Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 09:46, дипломная работа
Цель дипломного проекта это исследование конкурентоспособности гостиничного предприятия и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия на примере гостиницы ЗАО «КАМАЗжилбыт».
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: - Обобщить теоретические подходы к исследованию конкурентоспособности субъектов предпринимательской деятельности; - Выявить основные характеристики рынка гостиничных услуг, отражающих специфику деятельности гостиниц в условиях конкуренции, и определить наиболее значимые для выбора их конкурентной стратегии;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия…….5
1.1. Анализ гостиничного бизнеса в республике Татарстан…………5
1.2. Анализ конкуренции на рынке гостиничных услуг г. Набережные Челны……………………………………………………………………………..8
1.3. Особенности развития организации в конкурентной среде…….12
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ЗАО «КАМАЗжилбыт»…………29
2.1 Общая характеристика предприятия ЗАО «КАМАЗжилбыт»…29
2.2 Анализ уровня обслуживания клиентов гостиницы…………….31
2.3 Анализ структуры управления гостиницы……………………….36
2.4 Анализ технико-экономических показателей деятельности гостиницы………………………………………………………………………..38
2.5. Анализ качества и конкурентоспособности услуг ЗАО «КАМАЗжилбыт»………………………………………………………………46
2.6 Конкурентный анализ гостиницы…………………………………48
2.7 Анализ сильных и слабых сторон………………………………….52
Глава 3. Разработка и обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности ЗАО «КАМАЗжилбыт»……………………………...61
3.1 Разработка мероприятий по расширению ассортимента услуг гостиницы………………………………………………………………………...61
3.2 Разработка и проведение рекламной кампании гостиницы……...65
3.3. Мероприятия по повышению качества обслуживания…………..67
Заключение……………………………………………………………………….73
Список использованной литературы…………………………………………...76
Себестоимость реализации услуг гостиницы «КАМАЗ» увеличилась на 1% (+2436,0 тыс.руб.) и в 2012 году составила 256308,0 тыс.руб.
Постоянные расходы в 2012 г. увеличились по сравнению с 2011г. на 1% и составили в 2011г. 245912,0 тыс.руб., в 2012 г. – 248048 тыс.руб. Переменные расходы в 2012г. увеличились на 4% по сравнению с 2011г. и составили в 2011г. 796,0 тыс.руб., в 2012г. – 826,0 тыс.руб.
Анализ прибыли и рентабельности услуг гостиницы «КАМАЗ»
Необходимым элементом анализа является исследование результатов финансовой деятельности. С помощью табл. 2.7 проанализируем прибыль организации.
Таблица 2.7.
Анализ прибыли гостиницы «КАМАЗ» за 2011-2012г.г.
Наименование |
2011 год, тыс.руб. |
2012 год, тыс.руб. |
абсол., +/- |
относ., % |
Выручка от реализации работ (услуг) за вычетом НДС и других аналогичных платежей |
275630 |
276668 |
1038 |
100.4 |
Себестоимость реализации работ (услуг) |
253872 |
256308 |
2436 |
101 |
Прибыль от реализации |
21758 |
20360 |
-1398 |
94 |
Налогооблагаемая прибыль |
21708 |
20300 |
-1408 |
94 |
Налог на прибыль |
4341.6 |
4060 |
-2816 |
94 |
Чистая прибыль (убыток) |
17366.4 |
16240 |
-1126.4 |
94 |
На основании табл.
2.7 можно сделать следующие
Рентабельность оказания услуг и рентабельность продаж гостиницы «КАМАЗ» за 2011-2012г.г. представлена в табл. 2.8.
Таблица 2.8
Рентабельность оказания услуг и рентабельность продаж гостиницы «КАМАЗ» за 2011-2012г.г.
Показатели |
2010 год |
2011 год |
Изменения, +/- |
1.Выручка от реализации работ (услуг) за вычетом НДС и других аналогичных платежей |
275630 |
276668 |
1038 |
2.Себестоимость реализации работ (услуг) |
253872 |
256308 |
2436 |
3.Прибыль от реализации |
21758 |
20360 |
-1398 |
4.Рентабельность производства (оказания услуг), % (стр.3/стр.2) |
8.6% |
7.9% |
-0.7 |
5.Рентабельность продаж, % (стр.3/стр.1) |
8,0% |
7.4% |
-0.6 |
Выручка от реализации в 2012г. увеличилась на 1038 тыс.руб., себестоимость услуг увеличилась на 2436 тыс.руб., прибыль от реализации уменьшилась на 1398 тыс.руб.
