Пути повышения эффективности использования трудовых ресорсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:08, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - выявить пути и резервы повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятие трудовых ресурсов торговой организации, рассмотреть их виды;
2) отразить особенности труда торговых работников;
3) дать экономическое обоснование показателям эффективности
использования трудовых ресурсов торговой организации;
4) дать организационно-экономическую характеристику ЗАО «Комвак» за 2008-2009 гг.;
5) проанализировать показатели движения и состава трудовых ресурсов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие трудовых ресурсов, их классификация 7
1.2. Особенности труда в торговле 12
1.3. Показатели оценки состояния и движения трудовых ресурсов 18
1.4. Производительность труда как основной показатель эффективности использования трудовых ресурсов 24
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ЗАО «КОМВАК» 32
2.1. Экономическая характеристика деятельности ЗАО «Комвак» 32
2.2. Анализ показателей состава и движения трудовых ресурсов ЗАО «Комвак» 41
2.3. Оценка показателей эффективности использования трудовых ресурсов ЗАО «Комвак» 49
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ЗАО «КОМВАК» 55
3.1. Улучшение условий и организации труда в ЗАО «Комвак» 55
3.2. Повышение роли мотивации труда в ЗАО «Комвак» 63
3.3. Повышение производительности труда в ЗАО «Комвак» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88

Файлы: 1 файл

мой ДИПЛОМчик (1).doc

— 582.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Важным показателем, характеризующим работу предприятий, являются трудовые ресурсы, от их уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий.  Поэтому актуальность темы дипломной работы заключается в том, что на современном этапе развития объективно усиливается роль организации труда, что объясняется более высоким уровнем обобществления труда и производства, качественными изменениями в рабочей силе и средствах производства в период научно-технической революции. Научно-технический прогресс вызывает потребность в более прогрессивных способах соединения вещественных и личного факторов производства, соответствующих интенсивному типу развития.

Критерием социально-экономической  эффективности является полнота  удовлетворения личных, коллективных и общественных потребностей  людей при наиболее рациональном использовании материальных, трудовых и денежных ресурсов общества.

Производительность же труда торговых работников является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия торговли, выражением эффективности затрат труда.

Формирование персонала  в условиях рыночных отношений опирается  на действие механизма внутреннего  рынка труда организации. Смысл  создания и использования такого механизма состоит в том, что он позволяет применять гибкие формы обеспечения организации необходимыми работниками и придает постоянный характер рыночным отношениям между работодателем и наемным работником в течение всего срока действия трудового договора. В соответствии с этим договором работодатель создает и постоянно поддерживает необходимые условия труда, а работник постоянно обеспечивает выполнение своих трудовых функций на высоком качественном уровне в установленные сроки.

Отличительной особенностью предприятий торговли является высокий объём трудовых операций, непосредственно связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого контакта с ними. А эти операции с трудом поддаются механизации и автоматизации, что определяет высокую долю затрат живого труда на предприятиях отрасли (в общей сумме расходов на реализацию розничных торговых предприятий затраты на содержание персонала составляют 40-50%).

Работники торговли являются активными участниками процесса воспроизводства. Их труд представляет собой необходимую составную часть совокупного труда в экономике. Именно с экономической точки зрения труд работников торговли имеет существенные особенности. С одной стороны, он связан с продолжением процессов производства в сфере обращения и в этой части равнозначен труду работников промышленности и сельского хозяйства, а с другой стороны, - со сменой форм стоимости (товар в торговле получает потребительную стоимость, т.е. находит потребителя) и этим отличается от труда работников материального производства.

Важным показателем, характеризующим работу торговых предприятий, является производительность труда и эффективность использования трудовых ресурсов.

Цель дипломной работы - выявить пути и резервы повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

1) раскрыть понятие трудовых ресурсов торговой организации, рассмотреть их виды;

2) отразить особенности труда торговых работников;

3) дать экономическое обоснование показателям эффективности 
использования трудовых ресурсов торговой организации;

4) дать организационно-экономическую характеристику ЗАО «Комвак» за 2008-2009 гг.;

5) проанализировать показатели движения и состава трудовых ресурсов;

6) оценить показатели эффективности использования трудовых ресурсов;

7) определить возможные пути и резервы повышения эффективности их использования на ЗАО «Комвак»;

8) привести расчет экономического эффекта от реализации выработанных предложений.

