Теоретические исследования экономических аспектов управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:25, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось разработка системы планирования и учета затрат на обеспечение качества продукции. Предметом исследования явилось предприятие Воронежское авиационно-строительное объединение (ОАО «ВАСО»), объектом - система обеспечения качества продукции, экономическая деятельность по планированию затрат на выполнение мероприятий по обеспечению и улучшению качества.

Содержание работы

Введение 6
1 Теоретические исследования экономических аспектов управления каче-ством продукции 10
1.1 Содержание концепции затрат на обеспечение и улучшение на качества 10
1.2 Принципы и методы планирования и учета затрат на качество продукции 22
1.3 Обобщение отечественной и зарубежной практики анализа затрат обеспечение на качества продукции 27
2 Аналитические исследования практики управления затратами на обеспечение качества на предприятии ОАО «ВАСО» 37
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия 37
2.2 Изучение практики планирования затрат на обеспечение качества продукции 45
2.3 Анализ показателей планирования и оценки затрат на обеспечение качества продукции 51
2.4 Синтетическая оценка результатов анализа и общие выводы 63
3 Расчетно-проектная часть 71
3.1 Формулировка задач, решаемых в расчетно-проектной части 71
3.2 Формирование системы планирования и учета затрат на обеспечение качества продукции 74
3.3 Методический подход к управлению затратами на обеспечение ка-чества продукции 83
3.4 Системный анализ и оптимизация затрат на обеспечение качества продукции 93

3.5 Инженерно-технические мероприятия по применению статконтроля для сокращения потерь от дефектов в производстве 103
4 Применение ППП «Прогноз» для оптимизации затрат на качество, анализ и прогноз средних показателей и стандартных отклонений 110
5 Оценка эффективности проектных решений 121
Заключение 130
Список литературы 134
Приложение А Глоссарий 136
Приложении Б Ежеквартальный отчет 137
Приложение В Инструкция 140
Приложение Г Карта процесса Б4 «Контроль и испытание продукции» 141
Приложение Д Классификатор 143

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 3.16 Мб (Скачать файл)

При проведении анализа  и оценивания затрат на качество основными  целями являются:

- выявление и оценка  размеров необходимых инвестиций  в обеспечение (гарантирование) и улучшение качества;

- обеспечение требуемого  качества выпускаемой продукции  при минимизации общих издержек на ее производство и эксплуатацию;

- выявление взаимосвязей  затрат на качество и результатов  хозяйственной деятельности предприятия;

- определение критических  областей производственной деятельности, требующих принятия мер по совершенствованию организации производства.

Затраты на качество можно  анализировать по пяти направлениям, охарактеризованным в таблице 1.1

Таблица 1.1 – Направления анализа затрат на обеспечение качества

Вид анализа

Цели проведения анализа

Анализ потерь вследствие неудовлетворенного качества продукции

Определение, анализ и  оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции

Анализ потенциальных  источников потерь

Определение, анализ и  оценка потерь вследствие неудовлетворительного качества на различных этапах жизненного цикла продукции, выбор приоритетных направлений работ по улучшению качества продукции и совершенствованию менеджмента качества


Продолжение таблицы 1.1

Вид анализа

Цели проведения анализа

Анализ по видам затрат на качество в соответствии с квалификацией А. Фейгенбаума

Постоянная идентификация, определение, анализ и оценка затрат на обеспечение качества; снижение и оптимизация затрат на качество; мониторинг изменения различных видов затрат на качество

Анализ затрат на качество по видам деятельности

Мониторинг и постоянная оценка затрат на качество; снижение и оптимизация затрат на качество; выявление неэффективных видов деятельности в системе менеджмента качества; оперативное решение проблем в области менеджмента качества; анализ и оценка инвестиций в улучшение качества продукции и совершенствование системы менеджмента качества

Анализ затрат на качество, связанных с процессами

Мониторинг и постоянная оценка затрат на качество; выявление неэффективных видов деятельности в системе менеджмента качества; оперативное решение проблем в области качества


 

Рассмотрим в качестве примера третий и четвертый методы. Третий метод используется, когда необходимы действия по постоянной идентификации и контролю затрат, связанных с обеспечением качества. Информация о затратах при использовании этого метода может быть получена из данных бухгалтерского или специально организованного учета затрат на качество на основе вспомогательных субсчетов. При этом анализу могут подвергаться не только конкретные величины затрат, но и их процентное соотношение и изменение во времени (рисунок 1.1) [8].

