Повышение эффективности управления организацией: экономико-правовые формы и методы (на примере ГОУ СОН «Комплексный центр социального об

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 10:50, дипломная работа

Описание работы

Цель  работы – повышение эффективности  управления организацией.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты функционально-стоимостного анализа;
Дать характеристику деятельности ГОУ СОН «КЦСОН Еловского района Пермской области»;
Провести анализ исполнения статей бюджета ГОУ СОН «КЦСОН Еловского района Пермской области»;
Охарактеризовать структуру затрат ГОУ СОН «КЦСОН Еловского района Пермской области»;
Проанализировать снижение затрат на основе ФСА ГОУ СОН «КЦСОН Еловского района Пермской области»;
Оценить эффективность мероприятий по снижению затрат.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…………….4
1 Теоретические аспекты принятия управленческих решений на основе функционально-стоимостного анализа………………………………………………....7
1.1 История ФСА и сфера его применения……………………………………………...7
1.2 Результативность применения ФСА в сравнении с традиционным методом расчета затрат……………………………………………………………………….……12
1.3 Цели и методология проведения ФСА……………………………………………..19
2 Характеристика ГОУ СОН «КЦСОН Еловского района Пермской области».......25
2.1 Экономико-правовая характеристика учреждения………………………………25
2.1.1 Цели и предмет деятельности учреждения………………………………………27
2.1.2 Финансовая деятельность учреждения……………………………………….…28
2.1.3 Имущество и средства учреждения…………………………………………..…29
2.1.4 Организация деятельности………………………………………………………32
2.1.5 Управление учреждения………………………………………………………....33
2.1.6 Учет, отчетность и контроль деятельности учреждения………………………34
2.1.7 Указ Губернатора Пермской области…………………………………………...36
2.1.8 Положение о порядке и условиях социального обслуживания населения Пермской области в государственной системе социальных служб………………..…39
2.1.9 Организационная структура учреждения..………………………………………50
2.2 Структура затрат ГОУ СОН «КЦСОН» Еловского района Пермской области...53
3 На основе ФСА снижение затрат в ГОУ СОН «КЦСОН» Еловского района Пермской области ……………………………..……………………………………...…63
3.1 Проведение ФСА…………………………………………………………….............63
3.1.1 Построение функциональной модели…………………………………………….65
3.1.2 Собирание стоимостей, определение статей затрат и их распределение……...69
3.1.3 Определение значимости функций (процессов)…………………………………74
3.1.4 Перенос стоимостей на функциональную модель. Построение распределения трудозатрат сотрудников отделения……………………………………………………79
3.2 Оценка эффективности мероприятий по снижению затрат на основе ФСА……………………………………………………………………………………….82
3.3 Автоматизация функционально стоимостного анализа………………………...…91
Заключение…………………………………………………………………………….…96
Список использованных источников…………………………………………………...98

Файлы: 1 файл

0087611_001B4_povyshenie_effektivnosti_upravleniya_organizaciey.docx

— 786.77 Кб (Скачать файл)

 

Опишем  преимущества и недостатки функционально-стоимостного анализа по сравнению с традиционными  методами.

Преимущества:

1.Более точное знание стоимости  продукции дает возможность принимать  верные стратегические решения  по:

а) назначению цен на продукцию;

б) правильному сочетанию продуктов;

в) выбору между возможностями изготавливать самостоятельно или приобретать;

г) вложению средств в научно-исследовательские работы, автоматизацию процессов, продвижение и т.п.

2. Большая ясность в отношении  выполняемых функций, за счет  которой компаниям удается:

а) уделить больше внимания управленческим функциям, таким как повышение эффективности дорогостоящих операций;

б) выявить и сократить объем операций, не добавляющих ценности продукции.

Недостатки:

1 .Процесс описания функций может  оказать излишне детализированным, кроме того, модель иногда слишком  сложна и ее трудно поддерживать;

2. Часто этап сбора данных  об источниках данных по функциям (activity drivers) недооценивается;

3. Для качественной реализации  требуются специальные программные  средства;

4. Модель часто устаревает в  связи с организационными изменениями;

5. Большую трудоемкость работ  по проведению ФСА;

6. Реализация часто рассматривается  как ненужная «прихоть» финансового  менеджмента, не достаточно поддерживается  оперативным руководством.

 

 

 

1.3 Цели  и методология проведения ФСА

 

Пользователями  результатов ФСА могут быть сотрудники самого различного уровня от начальника отдела до высшего руководства организации. Организация данных и выходных форм ФСА-модели должна позволять выбирать различные уровни детализации информации в соответствии с требованиями пользователя. Причем пользователи ФСА-информации должны быть одновременно и потребителями, и поставщиками данных.

Основная  особенность применения ФСА - наличие самых общих рекомендаций и методов. Конкретная реализация в конкретном предприятии неповторима, поскольку вбирает всю специфику структуры предприятия и организации внутреннего производственного процесса.

