Социально-экономическая характеристика территориальной организации Северного социально-экономического района России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей социально-экономического развития Северных территорий России на примере субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
определение стратегического значения северных территорий для России;
рассмотрение особенностей социально-экономического развития Северных регионов России;
анализ современного состояния экономики субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера на примере ЯНАО;
выявление проблем развития районов Севера;

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ТОН.docx

— 130.52 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.2 Население Ямало-Ненецкого  округа (по данным переписей населения)

Народ

1959г

1970г

1989г

2010г

Русские

27789 (44,58%)

37518 (46,91%)

292808 (59,2%)

312019 (61,7%)

Украинцы

1921 (3,08%)

3026 (3,78%)

85022 (17,2%)

48985 (9,7%)

Ненцы

13977 (22,42%)

17538 (21,93%)

20917 (4,2%)

29772 (5,9%)

Татары

3952 (6,34%)

4653 (5,82%)

26431 (5,3%)

28509 (5,6%)

Ханты

5519 (8,85%)

6513 (8,14%)

7247 (1,5%)

9489 (1,9%)

Селькупы

1245 (2,00%)

1710 (2,14%)

1530 (0,3%)

1988 (0,4%)


 

Из 46 тысяч человек, являющихся представителями коренных малочисленных  народов Севера, почти 40% продолжают вести исконный кочевой образ  жизни. Остальные, как правило, проживают  в сельских населенных пунктах и  испытывают серьезные проблемы с  трудоустройством.

Расселение населения  в округе характеризуется высокой  урбанизацией. Спрос и предложение  рынка труда в городской и  сельской местности имеют структурный  дисбаланс. В городах много рабочих  мест - мало трудовых ресурсов, в сельских населенных пунктах наблюдается  обратная ситуация. Дополнительной особенностью регионального рынка труда является то, что свыше 15% занятых в экономике  округа работают вахтовым методом и  проживают за пределами Ямала. В  среднем по округу потребность в  работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, превышает численность безработных  граждан более чем в два  раза. Наряду с общим дефицитом  трудовых ресурсов, регион испытывает недостаток квалифицированных специалистов. Особенно ощутима нехватка профессионалов высокого класса в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, сельском хозяйстве, сферах торговой деятельности, общественного  питания, связи и транспорта, а  также социальной сфере. Одна из самых  актуальных проблем - старение кадров, требует незамедлительного решения, наиболее остро проявляется в системе образования и здравоохранения.

Социально-экономическая  нестабильность, и последовавшее  за ней резкое сокращение финансирование научных исследований в начале 1990-х  годов не дали в то время возможности  реализовать в полной мере разработанные  ранее планы по созданию в Тюмени крупного академического центра, деятельность которого могла бы охватить большинство  специфических проблем региона "нового освоения".

К этому времени наметилась тенденция к оттоку населения  из ряда северных городов. В лишенной стабильности обстановке, с неопределенными  перспективами на будущее многие жившие в них люди начали ощущать  себя заложниками процесса освоения, непосредственными участниками  которого они в недавнем прошлом  являлись.

Интенсивное освоение нефтегазоносных  месторождений на Тюменском Севере породило колоссальные по своим масштабам  экологические проблемы. В результате многочисленных аварий трубопроводов, утечек нефти и вредоносных выбросов в атмосферу была нарушена или  уничтожена жизнь флоры и фауны  на обширных по своей территории районах. Десятки рек и озер стали "мертвыми" благодаря необдуманной деятельности нефтегазодобывающих ведомств. Тысячи километров восстанавливаемых долгие годы почвенных покровов тундры были нарушены гусеницами вездеходов.

Важное значение для последующего социально-экономического развития Тюменского Севера сыграло подписание в 1992 году Федеративного договора, по которому Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа стали полноправными  субъектами Российской Федерации. В  них были сформированы собственные  органы власти и свой бюджет. Результаты подобного административно-территориального дробления нефтегазодобывающего региона  имели неоднозначные последствия. С одной стороны они послужили  стимулом к дальнейшему активному  обустройству районов "нового освоения", воплощению на их территории новых  общественных инициатив в производственной и социальной сфере. С другой стороны, данные изменения способствовали обострению ряда проблем, связанных с политической и экономической дезинтеграцией региона, долгое время обладавшего  единым административно-производственным комплексом. Со временем между Тюменью  и автономными округами начали вновь  набирать силу программы сотрудничества, направленные на совместное решение  актуальных экономических и социальных проблем.

Рубеж ХХ и XXI столетий ознаменовался  воплощением в жизнь на Тюменском  Севере ряда крупномасштабных социальных проектов, доказывающих, что его  территорию можно рассматривать  не только как ресурсную периферию, но и как регион, в котором все более активно начинают формироваться постиндустриальные черты развития.

