Социально-экономическая характеристика территориальной организации Северного социально-экономического района России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей социально-экономического развития Северных территорий России на примере субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
определение стратегического значения северных территорий для России;
рассмотрение особенностей социально-экономического развития Северных регионов России;
анализ современного состояния экономики субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера на примере ЯНАО;
выявление проблем развития районов Севера;

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ТОН.docx

— 130.52 Кб (Скачать файл)

В связи с тем, что в  автономном округе население старше трудоспособного возраста после  окончания трудовой деятельности предпочитает выезжать на постоянное место жительства в регионы с благоприятными климатическими условиями, общий коэффициент смертности сохранится на уровне 5,4 на период до 2030 года.

 

Рис. Прогноз коэффициентов  рождаемости и смертности населения  ЯНАО до 2030 года

 

Рост объемов валового регионального продукта (далее - ВРП) в автономном округе в долгосрочной перспективе будет обусловлен в  основном ростом промышленного производства, развитием транспортной инфраструктуры и строительства, а так же развитием нетопливных отраслей промышленности.

 

Рис. Прогноз производства продукции ЯНАО до 2030 г.

 

Объем ВРП в автономном округе в 2013 году составит 105,0% к уровню 2012 года, с последующим снижением  до 103,8% в 2016 году, и до 103,5% - в 2030 году.

В период с 2015 по 2020 годы средний  прирост объема ВРП в реальном исчислении ожидается на уровне 4,0-3,5%, в дальнейшем с 2020 по 2030 годы среднегодовой  прирост ВРП составит около 3,6% в  год. Объем ВРП в 2020 году увеличится к 2012 году в реальном исчислении на 36,4%, в 2030 году к 2020 году - на 41,9%.

В общем объеме промышленного  производства доля добычи полезных ископаемых составит около 83,0%, обрабатывающего  производства - 13,0-13,3%, производства и  распределения электроэнергии, газа и воды - около 4,0%.

Прогноз развития промышленности по видам экономической деятельности в 2020 году предусматривает увеличение общего объема промышленного производства в сопоставимых ценах к уровню 2012 года на 30,7%, в 2030 году к 2020 году - на 39,6%. Среднее увеличение индекса промышленного  производства за период 2013-2030 годы составит около 3,4% в год.

Перспективными направлениями  для экономики автономного округа останутся сохранение и расширение уровня добычи нефти, что будет обеспечено за счет:

увеличения объемов производства нефти на Комсомольском, Северо-Комсомольском, Барсуковском, Харампурском, Тарасовском, Северо-Губкинском и Восточно-Таркосалинском месторождениях;

начала добычи нефти предприятиями  в восточной части автономного  округа на месторождениях: Северо-Уренгойское, Ен-Яхинское, Песцовое, Заполярное и  Тазовское;

ввода в разработку уникального  по извлекаемым запасам нефти  Русского месторождения;

ввода новых месторождений  нефти, расположенных в Тазовском  районе автономного округа;

обнаружения новых месторождений  нефти и начала добычи на этих объектах.

Стимулом к началу освоения нефтяных месторождений послужит строительство  новых нефтепроводов.

Стратегическую роль для  развития автономного округа окажет реализация инвестиционного проекта  «Строительство магистрального нефтепровода «Заполярье-Пурпе-Самотлор», который  обеспечит рост объемов перекачки  нефти по трубопроводной системе  «Восточная Сибирь-Тихий океан» с  месторождений автономного округа и севера Красноярского края, в  том числе Ванкорской группы месторождений, на нефтеперерабатывающие заводы России, на экспорт - в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

С вводом в эксплуатацию новых мощностей по транспортировке  углеводородов начнется промышленное освоение залежей углеводородов  ачимовской толщи Уренгойского региона, выявленные запасы углеводорода которой  сопоставимы с крупнейшими месторождениями  России.

В долгосрочном прогнозе сохранится тенденция опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с производством  топливно-энергетических ресурсов. В 2020 году прирост обрабатывающего производства к 2012 году составит 69,5%, в 2030 году к 2020 году - 87,7%. Существенный вклад в увеличение объемов производства обрабатывающих отраслей внесет завершение строительства  и ввод в эксплуатацию объектов Новоуренгойского газохимического комплекса: «Комбинированная установка производства этан-этилена», «Установка производства полиэтилена  высокого давления», «Склады ЛВЖ, кислот, щелочей, метанола».

Потребление электроэнергии к 2030 году в автономном округе прогнозируется на уровне 13 100 млн. кВт. ч со средним  темпом роста потребления в 2013-2030 годы около 1% в год.

Основываясь на динамике последних  лет, следует ожидать, что до 2030 года темпы инфляции в автономном округе не превысят среднероссийские.

