Социально-экономическая характеристика территориальной организации Северного социально-экономического района России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей социально-экономического развития Северных территорий России на примере субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
определение стратегического значения северных территорий для России;
рассмотрение особенностей социально-экономического развития Северных регионов России;
анализ современного состояния экономики субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера на примере ЯНАО;
выявление проблем развития районов Севера;

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО ТОН.docx

— 130.52 Кб (Скачать файл)

высокие затраты на оплату труда в целях обеспечения  воспроизводства трудовых ресурсов;

значительные транспортные расходы в связи с тем, что  воспроизводственные процессы в  районах Севера в основном базируются на привозных материально-технических  ресурсах, вывозе значительной части  добываемых ресурсов и другой производимой продукции; доля транспортной составляющей в цене потребляемой продукции достигает 50 и более процентов, что в несколько  раз больше средних по стране показателей;

отдаленность большей  части территории Севера от зоны централизованного  энергоснабжения;

необходимость создания запасов  и длительного хранения потребляемой продукции и сырья, прежде всего  топливно-энергетического, вызванная  сезонностью завоза грузов во многие районы, что приводит к «замораживанию»  больших объемов финансовых средств  на длительный период;

высокие затраты на поддержание  и обновления основных фондов, что  связано с их ускоренным износом  в северных климатических условиях;

значительные расходы  на социальную сферу в связи с  тем, что значительная часть северных предприятий являются градообразующими;

повышенная экологическая  уязвимость природной среды Севера, что требует высоких затрат на природоохранные мероприятия.

В целях нивелирования  воздействия этих отрицательных  факторов в государстве была разработана  и нормативно закреплена система  гарантий и компенсации, благодаря  которой уровень жизни населения  на Севере был не ниже, а по некоторым  показателям выше, чем в других регионах страны;

Конец 20-го века знаменовался началом нового рыночного периода  в развитии страны. На первом этапе  проведения рыночных реформ еще осуществлялся  принцип преемственности государственной  политики в отношении северных территорий. В начале 90-х годов был принят ряд указов Президента Российской Федерации, Федеральных Законов, которыми регулировались особенности отношений в сфере  труда, отдыха, образования, медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения, вопросы социальной защиты коренных малочисленных народов Севера в  северных регионах Российской Федерации. Хотя многие положения этих законов  в полной мере не работали, так как  не были созданы механизмы их реализации, они заложили основы «северной политики»  государства в постсоветский  период.

Однако поспешное проведение реформ привело к резкому ухудшению  социально-экономического положения  как в стране, так и на Севере: спаду производства, закрытию предприятий, росту безработицы, падению жизненного уровня основной части населения.

В этих условиях государство  посчитало поддержку северных территорий нецелесообразной и финансово обременительной, а проводимую на Севере протекционистскую  политику не соответствующей рыночным отношениям. Идейной базой изменения  государственной политики в отношении  Севера стала широко пропагандировавшаяся как панацея решения северных проблем идея сокращения якобы чрезмерно  избыточной численности населения  Севера на основе замены постоянно  проживающих здесь граждан контингентом работников, осваивающих Север вахтовым методом. Снизилась государственная  поддержка северных регионов, начали закрываться северные программы («Строительство на территории Российской Федерации  жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», «Дети Севера»). Стало выделяться слишком мало средств  на государственную поддержку отдельных  отраслей экономики (угольная, рыболовство, оленеводство), сократились собственные  доходные источники региональных бюджетов, стали урезаться северные льготы и гарантии проживающих и работающих на Севере граждан.

Принятые в этот период нормативные акты Правительства  Российской Федерации в области  социально-экономического развития Севера носили декларативный и неконкретный характер. Значительно ухудшилось и  законодательное регулирование  северных проблем. Принятые в последние  годы в ходе проведения реформ федеральные  законы по вопросам федеративных отношений, местного самоуправления, распределения  полномочий между уровнями публичной  власти в значительной степени изменили саму основу законодательства, регулирующего  вопросы социального и экономического развития северных территорий, их жизнеобеспечения, государственных гарантий и компенсаций  для населения.

С 1 января 2005 года признан  утратившим силу Федеральный закон  «Об основах государственного регулирования  социально-экономического развития Севера Российской Федерации». С его отменой  из законодательства исчезли основополагающие понятия, определяющие Север как  высокоширотную часть территории России, характеризующуюся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами  на производство продукции и жизнеобеспечение населения, дающие определение районам  с дискомфортными условиями проживания и с ограниченными сроками  завоза грузов. Из законодательства также  исчезли важнейшие принципы и  механизмы государственного регулирования  развития северных территорий:

государственный протекционизм;

селективная поддержка производства;

регулирование промышленного  освоения Севера в целях бережного  использования его природных  ресурсов, сохранения окружающей природной  среды и защиты традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;

финансовая поддержка  завоза продукции в районы с ограниченными  сроками завоза грузов и ряд других.

