Социально-экономическая характеристика территориальной организации Северного социально-экономического района России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей социально-экономического развития Северных территорий России на примере субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
определение стратегического значения северных территорий для России;
рассмотрение особенностей социально-экономического развития Северных регионов России;
анализ современного состояния экономики субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера на примере ЯНАО;
выявление проблем развития районов Севера;

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ТОН.docx

— 130.52 Кб (Скачать файл)

С 1 января 2005 года признан  утратившим силу Федеральный закон  «Об основах государственного регулирования  социально-экономического развития Севера Российской Федерации». С его отменой  из законодательства исчезли основополагающие понятия, определяющие Север как  высокоширотную часть территории России, характеризующуюся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами  на производство продукции и жизнеобеспечение населения, дающие определение районам  с дискомфортными условиями проживания и с ограниченными сроками  завоза грузов. Из законодательства также  исчезли важнейшие принципы и  механизмы государственного регулирования  развития северных территорий:

государственный протекционизм;

селективная поддержка производства;

регулирование промышленного  освоения Севера в целях бережного  использования его природных  ресурсов, сохранения окружающей природной  среды и защиты традиционного  образа жизни коренных малочисленных  народов;

финансовая поддержка  завоза продукции в районы с ограниченными  сроками завоза грузов и ряд других.

С 2005 года из федерального бюджета  перестали выделяться средства на финансирование «северного завоза», компенсацию тарифов  на электроэнергию, поддержку северного  оленеводства (с 2007 года восстановлено), сократилось финансирование ряда других направлений государственной поддержки  северных территорий, ответственность  за их жизнеобеспечение фактически полностью  переложена на бюджеты субъектов  Российской Федерации. При этом соответствующего перераспределения доходных источников проведено не было.

Реформа федеративных и межбюджетных отношений привела к значительному  перераспределению финансовых потоков  в пользу федерального бюджета и  снижению бюджетной обеспеченности консолидированных бюджетов территорий. Экономика большинства северных регионов связана с добычей и  использованием природных ресурсов. Существенное влияние на формирование их доходов оказали централизация  налога на добычу полезных ископаемых, изъятие в федеральный бюджет водного налога и платежей за пользование  лесным фондом, введение платы за пользование  водными биологическими ресурсами  и зачисление ее в основном в доходы федерального бюджета. При этом принимаемые  в федеральном законодательстве компенсационные меры, далеко не в  полной степени возмещают выпадающие доходы бюджетов территорий, связанные  с изменение налогового и бюджетного законодательства.

В ходе налоговой реформы  субъекты Российской Федерации и  муниципальные образования лишились большинства полномочий по наращиванию  своего налогового потенциала и увеличению доходов путем налогового регулирования. Снижение налоговой нагрузки на экономику  в основном было проведено за счет доходных источников регионов. В этих условиях многие регионы, особенно не имеющие большого промышленного  потенциала, фактически лишились возможности  проводить работу по увеличению своих  доходов.

В большинстве северных регионов проведенное перераспределение  расходных обязательств между федеральным, региональными и местными бюджетами  не соответствует распределению  доходных источников. При передаче значительных расходных полномочий с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований произошло перераспределение доходных источников в пользу федерального бюджета. Одновременно с этим увеличиваются расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям. В результате такой политики социально-экономическое положение Севера резко ухудшилось. При более эффективном, чем в целом по России, функционировании северной экономики, она находится в более сложном финансовом положении, что в значительной степени уменьшает возможности для роста и развития и снижает конкурентоспособность производимой продукции. Вызвано это, прежде всего, тем, что в экономической политике государства специфические северные условия производства фактически не учитываются.

Ослабление государственного регулирования болезненно отразилось и на социальной обстановке в северных районах. Резко ухудшились демографическая  ситуация, качество жизни большинства  населения. Исчезла экономическая  привлекательность работы на Севере. Остается сложным положение на рынке  труда. С одной стороны в северных районах более высокий, чем в  целом по России уровень безработицы, с другой - растет потребность в  квалифицированных кадрах. С каждым годом увеличивается удельный вес  пенсионеров среди населения  Севера. Особенно остро стоят социальные проблемы коренных малочисленных народов  Севера. Ухудшается экологическая ситуация на Севере, что ставит под угрозу сохранение природного баланса экосистем, условий традиционного природопользования коренных народов Севера.

