Социально-экономическая характеристика территориальной организации Северного социально-экономического района России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей социально-экономического развития Северных территорий России на примере субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
определение стратегического значения северных территорий для России;
рассмотрение особенностей социально-экономического развития Северных регионов России;
анализ современного состояния экономики субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера на примере ЯНАО;
выявление проблем развития районов Севера;

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ТОН.docx

— 130.52 Кб (Скачать файл)

Исчезла экономическая привлекательность  работы на Севере. Остается сложным  положение на рынке труда. С одной  стороны в северных районах более  высокий, чем в целом по России уровень безработицы, с другой - растет потребность в квалифицированных кадрах. С каждым годом увеличивается удельный вес пенсионеров среди населения Севера. Особенно остро стоят социальные проблемы коренных малочисленных народов Севера, сельских поселений, закрывающихся поселков.

Ухудшается экологическая  ситуация на Севере, что ставит под  угрозу сохранение природного баланса  экосистем, условий традиционного  природопользования коренных народов  Севера.

Стало очевидным, что продолжение  такой политики не только не обеспечивает устойчивое социально-экономическое  развитие северных регионов, но и ведет  к их деградации.

Освоение северных территорий восхищает своим размахом. Но, на фоне грандиозных работ, узким местом остаётся экологическая проблема: совокупность вопросов охраны окружающей среды и  рационального использования природных  ресурсов. Проблема эта глобальная, она затрагивает интересы всего  населения нашей планеты, всех государств.

Экологическая проблема оказалась  тесным образом связанной с проблемой  коренных народов Севера. Их традиционный жизненный уклад, основанный на гармоничных  формах взаимодействия с окружающей природной средой, существовал столетия. Под воздействием индустриализации региона он стал разрушаться. Детей  зачастую насильно вырывали из традиционной среды обитания для обучения в  школах-интернатах. Коренные жители сталкивались с обладающими недостаточным  уровнем культуры приезжими рабочими и строителями, что способствовало быстрой деградации коренного населения, развитию среди его представителей алкоголизма.

Учитывая остроту проблемы, особо следует выделить роль государственного регулирования в реализации структурной  перестройки региональной экономики. Ухудшение отраслевой структуры  на первых этапах переходного периода  в значительной мере можно было бы избежать за счет повышения эффективности  регионального производства на основе диверсификации промышленных отраслей, развития новых форм хозяйствования, привлечения иностранных инвестиций. Однако, учитывая, что базовые отрасли  северных регионов отличаются низкой рентабельностью, монопродуктовой  направленностью производства, высокой  капиталоемкостью и инерционностью развития, для эффективной структурной  перестройки региональной экономики  необходима значительная помощь со стороны  государства.

Таким образом, в связи  с действием ряда объективно обусловленных  факторов, затрудняющих при прочих равных условиях развитие рыночных отношений  на Севере, для формирования рациональной структуры региональной экономики  необходимо осуществление протекционистской  политики в отношении предприятий, ведущих свою деятельность в северных регионах.

Расхожими стали в последние  годы представления о пространствах России. На их преодоление нужно тратить много усилий, сооружать сложную инфраструктуру, содержать громоздкий бюрократический аппарат. Мы отдаем нашим необъятным просторам больше, чем мы получаем от них, они как бы высасывают соки из организма страны, постоянно подталкивая ее на путь экстенсивного развития.

Однако помимо негативных факторов, действие которых серьезно затрудняет решение проблем трансформационного периода, существует комплекс условий, благоприятных для эффективного формирования развитой рыночной среды. К ним, прежде всего, следует отнести  возможность тесного экономического сотрудничества с развитыми капиталистическими странами Северной Европы, весьма в  нем заинтересованными, наличие  достаточно высококвалифицированной  рабочей силы, огромные природные  богатства.

Концепция перехода северной экономики на развитые рыночные отношения  должна в максимальной степени учитывать  положительное действие благоприятных  факторов и по возможности нивелировать отрицательный эффект негативных. Создание развитой экономической среды в  большой степени будет зависеть от концепции развития Севера России при эффективных рыночных отношениях. В основу концепции социального  и экономического развития Севера заложены следующие принципы:

- комплексный многофункциональный  подход к устойчивому развитию  Севера, основанный на сочетании  общенациональных и региональных  интересов;

- возрастание роли природно-ресурсного  потенциала Севера в переходный  период, поскольку этот потенциал  имеет большое значение для  национальных интересов России;

- приоритеты государственного  регулирования процессов адаптации  Севера к рыночной экономике  при одновременном создании конкурентной  среды и рыночной инфраструктуры, развитии малого бизнеса, усилении  территориального начала в управлении  региональным воспроизводственным  процессом.

