Управление привлеченными средствами банка на примере Филиала ОАО «Уралсиб» в г. Омск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 02:04, дипломная работа

Описание работы

Постановка эффективной системы управления активами и пассивами банка актуальна как в периоды кризисов, так и экономического подъема. Сужение ресурсной базы и удорожание стоимости ресурсов, повышение уровня кредитных и рыночных рисков в период рецессии, расширение операционной деятельности и снижение процентной маржи во время подъема – все эти факторы влияют на риск ликвидности, процентный риск и доходность операций банка, и, в конечном счете, на финансовую устойчивость банка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАССИВНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ БАНКА
1.1 Роль пассивных операций в деятельности банка
1.2 Банковский вклад основной источник финансирования деятельности банка
1.3 Банковское управление ликвидностью и платежеспособностью
2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА
2.1 Общая характеристика Банка « Уралсиб»
2.2 Основные финансовые показатели деятельности банка
2.3 Основные вкладные операции банка Уралсиб
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ БАНКОВСКИМИ ОПЕРАЦИЯМИ
3.1 Управление пассивами банка
3.2 Управление активами банка
3.3 Эффективность управления ликвидностью и платежеспособностью банка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА.docx

— 275.44 Кб (Скачать файл)

Данные операции в своей совокупности образуют то, что называется банком. Юридически банк — это такое предприятие, которое осуществляет все три  рассмотренные операции одновременно. Если какую-либо одну из трех чисто  банковских операций та или иная организация  не выполняет, то она по закону не может  считаться банком, а переходит  в разряд других финансовых институтов (в законе "О банках и банковской деятельности" они получили название "других кредитных учреждений").

К разряду  традиционных банковских операций можно  отнести и кассовые операции. В  современном законодательстве они  не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, однако по своему назначению они отражают суть банковской деятельности. Трудно себе представить, что банк занимаясь  депозитами, осуществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций.

Промежуточное положение между традиционными  и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав входят валютные операции, операции с  ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и  не выполнять. В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том  числе: посреднические услуги, услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т. п.), предоставление гарантий и поручительств, доверительные  операции (включая консультации и  помощь в управлении собственностью по поручению клиента), бухгалтерская  помощь предприятиям, представление  клиентских интересов в судебных органах, услуги по предоставлению сейфов, туристские услуги и др. Банкам запрещено  заниматься производственной и торговой деятельностью, а также страхованием.

В соответствии с рассмотренной классификацией и в зависимости от субъектов  получения услуги предоставляются  как юридическим, так и физическим лицам. Практически набор услуг  тем и другим лицам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым может оказаться только их объем. В сводном перечне услуг  российских коммерческих банков услуги, предоставляемые населению, занимают пока незначительный удельный вес, им еще предстоит увеличить количество видов операций для физических лиц (в том числе по совершению платежей, кредитованию производственных и потребительских  нужд, приему вкладов и др.).

Поскольку банки  аккумулируют (собирают) свободные  денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся  хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме  как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных  операций банки формируют свои ресурсы (например, за счет депозитов, продажи  сертификатов, кредитов, полученных у  других банков, и т. п.). Осуществляя  активные операции, банки размещают  привлеченные и собственные ресурсы  на нужды различных хозяйственных  организаций и населения.

ликвидность платежеспособность коммерческий кредитный

1.2 Банковский  вклад основной источник финансирования  деятельности банка

 

На практике и в нормативных актах ЦБ РФ договор банковского вклада нередко  называется депозитным договором. Например, в Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, № 61, утвержденных Банком России 18 июня 1997 г., все вклады граждан названы  депозитами.

Термин «депозит»  происходит от латинского слова «depositum», что означает «поклажа», «хранение». В современной банковской практике термин «депозит» нередко имеет  более широкое значение, чем просто синоним денежного вклада. Например, в настоящее время депозитные операции иностранных банков охватывают различные по своей правовой природе  сделки переданные клиентом, которые, при отсутствии прямого указания в договоре, остаются собственностью клиента (договор регулярного хранения);

открытый  иррегулярный депозит. Клиент передает банку некоторую сумму денег  или другое взаимозаменяемое имущество, в частности ценные бумаги на предъявителя, а банк обязуется вернуть не переданное имущество, а аналогичное на ту же сумму. Относительно правовой природы  денежного открытого депозита в  швейцарской доктрине имеются разные точки зрения.