Внедрение ФСА - не такой уж сложный процесс, однако отнюдь не тривиальная задача. Ее решение требует немалых затрат сил и времени. Независимо от специфики организации и ее формы собственности существуют общие предварительные шаги, необходимые для успешного внедрения:

  1. Формулировка целей ФСА и четкое осознание результатов, которые должны быть получены;
  2. Определение масштабов применения ФСА.

Цель  применения методики ФСА - точное определение  себестоимости оказываемых организацией услуг. Результатом построения ФСА-модели является «прозрачная» структура организации, предприятия и всех его производственных процессов в деталях. Точно определяется не только себестоимость услуги, но и каждой отдельной операции. На этой основе возможен целый спектр управленческих решений: коррекция  тарифной политики предприятия, организации, отказ от некоторых услуг или  передача их в другие отделы, управления, определение приоритетных направлений  клиентской политики, изменения в  штате.

Масштаб. Затраты времени и усилий, необходимых для завершения ФСА-проекта, зависят от сферы применения ФСА-метода. И здесь существует несколько альтернатив.

В большинстве  случаев внедрение ФСА-метода первоначально  испытывается на небольших «пилотных» проектах, весьма ограниченных по своим  масштабам. Но даже и в этом случае размеры проектов могут значительно  отличаться. Все зависит от того, какой аспект охватывает пилотный проект.

Для проведения ФСА, на взгляд многих авторов, описывающих  методологию ФСА, необходимо создать  рабочую группу, в состав которой  входили бы специалисты различных  профессий, а также представители  заказчиков (покупателей), поставщиков  и смежников. В распоряжение группы необходимо предоставить всю информационную, нормативную документацию об структурах, процессах предприятия, данные бухгалтерии  и т.д.

При проведении ФСА специалисты должны полностью  абстрагироваться от реально существующего  объекта или принятого ранее  решения, показать, что это решение  не является и не может являться единственным, дав возможность широкому простору для научно-технического творчества. При этом целесообразно было бы использовать наиболее эффективные методы прогнозирования  на основе индивидуальной и коллективной экспертизы: «мозговую атаку», синтектику (способ прогнозирования по аналогии); метод «Дельфы» (опрос по заранее  подготовленным анкетам); поэлементный экономический анализ конструкций  Ю.М. Соболева и др.

В основе применения метода ФСА лежит разработка и применение на практике ФСА-моделей. Цель создания ФСА-модели для совершенствования  деятельности предприятий - достичь  улучшений в работе предприятий  по показателям стоимости, трудоемкости и производительности. Проведение расчетов по ФСА-модели позволяет получить большой  объем ФСА-информации для принятия решения. При этом данная информация, особенно взаимосвязи отдельных  ее элементов для лиц, принимающих  решения являются, как правило, неожиданными. Полученная информация позволяет обосновывать и принимать решения в процессе применения таких методов совершенствования  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как:

  • «точно в срок» (Just-in-time, JIT) и KANBAN;
  • глобальное управление качеством (Total Quality Management, TQM);
  • непрерывное улучшение (Kaizen);
  • реинжиниринга бизнес-процессов (Business Process Reengineering, BPR).

Как правило, ФСА-информация представляется в виде системы стоимостных и временных  показателей, показателей трудоемкости и трудозатрат, а также относительных  показателей, характеризующих эффективность  деятельности центров ответственности  на предприятии.

Систему показателей можно использовать как для текущего (оперативного) управления, так и для принятия стратегических решений. На уровне оперативного управления информацию из ФСА-модели можно  применять для формирования рекомендаций по увеличению прибыли и повышению  эффективности деятельности предприятия. На стратегическом - помощь в принятии решений относительно реорганизации  предприятия, изменения ассортимента продуктов и услуг, выхода на новые  рынки, диверсификации и т.д. ФСА-информация показывает, как можно перераспределить ресурсы с максимальной стратегической выгодой, помогает выявить возможности  тех факторов (качество, обслуживание, снижение стоимости, уменьшение трудоемкости), которые имеют наибольшее значение, а также определить наилучшие  варианты капиталовложений. Основные направления использования ФСА-модели для реорганизации бизнес-процессов - это повышение производительности, снижение стоимости, трудоемкости, времени  и повышение качества.

Повышение производительности включает в себя три этапа. На первом этапе осуществляется анализ функций для определения  возможностей повышения эффективности  их выполнения. На втором - выявляются причины непроизводительных расходов и пути их устранения. И, наконец, на третьем этапе осуществляется мониторинг и проведение нужных изменений на предприятии. Что касается снижения стоимости, трудоемкости и времени, то с помощью ФСА-метода можно  так реорганизовать деятельность, чтобы  было достигнуто устойчивое их сокращение. Для этого необходимо сделать  следующее:

  • сформировать ранжированный перечень функций по стоимости, трудоемкости или времени;
  • выбрать функции с высокой стоимостью, трудоемкостью и временем;
  • сократить время, необходимое для выполнения функций;
  • устранить ненужные функции;
  • организовать совместное использование всех возможных функций;
  • перераспределить ресурсы, высвободившиеся в результате усовершенствований.

