Социально-экономическая характеристика территориальной организации Северного социально-экономического района России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей социально-экономического развития Северных территорий России на примере субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
определение стратегического значения северных территорий для России;
рассмотрение особенностей социально-экономического развития Северных регионов России;
анализ современного состояния экономики субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера на примере ЯНАО;
выявление проблем развития районов Севера;

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ТОН.docx

— 130.52 Кб (Скачать файл)

Доходы консолидированного бюджета автономного округа за 2011 год составили 136,9 млрд. рублей, что  на 28,1% больше уровня доходов 2010 года (106,8 млрд. рублей). В 2010 год этот показатель составлял 106,8 млрд. рублей, что на 20,2% больше уровня доходов 2009 года (88,8 млрд. рублей).

Наибольшая доля поступлений  в доходную часть бюджета (34,4%) представлена налогом на прибыль организаций  и налогом на доходы физических лиц  в консолидированный бюджет автономного  округа (23,1%).

Расходы консолидированного бюджета автономного округа составили  соответственно 145,6 млрд. рублей (на 52,3% выше объема расходов 2010 года) и 95,6 млрд. рублей, что на 24,7% больше расходов 2009 года (76,7 млрд. рублей).

Приоритетными направлениями  расходования бюджетных средств  являются затраты на социальные нужды  и жилищно-коммунальное хозяйство. На исполнение расходных обязательств в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта было направляется 12,5% от общих расходов, на реализацию социальной политики (расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и обеспечение населения, борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство) - 11,1% общих расходов, на развитие образования (предоставление населению гарантированного бесплатного общего, начального и  среднего профессионального образования) - 20,8% расходов консолидированного бюджета.

Численность населения в  автономном округе на 01 января 2012 года составила 536,6 тыс. человек, что выше уровня соответствующего периода 2011 года на 2,2%. Увеличение численности населения  произошло за счет естественного  и миграционного прироста. Естественный прирост населения по автономному  округу составил 5 388 человек (в 2010 году - 5 424 человека). Коэффициент естественного  прироста населения - 10,2 человека на 1 000 населения (в 2010 году - 10,3). Коэффициент  рождаемости - 15,6 человек на 1 000 населения (2010 год - 15,8 человек). Коэффициент смертности - 5,4 человек на 1 000 населения (2010 год - 5,5 человек).

Снизилась численность безработных, но одновременно возросли доли безработных  женщин и молодежи в возрасте от 16 до 29 лет. В составе безработных 46,8% имеют низкий уровень образования.

В округе реализуются федеральные  и окружные программы социального  развития, национальные проекты.

На территории автономного  округа в 2011 году реализуются мероприятия 3 федеральных целевых программ (ФЦП).

)ФЦП «Социальное развитие  села до 2012 года».

За счет средств федерального бюджета выделено 127,0 млн. рублей, из окружного бюджета - 700 млн. рублей. Мероприятия  профинансированы и выполнены полностью. 356 семьям, проживающим в сельской местности, в том числе, 123 молодым  семьям и молодым специалистам, представлены субсидии на улучшение жилищных условий.

)ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы.

За счет средств федерального бюджета выделено 541,2 млн. рублей, мероприятия  профинансированы в объеме 540,1 млн. рублей, выполнены в объеме 410,4 млн. рублей или 99,8 % и 75,8% от утвержденного  объема финансирования соответственно. Выдано 200 сертификатов на жилье, реализовано 150 на сумму 410,43 млн. руб.

На реализацию мероприятий  подпрограммы «Обеспечение жильем молодых  семей» выделены средства федерального и окружного бюджетов в размере 114,4 млн. рублей и 686,3 млн. рублей соответственно. 962 молодым семьям, проживающим в  автономном округе, предоставлены субсидии на улучшение жилищных условий.

)ФЦП «Культура России (2006-2011 годы)».

На реализацию мероприятий  программы за счет средств федерального бюджета выделено 0,1 млн. рублей, за счет средств окружного бюджета - 0,37 млн. рублей, мероприятия программы  профинансированы и выполнены в  полном объеме.

В г. Салехард проведена V Окружная выставка современного изобразительного искусства «Арт-Ямал».

В автономном округе в 2011 году реализовывались 30 окружных долгосрочных целевых программ (ОДЦП), включающих 13 подпрограмм с общим объемом  финансирования 33,2 млрд. рублей.