В прогнозном периоде ожидается  умеренная тенденция замедления инфляции. Уровень инфляции в автономном округе, характеризующийся индексом потребительских цен, в 2013 году составит 106,0% к уровню 2012 года, с последующим  снижением до 104,6% в 2016 году, до 103,0% в 2030 году. На сдерживание инфляции окажут влияние меры по государственному регулированию  экономики и государственной  поддержке отраслей производства.

Рост реальных денежных доходов  населения будет способствовать повышению покупательского спроса населения на товары народного потребления  и платные услуги, способствовать дальнейшему росту объемов потребительского рынка. За 2013-2015 годы розничный товарооборот возрастет на 14,6%, платные услуги населению - на 9,2%, за период 2016-2030 годы соответственно - на 71,0% и на 86,0%. Предполагается, что платные услуги населению будут расти темпами, опережающими темпы роста товарооборота. Это связано с постепенным увеличением доли услуг в структуре потребления населения.

Прогнозируемая численность  экономически активного населения  автономного округа в 2016 году составит 353,4 тыс. человек или 61,5% численности  населения округа. В 2030 году численность  экономически активного населения  автономного округа возрастет к  уровню 2011 года на 19,1% и составит 393,7 тыс. человек. Реализация крупномасштабных проектов, объединенных в Программу  «Комплексное освоение месторождений  автономного округа и севера Красноярского  края» приведет к дальнейшему  росту занятости в автономном округе.

 

Рис. Прогнозируемая численность  экономически активного населения  ЯНАО до 2030 г.

 
 

В 2020 году в различных  секторах экономики автономного  округа будет занято 429,9 тыс. человек, что выше уровня 2010 года на 16,9%, в 2030 году - 473,8 тыс. человек (прирост к 2020 году на 10,2%).

Рост заработной платы  в долгосрочной перспективе также  будет обусловлен устойчивыми темпами  экономического развития автономного  округа. В 2013 году среднемесячная заработная плата достигнет 66,9 тыс. рублей (на 13,3% выше уровня 2011 года), в 2015 году - 75,7 тыс. рублей (на 28,3% выше уровня 2011 года). С  учетом среднегодового роста реальной заработной платы на уровне 3% номинальная  среднемесячная заработная плата достигнет  к 2020 году 109,6 тыс. рублей (на 85,8% выше уровня 2011 года), к 2030 году - 222,8 тыс. рублей (на 277,5% выше уровня 2011 года).

 

Рис. Прогнозный фонд оплаты труда в ЯНАО до 2030 г.

 

Существуют внешние и  внутренние риски социально-экономического развития.

Ключевые внешние риски:

глобализация экономических  связей;

конъюнктура мировых рынков (в том числе рынка энергоносителей);

общая макроэкономическая ситуация в Российской Федерации;

инфляция;

государственная политика в  области недропользования, социальной и инвестиционной сферах.

) Основные внутренние  риски:

динамика природно-ресурсного и человеческого потенциала;

уровень развития институциональной  среды и институциональной инфраструктуры;

структурные сдвиги региональной экономики;

инфраструктурная обеспеченность;

транспортная доступность, внутренняя и внешняя связность  территорий;

демографическая и этнокультурная ситуация.

) Случайные риски:

стихийные бедствия, природные  катаклизмы, глобальные климатические  изменения;

техногенные аварии;

финансовые кризисы;

террористические акты;

появление неожиданных технологических  инноваций;

повышение нестабильности рыночной конъюнктуры.

Организационными, правовыми  и финансовыми механизмами реализации Стратегии являются:

условие успешной реализации Стратегии - комплексное, системное  и синхронное взаимодействие государства, бизнеса и общества на принципах  государственно-частного партнерства;

руководство реализацией  Стратегии - Совет (комитет) во главе  с Губернатором автономного округа, с привлечением общественности и  бизнес - сообщества региона;

совершенствование правовой базы - разработка и принятие нормативных  правовых актов автономного округа, обеспечивающих реализацию стратегических направлений;

основные инструменты:

- программа социально-экономического  развития автономного округа;

- окружные долгосрочные  и ведомственные целевые программы.

 

.2 Роль нефтегазовых компаний  в социально-экономическом развитии  региона

 

Ямалу, основному газодобывающему  региону страны, отводится ключевая роль в Стратегической программе  развития топливно-энергетического  комплекса России, цель которой обеспечить к 2020 г. добычу газа около 6 000 млрд. м3, а  добычу нефтегазового конденсата довести  до 65 млн. т в год. Исходя из существующей сырьевой базы нефти и газа к 2020 г. объемы добычи газа в округе могут  быть доведены до 580-635 млрд. м3 газа, нефти - до 70-95 млн. т, конденсата - до 11,5-18,8 млн. т за счет ввода в разработку новых, месторождений (табл. 3.1, 3.2).

 

Таблица 3.1 Прогноз добычи газа по районам ЯНАО до 2030 г.

