Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей социально-экономического развития Северных территорий России на примере субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
определение стратегического значения северных территорий для России;
рассмотрение особенностей социально-экономического развития Северных регионов России;
анализ современного состояния экономики субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера на примере ЯНАО;
выявление проблем развития районов Севера;
Индекс бюджетной эффективности
(т.е. соотношение выгоды от реализации
проекта с поддержкой проекта
государством) имеет коэффициент 2 -
на 1 вложенный государством рубль
ожидается 2 рубля поступлений в
бюджет, а интегральный индикатор
экономической эффективности
В конце июля 2012 года в Салехарде состоялось совещание под председательством министра транспорта РФ Максима Соколова, посвященное развитию транспортной системы УрФО. Политика Минтранса и правительства в целом будет направлена на поддержание проектов, привлекающих внебюджетные инвестиции. Именно таким проектом является «Северный широтный ход», которому было посвящено отдельное совещание в Салехарде.
Северный широтный ход - это железная дорога Обская - Салехард - Надым - Пангоды - Новый Уренгой - Коротчаево протяженностью 707 км с мостовыми переходами через Обь и Надым. Работы по проекту на Ямале начались в 2011 году, со строительства моста через Надым. Сейчас строительство ведется круглосуточно, причем «Корпорация Развития», возводящая мостовой переход через реку, работает с опережением плана. На остальные участки готова проектная документация.
Согласно документам общее
финансирование по проекту предусмотрено
в размере 135,6 млрд. рублей. При этом
в новой финансовой схеме значительно
сокращена бюджетная
В ходе работы удалось значительно снизить издержки относительно первых предполагаемых проектов, например, на строительство моста через Обь и ж/д линии Обская - Салехард - Надым. Этого удалось достичь посредством применения новых проектных решений. Таким образом, затраты на мост через реку Обь сократились с 47 млрд. руб. до 21,5 млрд. рублей, на железнодорожную линию Обская - Салехард - Надым - с 78 млрд. до 58,5 млрд. рублей, а общие затраты на строительство СШХ снижены на 45,5 млрд. рублей.
СШХ, согласно документам, имеет достаточно быструю окупаемость для столь масштабных инфраструктурных проектов - он обеспечит кратчайший транзит углеводородных грузов в западном направлении и грузов, необходимых для освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений, в восточном направлении. Намерения по перевозке грузов уже озвучили «НоваТЭК», Арктикгаз, ЛУКойл, Роснефть, Новоуренгойский газохимический комплекс. Планируемые объемы своих перевозок по магистрали они обозначили в размере более 20 млн. тонн ежегодно.
По предварительным расчетам, только от эксплуатации Северного широтного хода в течение первых пяти лет налоговые поступления в бюджет составят не менее 50 млрд. рублей. Таким образом, учитывая лишь эту статью доходов, проект окупится менее чем за пятнадцать лет, по оценке PricewaterhouseCoopers - максимум за 13,8 лет. Реализация проекта «Северный широтный ход» даст дополнительные рабочие места и увеличение налогооблагаемой базы всем промышленным регионам УрФО. Рост объема заказов для предприятий Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областей, по прогнозам, составит до 200 млрд. рублей.
Кроме того, существенный экономический эффект возникнет, когда Северный широтный ход состыкуют с Северным морским путем. Объекта, так близко расположенного к углеводородному сырью, на территории России, да и во всем мире, нет. В планах - довести железную дорогу до проектируемого уникального порта Сабетта на Ямале.
При разработке программ развития северных территорий учитывается опыт других стран.
Наибольший интерес в этом отношении имеет канадский опыт. Малоосвоенные северные районы занимают примерно 7 млн. кв.км. - 70% территории страны, тогда как проживает здесь лишь 350 тыс. чел., или менее 1,5% населения Канады. Эти территории располагают огромными и далеко еще не полностью разведанными природными ресурсами - месторождениями природного газа, нефти, каменного угля, асбеста, руд черных и цветных металлов, существенным гидроэнергетическим потенциалом. Все это «роднит» канадскую экономику с экономикой России, где также большая часть территории страны относится к зоне Севера. Наличие общих черт в экономике двух стран способствовало тому, что еще во времена социалистической эпохи в процессе разработки стратегии хозяйственного освоения ресурсов Канадского Севера использовался опыт развития северных районов СССР, теперь, в трансформационный период нам, в свою очередь, следует использовать канадский опыт.