Вместе с тем не вызывает сомнения, что перспективы экономического развития арктических территорий, а  следовательно, позиционирование государства  и ведущих компаний связаны исключительно  с естественными конкурентными  преимуществами, которые можно объединить в три большие группы:

- природные ресурсы, перспективные в плане освоения, в ближайшие 20-30 лет с учетом интенсивного развития инновационных технологий;

- транспортные системы, как в настоящее время, так и в перспективе связанные в первую очередь с транспортировкой сырьевых ресурсов, в том числе с учетом возможных климатических изменений;

- пространственные ресурсы, которые начиная с середины ХХ в. играют все более значительную роль.

Возрастающее значение Севера и Арктики для развития экономики  России требует сбалансированного  решения как важнейших экономических  задач, связанных с дальнейшим освоением  природных богатств этих территорий, так и социальных вопросов, касающихся качества жизни и интересов коренного  и укорененного здесь населения.

Федеральная политика в отношении  северных регионов должна способствовать более полному и рациональному  использованию природных богатств Севера для обеспечения внутренних потребностей производства и формирования валютных ресурсов страны. И не следует  забывать, что самый востребованный фактор производства - это трудовые ресурсы. Самое большое достояние  и богатство любого государства - это, несомненно, человек. В настоящее  время немало делается для достижения поставленных целей за счет средств  федерального бюджета и бюджетов северных регионов. До 2008 г. предусматривалось  увеличение бюджетных средств по всем направлениям развития северных и дальневосточных регионов, но мировой  кризис внес существенные коррективы в планы финансирования.

Тем не менее, позитивные сдвиги в социально-экономическом развитии Севера уже дали свой положительный  эффект, экономика севера постепенно выздоравливает. Например, по итогам 2008 года в северных регионах выполнено 27,0% строительных работ, введено 9,8% жилья, произведено примерно 10% продукции  животноводства, оборот розничной торговли составил 17,0%, объем платных услуг - 18,1% от соответствующих общероссийских показателей. В экономику северных регионов привлечено 31,2% всех инвестиций в основной капитал по Российской Федерации и 27,7% иностранных инвестиций. Из северных территорий поступило в  доходы государства 35,7% всех налогов и сборов в консолидированный бюджет страны и 47,9% - в федеральный бюджет. Почти 25% сальдированной прибыли предприятий и организаций России приходится на северные регионы.

Для того, чтобы эти успехи привели к устойчивой положительной  динамике развития Севера, отношение  к северным регионам должно быть в  принципе изменено. В такой стране, как Россия, где Север занимает более двух третей территории страны, должна быть сформирована специфическая  государственная «северная» политика.

В настоящее время в  этом вопросе также наметилась положительная  тенденция. Так, в Минрегионразвития  России сейчас идет работа над рядом  важных документов: проектом Концепции  устойчивого развития Арктической  зоны Российской Федерации и концепцией федеральной целевой программы  «О социально-экономическом развитии коренных малочисленных народов  Севера до 2015 года».

 

1.2.Факторы и условия современного развития экономики северных территорий России.

 

Эффективность экономических  реформ в России во многом будут  зависеть от учета в стратегии  рыночных преобразований территориальной  специфики и особенностей развития различных регионов страны, в частности  районов зоны Севера. Процесс формирования развитых рыночных отношений народнохозяйственного  комплекса Северного экономического района будет определяться рядом  факторов, усложняющих при прочих равных условиях протекание этого процесса. К ним следует отнести более  высокие затраты на заработную плату, связанные с необходимостью осуществления  выплат полярных надбавок и районного  коэффициента работникам этих регионов. Потребность в осуществлении  значительных транспортно-заготовительных  расходов в связи с существенной отдаленностью от основных потребителей выпускаемой продукции является сдерживающим развитие фактором. Сюда же следует отнести и необходимость  в реализации огромных капитальных  вложений в природоохранные мероприятия  по причине крайне напряженной экологической  ситуации. Все это приводит к значительному  удорожанию себестоимости выпускаемой  продукции и способствует тому, что  северные предприятия в условиях рыночной экономики окажутся в менее  выгодном положении по сравнению  с аналогичными предприятиями, расположенными во многих других регионах страны.

К негативным факторам, усложняющим  переход экономики северных территорий на развитые рыночные отношения, следует  отнести следующие:

более высокая стоимость  проживания (прожиточный минимум  для населения ЯНАО приблизительно в полтора раза выше среднего по России);

значительный физический и моральный износ основных фондов, высокая фондоемкость и материалоемкость продукции.