Реализация данных принципов  предполагает реализацию широкого круга  разработанных в программе развития регионов Севера мероприятий. Так, предполагается существенно повысить долю прироста эффективности регионального производства за счет увеличения комплексности использования  ресурсов. В соответствии с концепцией разведанные запасы позволяют поддерживать и даже при определенных условиях увеличивать объемы добычи в пределах прогнозного периода (25 лет) такого важного ресурса, как нефть. Следует  отметить, что в начале XXI века на Севере в среднем за год добывалось 368,7 млн. т нефти и 574 млрд. м3 газа, что составляло соответственно 77,3 и 89,1% от общероссийского производства. Кроме того, по имеющимся оценкам, наибольшие перспективы прироста запасов нефти и газа также связаны с Севером России и с его Арктическим шельфом. Запасы других природных ресурсов Севера также остаются самыми значительными в стране, а по отдельным видам - и в мире. Однако следует добавить, что действие этого принципа существенно корректируется Постановлениями правительства Российской Федерации, где отмечается, что в целях сохранения окружающей природной среды и создания благоприятных условий для развития традиционных отраслей хозяйствования как основы жизнедеятельности малочисленных народов Севера целесообразно ограничивать промышленную деятельность в районах Севера, особенно в его арктической части. Имеется в виду обеспечение добычи и комплексной переработки только тех ресурсов, потребность в которых не может быть удовлетворена за счет других регионов.

В условиях Севера роль и  значение государственных регуляторов  в переходный период значительно  выше, чем для российской экономики  в целом. Это связано с такими факторами, как необходимость при  прочих равных условиях осуществления  повышенных затрат на выпуск единиц продукции, непомерно высокий удельный вес  отраслей промышленности и, прежде всего, добывающих отраслей, ограниченность возможностей в связи с экстремальностью природно-климатических условий  развития сельскохозяйственного производства и пр. К важнейшим сферам государственного регулирования следует отнести  разработку политики природопользования, социальной политики, налоговой, кредитной  политики и ряда других.

 
 

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА (НА ПРИМЕРЕ ЯНАО)

 

2.1 Характеристика экономического потенциала, приоритетов развития региона

 

Как было сказано выше, более 60% территории России являются Севером:

- север Европейской части России: республики Карелия и Коми, Архангельская и Мурманская области, Ненецкий АО;

- север Западной Сибири: Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО;

- север Восточной Сибири: Красноярский край, Якутия, Эвенкия;

- крайний север: Магаданская область, Чукотка, Камчатка.

Исследование проводится на примере Ямало-Ненецкого Автономного  Округа (ЯНАО). Выбор объекта исследования обусловлен следующими обстоятельствами:

- ЯНАО имеет наибольшую среди северных регионов территорию, 750,3 тыс. кв. км;

- ЯНАО занимает третье место в России по объему налогов, поступающих в федеральный бюджет;

- на Ямале добывается около 90% всего природного газа страны (почти четверть от объема мировой добычи) и около 15% российской нефти и газового конденсата;

- для транспортировки нефти и газа построены и строятся трубопроводы, которые необходимо обслуживать и которые, наряду с месторождениями, оказывают отрицательное воздействие на экологию;

- развитие промышленности и инфраструктуры в ЯНАО произошло в течение 30 лет, с 1965 по 1995 год;

- население округа многонациональное, причем на Севере живет уже второе поколение укоренившихся приезжих из других регионов;

Ямал - земля исконного  проживания коренных малочисленных  народов: ненцев, ханты, селькупов, манси. Они сохранили и традиционные виды деятельности - оленеводство, рыболовство, пушное звероводство.

Ямало-Ненецкий Автономный Округ (ЯНАО) был образован (первоначально  как национальный) в составе Уральской  области 10 декабря 1930 года. Округ - государственно-территориальное  образование, в соответствии со статьями 5 и 65 Конституции Российской Федерации  является равноправным субъектом Российской Федерации. Столица город Салехард. Губернатор Ямало-Ненецкого автономного  округа - Кобылкин Дмитрий Николаевич. Правовой статус округа определяется Конституцией Российской Федерации 1993 г. и Уставом Ямало-Ненецкого автономного  округа, принятым Государственной Думой  ЯНАО 27 декабря 1998 г.

Ямал - это стабильный, динамично  развивающийся регион, где заложен  прочный фундамент дальнейшего  социально-экономического развития, позволяющий  строить масштабные планы на будущее.

Ямал в переводе с ненецкого  языка - "край земли". Живет на этом "краешке" 546 тысяч человек, это  одна из самых слабозаселенных территорий России. Плотность населения - 0,7 человека на квадратный километр, в 3 раза меньше, чем в среднем по Западной Сибири.

Началом отсчета истории  современного Тюменского Севера стал произошедший в 1953 году мощный выброс газа на буровой недалеко от - села Березово. На территории ряда районов Тюменского Севера начались крупномасштабные геологоразведочные работы. Их цель состояла в доказательстве прогнозов академика И.М. Губкина (1932 г.) о нефтяных и газовых месторождениях на Ямале.

