Социально-экономическая характеристика территориальной организации Северного социально-экономического района России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей социально-экономического развития Северных территорий России на примере субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
определение стратегического значения северных территорий для России;
рассмотрение особенностей социально-экономического развития Северных регионов России;
анализ современного состояния экономики субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера на примере ЯНАО;
выявление проблем развития районов Севера;

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ТОН.docx

— 130.52 Кб (Скачать файл)

Индекс бюджетной эффективности (т.е. соотношение выгоды от реализации проекта с поддержкой проекта  государством) имеет коэффициент 2 - на 1 вложенный государством рубль  ожидается 2 рубля поступлений в  бюджет, а интегральный индикатор  экономической эффективности инвестиционного  проекта (вклад проекта в достижение общего ВВП страны) составляет 0,558%.

В конце июля 2012 года в  Салехарде состоялось совещание  под председательством министра транспорта РФ Максима Соколова, посвященное  развитию транспортной системы УрФО. Политика Минтранса и правительства  в целом будет направлена на поддержание  проектов, привлекающих внебюджетные инвестиции. Именно таким проектом является «Северный широтный ход», которому было посвящено отдельное  совещание в Салехарде.

Северный широтный ход - это  железная дорога Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево протяженностью 707 км с мостовыми  переходами через Обь и Надым. Работы по проекту на Ямале начались в 2011 году, со строительства моста через Надым. Сейчас строительство ведется круглосуточно, причем «Корпорация Развития», возводящая мостовой переход через реку, работает с опережением плана. На остальные участки готова проектная документация.

Согласно документам общее  финансирование по проекту предусмотрено  в размере 135,6 млрд. рублей. При этом в новой финансовой схеме значительно  сокращена бюджетная составляющая. Замещение бюджетных средств  инвестиционными в целом составило 79,1 млрд. рублей. Участниками проекта  выступают Росжелдор (ОАО «ЯЖДК) при поддержке правительства  ЯНАО, «Корпорация развития», ОАО  «РЖД» и ОАО «Газпром». При  этом инвесторы разделили между  собой зоны ответственности. По плану  наибольшую часть расходов возьмет  на себя Ямальская железнодорожная  компания - строительство ж/д линий  Обская - Салехард - Надым обойдется  ей в 58 млрд рублей. Газпром профинансирует достройку ж/д участка Надым - Пангоды (14,8 млрд. рублей) и достройку  станции «Обская-2» (4,4 млрд. рублей). Затраты РЖД на достройку железнодорожного участка Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево составят 22,5 млрд. рублей. Власти ЯНАО совместно с ЯЖДК потратят 21,5 млрд рублей на возведение моста  через Обь. Зато мост через реку Надым  «Корпорация Развития» планирует  построить без привлечения средств  федерального бюджета, за счет заемных  средств.

В ходе работы удалось значительно  снизить издержки относительно первых предполагаемых проектов, например, на строительство моста через Обь  и ж/д линии Обская - Салехард - Надым. Этого удалось достичь  посредством применения новых проектных  решений. Таким образом, затраты  на мост через реку Обь сократились  с 47 млрд. руб. до 21,5 млрд. рублей, на железнодорожную  линию Обская - Салехард - Надым - с 78 млрд. до 58,5 млрд. рублей, а общие  затраты на строительство СШХ  снижены на 45,5 млрд. рублей.

СШХ, согласно документам, имеет  достаточно быструю окупаемость  для столь масштабных инфраструктурных проектов - он обеспечит кратчайший транзит углеводородных грузов в  западном направлении и грузов, необходимых  для освоения газоконденсатных и  нефтяных месторождений, в восточном  направлении. Намерения по перевозке  грузов уже озвучили «НоваТЭК», Арктикгаз, ЛУКойл, Роснефть, Новоуренгойский  газохимический комплекс. Планируемые  объемы своих перевозок по магистрали они обозначили в размере более 20 млн. тонн ежегодно.

По предварительным расчетам, только от эксплуатации Северного широтного  хода в течение первых пяти лет  налоговые поступления в бюджет составят не менее 50 млрд. рублей. Таким  образом, учитывая лишь эту статью доходов, проект окупится менее чем за пятнадцать лет, по оценке PricewaterhouseCoopers - максимум за 13,8 лет. Реализация проекта «Северный  широтный ход» даст дополнительные рабочие  места и увеличение налогооблагаемой базы всем промышленным регионам УрФО. Рост объема заказов для предприятий Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областей, по прогнозам, составит до 200 млрд. рублей.

Кроме того, существенный экономический  эффект возникнет, когда Северный широтный ход состыкуют с Северным морским  путем. Объекта, так близко расположенного к углеводородному сырью, на территории России, да и во всем мире, нет. В планах - довести железную дорогу до проектируемого уникального порта Сабетта на Ямале.

При разработке программ развития северных территорий учитывается опыт других стран.