При проведении анализа  затрат на качество на основе классификации А. Фейгенбаума надо обязательно учитывать следующее:

- спрос на продукцию зависит  не только от качества продукции,  но и от целого ряда внешних  факторов, зачастую не поддающихся  контролю;

 

Рисунок 1.1 - Процентное соотношение величины затрат и изменение

их во времени

 

- на раннем этапе  внедрения системы качества и  при проведении мероприятий по улучшению качества неизбежны капитальные вложения, а значит отдельные группы затрат могут изменяться скачкообразно, независимо от изменения качества продукции;

- на раннем этапе  внедрения системы менеджмента  качества неизбежно возрастут внутренние потери из-за дефектов и несоответствий не потому, что снижается качество продукции, а потому что возрастет эффективность контроля [7].

Четвертый метод используется, когда необходимо идентифицировать критические области производственной деятельности, оптимизировать затраты на качество, выявить неэффективные виды деятельности и снизить затраты на качество без ущерба самому качеству.

Как показали проведенные  исследования, основным источником информации о затратах на качество в этом случае будут данные специального (управленческого) учета на основе ведения субсчетов. Планирование и учет затрат на качество осуществляется на основе бюджетов подразделений предприятия. Использование бюджетного метода планирования в зависимости от целей позволяет проводить анализ затрат на качество несколькими способами. Рассмотрим содержание данных способов.

Первым способом является мониторинг отклонений фактических затрат на качество от запланированных в соответствии со сметами затрат по каждому виду деятельности. Данный способ применяется, когда необходима оперативная корректировка расходования средств.

Второй аналогичен анализу затрат на обеспечение качества по видам затрат на качество на основе классификации затрат А. Фейгенбаума и позволяет выявить тенденции изменения во времени как затрат на качество в целом, так и отдельных групп затрат.

Третий - анализ эффективности использования финансовых ресурсов.

Четвертый - анализ инвестиций в улучшение качества.

Каждый из приведенных  способов можно использовать как  самостоятельный вид анализа  затрат. Однако только их совокупное использование  позволит достичь наилучшего результата по снижению и оптимизации затрат на качество.

Как уже было сказано, оценивание затрат на качество является непосредственным продолжением анализа и может производиться по различным критериям. Для оценки влияния и взаимосвязи затрат на качество с экономическими показателями деятельности организации могут быть использованы общие и частные критерии. К общим критериям относятся отношение величины затрат на качество к объему продаж, величине прибыли, себестоимости и к величине затрат на качество за предыдущий период. Перечень частных критериев определяется экономической службой предприятия совместно со службой качества [12].

К ним могут быть отнесены следующие критерии:

- соотношение видов  затрат на качество между собой  (в соответствии с классификацией);

- отношение затрат на улучшение качества к величине предполагаемой прибыли;

- отношение потерь  от несоответствия к затратам  на их устранение и др.

Обычно критерии оценки затрат на качество измеряются в процентах, результат оценки можно представить в виде причинно-следственной диаграммы.

Анализ и оценивание затрат на качество (в соответствии с требованиями МС ИСО 9000:2000) должны представлять средство выявления неэффективных или нерезультативных действий в организации, инициировать действия по улучшению и являться основой для разработки финансовых подходов к инновациям. Кроме того, информация. полученная руководством при анализе и оценке затрат на качество, обязательно должна быть использована при анализе системы менеджмента качества.

Затраты на качество являются затратами, которые необходимо планировать, чтобы обеспечить удовлетворённость потребителя продукцией.

Наиболее часто используемые классификации затрат на качество приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 – Классификация затрат на обеспечение качества

Подход

Структура затрат

1 Подход Джурана-Фейгенбаума

  • затраты на предупредительные мероприятия (затраты, направленные на снижение возможности появление дефектов);
  • затраты на контроль (определение и подтверждение достигнутого качества);
  • внутренние потери (затраты понесённые внутри организации, когда уровень качества не достигнут);
  • внешние потери (продукт продан, но низкого качества).

2 Подход Кросби

  • затраты на соответствие (затраты чтобы сделать всё правильно);
  • затраты на несоответствие (затраты, понесённые из-за того что не делается всё правильно).

 

В известной мере между  обоими подходами существует взаимно  однозначное соответствие. В самом деле затраты на соответствие – это предупредительные мероприятия и затраты на контроль; затраты на несоответствие – это внутренние и внешние потери.

Категоризация в затратах на качество четырёх или двух элементов  в основном условные; незначительные различия в деталях встречаются  во многих организациях. Это не существенно, поскольку сбор, классификация и анализ затрат на качество – чисто внутренняя деятельность компании. Важно, что внутри компании структура затрат была однозначной и стандартной. Категории затрат должны быть постоянными, не должны дублировать друг друга [13].

