Теоретические исследования экономических аспектов управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 08:25, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования явилось разработка системы планирования и учета затрат на обеспечение качества продукции. Предметом исследования явилось предприятие Воронежское авиационно-строительное объединение (ОАО «ВАСО»), объектом - система обеспечения качества продукции, экономическая деятельность по планированию затрат на выполнение мероприятий по обеспечению и улучшению качества.

Содержание работы

Введение 6
1 Теоретические исследования экономических аспектов управления каче-ством продукции 10
1.1 Содержание концепции затрат на обеспечение и улучшение на качества 10
1.2 Принципы и методы планирования и учета затрат на качество продукции 22
1.3 Обобщение отечественной и зарубежной практики анализа затрат обеспечение на качества продукции 27
2 Аналитические исследования практики управления затратами на обеспечение качества на предприятии ОАО «ВАСО» 37
2.1 Характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия 37
2.2 Изучение практики планирования затрат на обеспечение качества продукции 45
2.3 Анализ показателей планирования и оценки затрат на обеспечение качества продукции 51
2.4 Синтетическая оценка результатов анализа и общие выводы 63
3 Расчетно-проектная часть 71
3.1 Формулировка задач, решаемых в расчетно-проектной части 71
3.2 Формирование системы планирования и учета затрат на обеспечение качества продукции 74
3.3 Методический подход к управлению затратами на обеспечение ка-чества продукции 83
3.4 Системный анализ и оптимизация затрат на обеспечение качества продукции 93

3.5 Инженерно-технические мероприятия по применению статконтроля для сокращения потерь от дефектов в производстве 103
4 Применение ППП «Прогноз» для оптимизации затрат на качество, анализ и прогноз средних показателей и стандартных отклонений 110
5 Оценка эффективности проектных решений 121
Заключение 130
Список литературы 134
Приложение А Глоссарий 136
Приложении Б Ежеквартальный отчет 137
Приложение В Инструкция 140
Приложение Г Карта процесса Б4 «Контроль и испытание продукции» 141
Приложение Д Классификатор 143

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 3.16 Мб (Скачать файл)

В 2006 году завод получил  сертификат соответствия, удостоверяющий, что система менеджмента качества, распространяющаяся на производство, монтаж и обслуживание вооружений и военной техники, соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001. Также продлено свидетельство об одобрении производства № О-ПС для изготовления самолетов «ИЛ-96-З00», ЗПК для ЯК-42 и запасных частей для «ИЛ-86».

На VIII Международном форуме «Высокие технологии - 2007» ОАО «ВАСО» награждено Дипломом «Лучшее предприятие XXI века» - в номинации «За динамизм развития предприятия в сфере инноваций и высоких технологий в области управления».

Организационно-правовой формой предприятия является открытое акционерное общество, следовательно ответственность и обязанность распределяются в соответствии с уставом и решениями общего собрания акционеров. На предприятии организовано производство с полным циклом, следовательно в структуре управления созданы все основные подразделения для осуществления деятельности по всем этапам жизненного цикла. Также производство является многономенклатурным и для управления таким производством конкретного продукта организована своя структура управления.

На рисунке 2.1 приведена общая структура управления ОАО «ВАСО», которая относится к матричному типу с линейно-функциональными связями внутри каждого производства. 

Описание деятельности каждого структурного подразделения  предприятия, раскрывающее цепочку  полномочий, обязанностей, ответственность должностных лиц в рамках подразделений и взаимодействие его в процессе производства с другими службами и организациями отражено в положениях о структурных подразделениях, положениях о должностях, должностных инструкциях, разработанных согласно СТП 7514710.19.191.

 

 

*** - начальник управления  по социально-бытовым вопросам

** - начальник агрегатно-сборочного  производства

* - директор по проектам  международной промышленной кооперации

 

Рисунок 2.1 –  Организационная структура управления

 

Порядок назначения, полномочия, обязанности и ответственности  должностных лиц структурных подразделений предприятия, связанных с обеспечением качества, определяются Положениями о должностях, должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, разработанными в соответствии с требованиями СТП 7514710.19.191.

Положения о должностях, должностные инструкции устанавливают  требования, которым должны соответствовать должностные лица и специалисты при назначении.

В соответствии с положениями  о структурных подразделениях руководителям и специалистам, ответственным за контроль качества изделий предоставлены необходимые и достаточные полномочия, организационная свобода и независимость от лиц, непосредственно ответственных за выполнением работ.