Перспективы подобных начинаний  вызывают сегодня неоднозначные  оценки. С одной стороны высокие  экономические возможности нефтегазодобывающих  регионов открывают возможности  для воплощения в жизнь на их территории многих серьезных проектов, направленных на улучшение качества жизни их населения  и формирование новых, неиндустриальных отраслей экономики, к примеру, таких  как информационные технологии, коммерческие научно-образовательные услуги или  туризм. Однако не следует забывать и ряд факторов, которые существенно  ограничивают возможность выхода этих направлений в лидирующие отрасли  экономики северных округов, по крайней  мере, в обозримом будущем. Развитие постиндустриального сектора экономики  подразумевает под собой формирование сообщества представителей так называемого knowledge-класса, состоящего из высококвалифицированных  специалистов в сфере различных  отраслей высоких технологий. Сегодня  проблема недостатка подобных кадров в таких динамично развивающихся  городах Тюменского Севера, как Ханты-Мансийск, Сургут, Надым или Салехард решается приглашением необходимых специалистов из других городов, привлечением услуг  хорошо зарекомендовавших себя столичных  или зарубежных компаний.

Развитию массовых видов  туризма препятствуют их дороговизна, недостаточная транспортная доступность  и значительной удаленностью от Центральной  России и даже городов и районов  Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого  округов. Единственным надежным видом  связи их столиц округов - Ханты-Мансийска  и Салехарда - с внешним миром  продолжает оставаться авиационный  транспорт.

В качестве одной из перспектив развития экономики Тюменского Севера в последнее время нередко  рассматривается создание на его  территории предприятий по переработки  нефтяного и газового сырья, а  также древесины. Недостатком развития данной отрасли является то, что  строительство и эксплуатация подобных предприятий в северных условиях будет значительно дороже, чем  в более южных и густонаселенных  районах, что в свою очередь негативно  скажется на конкурентоспособности  их продукции.

Безусловно, в обозримом  будущем территория Тюменского Севера будет продолжать оставаться богатейшей кладовой энергетических ресурсов страны.

Одним из глобальных долгосрочных проектов является освоение газовых  запасов полуострова и шельфа Карского моря. Здесь открыто 11 газоносных и 15 нефтегазоконденсатных месторождений. Потенциальные ресурсы с учетом газа на шельфе оцениваются в более  чем 50 триллионов кубометров, жидких углеводородов - более 5 миллиардов тонн.

Еще одно крупнейшее начинание - создание на территории Полярного  Урала нового центра горнорудной  промышленности, обеспечивающего сырьем металлургию соседних регионов. Уже  сегодня на Полярном Урале ведется  разработка богатейших месторождений  хрома, марганца, бокситов, золота.

Помимо полезных ископаемых территория Тюменского Севера обладает еще одним уникальным богатством. Это обширные территории, на которых  осуществляются традиционные для северян  формы хозяйствования. Их дальнейшее сохранение и развитие могут играть в жизни региона важное культурное и экономическое значение. При  целенаправленной государственной  поддержке они могут выступать  не только в качестве одного из решающих факторов сохранения традиционной культуры коренных народов Севера, но и способствовать развитию специфичных для Севера форм аграрно-промысловой экономики.

В начале XXI века эффективность  стратегии дальнейшего освоения природных богатств Тюменского Севера все более зависит от ее интеграции со многими фундаментальными и прикладными  отраслями науки. Необходимость  более эффективной и бережной добычи нефти и газа ставит перед  наукой задачи разработки методик добычи полезных ископаемых в экстремальных  природно-климатических условиях, поиска путей к повышению нефтеотдачи  и рационализации недропользования, решению проблем долговечности  и безопасности инженерных сооружений, эксплуатируемых в условиях вечной мерзлоты. Большую актуальность продолжает иметь развитие исследований в сфере  экологии, социальных и культурных проблем, специфичных для региона "нового освоения".

«Однобокое» развитие Тюменского Севера не могло не создать проблем  в социальной сфере.

В автономном округе отмечается достаточно высокий, по сравнению с  другими регионами, средний уровень  заработной платы. Однако выявляется высокая  отраслевая и территориальная дифференциация заработных плат.

Наряду с недостаточностью квалифицированных кадров, практически  во всех направлениях социального обслуживания сельского населения инфраструктура имеет слабую материально-техническую  базу. Здания учреждений здравоохранения  и образования находятся в  неудовлетворительном состоянии, многие не имеют водоснабжения и канализации, центрального отопления.

В сельских муниципалитетах  недостаточно или совсем отсутствуют  современные спортивные сооружения. В городах спортивные объекты  перегружены. Сельские учреждения культуры зачастую не соответствуют санитарным и противопожарным нормам, не имеют  специализированного оборудования, компьютеров и выхода в Интернет.

