Управление привлеченными средствами банка на примере Филиала ОАО «Уралсиб» в г. Омск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 02:04, дипломная работа

Описание работы

Постановка эффективной системы управления активами и пассивами банка актуальна как в периоды кризисов, так и экономического подъема. Сужение ресурсной базы и удорожание стоимости ресурсов, повышение уровня кредитных и рыночных рисков в период рецессии, расширение операционной деятельности и снижение процентной маржи во время подъема – все эти факторы влияют на риск ликвидности, процентный риск и доходность операций банка, и, в конечном счете, на финансовую устойчивость банка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ БАНКА
1.1 Роль пассивных операций в деятельности банка
1.2 Банковский вклад основной источник финансирования деятельности банка
1.3 Банковское управление ликвидностью и платежеспособностью
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
2.1 Общая характеристика Банка « Уралсиб»
2.2 Основные финансовые показатели деятельности банка
2.3 Основные вкладные операции банка Уралсиб
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ БАНКОВСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ
3.1 Управление пассивами банка
3.2 Управление активами банка
3.3 Эффективность управления ликвидностью и платежеспособностью банка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА.docx

— 275.44 Кб (Скачать файл)

 

Рис.3.2. Рабочая  страница модели активных операций

 

Структурные модели инвестиционных операций наиболее эффективны в руках профессиональных аналитиков инвестиционных подразделений  банка. Планирование кредитных операций - одна из актуальных задач, стоящих  перед сотрудниками кредитного управления любого коммерческого банка. Задачи планирования кредитных операций с  успехом могут быть решены при  помощью “потоковых” методов. Кредитную  деятельность банка представляют в  виде серий кредитных операций и  финансовых потоков, циркулирующих  между банком и его клиентами. В случае использования потоковых  моделей задача управления кредитной  деятельностью сводится к определению  параметров и конфигурации кредитных  потоков и серий кредитных  операций.

Поскольку одними из основных активных операций Филиала  ОАО «Уралсиб» в г. Омске является кредитование, в целях повышения  качества организации кредитного процесса предстоит осуществить разработку процедур и регламентов, регулирующих совершение кредитных сделок, оценивающих  уровень рисков, определяющих этапность  и содержание контроля.

Внедрение системы  установления рейтинга клиента, определения  кредитоспособной и заемщика и вероятности  выполнения им своих финансовых обязательств должны стать основой кредитной  работы банка.

Портфель  банковских ссуд подвержен, всем основным видам риска, которые сопутствуют  финансовой деятельности: риску ликвидности, риску неплатежей. Управление кредитным  риском требует от банка постоянного  контроля за структурой портфеля ссуд и их качественным составом.

Применение  ростовщических процентных ставок является источником такого дополнительного  вида риска как риск моральный (moral hazard). Ненадежный заемщик, уплачивая  неадекватно высокие проценты, при  наступлении тех или иных, неблагоприятных  для него событий, склонен считать, что имеет некое моральное  право не возвращать ссуду полностью  или частично или перестать уплачивать проценты.

Не следует  упускать из виду также и проблему "неблагоприятного отбора" (adverse selection). В данном случае, источником является не дифференцированность ценовых условий при предоставлении кредита. Все заемщики получают кредит по единым ставкам, которые отличаются только в зависимости от срока кредитования. Совершенно не дифференцируется рискованность заемщиков. Такие действия кредитора могут привести к накоплению в его портфеле "плохих" ссуд в связи с тем, что на условия "под одну гребенку" преимущественно соглашаются малоопытные заемщики, которые "сегодня, здесь и сейчас" решают свою задачу (получить деньги во что бы то ни стало) и зачастую склонны приукрашивать свою платежеспособность.

