет создания более дешевых для производства моделей продукции, использования более дешевых технологий.
3. Следуя стратегии фокусировки, организация концентрирует свои усилия на производстве продуктов, ориентированных на узкий круг потребителей. Так, фирма «Мерседес-Бенц» проводит стратегию узкой специализации, ориентируясь на покупателей дорогостоящих «престижных» автомобилей.
4. Расширение областей использования продукта осуществляется в первую очередь за счет выявления новых способов применения продукта, например использования определенного вида пластмасс, разработанного для изготовления продукции производственно-технического назначения, для изготовления ряда потребительских товаров.
5. В ряде случаев конкурентные преимущества ищутся за счет использования стратегии стандартизации маркетинга (т.е. осуществления унифицированного комплекса маркетинговых мероприятий для нескольких рынков, в первую очередь международных).
Независимо
от того, какой стратегии придерживается
организация, она должна быстро адаптировать
свои стратегии под быстро меняющиеся
условия конкурентной борьбы[28].
2 Анализ
конкурентоспособности продукции предприятия
2.1Организационно-
ООО «Промагро» – это современное предприятие мясной промышленности было построено с испанскими специалистами по типовому проекту. Пущен в эксплуатацию 06.01.2004г. Предприятие специализируется на производстве мясо - колбасных изделий, которые непосредственно поступают на прилавки магазинов, ларьков нашего города и т.д. Производственная мощность 3.2 т колбасных изделий в смену. Основное направление деятельности мясокомбината заключается в безотходном производстве.
Ассортимент выпускаемой продукции – колбасные изделия, копчености, мясо, жир, субпродукты и техническая продукция. Ежегодно комбинат выпускает 700 – 800 т. колбасных изделий и копченостей.
Основными видами деятельности общества являются:
- производство различных колбас;
- производство копченостей;
- производство мясокостной муки;
- производство мяса и мясопродуктов;
- производство пищевых животных жиров;
- производство продуктов из мяса и мяса птицы;
- производство растительных и животных масел и жиров;
- производство неочищенных масел и жиров;
-производство прочих пищевых продуктов.
Юридический адрес предприятия следующий: 309500 Белгородская область, г. Старый Оскол, ст. Котёл -10, площадка монтажная, строение 14.
Предприятие является хозяйствующим субъектом, обладающим правами юридического лица по законодательству РФ, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, бланки, товарный знак.
Организационно
– правовая форма хозяйствования:
общество с ограниченной ответственностью.
Более 6 лет предприятие работает в сфере пищевой промышленности и достигло определенных результатов, в связи с этим, имеет постоянных покупателей, которые приобретают продукцию мясокомбината. Основной целью общества является наиболее полное и качественное удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в продукции производимой предприятием в соответствии с уставной деятельностью.
Все необходимые для предприятия помещения располагаются в одном компактном здании в 3 600 м². Одним из преимуществ такого решения является отсутствие необходимости выхода за пределы здания, что заметно повышает продуктивность и контроль за персоналом.
Предприятие включает:
- Мясо – жировой цех, происходит убой скота с помощью электрического тока, разделка туш, жиловка мяса;
- Колбасный цех, где непосредственно делают колбасу;
Основное
технологическое оборудование цехов
комбината изготовлено
Продукция мясоперерабатывающего завода «Промагро» неоднократно отмечалась на выставках качества наградами и дипломами. На выставке “100 лучших товаров России” получили привилегированный сертификат.
Говорят, на вкус и цвет товарищей нет. Но региональная комиссия конкурса – “100 лучших товаров России”, состоявшегося в Белгороде, опровергла подобное мнение. Отведав ветчину “Столичную” и буженину “Российскую” мясокомбината, компетентное жюри единодушно отдало предпочтение им. Предприятие получило диплом и привилегированный документ, дающий право на льготную сертификацию продукции в Белгородском центре стандартизации и метрологии сроком на три года.
Как удается завоевывать свои ниши на рынке сбыта, удерживать их, повышать конкурентоспособность, выигрывать в городских тендерах и привозить дипломы с областных конкурсов?
Несмотря на свой небольшой возраст, предприятие успело завоевать популярность у жителей Старого Оскола и Белгородской области. Используя сырье только местных сельхозпроизводителей, современные технологии, высококачественные специи и оболочку, мясокомбинат является конкурентоспособным производителем колбасных изделий и копченостей.
На сегодняшний день предприятие выпускает более 65 наименований мясопродукции. Высокое качество готовой продукции и доступные цены, позволяют в полной мере удовлетворить потребности любого заказчика.
На любых мероприятиях выставочный стенд мясокомбината собирает массу посетителей. И хотя пока не так широка география потребления деликатесов – Белгородская и Курская области – производители делают ставку на постоянных клиентов.
По итогам пяти месяцев здесь произведено и реализовано 203 тонны колбасных изделий и копченостей, что на два процента больше прошлогоднего уровня. В нынешних условиях трудно конкурировать с такими ведущими предприятиями как Губкинский, Чернянский мясокомбинаты, которые перевооружены по последнему слову техники. Постепенно наращивают мощности мясокомбинаты СГОКа и завода АТЭ.
Деятельность предприятия напрямую зависит от цены на мясо, а удельный вес сырья в себестоимости продукции составляет до 75 процентов. Летом рыночная цена на скот падает, в осеннее – зимний период повышается. К сожалению, спрос на продукцию неритмичен, ООО «Промагро» не может на него ориентироваться, но знает, какие виды колбас востребованы постоянно. Примерно на полмесяца имеет страховой запас сырья, работает только на охлажденном мясе[31].
Все изделия производятся из качественного сырья и соответствуют ГОСТу.
Для большей эффективности хозяйственной деятельности все отделы и уровни любой организации сформированы в организационную структуру и подчинены между собой. Организационная структура управления предприятия направлена на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями, распределение между ними прав и обязанностей. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления.
Организационная структура управления выполняет следующие задачи:
- создание условий для производства и сбыта высококачественной продукции и услуг при одновременном повышении уровня эффективности производства;
- обеспечение разработки, освоения и поставки на рынок новых видов продукции.
ООО «Промагро» имеет линейно - функциональную структуру управления (Приложение А). Основу такой структуры составляет линейное управление. Линейному руководителю при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они воплощают в жизнь либо через главного линейного руководителя, либо непосредственно через соответствующих руководителей служб.