Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 11:12, курсовая работа
Цель работы - полное раскрытие темы управление трудом и заработной платой на автотранспортном предприятии с использованием информационных технологий.
Методы исследования: аналитический, описательный, индуктивный, дедуктивный, сравнительный.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические вопросы управления трудом и заработной платой на автотранспортном предприятии
Введение
. Теоретические основы управления трудом и заработной платой на автотранспортном предприятии
1.1 Понятие производительности труда и заработной платы как экономической категории
1.2 Сущность и особенности учета труда и его оплаты на автотранспортном предприятии
.3 Методика анализа производительности труда и фонда заработной платы для автотранспортного предприятия
2. Исследование управления трудом и заработной платой на примере РДАУП «АТУП-16» г. Житковичи
2.1 Организационно-экономическая и информационная характеристика автотранспортного предприятия
.2 Общая характеристика информационных технологий используемых на предприятии
.3 Организация управления трудом и заработной платой на транспортном предприятии
.4 Анализ фонда заработной платы и производительности труда автотранспортного предприятия
3. Совершенствование управления трудом и заработной платой на предприятии на основе использования информационных технологий на примере РДАУП «АТУП-16» г. Житковичи
3.1 Внедрение комплекса аппаратно-программного мониторинга автотранспортных средств на предприятии
.2 Создание сайта визитки рганизации
.3 Пути повышения производительности и эффективности оплаты труда работников автотранспортного предприятия
Заключение
Список использованных источников
При работе водителей на изношенном подвижном составе к сдельным расценкам и тарифным ставкам применяется повышающий коэффициент в размере до 1,5, который дифференцируется предприятием в зависимости от марки подвижного состава и срока, эксплуатации.
При совмещении водителями обязанностей грузчика за эту работу им оплачивается дополнительно по сдельным расценкам, установленным для грузчиков. Конкретный размер доплат устанавливается в организации Положением об оплате труда.
На основании коллективного договора, соглашения и трудового договора автотранспортные организации могут устанавливать дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.
Доплаты:
- за ненормированный рабочий день водителям автомобилей - до 25% их тарифной ставки за отработанное время;
за работу в ночное время - в размере 0,53% тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации, за каждый час работы в ночное время (с 10 часов вечера до 6 часов утра);
- за многосменный режим работы - повышенную по сравнению с обычной оплату в вечернюю смену не менее чем на 20%, в ночную смену - не менее чем на 40 % часовой тарифной ставки (должностного оклада) работника за каждый час работы в указанных сменах;
- бригадирам из числа рабочих, не освобожденным от основной работы, за руководство бригадой - до 25 % тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации, в зависимости от численности бригады;
за работу с неблагоприятными условиями труда - размере 0,1-0,31% месячной тарифной ставки 1-го разряда, действующей в организации, за каждый час работы в этих условиях с учетом степени тяжести и вредности труда;
- за сложность и напряженность труда - до 50% должностного оклада (ставки), а на приоритетных направлениях деятельности (автобусные и международные автомобильные перевозки) - до 75 % и др.
Размеры доплат дифференцируются в зависимости от объема, характера и сложности выполняемых работ, от личного вклада работника в повышение эффективности проводимых мероприятий, выполняемых работ (услуг).
Общая сумма средств, направляемых на выплату надбавок, выплачиваемых руководителям, специалистам и служащим и включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), не должна превышать 30 % суммы должностных, окладов этих категорий работников. Остальная сумма относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Надбавки:
- за высокое профессиональное мастерство;
за классность;
- за высокие достижения в труде;
- за выполнение особо важной работы на срок ее проведения и др.
Водителям автобусов, грузовых и легковых автомобилей выплачивается ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах: водителям 2-го класса - 10 %, 1-го класса - 25 % установленной им тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное в качестве водителя автомобиля время. Условия и размеры надбавки за классность водителям автомобилей устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.
Вопрос о присвоении класса водителю автомобиля рассматривается квалификационной комиссией организации на основании его заявления и ходатайства руководителя подразделения.
В соответствии с квалификационными характеристиками водителей автомобилей, квалификацию 3-го класса может иметь водитель автомобиля, управляющий одиночными легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к одной или обеим категориям механических транспортных средств - В или С.