Стало очевидным, что продолжение  такой политики не только не обеспечивает устойчивое социально-экономическое  развитие северных регионов, но и ведет  к их деградации.

Комитета Совета Федерации  по делам Севера и малочисленных  народов разработал рекомендации и  предложения по всем направлениям социально-экономического развития Севера, в Государственную  Думу было внесено около 40 законопроектов, получила поддержку комитета большая  часть законопроектов, поступивших  в Государственную Думу из северных субъектов Российской Федерации.

В северных регионах происходят изменения. Наметились положительные  сдвиги в бюджетном регулировании  северных проблем. Значительно увеличились  инвестиции в экономику и социальную сферу северных и дальневосточных  территорий через федеральные целевые  программы.

Тем не менее, для того, чтобы  эти успехи привели к устойчивой положительной динамике развития Севера, отношение к северным регионам должно быть в принципе изменено. В такой  стране, как Россия, где Север  занимает более двух третей территории страны, должна быть сформирована специфическая государственная «северная» политика.

Необходима новая модель развития Севера:

не только освоение топливных  и сырьевых ресурсов для внешних  потребителей, но и создание общих  социально-экономических условий  для жизни самих северян;

переход от освоения к обживанию  территории на базе разнообразных источников хозяйствования и уже сложившихся  историко-культурных очагов жизнедеятельности.

Смена общей модели «от  освоения к обживанию» предполагает и более частные изменения:

от использования природных  и человеческих ресурсов к их системному воспроизводству;

от вывоза почти всего  созданного здесь капитала к материализации его значительной части на месте;

от моно- к полиспециализации  на основе научно-технических инноваций;

от трансляции чужих идей к выработке собственных;

от государственного руководства  к координации действий и созданию условий для сотрудничества субъектов  хозяйственной и общественной деятельности и др.

Для реализации этой задачи необходима разработка промышленной политики с северной ориентацией, основными  направлениями которой должны быть:

- обеспечение глубокой  структурной перестройки путем  стимулирования экономического  роста в конкурентоспособных  и необходимых для страны отраслях  промышленности;

- создание новых рабочих  мест в прогрессивных отраслях  промышленности и в сфере услуг,  активизация малого предпринимательства;

- поощрение роста частных  инвестиций в экономику с вовлечением  их в наиболее эффективные  проекты по развитию прогрессивных  отраслей хозяйства;

- привлечение иностранного  капитала на основе формирования  благоприятного инвестированного  климата с обеспечением гарантий  и страхования инвестиционных  проектов;

- сохранение государственного  заказа по выпуску продукции  стратегического назначения;

- постепенную нормализацию  экологической ситуации в регионах  и крупных промышленных центрах  с чрезмерной техногенной и  радиационной нагрузкой на территорию;

- перераспределение имеющихся  ресурсов производственных мощностей  и социальной инфраструктуры  в соответствии с прогнозируемым  на среднесрочный или долгосрочный  период развитием хозяйственных  комплексов;

- необходимость устранения  сложившихся диспропорций в производственном  комплексе региона и его структурных  отраслях;

- согласованность сроков  реструктуризации промышленных  комплексов, производственной и  социальной инфраструктур и всех  взаимосвязанных объектов;

- наличие комплекса нерешенных  социальных проблем, связанных  со спадом производства и недостатком  рабочих мест, низким уровнем  и задолженностью оплаты труда,  снижением уровня жизни и в  целом напряженностью социальных  процессов.

Богатейший потенциал  северных территорий Уральского Федерального Округа - Ямала и Югры - используется не в полной мере, а их ресурсная  база не привлекается для развития и модернизации южных территорий округа. Главным препятствием для  решения этих задач является неразвитость транспортной и сопутствующей инфраструктуры, дефицит энергетических мощностей.

В 2005 году создана Корпорация «Урал Промышленный - Урал Полярный»  и начата разработка одноименного проекта.

