Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:08, дипломная работа
Цель дипломной работы - выявить пути и резервы повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
1) раскрыть понятие трудовых ресурсов торговой организации, рассмотреть их виды;
2) отразить особенности труда торговых работников;
3) дать экономическое обоснование показателям эффективности
использования трудовых ресурсов торговой организации;
4) дать организационно-экономическую характеристику ЗАО «Комвак» за 2008-2009 гг.;
5) проанализировать показатели движения и состава трудовых ресурсов;
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие трудовых ресурсов, их классификация 7
1.2. Особенности труда в торговле 12
1.3. Показатели оценки состояния и движения трудовых ресурсов 18
1.4. Производительность труда как основной показатель эффективности использования трудовых ресурсов 24
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ЗАО «КОМВАК» 32
2.1. Экономическая характеристика деятельности ЗАО «Комвак» 32
2.2. Анализ показателей состава и движения трудовых ресурсов ЗАО «Комвак» 41
2.3. Оценка показателей эффективности использования трудовых ресурсов ЗАО «Комвак» 49
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ЗАО «КОМВАК» 55
3.1. Улучшение условий и организации труда в ЗАО «Комвак» 55
3.2. Повышение роли мотивации труда в ЗАО «Комвак» 63
3.3. Повышение производительности труда в ЗАО «Комвак» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
В целях обеспечения полноты анализа и обоснованности вытекающих из него выводов на предприятиях и в организациях розничной торговли в расчёт следует включать и совместителей. При этом следует помнить, что в текущей статистической отчётности по труду численность работников показывается без работающих по совместительству. Поэтому, чтобы определить всю среднесписочную численность работников, необходимо отдельно рассчитать среднесписочную численность совместителей и прибавить её к той среднесписочной численности, которая указывается в статистической отчётности.
Анализ расстановки кадров - это тщательное изучение организации технологических процессов, степени занятости работников, соответствия наличия кадров нормативам численности и нормам обслуживания [33, с. 90].
Изучение структуры кадров осуществляется путём сопоставления фактического и планового удельного веса численности каждой категории работающих в общей численности работников.
Анализ профессионального и квалификационного состава работников проводят путём сопоставления наличной и требуемой штатным расписанием численности по каждой специальности, разряду и категории [33, с. 91].
Под движением трудовых ресурсов понимается совокупность всех случаев поступления и выбытия работников предприятия.
Также движение кадров на предприятиях торговли определяется приёмом на работу, увольнением и внутренним перемещением работников.
К внешнему движению кадров относятся: оборот по приёму, оборот по увольнению, коэффициент текучести кадров; коэффициент оборота рабочей силы; коэффициент соотношения принятых и выбывших; коэффициент постоянства работников.
Внутреннее движение кадров характеризует движение в пределах организации; межпрофессиональную подвижность; квалификационное движение и переход работников в другие категории.
Показатели оборота широко используются для характеристики общих размеров движения кадров. При этом исчисляют общие и частные (по приёму и увольнению) коэффициенты оборота.
Общий коэффициент оборота определяется отношением числа принятых и уволенных к среднесписочному числу работающих [33, с. 92]:
Ко = (Чп + Чу) / Чс, (1.1.)
где Ко - коэффициент оборота рабочей силы;
Чп - число принятых работников;
Чу - число уволенных работников;
Чс - среднесписочная численность работающих.
Частные коэффициенты оборота измеряются соответственно отношением числа принятых (оборот по приёму - Коп) или числа уволенных (оборот по увольнению - Коу) за определённый период к среднесписочному числу работающих [33, с. 93]:
Коп = Чп / Чс , (1.2.)
или
где Коп - коэффициент оборота по приему;
Коу - коэффициент оборота по увольнению.
Коэффициент сменяемости исчисляется как отношение меньшего из числа принятых или уволенных к среднесписочному числу работников.
Показателем текучести рабочей силы (Кт) является коэффициент, который рассчитывают как отношение выбывших по собственному желанию (Чусж), в связи с увольнением за прогул и другими нарушениями дисциплины (Чупн) к среднесписочной численности работников предприятия [33, с. 93]:
Кт = (Чусж + Чупн) / Чс , (1.4.)