Для улучшения качества необходимы такие же капиталовложения, как и для повышения производительности предприятия, а иногда и большие. Для решения этой дилеммы необходимо вспомнить, что затраты на качество можно разделить на две большие группы: затраты на обеспечение качества и затраты на устранение последствий отказов в связи с низким качеством продукции. В настоящее время на большинстве российских предприятий эти две группы затрат соотносятся как 1 : 10 в пользу второй группы [10]. Типовая структура затрат на качество приведена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Структура затрат на обеспечение качества

 

В ходе теоретических  исследований было установлено, что  многие предприятия, успешно используют заимствованный зарубежный опыт, но создавались они с самого начала на основе идеологии качества. Это, как правило, небольшие компании, ориентированные на западный рынок. Большинство менеджеров крупных компаний должны разрабатывать или адаптировать инструменты и методы создания систем качества сами, исходя из соображений экономической целесообразности и эффективности.

Важной экономической  проблемой является выбор метода классификации затрат на качество. При классификации издержек можно выделить три подхода: распределение издержек с ориентацией на конкретные действия; распределение с ориентаций на эффективность; учет затрат в разрезе ошибок, характеристика которых приведена в таблице 1.3.

Таблица 1.3 – Характеристика подходов к классификации затрат на качество

Наименование подхода

Классификация затрат на качество

Ориентация на

конкретные действия

предусматривает три классических раздела затрат - издержки профилактики, издержки контроля и издержки ошибок. Издержки профилактики (предупреждения) определяются видами активности, которые специально предпринимаются во избежание отклонений от требуемого качества. Издержки контроля возникают в связи с измерениями, оценками, аудиторскими проверками, которые гарантируют соответствие товаров и услуг установленным нормам, стандартам и/или требованиям.

Распределение затрат с ориентацией на эффективность

выделяют издержки соответствия и несоответствия товаров и услуг требованиям клиента. Издержки соответствия содействуют успеху предприятия в том плане, что оправдывают ожидания клиента. В эту категорию входят затраты, связанные с мероприятиями по долгосрочному исключению ошибок и предупреждению рисков их возникновения. Издержки несоответствия представляют собой, по сути, пустую трату ресурсов, когда средства направляются на производство товаров и услуг, не отвечающих в отношении качества требованиям потребителя. В этой группе также различают внешние и внутренние издержки.

Учет издержек в разрезе ошибок

классификация производится по двум критериям:

• по месту возникновения: издержки ошибок дифференцируются на внутренние и внешние;

• по последствиям ошибок: различаются прямые и косвенные издержки, а также издержки, связанные с потерей альтернативных возможностей получения прибыли.


 

Издержки ошибок являются результатом действий, которые вызваны  недостаточным соответствием товаров и услуг нормам, стандартам и требованиям. В зависимости от места возникновения ошибок затраты классифицируют как внутренние (например, на дополнительную обработку) или как внешние (например, по гарантийному обслуживанию).

Первоначальные издержки с ориентацией на конкретные действия стали учитываться тогда, когда в условиях массового производства профилактика ошибок занимала центральное место в управлении качеством. Сегодня такая деятельность представляет лишь частный аспект менеджмента качества, который стал задачей общефирменного управления. В этой связи на первый план выступают такие цели, как обеспечение клиенту максимальной выгоды благодаря мероприятиям в рамках повышения качества. Такую тенденцию распределение издержек с ориентацией на конкретные действия не учитывает.

Если внутренние и  внешние издержки свойственны и другим способам классификации, то учет издержек по последствиям ошибок требует более глубокой спецификации. К прямым относят издержки, которые можно однозначно отнести на счет определенной ошибки и, как правило, увязать с определенным местом ее возникновения и конкретным виновником. Косвенные же издержки выявляются в результате анализа ошибок и в ходе их устранения. Наконец, издержки, связанные с потерей альтернативных возможностей, не являются фактическими затратами, а представляют собой упущенную прибыль из-за совершенных ошибок.

Главное преимущество учета  издержек ошибок по сравнению с двумя  другими подходами к классификации заключается в их ясной соотносимости с отдельными категориями затрат. Спецификация и детализация издержек ведет к повышению достоверности анализа. С другой стороны, разделение издержек ошибок на прямые и косвенные позволяет повысить уровень их осмысления.

Так, на большинстве предприятий  прямые издержки можно вычленить  из общефирменных данных о затратах. Этим гарантируется, что, по меньшей мере, часть издержек ошибок может быть определена с относительной точностью [14].

Наряду с различиями в подходах к классификации затрат концепции издержек, связанных с качеством, присущ еще ряд проблем. Они касаются таких аспектов, как недостаточная концептуальная логика, низкая практичность концепции, ее недостаточная полнота, а также ограниченные возможности интерпретации результатов. Данный анализ служит для оценки экономичности управления качеством путем сопоставления издержек как негативного, а выгод как позитивного аспекта финансовых результатов.

Следующей важной экономической  проблемой является проведение анализа  затрат на качество. Следует различать два вида анализа – абсолютный и относительный. В рамках первого экономичность управления качеством рассматривается по отношению к фиксированной временной точке. В ходе относительного анализа сопоставляются два или более мероприятий по повышению качества.

Информация о работе Теоретические исследования экономических аспектов управления качеством продукции