Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 11:12, курсовая работа
Цель работы - полное раскрытие темы управление трудом и заработной платой на автотранспортном предприятии с использованием информационных технологий.
Методы исследования: аналитический, описательный, индуктивный, дедуктивный, сравнительный.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические вопросы управления трудом и заработной платой на автотранспортном предприятии
Введение
. Теоретические основы управления трудом и заработной платой на автотранспортном предприятии
1.1 Понятие производительности труда и заработной платы как экономической категории
1.2 Сущность и особенности учета труда и его оплаты на автотранспортном предприятии
.3 Методика анализа производительности труда и фонда заработной платы для автотранспортного предприятия
2. Исследование управления трудом и заработной платой на примере РДАУП «АТУП-16» г. Житковичи
2.1 Организационно-экономическая и информационная характеристика автотранспортного предприятия
.2 Общая характеристика информационных технологий используемых на предприятии
.3 Организация управления трудом и заработной платой на транспортном предприятии
.4 Анализ фонда заработной платы и производительности труда автотранспортного предприятия
3. Совершенствование управления трудом и заработной платой на предприятии на основе использования информационных технологий на примере РДАУП «АТУП-16» г. Житковичи
3.1 Внедрение комплекса аппаратно-программного мониторинга автотранспортных средств на предприятии
.2 Создание сайта визитки рганизации
.3 Пути повышения производительности и эффективности оплаты труда работников автотранспортного предприятия
Заключение
Список использованных источников
Формы, системы и размеры заработной платы работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. Основной формой оплаты труда является выплата заработной платы в денежной форме. В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме (например, в натуральной), не может превышать 20 % общей суммы начисленной заработной платы.
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, степени сложности и интенсивности выполняемой работы, особенностей производственного процесса и максимальным размером не ограничивается. В то же время на законодательном уровне гарантируется минимальный размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.
Наиболее удобной для оплаты труда рабочих является сдельная форма; для руководителей, специалистов и других служащих - повременная форма оплаты труда.
При сдельной форме оплаты труда заработная плата работнику выплачивается за фактически выполненную работу или количество единиц изготовленной продукции на основании установленных твердых сдельных расценок. Она применяется в тех случаях, когда есть реальная возможность фиксировать количественные показатели результата труда и нормировать его путем установления норм труда.
Различают прямую сдельную, сдельно-прогрессивную и сдельно-премиальную системы оплаты труда.
При прямой сдельной системе оплаты труда заработок работнику устанавливается по заранее установленной расцепке за каждую единицу произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) соответствующего качества.
При сдельно-прогрессивной системе оплаты труда заработная плата работника в пределах установленной нормы начисляется по основным сдельным расценкам, а сверх нормы - по повышенным сдельным расценкам.
При сдельно-премиальной системе оплаты труда заработная плата работника складывается из заработка по основным сдельным расценкам, начисленного за фактическую выработку, и премии за перевыполнение установленных норм выработки, качество работы и другие показатели.
При повременной форме оплаты труда заработная плата работника рассчитывается исходя из количества фактически отработанного времени и тарифной ставки (оклада) и не зависит от объема выполненных работ. Для учета количества отработанного времени и начисления заработной платы используются данные табельного учета. При данной форме оплаты труда заработная плата работника зависит от его квалификации и количества отработанного времени. Она обычно применяется в тех случаях, когда труд работника невозможно нормировать или выполняемые работы не поддаются обоснованному учету. Как правило, она устанавливается для оплаты труда руководителей, специалистов и других служащих, а также рабочих тех производственных участков, где выработка не зависит от рабочего, а определяется самим технологическим процессом и где невозможно или экономически нецелесообразно устанавливать конкретные нормы выработки.
Повременная форма оплаты труда делится на простую повременную и повременно-премиальную. При простой повременной системе оплаты труда заработок работнику начисляется но установленной ему тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.
При повременно-премиальной системе оплаты труда заработок работнику определяется исходя из установленной ему тарифной ставки или оклада за фактически отработанное время и премии согласно положению, действующему в организации. В автомобильном транспорте она применяется главным образом для водителей, работающих на грузовых автомобилях.
Независимо от системы оплаты труда, работники автомобильного транспорта имеют право на специальные доплаты и надбавки к основному заработку за классность, работу в отдаленных местностях, в ночное и сверхурочное время, в праздничные дни, совмещение профессий, руководство бригадой и др.
