Управление трудом и заработной платой на автотранспортном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 11:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - полное раскрытие темы управление трудом и заработной платой на автотранспортном предприятии с использованием информационных технологий.
Методы исследования: аналитический, описательный, индуктивный, дедуктивный, сравнительный.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические вопросы управления трудом и заработной платой на автотранспортном предприятии

Содержание работы

Введение
. Теоретические основы управления трудом и заработной платой на автотранспортном предприятии
1.1 Понятие производительности труда и заработной платы как экономической категории
1.2 Сущность и особенности учета труда и его оплаты на автотранспортном предприятии
.3 Методика анализа производительности труда и фонда заработной платы для автотранспортного предприятия
2. Исследование управления трудом и заработной платой на примере РДАУП «АТУП-16» г. Житковичи
2.1 Организационно-экономическая и информационная характеристика автотранспортного предприятия
.2 Общая характеристика информационных технологий используемых на предприятии
.3 Организация управления трудом и заработной платой на транспортном предприятии
.4 Анализ фонда заработной платы и производительности труда автотранспортного предприятия
3. Совершенствование управления трудом и заработной платой на предприятии на основе использования информационных технологий на примере РДАУП «АТУП-16» г. Житковичи
3.1 Внедрение комплекса аппаратно-программного мониторинга автотранспортных средств на предприятии
.2 Создание сайта визитки рганизации
.3 Пути повышения производительности и эффективности оплаты труда работников автотранспортного предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

bibliofond.ru_600845.rtf

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Таким образом, основная производственная деятельность на автотранспорте заключается в предоставлении необходимых объемов качественных услуг, достижении технико-эксплуатационных показателей и экономических результатов. Необходимая информация для управления транспортным процессом и контроля за расходованием материальных и трудовых ресурсов формируется в системе бухгалтерского учета. Для характеристики объектов производства и их информационного отражения используются соответствующие им объекты учетного наблюдения.

Определение объектов учета обусловлено производственной и организационно-технологической спецификой деятельности транспортных организаций. Они устанавливаются в соответствии с содержанием изучаемых процессов и конкретными управленческими задачами. Следовательно, в системе счетов бухгалтерского учета процесс производственной деятельности автотранспортных организаций отражается системой учетных единиц, которые выступают измерителями хозяйственных операций.

При изучении автомобильных перевозок объектами учета выступают отдельное транспортное средство, их группы по маркам и видам, виды перевозок в разрезе видов грузов, маршрутов, клиентов.

Единицами измерения транспортных услуг для грузовых перевозок являются тонны перевезенного груза, а для пассажирских перевозок - пассажирооборот. При невозможности учета объема выполненных работ в количественных измерителях используется время нахождения автомобилей в работе. Транспортный процесс осуществляется подвижным составом, работа которого должна быть учтена с использованием следующих экономико-технологических показателей: списочная численность автомобилей, календарные дни их нахождения в организации, дни нахождения в эксплуатации, продолжительность работы подвижного состава на линии, время простоя под погрузкой и разгрузкой, расстояние перевозки грузов, общий пробег, пробег с грузом, количество ездок, объем работы автомобилей в тоннах и тонно-километрах. Производственная база автотранспортных организаций представлена подвижным составом (автомобили, прицепы, автобусы, троллейбусы, трамваи, электропоезда), который обеспечивает автомобильные перевозки. Объем перевозок зависит от количества единиц подвижного состава и его качественных характеристик. Объем транспортных услуг определяется по каждой модели автотранспортных средств отдельно, поэтому и в бухгалтерском учете должны найти отражение объемы услуг подвижного состава в таком же разрезе. Транспортное автомобильное сообщение (грузовое и пассажирское) классифицируется в зависимости от класса дальности и режима движения подвижного состава. В зависимости от дальности транспортные сообщения можно разделить на следующие виды:

- городское и пригородное сообщения (до 50 км от границы города);

- междугородное сообщение;

- международное сообщение.