Очень остро стоит проблема ветхого и аварийного жилья, удельный вес которого занимает 8,6% (866,6 тыс. кв. м) общей площади жилого фонда  региона. Экстремальные погодные условия, значительные затраты на поддержание  стабильной и безаварийной работы жилищно-коммунального  комплекса, неразвитость транспортной инфраструктуры предопределили объективно высокий уровень тарифов на услуги ЖКХ. Снижение этой нагрузки на население  обеспечивается за счет субсидий окружного  бюджета. Динамику роста коммунальных тарифов продолжают задавать опережающие, относительно инфляции, темпы роста  тарифов на газ (для газифицированных муниципальных образований) и нарастающая  дороговизна сезонного завоза топлива (для негазифицированных муниципальных  образований.

Практически во всех населенных пунктах округа низкое качество питьевой воды. Остается проблемной очистка  сточных вод. Устаревшее оборудование, размещение водозаборов в непригодных  местах, неработающая система водоочистки - все это отражается на качестве здоровья и продолжительности жизни  населения округа.

Уникальные месторождения  нефти и газа исторически закрепили  за Ямалом роль крупнейшего поставщика углеводородного сырья не только на внутренний рынок, но и на рынки  Восточной и Западной Европы. Ежегодно здесь добывается более 80% российского  газа, или пятая часть его мирового производства. Доля добычи нефти и  газового конденсата составляет около 8,0% общероссийской. На добычу полезных ископаемых приходится более 88% промышленного  производства региона. По объему промышленного  производства на душу населения автономный округ занимает второе место в  Уральском федеральном округе и  третье место в России.

Рост объемов валового регионального продукта в автономном округе в долгосрочной перспективе  будет обусловлен в основном ростом промышленного производства, развитием  транспортной инфраструктуры и строительства, а так же развитием нетопливных  отраслей промышленности.

Объем ВРП в автономном округе в 2013 году составит 106,0% к уровню 2012 года, с последующим снижением до 103,8% в 2016 году, и до 103,5% - в 2030 году. В период с 2015 по 2020 годы средний прирост объема ВРП в реальном исчислении ожидается на уровне 4,0-3,5%, в дальнейшем с 2020 по 2030 годы среднегодовой прирост ВРП составит около 3,6% в год. Объем ВРП в 2020 году увеличится к 2012 году в реальном исчислении на 36,4%, в 2030 году к 2020 году - на 41,9%.

В общем объеме промышленного  производства доля добычи полезных ископаемых составит около 83,0%, обрабатывающего  производства - 13,0-13,3%, производства и  распределения электроэнергии, газа и воды - около 4,0%. Прогноз развития промышленности по видам экономической  деятельности в 2020 году предусматривает  увеличение общего объема промышленного  производства в сопоставимых ценах  к уровню 2012 года на 30,7%, в 2030 году к 2020 году - на 39,6%. Среднее увеличение индекса промышленного производства за период 2013-2030 годы составит около 3,4% в год. В долгосрочной перспективе динамика развития промышленного комплекса, как и прежде, будет определяться изменением объема в преобладающем виде экономической деятельности - добыче полезных ископаемых, темп роста, которого составит около 2,0% в год.

Перспективными направлениями  для экономики автономного округа останутся сохранение и расширение уровня добычи нефти, что будет обеспечено за счет:

- увеличения объемов производства нефти на действующих месторождениях;

- начала добычи нефти предприятиями в восточной части автономного округа на новых разведанных месторождениях;

- ввода в разработку Русского месторождения и других;

- разведки и начала эксплуатации новых месторождений нефти.

Автономный округ обладает самым большим стадом северных оленей в России и в мире: на 01 января 2012 года на 50 миллионах гектаров тундры выпасается около 660 тысяч голов  северного домашнего оленя. При  этом оленеводство относится не только к перспективной сельскохозяйственной отрасли региона, но и является этно образующей отраслью, обеспечивающей сохранность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Аналогичное значение имеет в округе и рыбо-добыча. В бесчисленных водоемах природа укрыла 70% мировых запасов сиговых пород. Знаменитая северная белорыбица - нельма, муксун, чир, пелядь, пыжьян, ряпушка. Десятая часть всей площади округа - около 8 миллионов гектаров - является особо охраняемой природной территорией. Фактически на Ямале добывается половина российского улова сиговых пород. Экологически чистые ямальские оленина и рыба уже стали брендами региона, заняли достойное место среди деликатесов как внутри России, так и за рубежом. Дальнейшее развитие оленеводства связано с совершенствованием цикла безотходного производства, а рыбной промышленности - с увеличением объемов вылова и переработки, для чего потребуется решить проблему сохранения водных биоресурсов, наладить воспроизводство сиговых пород, ликвидировать браконьерство, достигшее промышленных масштабов.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика территориальной организации Северного социально-экономического района России