Труд работников оплачивается по тарифной системе, базирующейся на тарифно-квалификационных справочниках, тарифных сетках, тарифных ставках и разрядах. Тарифная система позволяет отменить и сопоставить как качество, так и условия труда.
Тарифная ставка (оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени. Тарифные ставки 1-го разряда являются основным элементом тарифной системы оплаты труда, определяют минимальную оплату в единицу времени и делятся на часовые и дневные. Тарифные ставки и оклады устанавливаются исходя из тарифной ставки 1-го разряда и соответствующего тарифного коэффициента.
Тарифный коэффициент, присваиваемый каждому разряду, показывает, во сколько раз уровень оплаты груда работ, отнесенных к данному разряду, превышает уровень оплаты простейших работ, отнесенных к 1-му разряду.
Тарифный разряд - это величина, отражающая сложность труда и квалификацию работника. Уровень его профессиональной подготовки отражает квалификационный разряд.
Тарифная сетка - это совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Единая тарифная сетка (ETC) содержит 27 разрядов, для коммерческих организаций - 23 разряда. Поскольку тарифная сетка не учитывает характера и условий труда, для различных условий работы применяются дифференцированные тарифные сетки: для рабочих, занятых на работах с вредными условиями труда, с нормальными условиями труда. Существуют тарифные сетки для рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков. Тарификация работ и присвоение квалификационных разрядов рабочим осуществляются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником для рабочих автотранспортных организаций. Специфика работы автотранспортных организаций, связанная с перевозочным процессом, оказывает влияние на организацию оплаты труда водителей автомобилей, в том числе и на порядок определения тарифных ставок (окладов). [8, с.212-215]
В соответствии с трудовым законодательством оплата труда работников производится на основе часовых и/или месячных тарифных ставок (окладов), которые определяются в коллективном договоре. В связи с тем, что водители автомобилей не тарифицируются по разрядам Единой тарифной сетки работников, их месячные тарифные ставки (оклады) определяются умножением кратных размеров на тарифную ставку 1-го разряда, установленную в коммерческой организации.
Кратные размеры тарифной ставки 1-го разряда установлены для водителей:
- грузовых автомобилей - в зависимости от грузоподъемности автомобиля в тоннах и типа грузового транспортного средства (бортовые автомобили и автомобили-фургоны общего назначения; специализированные и специальные автомобили - самосвалы, рефрижераторы и др.), указанных заводом-изготовителем в техническом паспорте автомобиля;
автобусов - в зависимости от габаритной длины автобуса в метрах;
легковых автомобилей - в зависимости от рабочего объема двигателя в литрах.
Определение кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда для оплаты труда водителей грузовых автомобилей имеет некоторые особенности, связанные с тем, что эти размеры устанавливаются исходя из параметров и назначения грузового автомобиля, указанных заводом-изготовителем в техническом паспорте автомобиля.
Определение кратных размеров тарифной ставки 1-го разряда производится для оплаты труда водителей, управляющих:
- бортовыми автомобилями и автомобилями-самосвалами - в зависимости от их грузоподъемности (при работе этих автомобилей с прицепами грузоподъемность прицепов не учитывается);
- автомобилями-тягачами - в зависимости от грузоподъемности буксируемого прицепа или полуприцепа (при работе со вторым прицепом или полуприцепом их грузоподъемность не учитывается);
- специализированными и специальными автомобилями (цистерны, фургоны, рефрижераторы и др.) - в зависимости от грузоподъемности базового автомобиля, на шасси которого смонтированы специальные установки и оборудование (при работе этих автомобилей с прицепами грузоподъемность прицепов не учитывается);
автомобилями-рефрижераторами - в зависимости от грузоподъемности базового автомобиля с учетом веса холодильной установки;
автомобилями, имеющими различную грузоподъемность для разных групп автомобильных дорог, - в зависимости от грузоподъемности.
Автокраны и автопогрузчики относятся к специальным автомобилям, а наименование профессий рабочих, занятых их управлением, зависит от выполняемой работы.
Тарифные ставки водителей автомобилей повышаются:
- на автомобилях-самосвалах БелАЗ-518, автомобилях-рефрижераторах при перевозке скоропортящихся грузов и на автокранах - на один пункт выше с учетом грузоподъемности (в тоннах);
на автомобилях с прицепами (для водителей с повременной оплатой труда) за дни их фактической работы с прицепами - до 20 %;
на автомобилях, работающих в карьерах, на подземных работах, - до 20 %.