Структурные подразделения  предприятия, связанные с обеспечением качества, выделены в отдельную службу, подчиняющуюся непосредственно заместителю генерального директора по качеству.

Производственно-хозяйственная деятельность ВАСО регулируется заключенными договорами, в которых определяются предмет и цели, обязательства сторон, порядок взаиморасчетов, сроки, условия поставки, требования к качеству, упаковке и маркировке, порядок предъявления претензий, условия возврата продукции.

Принимая во внимание происходящие процессы интеграции российской экономики в мировую, учитывая сложившуюся  ситуацию на мировом и внутрироссийском рынке, реально оценивая свой внутренний экономический, промышленно-производственный и кадровый потенциал, руководство акционерного общества формулирует и декларирует в качестве общей политики стремление к завоеванию достойного места на рынке авиационной техники, предлагая потребителям лучшее решение проблем надежности и эффективности использования российских широко фюзеляжных самолетов и определяет основные цели:

  • максимальное удовлетворение спроса потребителей;
  • завоевание и поддержка репутации поставщика продукции высокого качества;
  • производство новых видов авиационной техники, отвечающей возрастающим потребностям заказчика.

Реализация общей политики общества достигается путем разработки и осуществления соответствующей политики в области менеджмента качества, маркетинга, техники и технологий, организации производства, подготовки кадров.

В рамках проводимой политики предприятие осуществило переход от комплексной системы управления качеством, удовлетворяющей требования российских стандартов, к системе качества, соответствующей требованиям международных стандартов и авиационных правил.

Постоянная забота о совершенствовании системы качества позволяет обществу гарантировать высокие потребительские качества каждого выпущенного им самолета, высокий уровень обслуживания, низкие международные цены и успех в конкурентной борьбе с лучшими зарубежными фирмами, выпускающими аналогичные типы самолетов.

Для аттестации предприятие ежеквартально  составляет отчет о деятельности, форма которого приведена в Приложении Б.

Таким образом, на предприятии постоянно уделяется большое внимание вопросам управления качеством, планированию и учету затрат на его обеспечение. Характеристика данной деятельности приведена в следующем разделе.

 

2.2 Изучение практики планирования затрат на обеспечение качества продукции

 

С целью оценки правильности реализации требований нормативной документации системы качества предприятия, определения степени выполнения требований к качеству, установленных договорами, контрактами, действие которых распространяется на данную продукцию, должен проводиться аудит качества продукции.

Целью данного аудита является оценка качества и затрат на его обеспечение.

Часто, в погоне за максимальными  прибылями, многие руководители считают  главным для продажи цену и  сроки поставки, при этом недостаточно уделяя внимание ценности самой продукции. Но именно продукция является предметом потребления, а, следовательно, именно ее качество будет предметом внимания потребителя. В связи с этим предметом повышенного внимания со стороны руководства компаний становятся затраты на обеспечение  достигнутого уровня качества продукции и методы управления, основанные на их контроле.

Под затратами на обеспечение  и достижение  требуемого уровня качества следует понимать весь комплекс периодических расходов предприятия, направленных на выпуск гарантированно безопасной продукции, имеющей стабильные качественные характеристики в пределах приемлемого уровня для данной группы продукции. Данные затраты присутствуют в бюджете предприятия и их доля в обороте может быть довольно существенна, что свидетельствует о том, что затраты на обеспечение достигнутого уровня качества должны быть учтены, и составлять от 2% до 20 % и более от оборота.

При этом в практике по  управлению качеством затраты распределяются по четырем основным категориям: затраты  на предотвращение возможности возникновения несоответствий - комплекс затрат, связанных с какой-либо деятельностью, которая снижает или полностью предотвращает возможность появления несоответствий (затраты на предупредительные мероприятия); затраты на контроль - комплекс затрат на определение и подтверждение достигнутого уровня качества; внутренние затраты на продукцию с выявленными несоответствиями - комплекс затрат, понесенных до продажи продукции по причине того, что оговоренный уровень качества не был достигнут; внешние затраты на продукцию с выявленными несоответствиями - комплекс затрат, понесенных после продажи продукции, по причине того, что оговоренный уровень качества не был достигнут.

Приведенная классификация  затрат является общей и достаточно условной, так как в каждом из приведенных разделов находится большое количество различных статей расходов, которые могут несколько варьировать при сборе и анализе информации в процессах обеспечения качества продукции.