Мероприятия ОДЦП профинансированы в объеме 30,3 млрд. рублей, выполнены - 25,2 млрд. рублей или на 91% и 76% от утвержденного  объема финансирования на 2011 год соответственно.

Основными направлениями  реализации ОДЦП являются: социальная политика, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт.

Наиболее активно велась работа по реализации 29 программам и  подпрограммам, из которых по 7 программам и подпрограммам мероприятия  выполнены в полном объеме. В том  числе:

«Сохранение, использование, популяризация и государственная  охрана объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа на 2009-2011 годы»;

«Развитие и совершенствование  организации заместительной почечной терапии для больных хронической  почечной недостаточностью в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011-2013 годы»;

«Неотложные меры борьбы с  туберкулезом в Ямало-Ненецком автономном округе на 2011-2015 годы».

Средний уровень выполнения (ниже 80% от утвержденного на 2011 год  объема финансирования) отмечается по 7 программам и подпрограммам.

Уровень выполнения ниже 40% отмечается по 4 программам и подпрограммам. Среди них:

«Дети Ямала» на 2011-2013 годы» - мероприятия выполнены на 22% от утвержденного на 2011 год объема финансирования;

«Энергосбережение и повышение  энергетической эффективности в  Ямало-Ненецком автономном округе на период 2010-2015 годов и на перспективу до 2020 года» - мероприятия выполнены  на 22% от утвержденного на 2011 год  объема финансирования.

На территории автономного  округа в 2011 году действуют 22 целевые  программы ведомств (ЦПВ) с утвержденным объемом финансирования на отчетный период 677,8 млн. рублей. Мероприятия  ЦПВ профинансированы в объеме 619 млн. рублей, работы выполнены в объеме 568,2 млн. рублей или на 91% и 84% от утвержденного  объема финансирования соответственно.

Наиболее активно велась работа по реализации 15 ЦПВ, из которых  по 5 программам выполнены мероприятия  в полном объеме.

В 2011 году на реализацию приоритетных национальных проектов (ПНП) за счет средств  всех источников финансирования выделено 21,9 млрд. рублей, в том числе, из консолидированного бюджета автономного округа - 20,1 млрд. рублей, федерального бюджета - 1,8 млрд. рублей. Кроме того, на финансирование мероприятий ПНП выделено средств  Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального  хозяйства (Фонд ЖКХ) в размере 0,5 млрд. рублей. Мероприятия ПНП профинансированы в объеме 20,0 млрд. рублей или на 91% от утвержденного объема на 2011 год. В структуре финансирования ПНП  основную долю занимают средства консолидированного бюджета (92%).

На реализацию приоритетного  национального проекта «Здоровье» выделено 567,5 млн. рублей, из них 115,1 млн. рублей составляют средства консолидированного бюджета автономного округа. Мероприятия  профинансированы в полном объеме:

предоставлены денежные выплаты  участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, а также медицинским  сестрам, работающим с указанными врачами  в объеме 160,1 млн. рублей (664 чел.);

средства в объеме 60 млн. рублей направлены в лечебно-профилактические учреждения на заработную плату работников фельдшерско-акушерских пунктов (4,2 млн. рублей), работников скорой медицинской  помощи (56 млн. рублей);

осуществлена дополнительная диспансеризация 4100 работающих граждан;

мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, иммунизации  населений профинансированы в объеме 131,2 млн. рублей, обследовано 210955 чел.;

средства в объеме 103,1 млн. рублей направлены на повышение  доступности и качества оказываемой  населению автономного округа медицинской  помощи;

с целью совершенствования  медицинской помощи матерям и  детям направлено 80,5 млн. рублей.

На реализацию приоритетного  национального проекта «Образование»  выделено 803,3 млн. рублей, из них 693,1 млн. рублей составляют средства консолидированного бюджета автономного округа. Мероприятия  выполнены в объеме 767 млн. рублей или на 95% от утвержденного объема финансирования на 2011 год:

3 267 педагогов получили  вознаграждение за классное руководство,  общий объем финансирования -182 млн.  рублей;

469 млн. рублей было  направлено на совершенствование  организации школьного питания.

На реализацию мероприятий  приоритетного национального проекта  «Развитие АПК» выделено 1627,6 млн. рублей. Мероприятия профинансированы и  выполнены в полном объеме:

на территории автономного  округа в эксплуатацию введено 23,2 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих  в сельской местности, осуществлено финансирование мероприятий по повышению  уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений на сумму 872,1 млн. рублей;

мероприятия по предоставлению субсидий на поддержку племенного животноводства профинансированы в объеме 38 млн. рублей;

мероприятия по развитию северного  оленеводства профинансированы в объеме 645 млн. рублей.