Уровень рентабельности услуг в 2012г. уменьшилась на 0,7% по сравнению с 2011г. и составил в 2011г. 8.6%, в 2012г. – 7,9%. Уровень рентабельности продаж в 2012г. уменьшился на 0,6% по сравнению с 2011г. и составил в 2011г. 8,0%, в 2012г. – 7,4%.
Таблица 2.9.
Основные показатели
финансово-экономической
№ п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012 г. |
Изменения | |
+/- |
% | |||||
1 |
Выручка (без НДС) |
тыс. руб. |
275630 |
276668 |
1038 |
0.3 |
2 |
Себестоимость |
тыс. руб. |
253872 |
256308 |
2436 |
1 |
3 |
Стоимость основных производственных фондов (ОПФ) |
тыс. руб. |
456031 |
427807 |
-28224 |
-6 |
4 |
Численность сотрудников |
чел. |
12 |
12 |
0 |
0 |
5 |
Фонд оплаты труда (ФОТ) |
тыс. руб. |
2820 |
2820 |
0 |
0 |
6 |
Прибыль от реализации |
тыс. руб. |
9752 |
11366 |
1614 |
17 |
7 |
Рентабельность производства |
% |
3.8 |
4.4 |
0.6 |
Х |
8 |
Рентабельность продаж |
% |
3.5 |
4.1 |
0.6 |
Х |
9 |
Производительность труда |
тыс.руб./ чел. |
22969 |
23056 |
87 |
0.4 |
10 |
Фондоотдача |
тыс.руб./тыс.руб. |
0.6 |
0.6 |
0 |
0 |
11 |
Средняя заработная плата |
тыс.руб./ чел. |
235 |
235 |
0 |
0 |
В соответствии с таблицей 2.9, выручка от реализации за период увеличилась на 0.3%, себестоимость реализации работ увеличилась на 1%. Прибыль организации в 2012 году составила 9752 тыс. руб., что на 17% больше по сравнению с 2011 годом. Стоимость ОПФ уменьшилась на 6%.
Численность сотрудников осталась без изменений. Фонд оплаты труда не изменился. Рентабельность услуг увеличилась на 0,6%, рентабельность продаж предприятия увеличилась так же на 0.6%. Производительность труда увеличилась на 0,4%. Фондоотдача не изменилась, средняя заработная плата сотрудников осталась неизменной. Рентабельность производства предприятия увеличилась в виду повышения себестоимости услуг, вследствие чего увеличилась и рентабельность продаж.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что ЗАО «КАМАЗЖилБыт» осуществляет прибыльный вид деятельности, однако на предприятии стоит ввести систему управленческого учета и в будущем фирма будет нуждаться в санации.
2.5. Анализ качества и конкурентоспособности услуг ЗАО «КАМАЗжилбыт»
Показатели качества услуг представлены в табл. 2.10.
Таблица 2.10
Показатели качества услуг гостиницы «КАМАЗ» за 2010-2012г.г.
Показатель |
Ед. изм. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
1. Объем реализации услуг |
тыс.руб. |
4270 |
4650 |
5010 |
2. Стоимость услуг, по которым
поступили жалобы, расторгнуты договора,
ведутся судебные |
тыс.руб. |
289 |
303 |
415 |
3. Удельный вес стоимости услуги, по которой поступили жалобы |
% |
6,77% |
6,51% |
8,28% |
Данные расчеты показывают, что качество оказанных услуг в течение 2010-2012г.г. снижается. В 2011 г. по сравнению с 2012г. удельный вес стоимости оказанных услуг, по которым поступили жалобы, снизился на 0,26%. Однако, в 2012г. происходит увеличение удельного веса стоимости услуг, по которым поступили жалобы сразу на 1,77%. В 2012г. происходит увеличение количества жалоб на качество услуг гостиницы «КАМАЗ».
Для анализа системы качества предоставляемых услуг гостиницы «КАМАЗ», было решено провести опрос клиентов гостиницы. В опросе приняло участие 200 клиентов гостиницы.
Всем опрашиваемым был задан вопрос: «Довольны ли Вы качеством оказываемых услуг гостиницы «КАМАЗ»?»
Ответы представлены в табл. 2.11.