Наибольший интерес в  этом отношении имеет канадский  опыт. Малоосвоенные северные районы занимают примерно 7 млн. кв.км. - 70% территории страны, тогда как проживает здесь  лишь 350 тыс. чел., или менее 1,5% населения  Канады. Эти территории располагают  огромными и далеко еще не полностью  разведанными природными ресурсами - месторождениями  природного газа, нефти, каменного угля, асбеста, руд черных и цветных  металлов, существенным гидроэнергетическим  потенциалом. Все это «роднит» канадскую  экономику с экономикой России, где  также большая часть территории страны относится к зоне Севера. Наличие общих черт в экономике  двух стран способствовало тому, что  еще во времена социалистической эпохи в процессе разработки стратегии  хозяйственного освоения ресурсов Канадского Севера использовался опыт развития северных районов СССР, теперь, в  трансформационный период нам, в  свою очередь, следует использовать канадский опыт.

Формы и направления государственного регулирования воспроизводственных  процессов в экономике Канадского Севера различны и достаточно многочисленны. Государство не ставит в качестве обязательной конечной цели своих инвестиций получение прибылей, а делает эти  инвестиции средством повышения  активности частных фирм. В наибольшей степени сказанное относится  к государственному финансированию развития инфраструктуры (прежде всего  транспортной сети) в северных районах. В некоторых случаях государство  идет на создание собственных предприятий  или смешанных государственно-частных  компаний. С 1993/94 по 2003/04 финансовые гг. государственные расходы на северных территориях выросли в 4,3 раза. Однако гораздо чаще государство предпочитает действовать в рамках программ помощи частным компаниям (особенно горнопромышленным). Заметнее всего это содействие частному капиталу выражается в предоставлении прямых субсидий фирмам (в отдельных  случаях такая помощь составляет до 70-60% всех прямых и косвенных капиталовложений в новое предприятие), в покупке  акций рискованных предприятий  и пр.

Другой способ оказания государственного содействия частным компаниям налоговые  льготы. Горнопромышленные фирмы  на Севере Канады полностью освобождались  от уплаты налогов, на три-пять лет, после  ввода в действие предприятия. В  случае эксплуатации месторождений, близких  к истощению, подлежащая налогообложению  прибыль уменьшалась на треть. Кроме  того, государство облегчало условия  аренды нефтеносных земель. Быстро растут и размеры федеральных  субсидий, предоставляемых местным  властям северных территорий. Эти  субсидии составили в 2003/04 фин. г. 76% бюджета правительства Северо-Западных территорий и 62% бюджета правительства  Юкона - по 7600 долл. в расчете на каждого  жителя Дальнего Севера. К важнейшим  формам государственного регулирования  следует отнести также разработку разного рода комплексно-целевых  программ развития Севера Канады.

Необходимость более интенсивного вмешательства государства в  процесс экономического регулирования  деятельности северных районов по сравнению  с остальными регионами Канады объясняется  рядом причин и факторов. Прежде всего следует указать на необходимость  осуществления здесь повышенных затрат на выпуск единиц продукции. Так, доля затрат на материалы, энергию и  топливо в общей стоимости  горнодобывающей промышленности на Дальнем Севере почти вдвое выше, чем по всей отрасли в среднем  по стране. Стоимость бурения одной  разведочной скважины на Дальнем  Севере обходится в 46 раз, а одной  буровой проходки - в 25 раз дороже, чем в основной нефтедобывающей  провинции страны - Альберте. При  столь высоком уровне расходов и  ввиду необходимости чрезвычайно  крупных капиталовложений в развитие инфраструктуры компании далеко не всегда решаются на риск освоения северных ресурсов своими силами, без помощи государства. Важно и то, что масштабы и специфика  освоения Севера требуют учета экономического и социального влияния капиталовложений в развитие всего района и даже всей страны в целом, притом в течение  длительного периода. Частные же компании, будучи предоставлены самим  себе, обычно предпочитают проводить  хищническую политику кратковременной  эксплуатации наиболее богатой части  месторождений, что приводит, в конечном счете, к исключительно негативным последствиям, например к возникновению  печально знаменитых «городов-призраков». Эти и ряд других факторов приводят к необходимости активного вмешательства  государства в процесс освоения Севера.

Учитывая наличие определенного  числа общих черт в экономике  России и Канады (схожая по ряду параметров региональная, отраслевая структура, большая  территориальная протяженность  и пр.), целесообразно в стратегии  перехода российской экономики к  развитым рыночным отношениям использовать определенные элементы канадской хозяйственной  модели. Особенно данное положение  справедливо в отношении выбора приоритетов и перспектив экономического развития в зоне Севера России. Так, особое значение имеют децентрализация  государственного управления и повышение  роли местных органов власти как субъектов хозяйственной деятельности (по аналогии с процессами, происходящими в Канаде). Важно и то, что поскольку в соответствии с концепцией оптимальной структуры форм хозяйствования необходимо усиленное государственное регулирование переходных социально-экономических процессов в северных регионах страны, темпы приватизации государственной собственности в базовых отраслях промышленности региона должны быть ниже среднероссийских.