В связи с  тем, что одной стороной рассматриваемого договора является вкладчик, действующий  как потребитель, в юридической  литературе обсуждался вопрос о возможности  распространения на данный договор  действия Закона «О защите прав потребителя». В настоящее время судебная практика рассматривает отношения гражданина-вкладчика и банка как отношения между потребителем и исполнителем услуг [1]. Такая практика приобрела устойчивый характер лишь после принятия Пленумом Верховного Суда РФ постановления № 7 от 29 сентября 1994 г. (в ред. от 10 октября 2001 г. №11) «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», в п. 2 которого среди отношений, регулируемых Законом «О защите прав потребителей», были названы отношения, вытекающие из договоров на оказание финансовых услуг. Хотя договор банковского вклада при этом не был прямо упомянут, суды без особых сомнений стали относить его к таким договорам. Эта позиция получила законодательное подтверждение после введения в действие части второй ГК РФ, где в ст. 779 к действиям во исполнение договора банковского вклада законодатель прямо применил термин «услуги». Другим нормативным подтверждением названной квалификации договора банковского вклада является приказ Государственного антимонопольного комитета РФ от 20 мая 1998 г. № 160. Этим актом утверждены Разъяснения «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона от 9 января 1996г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».

Названный орган  исполнительной власти, оценивая правовую природу гражданско-правовых договоров, из которых могут возникать отношения, регулируемые законодательством о  защите прав потребителей, указал на специальную  их направленность как квалифицирующий  признак, состоящую в удовлетворении личных (бытовых) нужд граждан, не связанных  с извлечением прибыли.[2]

Признав, далее, договор банковского вклада относящимся  к сфере регулирования Законом  «О защите прав потребителей», Государственный  антимонопольный комитет РФ отметил, что отношения банка и его  клиентов (вкладчиков) по внесению ими  в банк денежных сумм (вкладов), их возврату и выплате процентов по ним, а  также правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по данному договору регулируются также  специальным законодательством. С  учетом этого к отношениям, вытекающим из договора банковского вклада с  участием гражданина, должны применяться  общие правила Закона «О защите прав потребителей» о праве граждан  на предоставление информации, о возмещении морального вреда, об альтернативной подсудности  и освобождении от уплаты государственной  пошлины.[2]

Поскольку договор  банковского вклада с гражданином  является публичным (ст. 426 ГК РФ), банк обязан принимать денежные средства во вклады от всех граждан, которые  к нему обращаются. При этом нужно  принимать во внимание ряд важнейших  условий привлечения денежных средств  во вклады, наличие или отсутствие которых существенно для публично-правовой природы данного договора.

Норма о публичности  действует при следующих условиях:

а) согласно учредительным документам и лицензии банк имеет право на осуществление  сберегательных операций;

б) прием  вклада не приведет к нарушению законодательства и обязательных экономических нормативов, установленных ЦБ РФ;

в) банк не приостановил дальнейший прием вкладов от населения  по причинам экономического или иного  характера;

г) у банка  имеются необходимые производственные и технические возможности для  приема вклада (свободные операционистки, вместительные операционные залы и  т.п.);

д) отсутствуют  другие причины, лишающие банк возможности  принять вклад. [3]

При наличии  перечисленных обстоятельств и  отказе банка принять вклад гражданин  вправе обратиться в суд с иском  о понуждении к заключению договора банковского вклада на условиях, которые  предлагаются другим вкладчикам этого  банка, а также взыскать убытки, вызванные  уклонением банка от заключения договора.

При этом нуждается  в уточнении вопрос о юридической  технике формирования указанного перечня  обстоятельств, освобождающих банк от обязанности заключить договор.2 Представляется, что он должен быть закрытым и определяться в специальном банковском законодательстве, поскольку сама возможность ограничивать прием вкладов представляет собой публично-правовой механизм. Далее необходимо иметь в виду, что договор банковского вклада рассматривается как договор присоединения, имеющий публичный характер, поскольку его условия в соответствии с п. 1 ст. 428 ГК РФ определяются банком в стандартных формах. Эта правовая оценка закреплена в постановлении Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. № 4-П. Граждане-вкладчики как сторона в договоре лишены возможности влиять на его содержание, что является ограничением свободы договора и как таковое требует соблюдения принципа соразмерности, в силу которой гражданин как экономически слабая сторона в этих правоотношениях нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость в соответствующем правовом ограничении свободы договора и для другой стороны, т.е. для банков.[2]