Следует отметить, что разумный компромисс может быть достигнут на пути комплексного подхода  к оценке рисков, как основания  для принятия решения о кредитовании. Этот подход должен включать в себя:

  • разработку автоматизированных скоринговых методик, которые позволяют делегировать право принятия решения о предоставлении кредита на уровень кредитного инспектора, который оценивает качество заемщика по формальным задокументированным признакам и принимает решение на основании четко сформулированных критериев;
  • мониторинг, сбор и обработку статистических данных о результатах свершившихся "кредитных экспериментов" и корректировку статистической скоринговой модели на уровне подразделения, в компетенцию которого входят вопросы риск - менеджмента;
  • применение процентных ставок, которые вкупе с экономическим капиталом должны покрывать некоторый "пороговый" или акцептуемый уровень потерь, который является предметом для принятия решений на уровне топ - менеджмента; естественно, что данный "порог" является результатом интегрированного управленческого решения, в котором должно быть учтено не только отношение менеджмента к рискам (в координатах "осторожность" и "склонность" к риску), но и условия той рыночной среды, которая окружает кредитора (речь идет о конкурентных рыночных ставках) и которую не учитывать просто нельзя;

поддержание адекватного собственного капитала кредитора, т.е. соблюдение принципа достаточности  уровня так называемого экономического капитала, который является определенным буфером в случае возникновения  каких-либо драматических для кредитора  потерь, превышающих ожидаемый уровень.

 

 

Рис.3.3. Принцип  уровня достаточности

 

Кратко коснемся сущности скорингового подхода при  оценке кредитных рисков.

Скоринг представляет собой статистическую модель, с помощью  которой, на основании анализа состоявшихся ранее кредитных "экспериментов", формируется один или несколько "триггерных" (пороговых) числовых уровней, с помощью которых потенциальные  заемщики делятся на два или несколько  классов (рейтингов).

В самом упрощенном виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных показателей (как качественных, так  и количественных, например, финансовых коэффициентов или их конгломератов, а также доходов заемщика). В  результате получается интегральный показатель (score); чем он выше, тем выше надежность клиента, и кредитор имеет возможность  упорядочить своих клиентов по степени  возрастания кредитоспособности.

Интегральный  показатель для каждого клиента  сравнивается с некоторым числовым порогом. Если интегральный показатель превышает пороговое значение, то принимается положительное решение  о предоставлении кредита. В противном  случае кредитная заявка не удовлетворяется.

Входящие  в оценку показатели, если рассматривать  только кредитование физических лиц, можно  разбить на несколько групп:

  • характеризующие правоспособность и дееспособность клиента (например, его возраст, гражданство, наличие регистрации по месту получения кредита, семейный статус, наличие иждивенцев и т.д., а также отсутствие каких-либо ограничений дееспособности);
  • характеризующие платежеспособность клиента (социальный статус, квалификация, наличие постоянного места работы или другого источника доходов, величина доходов, их регулярность, наличие автомобиля, квартиры, другой недвижимости);
  • характеризующие его этичность в деловых вопросах (наличие положительной кредитной истории, отсутствие судимости и прочее); при достаточной квалификации кредитного инспектора могут применяться также и субъективно-психологические характеристики, полученные в результате так называемого лай-контроля (lie - ложь [англ.]).

Современный отечественный опыт кредитования в  условиях рыночной экономики во многом еще не сложился вследствие небольшого срока развития системы коммерческих банков и, поэтому не может быть в  достаточной степени обобщен. Кроме  того, изучение зарубежного опыта  и использование его в современной  отечественной банковской практике поможет снять многие проблемы наших  банкиров, многие из которых испытывают элементарный недостаток знаний.

Выявлению на ранней стадии кредитов с высокой  степенью риска в портфеле ссуд банка  поможет изучение пяти групп факторов, которые практикуются в американских коммерческих банках:

Данные из истории заемщика:

  • факты недавней финансовой несостоятельности заемщика;
  • расхождения и противоречия в информации о заемщике.

Данные, касающиеся руководства и управления деятельностью  заемщика:

  • заемщик ищет партнера, на чьи связи можно рассчитывать;
  • невысокие моральные качества руководителя;
  • борьба за власть в руководстве, между партнерами - владельцами компании;
  • частые смены в руководстве.

Информация, отражающая производственную деятельность заемщика;

  • круг поставщиков и покупателей у заемщика не диверсифицирован;
  • ослаблен контроль заемщика за своими дебиторами;
  • заемщик работает в отрасли, которая испытывает трудности;
  • упрощенное ведение заемщиком баланса, то есть активы и пассивы не детализируются по статьям.