В связи с развитием  российско-канадского сотрудничества на Севере и в Арктике представляет несомненный интерес канадская  оценка состояния и перспектив этого  сотрудничества: «Для стабильности международной  системы жизненно необходимо преуспеяние  России, а для стабильности России жизненно необходимо устойчивое развитие и преуспеяние ее Севера. При 8-процентной доле в населении страны, на Российском Севере производится 20% ее ВВП, и он является одним из ее ведущих источников твердой валюты. С 80% населения всего  мирового Севера в его пределах, Российский Север представляет собой  наиболее заселенную его часть: здесь  живут более 12 млн. человек, в т.ч. 200000 представителей коренных народов.

Канада исторически заинтересована в процветании и безопасности России - на самом деле, у нас там  на кону многое. Учитывая удельный вес  Севера в будущем России и всего  региона в целом, необходимы немедленные  и скоординированные меры. Следовательно, будущее российского Севера важно  для Канады, и именно на нем сфокусировано  Северное измерение внешней политики Канады».

Наличие у Канады опыта  и технических навыков освоения природных ресурсов Арктики дает канадцам относительные преимущества в России и создает отличные возможности  для канадских инвестиций. А в  области защиты окружающей среды  канадские технологии и системы  управления просто не имеют себе равных. На Российском Севере претворяются 20 проектов в областях экономической реформы, управления и защиты окружающей среды. Канадское правительство однозначно заявляет о своей активной поддержке  международной деятельности Арктического совета и содействии сотрудничеству с Россией в решении общих  северных задач.

Итак, приоритетные задачи развития экономики Ямало-Ненецкого автономного  округа состоят в развитии газовой, а в последующем и газохимической, промышленности. Округ является одним  из немногих районов России, в которых  запасы природного газа позволяют наращивать его добычу и экспортный потенциал. В Округе, по сравнению со среднероссийским уровнем, в 6-7 раз выше душевые показатели выработки промышленной продукции  и почти в 10 раз выше инвестиционная активность, более высокая покупательная  способность населения.

Для дальнейшего социально-экономического развития округа разрабатываются программы, инвестиционные проекты. Широко используется опыт других стран.

 
 

ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ  РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

.1 Анализ программы социально-экономического  развития Ямало-Ненецкого национального  округа на 2013-2015 г. и до 2030 года

 

Стратегическая цель Ямало-Ненецкого  Автономного Округа: обеспечение  устойчивого повышения уровня и  качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих  экологических требований.

Приоритетные задачи стратегического  преобразования качества жизни на Ямале:

модернизация инфраструктуры и отраслей социальной сферы;

развитие экономического потенциала;

сохранение и развитие человеческого потенциала и традиций;

охрана окружающей среды  и оздоровление экологии;

становление автономного  округа международным форпостом  развития Арктики.

Правовыми основами разработки стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого Автономного  Округа являются:

Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 года №536 «Об  основах стратегического планирования в Российской Федерации»;

стратегия развития Уральского федерального округа до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 06.10.2011 года №1757);

Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого  автономного округа;

Закон Ямало-Ненецкого автономного  округа от 27 апреля 2011 года № 49-ЗАО «О прогнозировании, стратегическом и  программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного  округа».

Долгосрочный прогноз  развития экономики автономного  округа (Приложение) построен на основе инновационного (умеренно-оптимистичного) сценария, который предполагает превращение  инновационных факторов в ведущий  источник экономического роста и  прорыв в повышении эффективности  человеческого капитала.

Прогноз демографического развития автономного округа характеризуется  стабилизацией общей численности  населения при сокращении численности  населения в трудоспособном возрасте и среднегодовом приросте за период 2013-2030 годы в 1,1%.

Прирост населения автономного  округа к 2030 году составит 132,2 тыс. человек  по сравнению с 2011 годом, или 24,9%.

С учетом миграционного (в  среднем на 2,0 тыс. человек за 2013-2015 годы, на 0,7-1,1 тыс. человек за 2016-2030 годы) и естественного прироста (в среднем  на 5,0-5,6 тыс. человек в год) численность  населения увеличится с 552,3 тыс. человек  в 2013 году до 662,9 тыс. человек в 2030 году.

 

Рис. Прогноз численности  населения ЯНАО до 2030 года

 
 

Общий коэффициент рождаемости  в 2030 году уменьшится и составит 13,1 промилле (15,6 в 2011 году), что связано  с процессом демографического старения населения.

Тенденция старения населения, характерная для страны в целом, становится актуальной и для автономного  округа. Это происходит на фоне увеличивающейся  продолжительности жизни.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика территориальной организации Северного социально-экономического района России