На реализацию ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»  в 2011 году выделено 18,9 млрд. рублей, из них 17,9 млрд. рублей составляют средства консолидированного бюджета автономного  округа. Кроме того, в 2011 году на реализацию мероприятий ПНП выделено средств  Фонда ЖКХ в размере 0,538 млрд. рублей. В отчетном периоде мероприятия  профинансированы в объеме 17,1 млрд. рублей или на 90% от утвержденного  объема финансирования на 2011 год. Выполнены  мероприятия:

в рамках реализации направления  «Стимулирование развития жилищного  строительства», доля ввода жилья  по стандартам эконом-класса составила 56,0%, доля ввода малоэтажного жилья - 68,3%;

на строительство жилья  для переселения граждан из аварийного жилищного фонда выделены средства в размере 0,4 млрд. рублей;

мероприятия по ликвидации ветхого и аварийного жилищного  фонда профинансированы в объеме 9,9 млрд. рублей;

по направлению «Поддержка платежеспособного спроса на жилье, в том числе, с помощью ипотечного жилищного кредитования» были использованы средства материнского (семейного) капитала в размере 0,5 млрд. рублей;

за счет средств федерального бюджета и консолидированного бюджета (1,9 млрд. рублей) оказана государственная  поддержка в приобретении жилья 2583 молодым семьям;

мероприятия по обеспечению  жильем отдельных категорий граждан  профинансированы в объеме 0,1 млрд. рублей. В рамках данного направления  обеспечено жильем 133 человека из числа  инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, ветеранов боевых действий, а также 17 человек из числа ветеранов  Великой Отечественной войны.

 

.3 Государственная политика  и формирование программ социально-экономического  развития северных территорий

 

В целях обеспечения реализации государственной политики по социально-экономическому развитию северных территорий в России образовывались специальные органы:

с середины 1990-х годов  до 2000 года разработку и реализацию основных направлений региональной социально-экономической политики в районах Севера и Арктики  осуществлял Госкомсевер;

после его упразднения  в мае 2000 года северные вопросы были переданы Министерству экономического развития и торговли РФ и Министерству по делам Федерации, национальной и  миграционной политики РФ, которое  позже также было упразднено;

с 2005 года этими вопросами  занимается Министерство регионального  развития РФ.

Конечно, такие изменения  не могли положительно сказаться  на формировании программы развития северных территорий, эффективности  транспортной системы, решении социальных вопросов.

Сегодня основным стратегическим документом по осуществлению государственной  политики развития северных районов  является Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, разработанная до 2015 года. Концепция определяет лишь перспективные направления государственной поддержки северных территорий страны, но не называет конкретных действий, направленных на решение региональных проблем.

Сила федеративного государства  основывается на силе его регионов, целостный организм жизнеспособен  только тогда, когда здоровы составляющие его части. На основе такого подхода  необходимо рассматривать вопрос об особенностях современной «северной» политики, адекватна ли она роли региона, способствует ли она его  устойчивому социально-экономическому развитию.

Конец 20-го века знаменовался началом нового рыночного периода  в развитии страны. На первом этапе  проведения рыночных реформ еще осуществлялся  принцип преемственности государственной  политики в отношении северных территорий. Однако поспешное проведение реформ привело к резкому ухудшению  социально-экономического положения  как в стране, так и на Севере: спаду производства, закрытию предприятий, росту безработицы, падению жизненного уровня основной части населения.

В этих условиях государство  посчитало поддержку северных территорий нецелесообразной и финансово обременительной, а проводимую на Севере протекционистскую  политику не соответствующей рыночным отношениям. Базой изменения государственной  политики в отношении Севера стала  идея сокращения якобы чрезмерно  избыточной численности населения  Севера на основе замены постоянно  проживающих здесь граждан вахтовыми  бригадами. Государство стало мало обращать внимания на вопросы социально-экономического развития Севера, снизилась государственная  поддержка северных регионов, начали закрываться северные программы, сократились  собственные доходные источники  региональных бюджетов, были урезаны  северные льготы и гарантии проживающих  и работающих на Севере граждан. Значительно  ухудшилось и законодательное регулирование  северных проблем.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика территориальной организации Северного социально-экономического района России