где Кт - коэффициент текучести рабочей силы;
Чусж - число работников, уволенных по собственному желанию;
Чупн - число работников, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, за прогул.
При изучении текучести кадров большой интерес представляет измерение её величины не только в целом по предприятию, но и по отдельным его структурным подразделениям, группам работников.
Коэффициенты, характеризующие уровень текучести в отдельных подразделениях или группах работников, называются частными коэффициентами текучести кадров.
Методика исчисления частных коэффициентов текучести аналогична расчёту общего показателя (но только по данному подразделению).
Отношение частного коэффициента текучести (Ктч) к общему по предприятию называется коэффициентом интенсивности текучести (Кит) [33, с. 93]:
где Кит - коэффициент интенсивности текучести рабочей силы;
Ктч - частный коэффициент текучести рабочей силы;
Кт - общий коэффициент текучести рабочей силы по предприятию;
Он показывает, во сколько раз текучесть кадров исследуемой группы выше (ниже), чем в целом по предприятию. Использование этого показателя имеет большое значение при изучении социальных, демографических, профессиональных и других особенностей текучести.
Для характеристики устойчивости кадров на предприятии торговли применяются показатели: постоянства и стабильности кадров.
Коэффициент постоянства кадров определяется отношением числа лиц, состоящих в списочном составе предприятия в течение всего календарного года, к среднесписочной численности работников. Численность работников, состоящих в списочном составе с 1 января по 31 декабря включительно, определяется следующим образом: из численности работников, состоящих в списках на начало отчётного года (на 1 января), исключаются выбывшие, кроме выбывших из числа принятых в отчётном году [33, с. 94].
Стабильность кадрового состава как торгового, так и любого другого предприятия в первую очередь характеризуется долей лиц, работающих продолжительный срок.
Эффективное использование сформированного на торговом предприятии персонала в значительной степени обеспечивается разработкой системы мероприятий, направленных на повышение производительности труда.
В экономической литературе дискутируется вопрос о том, является ли труд работников отраслей сферы обращения «производительным» или «непроизводительным». Эти отрасли относятся к производственным отраслям на том основании, что в них совершаются операции производственного характера (транспортировка, хранение, доработка, фасовка, упаковка товаров). В то же время в торговле выполняются операции, при осуществлении которых не производится новая стоимость, вследствие чего труд работников, совершающих эти операции, нельзя признать производительным.
Таким образом, суть дискуссии сводится к выяснению вопроса о результате и характере труда работников сферы обращения.
Сторонники непроизводительного характера труда этой категории работников в качестве основного довода приводят то соображение, что при закупке и реализации товаров не создаётся продукт в материально-вещественной форме. Эту точку зрения разделял и А.Смит. Современные экономисты, сторонники материально-вещественного критерия разделения труда на производительный и непроизводительный, - Е.И.Данилов, В.М.Кудров, А.И.Новицкий и другие [33, с. 113].
Общепринятой же считается точка зрения тех экономистов, которые считают, что труд работников сферы обращения является общественно полезным, производительным, создающим «услуги» [33, с. 114].
Под производительностью труда понимается отношение основных результатов деятельности торгового предприятия и отдельных его работников к затратам труда персонала на её осуществление в определённом периоде.
Основной целью управления производительностью труда и определения её взаимосвязи с эффективностью труда в торговле можно выделить поиск и реализацию возможных резервов её роста при обеспечении такого же высокого уровня торгового обслуживания покупателей.
В связи с тем, что затраты труда могут быть выражены количеством отработанных человеко-часов, человеко-дней, средним списочным числом работников, различают показатели средней часовой, средней дневной выработки и средней выработки на одного списочного работника.
Измерение производительности труда в торговых организациях является ещё не решённой до конца проблемой. Традиционно показатель производительности в торговле определяется как отношение розничного товарооборота к среднесписочной численности работников по формуле [33, с. 115]:
где ПТт - производительность труда торговых работников, рассчитанная на основе товарооборота, руб.;
РТО - розничный товарооборот, руб.;
Чс - среднесписочная численность торговых работников, чел.