Объект исследования – ЗАО «Комвак».

Предмет исследования – трудовые ресурсы и эффективность их использования.

В процессе написания дипломной работы использовалась учебная, научная, методическая литература, нормативные правовые акты Республики Беларусь, данные бухгалтерской и статистической отчетности ЗАО «Комвак».

Дипломная работа включает введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

 

1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1. Понятие трудовых ресурсов, их классификация

 

 

Трудовые ресурсы торговли являются частью трудовых ресурсов страны или региона и включают население, занятое на данный момент трудовой деятельностью в этой отрасли.

Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов предприятия заключается в их активной роли. Например, каждый наёмный работник может отказаться от предложенных ему условий труда, потребовать их изменения и модификации неприемлемых с его точки зрения работ, переобучения другим профессиям и специальностям, наконец, уволиться с предприятия по собственному желанию. Организованные в профсоюз трудовые ресурсы выступают в качестве субъекта переговоров с администрацией об условиях труда и его оплаты при заключении коллективных договоров на предприятии.

Для характеристики занятых в торговле работников используют категорию «трудовой потенциал». Это понятие более широкое, чем численность трудовых ресурсов или число занятых. Оно включает качественные характеристики трудовых ресурсов: их образовательный уровень, специализацию, профессиональный опыт и т.п. Названные характеристики при равной численности трудовых ресурсов определяют наличие трудового потенциала, т.е. способности трудовых ресурсов выполнять возложенные на них функции.

Таким образом, трудовой потенциал характеризуется следующими параметрами [44, с. 340]:

  • численностью работников с соответствующим уровнем подготовки;
  • их дисциплинированностью;
  • уровнем научной организации труда;
  • производительностью труда и т.д.

Согласно ст. 1 Трудового кодекса Республики Беларусь работник –это лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключённого трудового договора [1, с. 5].

Профессия - род трудовой деятельности, требующий определённых знаний и навыков, приобретаемых путём обучения и практического опыта.

Квалификация - уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и другие).

Специальность - совокупность приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определённого вида трудовой деятельности в рамках данной профессии [35, с. 4].

Трудовые ресурсы предприятия - это численный профессионально-квалификационный состав занятых работников (кадров). Под кадрами предприятия понимают не только наёмных работников, но и собственников или совладельцев предприятия, если они принимают участие в деятельности предприятия своим трудом и получают за это соответствующую оплату. Следовательно, кадры предприятия - это совокупность как работающих по найму, так и собственников, трудовой потенциал которых соответствует торгово-технологическому процессу и обеспечивает эффективную хозяйственную деятельность [34, с. 258].

Численность и структура кадров предприятия торговли зависят от вида и объёма деятельности предприятия, специализации, количества рабочих мест, режима работы, уровня производительности труда, формы обслуживания покупателей, степени механизации и автоматизации торгово-технологических процессов, степени сложности выполняемых функций и масштаба операций. В целях эффективного управления процессом формирования и использования трудовых ресурсов на предприятиях торговли применяется классификация работников по следующим основным признакам [34, с. 258]:

1. По функциональному составу.

В розничной торговле в составе кадров выделяют следующие группы работников:

1) руководители и специалисты;

2) торгово-оперативный персонал - продавцы, кассиры, контролёры-кассиры и т.д.;

3) вспомогательный персонал - фасовщики, грузчики, уборщики и т.п.

К первой группе относятся работники, выполняющие функции управления, и специалисты: председатели правлений, директора торговых предприятий (освобождённые от непосредственного обслуживания), товароведы, бухгалтеры, экономисты и другие.

В Беларуси в действующей государственной статистической отчётности формы № 6-т (кадры) руководители, главные специалисты и специалисты относятся к категории служащих. Отдельно выделяют прочих служащих, которые осуществляют подготовку и оформление документации.

Вторая группа - наиболее многочисленная и включает в себя лиц, занятых в основном непосредственным обслуживанием покупателей: продавцы, контролёры, контролёры-кассиры, работники развозной, разносной, мелкорозничной торговой сети, заведующие магазинами и их заместители, в функции которых входит обслуживание покупателей.