В соответствии с режимом движения подвижного состава пассажирские транспортные сообщения бывают:

постановочными, где пассажирообмен осуществляется на всех остановочных пунктах маршрута;

с остановкой по требованию пассажиров;

- скоростными (остановка в определенных пунктах остановок маршрута);

полуэкспрессными (сборный или развозочный маршрут);

экспрессными (без промежуточных остановок).

Для грузовых перевозок характерно многообразие условий их осуществления, поэтому они также классифицируются по ряду признаков:

- по виду перевозимых грузов - перевозки промышленных, строительных, сельскохозяйственных, потребительских, прочих грузов;

по дальности сообщения - городские, пригородные, междугородные, международные;

- по режиму движения - перевозки прямого сообщения, терминальные (с заездом на склады, терминалы), смешанного типа.

На организацию перевозок грузовым автотранспортом существенно влияет тип груза. Для транспортировки конкретных грузов необходимо наличие соответствующего подвижного состава, погрузочно-разгрузочных машин и механизмов.

С целью обеспечения транспортных перевозок подвижным составом и необходимыми погрузочно-разгрузочными механизмами перевозимые грузы классифицируются по признакам:

- по степени опасности - малоопасные, опасные по размерам, опасные по содержанию (пылящие, горячие и т.д.);

по режиму хранения - обычные и скоропортящиеся грузы;

по требуемым условиям перевозки - антисанитарные грузы и животные (птица).

В процессе перевозки грузов возникают неизбежные потери, естественная убыль, на которую разрабатываются и утверждаются нормы. Нормы естественной убыли зависят от вида перевозимых грузов, времени года, способа и дальности перевозки и других условий. Они соответствуют максимальным (предельным) размерам потерь, за которые транспортная организация (перевозчик) не несет ответственности.

Рассмотренные технико-эксплуатационные особенности транспортных перевозок и условия их осуществления определяют отличительные особенности организации и методики бухгалтерского учета в транспортных организациях. Вместе с тем учетный процесс в них организуется в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета, рекомендованным для субъектов хозяйствования всех отраслей, и утвержденными нормативными положениями по бухгалтерскому учету и отчетности.

Рациональная организация труда и заработной платы организации должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы, формирование мотивов и стимулов к труду, повышения его качества и производительности. Расходы на оплату труда составляют значительную часть себестоимости транспортных услуг и сопутствующих работ. Поэтому нормы труда и уровень его оплаты следует устанавливать с учетом не только необходимости воспроизводства рабочей силы, но и конкурентоспособности транспортной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

В Республике Беларусь трудовые и связанные с ними отношения регулируются Конституцией, Трудовым кодексом и другими актами трудового законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными нормативными актами, принятыми в соответствии с законодательством. [3, с. 114-116]

Заработная плата является одним из элементов себестоимости продукции, работ, услуг. Организациям предоставлены значительные права в выборе форм оплаты труда, ее размеров, установлении режима работы. Автотранспортные организации, используя наемный труд, начисляют своим работникам заработную плату, поощрительные выплаты, доплаты и т.д.

Заработная плата - совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или/и натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст.57 Трудового кодекса Республики Беларусь). Она делится на основную, начисляемую за фактически отработанное время, и заработную плату за неотработанное время, но подлежащее оплате в соответствии с законодательством. [4, с. 231]

Грузовые и транспортные перевозки в транспортных организациях осуществляются водителями, в соответствующих случаях являющимися представителями автомобильного перевозчика. При приеме на работу с ними заключается трудовой договор - соглашение между работником и нанимателем, определяющее права и обязанности как работника, так и нанимателя.

Прием на работу осуществляется при условии:

наличия у физического лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории;

- наличия документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования;

соответствия его квалификации, опыта работы требованиям правил организации безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом.

Учитывается и возраст работника. Так, к перевозкам опасных грузов допускаются лица, не моложе 21 года, прошедшие специальную подготовку и имеющие свидетельство установленного образца.

Важное значение при приеме на работу имеет стаж работы в качестве водителя, что подтверждается записями в трудовой книжке, а также длительность управления автомобилем.