Очевидно, что вышеперечисленные действия улучшают качество бизнес-процессов. Кроме  того, повышение качества бизнес-процессов  осуществляется за счет проведения сравнительной  оценки и выбора рациональных (по стоимостному или временному критерию) технологий выполнения операций или процедур, являющихся элементами бизнес-процессов.

В основе управления, основанного на функциях, лежат несколько аналитических  методов, использующих ФСА-информацию. Это - стратегический анализ, стоимостной  анализ, временной анализ, анализ трудоемкости, определение целевой стоимости  и исчисление стоимости, исходя из жизненного цикла продукта или услуги.

Одним из направлений использования ФСА-метода является формирование на предприятии  системы бюджетов. При формировании системы бюджетов используется ФСА-модель для определения объема и стоимости  работ, а также потребностей в  ресурсах.

В этом случае полученная ФСА-информация позволяет  принимать осознанные и целенаправленные решения о распределении ресурсов, опирающиеся на понимание взаимосвязей функций и стоимостных объектов, стоимостных факторов и объема работ. Все это позволяет сформировать реалистическую систему бюджетов.

ФСА представляет собой процесс сбора и обработки  информации, имеющий, как правило, несколько  этапов:

  1. Построение функциональной модели. На этом этапе происходит сбор информации о процессах предприятия, построение и утверждение функциональной модели. Результатом выполнения этапа является функциональная модель процессов;
  2. Собирание стоимостей. Производится построение структурной схемы предприятия, определение статей затрат и распределение этих статей по структурной схеме;
  3. Перенос стоимостей на функциональную модель. Производится согласование структурной схемы и функциональной модели процессов, определяется стоимость функций;
  4. Анализ результатов и выработка рекомендаций. Проводится анализ полученных на предыдущих этапах информации и формируются рекомендации по усовершенствованию процессов.

В результате проведения информационно-аналитического этапа получаем следующую документацию:

  • таблицу анализа функций системы управления и ее конструктивную функциональную структуру;
  • перечень основных, вспомогательных и ненужных функций;
  • список критериев развития, основных показателей и требований, предъявляемых к улучшаемой системе;
  • сводную таблицу стоимостей функций;
  • список и характеристику зон наибольшего сосредоточения затрат;
  • постановку задач по устранению элементов с ненужными функциями;
  • постановку задач по удешевлению функций, содержащих излишние затраты;
  • список неясных вопросов, возникших при сборе, систематизации и анализе информации, для последующего обсуждения со специалистами;
  • перечень и описание возникших идей по улучшению системы управления.

Итогом  проведения ФСА, как важного инструмента  управления качеством продукции, должно быть снижение затрат на единицу полезного  эффекта, которое достигается: сокращением  затрат при одновременном повышении  потребительских свойств изделий; повышением качества продукции при  сохранении уровня затрат; уменьшением затрат при сохранении уровня качества; сокращением затрат при обоснованном снижении технических параметров до их функционально необходимого уровня.

Развитием ФСА-метода стал метод функционально-стоимостного управления (ФСУ, Activity-Based Management, ABM).

ФСУ - это  метод, который включает управление затратами на основе применения более  точного отнесения затрат на процессы, процедуры, функции и продукцию.

Совместное  применение ФСА/ФСУ-методов позволяет  не только точно определять затраты, но и управлять ими.

Построение  функционально-стоимостных моделей  осуществляется на основе применения методологической и технологической  взаимосвязи между IDEFO- и ФСА-моделями.

Связанность методов IDEFO и ФСА заключается  в том, что оба метода рассматривают  финансово-хозяйственную деятельность предприятия, как множество последовательно  выполняемых функций, а дуги входов, выходов, управления и механизмов функций IDEFO-модели соответствуют стоимостным  объектам и ресурсам ФСА-модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Характеристика Государственного областного учреждения социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Еловского района Пермской области»

 

                      2.1 Экономико-правовая характеристика учреждения

 

Деятельность  учреждения осуществляется на основании  устава, который согласован с Заместителем губернатора, председателем департамента имущественных отношений Пермской области - В.В.Лобовым ( приказ 13.12.2005 № 1130) и утвержден приказом от 02.12.2005 № 433 Заместителем председателя департамента социального развития – Е.Н.Лузин, и подлежащий государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственное   областное   учреждение   социального  обслуживания   населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Еловского района», (ранее - муниципальное      учреждение      «Центр    социального      обслуживания      населения администрации    Еловского    района    Пермской    области»)    создано    на    основании постановления главы администрации Еловского района от 25.04.2001 № 123.

Информация о работе Повышение эффективности управления организацией: экономико-правовые формы и методы (на примере ГОУ СОН «Комплексный центр социального об