Третья группа - вспомогательный персонал, к которому относятся работники, обслуживающие процесс продажи товаров, занятые хранением, подготовкой к продаже товаров, их размещением, содержанием материально-технической базы - фасовщики, грузчики, уборщики, кладовщики, приёмщики, комплектовщики и другие.

  1. По категориям.

В составе кадров розничных торговых субъектов 
выделяют руководящих работников, специалистов, рабочих, служащих, 
младший обслуживающий персонал. Деление работающих по категориям основано на функциональном разделении труда.

  1. По специальностям.

В этой группе в пределах каждой профессии, выделяются специалисты торговли, экономисты по труду, экономисты, товароведы продовольственных и непродовольственных товаров, менеджеры по продажам и т.д. В составе торгово-оперативного персонала выделяют специальности: продавец продовольственных и непродовольственных товаров, кассир т.п.

  1. По уровню квалификации.

Это классификация работников по признаку наличия у них необходимых знаний, умений, навыков для успешного выполнения определённой деятельности в рамках одной профессии (специальности). Специалисты могут быть нескольких категорий (ведущий, первая, вторая и без категории). Торгово-оперативный персонал, продавцы, например, подразделяются на 6 разрядов. По уровню квалификации рабочие могут быть квалифицированными (4-6-й разряды), малоквалифицированными (3-й разряд), неквалифицированными (1-2-й разряды).

Увеличение доли рабочих квалифицированного труда влияет на уровень производительности труда.

С целью эффективного управления процессом формирования и использования кадров применяют и другие виды классификации:

- по полу и возрасту - в эту категорию входят мужчины до 30 лет, от 30 до 60 лет, свыше 60 лет; женщины до 30 лет, от 30 до 55 лет, старше 55 лет;

- по стажу работы (до 1 года, от 1 до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 20 лет, 20 лет и старше);

- по отношению к собственности - к ним можно отнести трудовые ресурсы, которые включают в себя наёмных работников, работников-собственников имущества предприятия;

- по характеру трудовых отношений (постоянные и временные работники);

- по уровню образования - в эту категорию включаются кадры, имеющие высшее образование, незаконченное высшее образование, среднее специальное образование, среднее образование;

- по профессиям  - работники классифицируются на основе имеющейся у них специальной подготовки для выполнения определённой работы на основе соответствующих теоретических и практических знаний и опыта. Сюда включают продавцов, экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п.

Таким образом, состав кадров торгового предприятия по естественным (пол, возраст) и приобретённым (стаж, профессия и т.д.) признакам образует социальную структуру персонала, которая может быть [34, с. 260]:

1) статистической, отражающей распределение и движение работников в разрезе категорий и должностей по профессии, специальности и квалификации;

2) аналитической, подразделяемой на общую по таким признакам, как стаж работы, образование, профессия, и частную - по соотношению отдельных категорий работников.

На однотипных предприятиях численный и профессиональный состав кадров могут быть различными, но обеспечивающими возможность реализации задач и поставленных целей предприятия. Устанавливается оптимальное соотношение численности работников, имеющих различные профессионально-квалификационные и социально-психологические характеристики, с учётом оптимальной степени загрузки оборудования с целью полного использования их потенциала. Подбор и расстановка кадров осуществляются в зависимости от содержания труда, роли и места работника в структуре предприятия, его соответствия требованиям рабочего места.

     Основные принципы подбора кадров [34, с. 261]:

  • соответствие численности работников объёму выполняемых работ и квалификации работника, степени сложности его трудовых функций;
  • формирование структуры кадров предприятия в зависимости от целей и стратегии предприятия, максимально эффективного использования рабочего времени;
  • создание условий для повышения квалификации работников и расширения их производственного профиля, роста эффективности труда.

     

1.2. Особенности труда в торговле

 

 

Труд работников торговли представляет собой организованную деятельность по доведению товаров из среды производства в сферу потребления с целью удовлетворения общественных потребностей населения. Он является составной частью совокупного общественного труда, но имеет особенности, обусловленные специфическими функциями торговли. В целом труд в торговле характеризуется следующими особенностями [33, с. 83]:

Информация о работе Пути повышения эффективности использования трудовых ресорсов