Информация, относящаяся к организации кредитования:

  • заемщик не представляет четко цели, на которые предоставлен кредит;
  • у заемщика нет четкой программы погашения ссуд;
  • отсутствие резервных источников погашения кредита;
  • кредитная заявка заемщика плохо обоснована;
  • недостаточно обоснованы сроки погашения кредита. Факты отклонения от установленных норм:
  • нарушение в периодичности представления заемщиком отчетных данных о своей хозяйственной деятельности;
  • отклонения от порядка ведения банковских счетов;
  • пересмотр условий кредитования, изменения схемы погашения кредита, просьба о его пролонгации:
  • отклонения в системе учета и контроля заемщика.

Источниками информации в данном случае выступают  финансовая отчетность и собеседование  с потенциальным заемщиком, собственная  характеристика банка на всех вкладчиков и заемщиков, данные инспекции на месте, а так же внешние источники  информации.

Анализ современной  практики кредитования населения показал, что наибольшее распространение  получили следующие виды ссуд:

  • ссуды на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт индивидуального и кооперативного жилья;
  • покупка индивидуального и кооперативного жилья, домов, садовых домиков с участками;
  • кредиты на неотложные нужды.

Квалифицированный и своевременный анализ качества кредита позволит принять взвешенное решение о целесообразности его  выдачи, а затем проводить продуманную  политику в отношении данного  заемщика, правильно определить необходимость  и размер отчислений в фонд резервов на покрытие кредитных рисков. Важным направлением анализа ссуды заемщика является оценка его кредитоспособности.

Для анализа  кредитоспособности потенциальных  индивидуальных клиентов используют большое  количество источников информации: сам  претендент, проект, финансовая отчетность, конкуренты.

В настоящее  время в нашей стране определенная практика оценка кредитоспособности клиента  существует, но в основном она носит  документальный характер. Оценка кредитоспособности клиента проводится в кредитном  отделе банка на основе информации, характеризующей способность клиента  получать доход, достаточный для  своевременного погашения ссуды, наличие  у заемщика имущества, которое при  необходимости может служить  обеспечением выданной ссуды, знать  состояние и тенденции изменения  внешней среды, в рамках которой  функционирует банк-кредитор и его  заемщик.

Для выяснения  кредитоспособности заемщика кредитный  работник анализирует доходы и расходы  клиента. Доходы, как правило, определяются по трем направлениям: доходы от заработной платы, от сбережений и капитальных  вложений и прочие доходы.

Каждый российский коммерческий банк в рамках своей  кредитной политики должен разработать  собственную методику анализа кредитоспособности индивидуальных клиентов и по мере изменения условий функционирования, рыночной конъюнктуры и приоритетов  кредитной политики вносить в  методику необходимые коррективы.

3.3 Эффективность управления ликвидностью и платежеспособностью банка

Для обеспечения  устойчивости банковской системы Центральный  банк РФ устанавливает ряд экономических  нормативов, т.е. определённых коэффициентов  с заданным уровнем.

Посредством экономических нормативов регулируется абсолютный и относительный уровень  собственного капитала кредитной организации, ликвидность баланса, диверсификация активных и пассивных операций кредитной  организации, создание каждой кредитной  организацией централизованных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банковской системы в целом.

Для соблюдения указанных экономических нормативов в кредитных организациях создаётся  система анализа и контроля.

Анализ экономических  нормативов осуществляется по следующим  направлениям: сравнение фактических значений показателя с нормативными; анализ динамики изменения показателя; выявление факторов, оказавших влияние на показатели. На первом этапе анализа составляют таблицу, характеризующую фактический уровень экономических нормативов в сопоставлении с его предельным значением. На втором этапе проверяется соответствие каждого показателя его нормативному уровню. Далее рассматривают показатели в динамике, чтобы убедиться в устойчивости или случайности ситуации. Основными показателями, регулируемыми Инструкцией 110-И ЦБРФ являются: норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (H1), норматив мгновенной ликвидности банка (Н2), норматив текущей ликвидности банка (Н3), норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4), норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6), норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7), норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (H10.1), норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц (H12). Все эти нормативы определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и видов активов и пассивов, других факторов. Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше года, к собственным средствам банка и обязательствам с оставшимся сроком до даты погашения свыше года, скорректированным на величину минимального совокупного остатка средств по счетам со сроком исполнения обязательств до 365 календарных дней и счетам до востребования физических и юридических лиц.

Информация о работе Управление привлеченными средствами банка на примере Филиала ОАО «Уралсиб» в г. Омск