Трудовой договор между нанимателем и работником заключается только в письменной форме на: неопределенный срок, срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), время выполнения определенной работы, время исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, время выполнения сезонных работ и т.п. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, договор считается заключенным на неопределенный срок. Трудовой договор составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) о приеме на работу, изданным на основании заключенного трудового договора. С приказом работник должен быть ознакомлен под роспись. Трудовой договор может быть заключен на определенный срок либо на неопределенный срок. Договоры, заключаемые на определенный срок, называется срочными.

Перевод на другую работу оформляется приказом (распоряжением) о переводе на другую работу. При прекращении трудового договора издается приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора.

Задачи учета заработной платы на автомобильном транспорте:

- точное определение затрат на оплату труда и полное включение их в себестоимость продукции;

правильное и своевременное начисление заработной платы;

точное распределение сумм начисленной заработной платы по направлениям затрат;

соблюдение нормативно-законодательной базы по вопросам начисления и выдачи заработной платы, осуществления удержаний из нее;

разграничение выплат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и выплат, возмещаемых за счет других источников;

- в своевременность и точность отражения в учетных регистрах расчетов с персоналом по оплате труда;

контроль за соблюдением трудовой дисциплины. [5, с. 56-57]

По мере развития общества увеличение объемов производства и национального дохода все больше зависит от эффективности труда. Мера эффективности труда людей в процессе производства получила название производительности труда. Иными словами, под производительностью труда понимается его результативность, или способность человека производить за единицу рабочего времени определенный объем продукции или услуг.

Производительность труда измеряется выработкой - количеством продукции; произведенной в единицу времени, и трудоемкостью - количеством времени, затрачиваемого на единицу продукции. В первом случае рост производительности труда определяется увеличением количества продукции в единицу времени, во втором - уменьшением затрат рабочего времени на изготовление каждого изделия. Различают производительность индивидуального, коллективного и общественного труда. [6, с. 132-133]

Производительность индивидуального труда характеризуется затратами живого труда на производство единицы продукции (трудозатраты на осуществление погрузочно-разгрузочной операции, ремонт узла и т. д.) или выполнение заданного объема работ.

Производительность коллективного труда характеризует эффективность производственной деятельности людей в трудовых коллективах - предприятии, бригаде. При производстве однородной продукции она может определяться затратами живого труда и выражаться в натуральных единицах, а при изготовлении разнородной продукции - затратами живого и овеществленного труда. При этом производительность труда основывается на учете полных затрат рабочего времени на производство конкретной продукции, то есть как затрат живого труда работников, производящих данный продукт, так и затрат прошлого труда, овеществленного в сырье, топливе, материалах, использованных при выполнении данной работы.

Производительность общественного труда является одним из важных критериев эффективности экономики и исчисляется как отношение произведенного национального дохода к численности работников, занятых в отраслях материального производства.

Применительно к транспортным операциям общие затраты живого труда определяются суммой затрат рабочего времени каждого из работников, участвующих в перевозках, погрузочно-разгрузочных операциях и складировании. Прошлый овеществленный труд заключен в транспортных средствах, топливе и материалах, которые используются на всех этапах перемещения грузов и пассажиров.

На высокой ступени технического прогресса, когда в суммарных затратах преобладает прошлый овеществленный труд, экономия живого труда уже не может выступать решающим условием экономического роста. Критерий экономической эффективности общественного производства применительно к транспорту состоит в том, что чем меньше количество труда, овеществленного и живого, которое требуется для перевозки товара на данное расстояние, тем выше производительная сила труда, и наоборот.

Точность измерения производительности труда влияет на экономическую обоснованность плана по труду, степень использования резервов. Без показателя производительности труда невозможно установить плановую численность работников производственного коллектива и плановый фонд заработной платы, оценить эффективность затрат живого труда, эффективность использования трудовых ресурсов. [7, с. 102-103]

 

1.2 Сущность и особенности учета труда и его оплаты на автотранспортном предприятии

 

Трудовые отношения работников автомобильного транспорта регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами.

Информация о работе Управление трудом и заработной платой на автотранспортном предприятии