Таблица 2.11
Результаты опроса клиентов о степени удовлетворенности качеством услуг гостиницы
Наименование |
Количество ответов, чел. |
Количество ответов, % |
1.Удовлетворен качеством |
150 |
75,0% |
2.Не удовлетворен качеством услуг гостиницы |
50 |
25,0% |
ИТОГО ответов |
200 |
100% |
Из данных табл. 2.11 можно сделать вывод, что 25% из числа опрошенных недовольны качеством услуг гостиницы «КАМАЗ».
Далее проведем анализ жалоб клиентов гостиницы «КАМАЗ». Жалобы приняты к рассмотрению из книги жалоб гостиницы, в которой любой клиент может оставить запись, которая затем будет принята к рассмотрению.
В 2012г. в гостиницу «КАМАЗ» поступило 50 жалоб от клиентов на качество услуг клиентов. Жалобы были отражены в книге жалоб и предложений за 2012г.
В табл. 2.12 отражен перечень жалоб на качество услуг.
С помощью табл. 2.12 можно сделать вывод, что жалобы клиентов на качество обслуживания в 2012г. были схожи – низкое качество обслуживания клиентов, отсутствие обратной связи на интернет-сайте гостиницы, где можно оставить отзыв о работе гостиницы непосредственно генеральному директору, отсутствие прайс-листа на номера и услуги.
Таблица 2.12
Перечень жалоб на качество услуг гостиницы в 2012г.
Наименование жалоб |
Количество жалоб, чел. |
Количество жалоб, % |
1. Низкое качество обслуживания клиентов – сотрудники перебивают, разговаривают между собой, смеются между собой при клиентах. |
20 |
40% |
2. Отсутствие обратной связи
на интернет-сайте гостиницы,
где можно оставить отзыв о
работе турфирме |
20 |
40% |
3. Неудобная парковка перед |
10 |
20% |
ИТОГО жалоб |
50 |
100% |
За 2012г. Гостинице «КАМАЗ» было предъявлено 50 жалоб, основное место из которых заняли:
Проведя анализ жалоб клиентов на качество услуг гостиницы «КАМАЗ», было предложено проведение следующих мероприятий:
2.6 Конкурентный анализ гостиницы
Конкуренты – альтернативные
фирмы, способные удовлетворить
нужды и потребности клиента,
а также юридические и
Проведем структурный анализ конкурентной среды ЗАО «КАМАЗжилбыт» (модель 5 сил):
Новые конкуренты. ЗАО «КАМАЗжилбыт» является одной из гостиниц г.Набережные Челны и схожа со своими конкурентами по ассортименту услуг, качеству обслуживания, ценам и имиджу фирмы. Угроза проникновения на рынок новых конкурентов довольна невысока, так как компания уже прочно завоевала позиции на рынке услуг г.Набережные Челны.
Угроза замены. Услуги «КАМАЗжилбыт» разнопрофильны и предоставляются в достаточном ассортименте по доступным ценам, физическим или юридическим лицам.
Власть покупателей. Власть клиентов оказывает влияние на деятельность ЗАО «КАМАЗжилбыт», так как ассортимент услуг высок, услуги конкурентоспособны, а данная отрасль характеризуется высокой эластичностью спроса по цене.
Власть поставщиков. В РФ достаточно большое количество предприятий, предоставляющих качественные услуги и сырье гостинцам, что обеспечивает отсутствие доминирования в среде поставщиков.
Из существующих на рынке г.Набережные Челны гостиниц, находящимися в непосредственной близости к центру города, основными конкурентами ЗАО «КАМАЗжилбыт» по оказанию гостиничных услуг являются такие гостиницы как: «SWISS HOUSE», «Премьер», «Татарстан».
Конкурентоспособность турфирмы – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
Основными направлениями деятельности ЗАО «КАМАЗжилбыт» являются:
- предоставление качественных гостиничных услуг;
- сопутствующие услуги;
- услуги питания и развлечений;
- организация отдыха.
Гостиничные услуги в ЗАО «КАМАЗжилбыт» можно разделить на основные, дополнительные и сопутствующие.
Основные услуги – целевые услуги, входящие в услуги гостиниц. Они включает в себя:
- услуги по размещению;
- услуги по обеспечению клиентов питанием.
Дополнительные услуги гостиниц – целевые и инфраструктурные услуги, которые можно получить за дополнительную плату, не входящие в стоимость номера. Сюда можно отнести: экскурсионные услуги, дополнительные услуги, не вошедшие в перечень основных услуги, физкультурно-оздоровительные услуги, медицинские услуги, страховые услуги, культурно-зрелищные и игровые мероприятия и т.д.