Тарифные ставки водителей, занятых на работах по перегону автомобилей внутри организации, устанавливаются в размере, предусмотренном для водителей, работающих на автомобилях основного для данной организации типа (класса) или назначения.
Для определения месячной тарифной ставки водителей грузовые автомобили разделены на три группы:
I - бортовые автомобили и автомобили-фургоны общего назначения;
П - специализированные и специальные автомобили (самосвалы, цистерны, фургоны);
III - автомобили ассенизационные, по перевозке цемента, ядохимикатов и др.
Автомобили, которые используются не как транспортные средства (автокраны, автопогрузчики, а также все специальные автомобили, на шасси которых смонтированы компрессорные и другие установки), относятся ко II группе автомобилей. Автомобили, которые по технической характеристике (паспорту) одновременно относятся к разным группам, причисляются к высшей.
Внутри каждой группы кратный размер тарифной ставки 1-го разряда устанавливается в зависимости от грузоподъемности автомобиля. [9, с. 142]
Состав фонда заработной платы определен Инструкцией по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 17.09.2001 г. № 80. В соответствии с ней в фонд заработной платы входят все расходы организации на заработную плату в денежной и натуральной формах, независимо от источника выплат:
- заработная плата за выполненную работу и отработанное время - по тарифным ставкам и окладам, по сдельным расценкам, в процентах от выручки, суммы индексации заработной платы в связи с повышением цен на тарифы и услуги, за работы по договорам гражданско-правового характера, включая договоры подряда, и др.;
выплаты стимулирующего характера - надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, классность, почетное звание, высокие достижения в труде, вознаграждения за выслугу лет и стаж работы, премии и вознаграждения за производственные результаты, включая премии за экономию конкретных видов материально-производственных ресурсов;
- выплаты компенсирующего характера - доплаты за условия труда, за работу в зонах радиоактивного загрязнения, за работу в ночное время, в многосменном режиме, в выходные и праздничные дни, в сверхурочное время и др.;
- оплата за неотработанное время - оплата трудовых и социальных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск, оплата дополнительно предоставляемых по коллективным договорам отпусков сверх предусмотренных законодательством, заработная плата, сохраняемая по месту основной работы за работниками, привлекаемыми на сельскохозяйственные и другие работы, и др.;
- денежные компенсации - на удорожание стоимости питания, компенсации работникам отдельных отраслей квартплаты, коммунальных услуг и др.;
заработная плата в натуральной форме - стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты, стоимость выдаваемых бесплатно предметов (включал форменную одежду, обмундирование), остающихся в личном постоянном пользовании, или сумма льгот в связи с их продажей по сниженным ценам, стоимость подарков работникам к юбилейным датам, праздникам, оплата путевок работникам за счет средств нанимателя и др.
В состав фонда заработной платы не включаются: выходное пособие, выплачиваемое работникам в случае прекращения трудового договора (контракта); пособия и выплаты из фонда социальной защиты населения; доплаты к пенсиям, единовременная помощь работникам, уходящим на пенсию; компенсации в связи с переездом на работу в другую местность; спортивного инвентаря иди плата за их прокат; компенсация удорожания стоимости питания детей в дошкольных учреждениях и т.д.
В организации должен осуществляться строгий контроль за использованием фонда заработной платы и выплатами, не включаемыми в него. Это связано с тем, что большая часть фонда заработной платы включается в себестоимость продукции, работ, услуг и влияет на размер прибыли организации. Кроме того, фонд заработной платы является базой для исчисления взносов в ФСЗН, налогов в бюджет и отчислений в Белгосстрах. Источники возмещения расходов на оплату труда различные - себестоимость продукции, работ, услуг, прибыль организации, целевое финансирование, средства ФСЗН и др. Поэтому важно правильно разграничить расходы на оплату труда, начисление премий и пособий между источниками их возмещения, руководствуясь соответствующими нормативными документами. [10, с. 122-126]
При повременной оплате труда заработная плата работников исчисляется на основании учета отработанного времени, тарифной ставки и разряда, присвоенного работнику. При оплате труда по сдельным расценкам необходимо знать выработку каждого работника и отработанное время.
Информация о работе Управление трудом и заработной платой на автотранспортном предприятии