Так, коэффициент износа флота рыбной промышленности Северного  бассейна в настоящее время превышает 45%, а обрабатывающего и приемотранспортного  флота - 70%. Постоянно усложняется  промысловая обстановка, регулярно  растет фондоемкость 1 т вылова. Значительно  ухудшились естественные условия воспроизводства  в горнопромышленном комплексе. На многих нефтегазодобывающих предприятиях происходит падение объемов добычи. Аналогичные негативные процессы имеют  место и в других важнейших  отраслях северной промышленности.

Не способствует скорейшему внедрению эффективных рыночных отношений и сложившаяся отраслевая структура экономики северных территорий. Высокий удельный вес добывающих отраслей промышленности, природоэксплуатирующая направленность экономики, экстремальные  условия воспроизводства - таковы основные региональные особенности производственного  процесса в условиях Севера. Одной  из наиболее важных задач переходного  периода является необходимость  структурной перестройки экономики, переориентации ее на первоочередное решение социальных проблем общества, повышение качества и уровня жизни. К сожалению, в силу региональных особенностей народнохозяйственный комплекс Северного экономического района не обладает достаточной мобильностью для формирования в скором времени  экономики, непосредственно нацеленной на решение социальных проблем. Этому  же не способствует и весьма слабое развитие сельскохозяйственного производства на Севере: в отраслевых структурах регионов на сельское хозяйство приходится 3 - 8% производимой продукции. Недостаточно развита сеть предприятий, занимающихся производством товаров народного  потребления непродовольственного характера.

С 2005 года из федерального бюджета  перестали выделяться средства на финансирование «северного завоза», компенсацию тарифов  на электроэнергию, поддержку северного  оленеводства (с 2007 года восстановлено), сократилось финансирование ряда других направлений государственной поддержки  северных территорий, ответственность  за их жизнеобеспечение фактически полностью  переложена на бюджеты субъектов  Российской Федерации. При этом соответствующего перераспределения доходных источников проведено не было.

Реформа федеративных и межбюджетных отношений привела к значительному  перераспределению финансовых потоков  в пользу федерального бюджета и  снижению бюджетной обеспеченности консолидированных бюджетов территорий. Существенное влияние на формирование доходов северных регионов оказали централизация налога на добычу полезных ископаемых, изъятие в федеральный бюджет водного налога и платежей за пользование лесным фондом, введение платы за пользование водными биологическими ресурсами и зачисление ее в основном в доходы федерального бюджета. При этом принимаемые в федеральном законодательстве компенсационные меры, далеко не в полной степени возмещают выпадающие доходы бюджетов территорий, связанные с изменение налогового и бюджетного законодательства.

Снижение налоговой нагрузки на экономику в основном было проведено  за счет доходных источников регионов. В этих условиях многие регионы, особенно не имеющие большого промышленного  потенциала, фактически лишились возможности  проводить работу по увеличению своих  доходов.

В большинстве северных регионов отмечается, что проведенное перераспределение  расходных обязательств между федеральным, региональными и местными бюджетами  не соответствует распределению  доходных источников. При передаче значительных расходных полномочий с федерального уровня на уровень  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  произошло перераспределение доходных источников в пользу федерального бюджета. Одновременно с этим, поскольку в  ходе налоговой реформы заметно  сократились доходные источники  местных бюджетов, увеличиваются  расходы бюджетов субъектов Российской Федерации на оказание финансовой помощи муниципальным образованиям. В результате такой политики социально-экономическое  положение Севера резко ухудшилось. Во все годы рыночных реформ число  убыточных предприятий в северных регионах значительно превышало  среднероссийские показатели. При более  эффективном, чем в целом по России, функционировании северной экономики, она находится в более сложном  финансовом положении, что в значительной степени уменьшает возможности  для роста и развития и снижает  конкурентоспособность производимой продукции. Вызвано это, прежде всего, тем, что в экономической политике государства специфические северные условия производства фактически не учитываются.

Ослабление государственного регулирования болезненно отразилось и на социальной обстановке в северных районах. Анализ показателей уровня жизни северян показывает, что  в районах Севера большая часть  населения в настоящее время  живет хуже, чем в других районах  России, где условия для проживания более благоприятные. Резко ухудшились демографическая ситуация, качество жизни большинства населения. Сложилась  устойчивая и долговременная тенденция  как естественной, так и миграционной убыли населения в большинстве  районов Севера России.

Информация о работе Социально-экономическая характеристика территориальной организации Северного социально-экономического района России