Главное требование, которое предъявляется к производительности труда, рассчитанной на основе товарооборота, - это более быстрый рост производительности труда в сравнении с ростом средней заработной платы.
Если же рост оплаты труда будет превышать рост его производительности, то увеличится расход зарплаты на единицу товарооборота и на эту же величину уменьшится сумма прибыли, получаемой организацией.
В последние годы на основе товарооборота торговых организаций (или валового оборота) определяют нагрузку на одного руководителя и специалиста как его отношение к среднесписочной численности руководителей и специалистов. Этот показатель не в полной мере отражает производительность труда работников торговли, так как при его расчёте не учитываются изменения цен на товары, трудоёмкость товарооборота, структурные сдвиги и другие факторы. В связи с этим необходимо использовать и другие показатели производительности труда. Один из них - это чистая продукция в расчёте на одного работника. Этот показатель называется показателем производительности труда, так как труд в отрасли будет производительным, т.е. плодотворным, не только, если принесёт рост объёмного показателя, но и если будет способствовать росту материального интереса работника и предприятия. Этот двусторонний материальный интерес и заключается в показателе чистой продукции в расчёте на человека, определяемом по формуле [33, с. 116]:
где ПТчп - производительность труда, рассчитанная на основе чистой продукции, руб;
ЧП - чистая продукция.
Развитие этого показателя также должно идти более быстрыми темпами, чем рост средней заработной платы.
Ещё один показатель производительности труда рассчитывается на основе показателя прибыли, полученной торговым предприятием [33, с. 116]:
где ПТп - производительность труда, рассчитанная на основе показателя прибыли;
П - прибыль, полученная торговым предприятием.
Этот расчёт производительности труда правомерен, так как отражает цель деятельности каждого предприятия. Производительность труда по прибыли также должна расти быстрее, чем увеличивается средняя заработная плата.
Каждое предприятие, выходящее на рынок и желающее быть конкурентоспособным, должно соблюдать требование более быстрого роста производительности труда в сравнении с ростом фондовооруженности. В противном случае все затраты на развитие материально-технической базы не будут эффективными. Только в первое время после закупки оборудования нарушение этого соотношения может быть оправдано.
Подведя итог вышесказанного, следует отметить, что в рыночной экономике, где уже сформировался рынок труда и труд выступает одним из факторов производства, для оценки необходимости привлечения рабочей силы применяют показатель предельной производительности труда. Он показывает приращение объёма товарооборота, вызванное использованием дополнительной единицы труда при фиксированных остальных условиях.
В торговле предельная производительность труда может быть рассчитана следующим образом [33, с. 117]:
ПТпр= ∆Т / ∆Ч, (1.9.)
где ПТпр- предельная производительность труда;
∆T - изменение суммы розничного товарооборота за рассматриваемый период, руб;
∆Ч - изменение среднесписочной численности работников за тот же период времени, чел.
Все факторы, влияющие прямым или косвенным образом на эффективность труда торговых работников по организационно-техническому и социально-экономическому содержанию можно разделить на следующие:
В условиях конкуренции между предприятиями торговли недостаточно выявить влияние того или иного фактора, важно видеть картину развития предприятия в целом. Это можно сделать путём изучения «цепочки» взаимосвязи между индексами, отражающими изменение основных показателей производительности труда. Один и тот же объём товарооборота, сумма чистой прибыли в расчёте на одного работника могут быть получены в разных условиях. Поэтому для оценки деятельности торговых предприятий надо полученный эффект соизмерять с количеством занятых в отрасли работников, а также учитывать качество обслуживания населения, экономию расходов на реализацию. Если относительно высокий показатель товарооборота на одного работника или его рост является следствием неудовлетворительной обеспеченности торговой сетью, неукомплектованности продавцами и низкой культуры торговли, то он не свидетельствует о росте эффективности труда работников. В общеэкономическом понимании проблема роста эффективности состоит в сокращении затрат на единицу продукта или в увеличении эффекта при прежней величине затрат.
Информация о работе Пути повышения эффективности использования трудовых ресорсов