Формы и направления государственного
регулирования
Другой способ оказания государственного
содействия частным компаниям налоговые
льготы. Горнопромышленные фирмы
на Севере Канады полностью освобождались
от уплаты налогов, на три-пять лет, после
ввода в действие предприятия. В
случае эксплуатации месторождений, близких
к истощению, подлежащая налогообложению
прибыль уменьшалась на треть. Кроме
того, государство облегчало условия
аренды нефтеносных земель. Быстро
растут и размеры федеральных
субсидий, предоставляемых местным
властям северных территорий. Эти
субсидии составили в 2003/04 фин. г. 76%
бюджета правительства Северо-
Необходимость более интенсивного
вмешательства государства в
процесс экономического регулирования
деятельности северных районов по сравнению
с остальными регионами Канады объясняется
рядом причин и факторов. Прежде
всего следует указать на необходимость
осуществления здесь повышенных
затрат на выпуск единиц продукции. Так,
доля затрат на материалы, энергию и
топливо в общей стоимости
горнодобывающей промышленности на
Дальнем Севере почти вдвое выше,
чем по всей отрасли в среднем
по стране. Стоимость бурения одной
разведочной скважины на Дальнем
Севере обходится в 46 раз, а одной
буровой проходки - в 25 раз дороже,
чем в основной нефтедобывающей
провинции страны - Альберте. При
столь высоком уровне расходов и
ввиду необходимости
Учитывая наличие
В связи с развитием российско-канадского сотрудничества на Севере и в Арктике представляет несомненный интерес канадская оценка состояния и перспектив этого сотрудничества: «Для стабильности международной системы жизненно необходимо преуспеяние России, а для стабильности России жизненно необходимо устойчивое развитие и преуспеяние ее Севера. При 8-процентной доле в населении страны, на Российском Севере производится 20% ее ВВП, и он является одним из ее ведущих источников твердой валюты. С 80% населения всего мирового Севера в его пределах, Российский Север представляет собой наиболее заселенную его часть: здесь живут более 12 млн. человек, в т.ч. 200000 представителей коренных народов.
Канада исторически
Наличие у Канады опыта
и технических навыков освоения
природных ресурсов Арктики дает
канадцам относительные преимущества
в России и создает отличные возможности
для канадских инвестиций. А в
области защиты окружающей среды
канадские технологии и системы
управления просто не имеют себе равных.
На Российском Севере претворяются 20 проектов
в областях экономической реформы,
управления и защиты окружающей среды.
Канадское правительство
Итак, приоритетные задачи развития
экономики Ямало-Ненецкого
Для дальнейшего социально-
ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-
.1 Анализ программы социально-
Стратегическая цель Ямало-Ненецкого Автономного Округа: обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе формирования и развития конкурентной экономики при соблюдении соответствующих экологических требований.
Приоритетные задачи стратегического преобразования качества жизни на Ямале:
модернизация инфраструктуры и отраслей социальной сферы;
развитие экономического потенциала;
сохранение и развитие человеческого потенциала и традиций;
охрана окружающей среды и оздоровление экологии;
становление автономного округа международным форпостом развития Арктики.
Правовыми основами разработки
стратегии социально-
Указ Президента Российской
Федерации от 12.05.2009 года №536 «Об
основах стратегического
стратегия развития Уральского федерального округа до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 06.10.2011 года №1757);
Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа;
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 апреля 2011 года № 49-ЗАО «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа».
Долгосрочный прогноз развития экономики автономного округа (Приложение) построен на основе инновационного (умеренно-оптимистичного) сценария, который предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста и прорыв в повышении эффективности человеческого капитала.
Прогноз демографического развития
автономного округа характеризуется
стабилизацией общей
Прирост населения автономного округа к 2030 году составит 132,2 тыс. человек по сравнению с 2011 годом, или 24,9%.
С учетом миграционного (в среднем на 2,0 тыс. человек за 2013-2015 годы, на 0,7-1,1 тыс. человек за 2016-2030 годы) и естественного прироста (в среднем на 5,0-5,6 тыс. человек в год) численность населения увеличится с 552,3 тыс. человек в 2013 году до 662,9 тыс. человек в 2030 году.
Рис. Прогноз численности населения ЯНАО до 2030 года
Общий коэффициент рождаемости в 2030 году уменьшится и составит 13,1 промилле (15,6 в 2011 году), что связано с процессом демографического старения населения.
Тенденция старения населения, характерная для страны в целом, становится актуальной и для автономного округа. Это происходит на фоне увеличивающейся продолжительности жизни.