РайонОбъем добычи по годам, млрд. м320102015202020252030Надымский170,8122,390,770,252,1Тазовский155,0139,3124,4100,783,1Ямальский58,9155,8220,7293,9372,4Пуровский215,4179,2164,3138,3116,1Красноселькупский28,034,134,131,110,6Всего  по округу628,2630,6634,2634,2634,2

 

Таблица 3.2 Прогноз добычи нефти и газового конденсата по районам  ЯНАО до 2030 г.

РайонОбъем добычи по годам, млн. т20102015202020252030Надымский5,5 / 4,66,7 / 4,66,6 / 4,46,3 / 4,46,1 / 4,4Тазовский2,1 / 4,018,4 / 4,024,7 / 3,827,8 / 3,229,2 / 2,1Ямальский3,2 / -9,5 / -9,8 / 2,811,2 / 3,911,7 / 6,9Пуровский49,0 / 7,954,2 / 7,950,0 / 7,846,2 / 7,344,6 / 5,4Красноселькупский3,5 / -3,6 / -3,6 / -3,7 / -3,5 / -Всего по округу63,3 / 16,692,4 / 16,694,6 / 18,895,1 / 18,895,1 / 18,8

В Салехарде с 6 по 8 июня 2012 года проходила крупная международная  конференция «Ямал Нефтегаз 2012. Комплексное  освоение нефтегазовых месторождений  Ямала: привлечение инвестиций и  передовых технологий». Среди тем  повестки дня - освоение ресурсов Арктики  и презентация крупнейших инвестиционных проектов. Основными темами конференции  стали инвестиционный потенциал  и привлекательность Ямала, его  транспортная инфраструктура, инновационные  технологии и их применение при освоении ресурсов Арктики; сохранение хрупкого баланса экосистемы полуострова; выставка оборудования и технологий для обустройства месторождений в сложных климатических  условиях и другие.

На конференции также  были рассмотрены крупнейшие инвестиционные проекты Ямала. Среди них строительство  железной дороги на полуострове и  автодороги Салехард - Надым, строительство  завода по производству сжиженного природного газа и открытие международного арктического научно-инновационного комплекса «Экспо-Арктика».

В 2002 году по поручению Президента и Правительства РФ ОАО «Газпром»  совместно с Администрацией Ямало-Ненецкого  автономного округа (ЯНАО) был разработан Проект «Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий». В 2007 году проведена корректировка проекта  Программы.

Программой предусмотрено  развитие топливно-энергетического  комплекса, в том числе реализация инвестиционных проектов:

освоение месторождений  суши полуострова Ямал путем создания трех промышленных зон: Бованенковская, Тамбейская, Южная;

формирование нового российского  центра по производству сжиженного природного газа (СПГ) на базе Южно-Тамбейского  месторождения;

ввод в разработку уникального  по извлекаемым запасам нефти  Русского месторождения и новых  месторождений, расположенных в  Тазовском районе;

освоение ресурсов полуострова  Ямал, связанное с шельфом Карского моря (после 2025 года);

обеспечение занятости населения  автономного округа при реализации проектов топливно-энергетического  комплекса;

развитие малого и среднего предпринимательства в топливно-энергетическом комплексе;

реализация проектов нефте- и газохимии, утилизации попутного  нефтяного газа.

Для обеспечения транспортировки  ямальского газа в период до 2030 года планируется создание уникальной, не имеющей аналогов в России газотранспортной системы нового поколения.

При освоении месторождений  Ямала предусмотрена реализация целого комплекса мероприятий по защите окружающей среды, предотвращению и минимизации возможного воздействия  на экосистему в процессе проведения строительных работ и эксплуатации.

В прогнозных планах Газпрома есть сокращения, связанные с кризисом, но мегапроект «Ямал» остается приоритетным. Полуостров Ямал - единственная территория, газовые запасы которой могут  компенсировать падение добычи на месторождениях Уренгоя, Ноябрьска и Ямбурга.

В связи с тем, что промышленное освоение полуострова влечет за собой  развитие социально-бытовой инфраструктуры, у малого и среднего бизнеса появляются обширные перспективы, например, в сфере  торговли, ресторанно-гостиничного обслуживания и т. д.

Промышленное освоение газовых  месторождений полуострова Ямал даст региону порядка 50 тысяч дополнительных рабочих мест, на 20% увеличивает число  трудовой занятости в ЯНАО. Наиболее остро сегодня стоит вопрос привлечения  квалифицированных представителей рабочих специальностей - подрядным  организациям Газпрома требуются в  первую очередь монтажники, водители, сварщики. Объединение работодателей  ЯНАО выступает за то, чтобы при  наборе кадров преимущество отдавалось жителям округа. Компании, работающие в регионе, налаживают активное взаимодействие со средне-техническими учебными заведениями  страны, привлекают к сотрудничеству их выпускников.

Основными наполнителями  окружной казны являются предприятия  Газпрома, подразделения акционерных  обществ «Роснефть», «Газпром нефть», и предприятия малого ТЭКа.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика территориальной организации Северного социально-экономического района России