Сбор и анализ данных о затратах проводится с помощью  фиксированных показателей, характеризующих эффективность деятельности по обеспечению требуемого уровня качества продукции совместно с разработкой планов и программ по затратам на обеспечение качества продукции.

Важным направлением деятельности является учет затрат на обеспечение качества продукции. Затраты на обеспечение качества продукции представляют собой суммарные затраты по всем видам работ по мероприятиям, осуществляемым в Обществе и направленных на обеспечение качества выпускаемой продукции. Целью анализа затрат на обеспечение качества продукции (ОКП) является экономическое обоснование принимаемых решений по обеспечение качества продукции.

Анализ затрат на ОКП  проводится в следующих направлениях:

  • анализ эффективности мероприятий, направленных на обеспечение качества продукции, в том числе создание и функционирование системы управления качеством продукции в соответствии со стандартами ИСО серии 9000;
  • оценка влияния изменения качества продукции наконечные результаты производственно;
  • хозяйственной деятельности Общества;
  • усиление контроля рационального использования ресурсов, расходуемых  на осуществление работ и мероприятий по обеспечению качества продукции.

Определение затрат на ОКП  базируется на действующей системе  учета и отчетности Общества и строится на принципах, позволяющих выделить затраты на ОКП из общих затрат Общества, группируемых на соответствующих его статьях, счетах и показателях.

В целях систематизации затраты на обеспечение качества продукции подразделяются на две группы:

  • предусмотренные затраты - затраты на предотвращение выпуска дефектной продукция;
  • непредусмотренные затраты - затраты на исправление дефектов в процессе производства продукции (внутренний брак) и у потребителей (внешний брак).

Первая группа затрат состоит из следующих основных направлений  работ (мероприятий):

  • управление ООК;
  • технические средства контроля;
  • заключение о качестве;
  • планирование качества;
  • требования качества.

В состав затрат на «управление  ООК» входит фонд оплаты груда (ФОТ) с  зачислениями и лимиты на содержание отдела обеспечения качества (ООК).

В состав затрат «технические средства контроля» - входит:

  • стоимость технических средств контроля, рассчитанная по нормативам а размере 0,5% в составе основных средств и 3,0% в составе малоценных быстроизнашиваемых предметов;
  • фактические затраты по дополнительный работам, связанными с заменой материалов и другими работами не предусмотренными техпроцессом.

В состав затрат «ответственность за изделие» входит:

а) затраты по обеспечению надежности изделия исходя из стоимости содержания отдела надежности (ФОТ с начислениями и лимиты на содержание отдела);

б) фактические затраты, связанные со сбором информации от потребителей и организаций, ведущих статистический учет по отказам и неисправностям;

в) фактические затраты на гарантийное обслуживание;

г) фактические затраты по послепродажному сервису по устранению неисправностей по рекламациям эксплуатируемых организаций.

1 ООК определяет вид  продукции, по которой производится  расчет затрат на OKIL.

2 Сбор информации, необходимой  для расчета затрат на ОКП  по данному виду продукции осуществляется ежеквартально следующими подразделениями предприятия:

а) цехи завода представляют данные по соответствующей форме:

В «Прочих» показываются фактические затраты на НТК в  составе лимитов, выделенных на цех:

б) отделы ОТК, ООК, ЦЛОИ, ОН, ОСПК (в части участка технического контроля цех 66 (в части БКМ) представляют данные по соответствующей форме:

В «Прочих» показываются фактические затраты по лимитам, выделенным ППО.

в) ООТнЗ представляет трудоемкость контрольных операций на изделие  и  среднюю стоимость 1 чел/часа контрольных операций.

г) Бухгалтерия представляет данные:

  1. Амортизация основных средств.
  2. Износ МБП.
  3. Фактические затраты по аттестации и сертификации продукции.
  4. Фактические затраты на обучение персонала.
  5. Фактические затраты на консалтинговые услуга.
  6. Фактические затраты на приобретение нормативно-технической документации.
  7. Фактические затраты по браку.
  8. Фактические затраты по конструктивным изменениям.
  9. Фактические затраты по ЛУД и СМР.
  10. Фактические затраты по отклонениям от техпроцесса.
  11. Фактические затраты по гарантийным работам.
  12. Фактические затраты по доработкам изделия по бюллетеням.
  13. Фактические затраты по устранению дефектов за свой счет при послепродажном сервисе.

Информация о работе Теоретические исследования экономических аспектов управления качеством продукции