При этом возможность  отказаться от заключения договора банковского  вклада, внешне свидетельствующая о  признании свободы договора, не может  считаться достаточной для ее реального обеспечения гражданам, тем более когда не гарантировано  должным образом право граждан  на защиту от экономической деятельности банков, направленной на монополизацию  и недобросовестную конкуренцию, не предусмотрены механизмы рыночного  контроля за кредитными организациями, включая предоставление потребителям информации об экономическом положении  банка, и гражданин вынужден соглашаться  на фактически диктуемые ему условия, в том числе на снижение банком в одностороннем порядке процентной ставки по вкладу.

Публичность договора банковского вклада в соответствии со ст. 426 ГК РФ означает, что при заключении договора банк не вправе оказывать  предпочтение одним вкладчикам перед  другими. Однако это правило действует  только для вкладов, привлекаемых на одних и тех же условиях. Следовательно, банк вправе дифференцировать свои процентные ставки в зависимости от вида вклада, срока действия договора, суммы вклада и условий их возврата.2 Пункт 2 ст. 834 ГК РФ признает договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, публичным договором. Отсюда вытекают последствия, предусмотренные ст. 426 ГК РФ.

Во-первых, банк не вправе отказать гражданину в приеме вклада при следующих условиях:

а) согласно учредительным документам и лицензии банк имеет право на осуществление  сберегательных операций;

б) прием  вклада не приведет к нарушению законодательства и обязательных экономических нормативов, установленных Банком России;

в) банк не приостановил дальнейший прием вкладов от населения  по причинам экономического или иного  характера;

Однако это  правило действует только для  вкладов, переданных банку на одних  и тех же условиях. Банк может  дифференцировать свои процентные ставки в зависимости от срока действия договоров, суммы вкладов и условий  их возврата.[1]

Договор банковского  вклада, заключенный с юридическим  лицом, публичным не является, поэтому  ограничения, предусмотренные ст. 426 ГК РФ, не применяются. В зависимости от установленного договором порядка возврата вкладов (депозитов) они подразделяются на два вида: вклады до востребования и срочные. Статья 837 ГК РФ рассматривает в качестве самостоятельного вида вклады, внесенные на иных условиях их возврата. Однако банковская практика традиционно относит их к срочным вкладам. В этом смысле под срочными следует понимать любые вклады, по условиям которых клиент не может требовать возврата внесенных им средств ранее наступления определенных в договоре обстоятельств. [2]

Прием вклада наряду с заключением договора сопровождается открытием депозитного счета. Поэтому  к отношениям банка и вкладчика  применяются нормы о договоре банковского счета, если иное не предусмотрено  правилами гл. 44 ГК РФ и не вытекает из существа договора банковского вклада. В соответствии с прямым указанием  закона (ст. 834 ГК РФ) юридические лица не вправе перечислять находящиеся  во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам.

В.П. Мозолин  полагает, что только конструкция  договора хранения дает возможность  объяснить, почему вкладчик сохраняет  право собственности на вложенные  в банк средства. Аналогичной точки  зрения придерживается Верховный Суд  РФ. В письме заместителя председателя Верховного Суда РФ, от 6 октября 1998 г. № 1566-5/общ., адресованном в Ассоциацию российских банков, содержится утверждение, что банк не приобретает права собственности на средства вкладчика и что между ними складываются обязательственные правоотношения.). То есть в случае иррегулярного хранения несколько поклажедателей передают на хранение вещи, определяемые родовыми признаками. Поклажедателю возвращается равное или обусловленное договором количество вещей того же рода и качества. В случаях иррегулярного хранения возникает вопрос о том, кому принадлежит право собственности на переданные на хранение вещи. Юридическая литература отвечает на поставленный вопрос по-разному. Одни авторы признают право собственности на переданные на хранение вещи за хранителем[3]. В других случаях право общей долевой собственности признается за всеми поклажедателями, передавшими свои вещи, определяемые родовыми признаками, на хранение одному хранителю[4]. Против последней точки зрения признать хранителя собственником сданного на хранение имущества

Информация о работе Управление привлеченными средствами банка на примере Филиала ОАО «Уралсиб» в г. Омск