Сегодня проект представляет собой комплекс взаимоувязанных  между собой блоков и включает:

разработку 9 месторождений  полезных ископаемых;

строительство новых и  развитие существующих промышленных предприятий  Уральского федерального округа;

строительство на территории и УрФО 8 объектов энергетической инфраструктуры общим объемом более 6000 Мвт;

строительство на территориях  ЯНАО, ХМАО, Тюменской и Свердловской областей объектов транспортной инфраструктуры (более 1200 км железных дорог, около 800 км автомобильных дорог, 2 совмещенных  мостовых перехода).

Также заключено соглашение о взаимодействии между Ямало-Ненецким автономным округом, Ханты-Мансийским автономным округом - Югры, Тюменской  областью, ОАО «Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный» и ОАО «Транснефть», предусматривающее создание трубопроводной системы «Пурпе - Самотлор» и инфраструктуры, обеспечивающей ее функционирование с учетом соблюдения требований охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Для северных регионов УрФО - Ямала и Югры - реализация проекта  будет означать движение к диверсификации их экономик, расширению транспортно-логистических  возможностей и энергообеспеченности, освоение значительной ресурсной базы (это - хромиты, бориты, золото, иные виды редких полезных ископаемых). Для южных  территорий федерального округа реализация проекта - это повышение сырьевой обеспеченности металлургических и  машиностроительных производств, создание 70 тысяч новых рабочих мест, рост объема заказов для предприятий  Свердловской, Челябинской, Курганской и Тюменской областей (более 200 млрд. руб.).

октября 2008 года на заседании  Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное  значение, была утверждена концепция  комплексного инвестиционного проекта  «Урал Промышленный - Урал Полярный». 20 октября 2009 г. в Министерство регионального  развития Российской Федерации и  в Министерство транспорта Российской Федерации была внесена заявка на выделение средств Инвестиционного  фонда Российской Федерации в  целях реализации второго этапа (который начался с нынешнего  года) проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный». Определяющее значение для реализации проекта имело  получение в 2007 - 2008 годах серии  лицензий на недропользование - речь идет о 9 месторождениях. К концу 2009 года получены положительные заключения Главгосэкспертизы по всем объектам инфраструктуры, включенным в проект, а в феврале 2010 г. официально, на уровне Минтранса России подтверждена рентабельность (то есть прогнозируемые объемы перевозок) на будущих железнодорожных магистралях, возводимых в рамках мегапроекта.

Создание нового транспортного  коридора вдоль восточного склона Уральских  гор и освоение новой ресурсной  базы позволит решить целый комплекс актуальных для развития экономики  УрФО вопросов.

 
 

Таблица 2.9 Эффект от сокращения расстояния перевозок

Вид сырьяРасстояние перевозок, кмРасчет эффектаСовременное состояниеНовая Ж.Д.Сокращение расстоянияРазница в  тарифе, руб./тОбъем перевозок, млн. т/годСумма эффекта, млн. руб.Железорудное сырье2200-33001100-16001100-1700100-2008,81320Хромовая руда2850160012501352,1280Марганец2700-31001100-20001600-11002001,4280Бурый уголь1200-1900440-1000800-1500100191900

В целом эффект от сокращения расстояний перевозок оценивается  в 3,5-4 млрд. руб. в год. Косвенный эффект (эффект связанный с тем, что дорога даст импульс для развития различных  сфер экономики и социальной инфраструктуры ЯНАО, ХМАО, севера Свердловской области) согласно исследованиям, может значительно (в разы) превышать прямой.

В результате разработки конкретных видов ресурсов будет достигнут  следующий эффект.

Разработка месторождений  Полярного и Приполярного Урала  позволит полностью заместить поставки по импорту всего объема хромовых руд, поставляемых в Россию (попутно  на хромитовых рудниках будут добываться дуниты - ценное огнеупорное сырье), в значительной степени марганцем, железом, фосфоритами.

 
 

Рис. Импортозамещение за счет разработки месторождений Полярного  и Приполярного Урала

 

Создание ресурсной базы по хромитам и марганцу, в настоящее  время практически не разрабатываемых  в России позволит в перспективе  за счет более низких (на 15-20%), по сравнению  с мировыми, цен достичь эффекта  от импортозамещения в объеме 1,8 млрд. руб. в год в текущих ценах.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика территориальной организации Северного социально-экономического района России