С 1965 по 1969 год были открыты  месторождения:

Самотлорское нефтяное (вошло  в десятку крупнейших в мире),

Березовская группа газовых  месторождений (до 1,5 миллионов кубометров газа в сутки),

колоссальное по своим  запасам Заполярное газоконденсатное,

крупнейшее в мире Уренгойское  нефтегазоконденсатное,

газовые Надымское и Медвежье,

гигант - Ямбургское газоконденсатное месторождение.

Начато строительство  нефтяных и газовых трубопроводов.

Многие работы выполнялись  «вахтовым методом». Однако такие  методы осуществления работ не могли  полностью удовлетворить запросы  развивающейся стремительными темпами  административной и технологической  инфраструктуры формирующегося нефтегазодобывающего комплекса. Потому с середины 1960-х  годов, начался интенсивный процесс  урбанизации Тюменского Севера, строительство  городов и поселков. Иногда новые  центры освоения строились на месте  сложившихся здесь ранее русских  поселений: города Салехард, Ханты-Мансийск, Сургут, поселок Березово развивались  на месте основанных в XVI - XVII веках  ранних форпостов освоения Севера Западной Сибири. В большинстве случаев  новые поселения создавались "с  чистого листа" в непосредственной близости от крупных месторождений  или промышленных объектов. Благодаря  этой особенности многие города и  поселки оказались удалены друг от друга на сотни километров, а  единственным надежным способом сообщения  между ними долгое время продолжал  оставаться авиационный транспорт.

Населения новых городов  и поселков составляли молодые профильные специалисты, строители, приехавшие из разных уголков Советского Союза. Средний  возраст жителей таких городов  составлял 25 - 28 лет. Многих привлекала возможность быстрого карьерного роста  и высоких заработков на нефтегазодобывающих  предприятиях. Жители молодых городов  и поселков Тюменского Севера укоренились  здесь. На Севере молодежь создавала  семьи, зачастую «интернациональные», обзаводилась жильем.

 

Основные показатели развития ЯНАО с 1930 по 2010 г.

Надымский, Приуральский, Нижне-Тазовский, Ямальский районы.

Столица - селение Обдорск.

 Городов не имелось.

В составе округа 7 районов: Красноселькупский, Надымский, Приуральский, Пуровский, Тазовский, Шурышкарский, Ямальский.

 И 8 городов: Салехард, Губкинский, Лабытнанги, Муравленко, Надым,  Новый Уренгой, Ноябрьск, Тарко-Сале.

Население (1935 г.) - 33,6 тысячи человек.

В округе проживает 546 тысяч  человек почти ста национальностей.

Ведущие отрасли экономики: рыбодобыча, оленеводство, охотничий  и пушно-меховой промысел.

 В 1930 году в Обдорске  пущены рыбоконсервный, лесопильный  заводы и промкомбинат.

Округ - мировой лидер  по добыче газа. На его территории добывается 92 процента российского газа и 14 процентов  нефти. Округ поставил стране 11,6 триллиона кубометров газа и более 600 миллионов тонн нефти и газоконденсата. 40 процентов газа, потребляемого в европейских странах, добыты на Ямале. Годовой объем промышленного производства - 279 миллиардов рублей, налоги в бюджет всех уровней - 200 миллиардов. Транспортное сообщение: - по воде, зимой - на оленях.850 километров дорог с твердым покрытием, две железнодорожные ветки, 13 аэропортов, окружная государственная авиакомпания «Ямал». Окружная больница на 70 коек, несколько амбулаторий. 400 мест в школах.70 лечебно-профилактических учреждений, 20 станций "скорой помощи", санитарная авиация. В школах округа учится более 85 тысяч детей, из них в школах-интернатах - около 8 тысяч. За 9 лет введено 900 социальных объектов. Геолого-разведочные работы не велись и не планировались. Разведано 214 газовых, газоконденсатных и нефтяных месторождений: из них в промышленной эксплуатации - 57. Разведаны месторождения руд, в том числе марганцевых и хромовых.

Автономный округ по площади  относится к числу крупнейших субъектов России. Его территория расположена в экстремальной  природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что  непосредственным образом осложняет  жизнедеятельность людей, оказывает  влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Промышленный прогресс последних  десятилетий способствовал стремительному росту населения округа. Массовой трудовой миграции не помешали ни критические  температуры Крайнего Севера, не слабая обустроенность новых поселений. За пятьдесят лет, с 1961 года, численность населения в регионе выросла более чем в 8 раз, достигнув к 01 июля 2011 года 546,17 тыс. человек (0,38% населения России).

Средний возраст жителей 33 года. При этом доля людей старше трудоспособного возраста увеличилась  с 4,4% в 2000 году до 7,9% в 2009 году. Доля населения  моложе трудоспособного возраста сократилась  с 26% в 2000 году до 20,9% в 2009 году. В национальном составе населения преобладают  русские, украинцы составляют, татары. Доля коренных народов мала.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика территориальной организации Северного социально-экономического района России