Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей социально-экономического развития Северных территорий России на примере субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
определение стратегического значения северных территорий для России;
рассмотрение особенностей социально-экономического развития Северных регионов России;
анализ современного состояния экономики субъектов РФ полностью или частично отнесенных к районам Севера на примере ЯНАО;
выявление проблем развития районов Севера;
высокие затраты на оплату труда в целях обеспечения воспроизводства трудовых ресурсов;
значительные транспортные
расходы в связи с тем, что
воспроизводственные процессы в
районах Севера в основном базируются
на привозных материально-
отдаленность большей части территории Севера от зоны централизованного энергоснабжения;
необходимость создания запасов и длительного хранения потребляемой продукции и сырья, прежде всего топливно-энергетического, вызванная сезонностью завоза грузов во многие районы, что приводит к «замораживанию» больших объемов финансовых средств на длительный период;
высокие затраты на поддержание и обновления основных фондов, что связано с их ускоренным износом в северных климатических условиях;
значительные расходы на социальную сферу в связи с тем, что значительная часть северных предприятий являются градообразующими;
повышенная экологическая уязвимость природной среды Севера, что требует высоких затрат на природоохранные мероприятия.
В целях нивелирования
воздействия этих отрицательных
факторов в государстве была разработана
и нормативно закреплена система
гарантий и компенсации, благодаря
которой уровень жизни
Конец 20-го века знаменовался
началом нового рыночного периода
в развитии страны. На первом этапе
проведения рыночных реформ еще осуществлялся
принцип преемственности
Однако поспешное проведение реформ привело к резкому ухудшению социально-экономического положения как в стране, так и на Севере: спаду производства, закрытию предприятий, росту безработицы, падению жизненного уровня основной части населения.
В этих условиях государство
посчитало поддержку северных территорий
нецелесообразной и финансово обременительной,
а проводимую на Севере протекционистскую
политику не соответствующей рыночным
отношениям. Идейной базой изменения
государственной политики в отношении
Севера стала широко пропагандировавшаяся
как панацея решения северных
проблем идея сокращения якобы чрезмерно
избыточной численности населения
Севера на основе замены постоянно
проживающих здесь граждан
Принятые в этот период
нормативные акты Правительства
Российской Федерации в области
социально-экономического развития Севера
носили декларативный и неконкретный
характер. Значительно ухудшилось и
законодательное регулирование
северных проблем. Принятые в последние
годы в ходе проведения реформ федеральные
законы по вопросам федеративных отношений,
местного самоуправления, распределения
полномочий между уровнями публичной
власти в значительной степени изменили
саму основу законодательства, регулирующего
вопросы социального и
С 1 января 2005 года признан
утратившим силу Федеральный закон
«Об основах государственного регулирования
социально-экономического развития Севера
Российской Федерации». С его отменой
из законодательства исчезли основополагающие
понятия, определяющие Север как
высокоширотную часть территории России,
характеризующуюся суровыми природно-климатическими
условиями и повышенными
государственный протекционизм;
селективная поддержка производства;
регулирование промышленного освоения Севера в целях бережного использования его природных ресурсов, сохранения окружающей природной среды и защиты традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;
финансовая поддержка завоза продукции в районы с ограниченными сроками завоза грузов и ряд других.
Вместе с тем не вызывает сомнения, что перспективы экономического развития арктических территорий, а следовательно, позиционирование государства и ведущих компаний связаны исключительно с естественными конкурентными преимуществами, которые можно объединить в три большие группы:
- природные ресурсы, перспективные в плане освоения, в ближайшие 20-30 лет с учетом интенсивного развития инновационных технологий;
- транспортные системы, как в настоящее время, так и в перспективе связанные в первую очередь с транспортировкой сырьевых ресурсов, в том числе с учетом возможных климатических изменений;
- пространственные ресурсы, которые начиная с середины ХХ в. играют все более значительную роль.
Возрастающее значение Севера
и Арктики для развития экономики
России требует сбалансированного
решения как важнейших
Федеральная политика в отношении
северных регионов должна способствовать
более полному и рациональному
использованию природных
Тем не менее, позитивные сдвиги
в социально-экономическом
Для того, чтобы эти успехи привели к устойчивой положительной динамике развития Севера, отношение к северным регионам должно быть в принципе изменено. В такой стране, как Россия, где Север занимает более двух третей территории страны, должна быть сформирована специфическая государственная «северная» политика.
В настоящее время в
этом вопросе также наметилась положительная
тенденция. Так, в Минрегионразвития
России сейчас идет работа над рядом
важных документов: проектом Концепции
устойчивого развития Арктической
зоны Российской Федерации и концепцией
федеральной целевой программы
«О социально-экономическом
1.2.Факторы и условия современного развития экономики северных территорий России.
Эффективность экономических
реформ в России во многом будут
зависеть от учета в стратегии
рыночных преобразований территориальной
специфики и особенностей развития
различных регионов страны, в частности
районов зоны Севера. Процесс формирования
развитых рыночных отношений
К негативным факторам, усложняющим переход экономики северных территорий на развитые рыночные отношения, следует отнести следующие:
более высокая стоимость проживания (прожиточный минимум для населения ЯНАО приблизительно в полтора раза выше среднего по России);
значительный физический и моральный износ основных фондов, высокая фондоемкость и материалоемкость продукции.
Так, коэффициент износа
флота рыбной промышленности Северного
бассейна в настоящее время превышает
45%, а обрабатывающего и
Не способствует скорейшему
внедрению эффективных рыночных
отношений и сложившаяся
С 2005 года из федерального бюджета
перестали выделяться средства на финансирование
«северного завоза», компенсацию тарифов
на электроэнергию, поддержку северного
оленеводства (с 2007 года восстановлено),
сократилось финансирование ряда других
направлений государственной
Реформа федеративных и межбюджетных
отношений привела к
Снижение налоговой нагрузки на экономику в основном было проведено за счет доходных источников регионов. В этих условиях многие регионы, особенно не имеющие большого промышленного потенциала, фактически лишились возможности проводить работу по увеличению своих доходов.
В большинстве северных регионов
отмечается, что проведенное
Ослабление государственного регулирования болезненно отразилось и на социальной обстановке в северных районах. Анализ показателей уровня жизни северян показывает, что в районах Севера большая часть населения в настоящее время живет хуже, чем в других районах России, где условия для проживания более благоприятные. Резко ухудшились демографическая ситуация, качество жизни большинства населения. Сложилась устойчивая и долговременная тенденция как естественной, так и миграционной убыли населения в большинстве районов Севера России.