Второй класс может быть присвоен водителю, получавшему водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления легковыми и грузовыми автомобилями всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств В и Е или С и Е, или управления автобусами, отнесенными к категории транспортных средств D или D и Е. При этом непрерывный стаж работы в качестве водителя автомобиля 3-го класса должен быть не менее двух лет.
Первый класс присваивается водителю, получившему водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления легковыми, грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств В, С, D, Е.
Помимо требований, предусмотренных квалификационными характеристиками, для присвоения 2-го и 1-го класса водители автомобилей должны систематически выполнять задания, графики перевозок и расписания движения, не иметь перерасхода топлива выше установленных норм, соблюдать трудовую и производственную дисциплину, за последние три года не иметь нарушений правил дорожного движения, повлекших за собой дорожно-транспортные происшествия или лишение водительских прав, а также нарушений в течение последнего года правил технической эксплуатации, техники безопасности и рабочих инструкций.
Премии, выплачиваемые работникам автотранспорта, имеют различные источники образования.
Премирование в организациях автомобильного транспорта за производственные результаты работы производится в следующих случаях:
- за выполнение установленных заданий по объемам, финансовым и качественным показателям работы;
улучшение использования подвижного состава;
обеспечение качества ремонта и технического обслуживания подвижного состава и др.
Конкретные показатели и условия премирования, а также перечень упущений, за которые премия не выплачивается или снижается ее размер, определяются в Положении о премировании работников, разрабатываемом в автотранспортной организации, и зависят от конкретных условий труда и задач производства.
Премирование по специальным системам производится:
- за экономию автомобильного топлива - до 85 % стоимости сэкономленного автомобильного топлива. За перерасход топлива сверх установленных норм по вине водителей автомобилей с них удерживается 100 % стоимости перерасходованного топлива;
за увеличение пробега новых и восстановленных методом наложения протектора автомобильных шин - до 50 % суммы полученной экономии эксплуатационных расходов;
- за выполнение плана сдачи автомобильных шин, пригодных для восстановления, - до 20 % фактически полученной экономии эксплуатационных расходов;
- за экономию топливно-энергетических ресурсов - до 50% фактически полученной экономии и др.
Основными показателями премирования руководителей, специалистов и служащих могут быть:
- прибыль;
- рост доходов;
- рост производительности труда;
снижение себестоимости продукции (работ, услуг);
объем проведенной транспортной работы;
рентабельность;
отсутствие просроченной задолженности по платежам в бюджет, за энергоресурсы, по заработной плате.
Показатели и условия премирования специалистов и служащих должны быть увязаны с показателями и условиями премирования рабочих и руководителей организации с учетом конкретных производственных задач.
Премии начисляются за фактически отработанное время в отчетном периоде:
- рабочим со сдельной формой оплаты труда - на заработок по сдельным расценкам;
рабочим с повременной формой оплаты труда - на тарифную ставку (оклад);
- руководителям, специалистам и служащим - на должностной оклад. [11, с. 9-15]
1.3 Методика анализа производительности труда и фонда заработной платы для автотранспортного предприятия
Для оценки уровня интенсивности использования персонала применяется система обобщающих, частных и вспомогательных показателей производительности труда. Обобщающие показатели - это среднегодовая, среднедневная и среднечасовая выработка продукции одним рабочим, а также среднегодовая выработка продукции на одного работника в стоимостном выражении. Частные показатели - это затраты времени на производство единицы продукции определенного вида (трудоемкость продукции) или выпуск продукции определенного вида в натуральном выражении за один человеко-день или человеко-час. Вспомогательные показатели - затраты времени на выполнение единицы определенного вида работ или объем выполненных работ за единицу времени. Наиболее обобщающий показатель производительности труда - среднегодовая выработка продукции одним работником. Его величина зависит не только от выработки рабочих; но и от удельного веса последних в общей численности персонала, а также от количества отработанных ими дней и продолжительности рабочего дня.
Среднегодовую выработку продукции одним работником можно представить в виде произведения следующих факторов:
ГВппп = Уд ∙ Д ∙ П ∙ ЧВ, (1.3)
Изменение среднегодовой выработки рабочего зависит от количества отработанных дней одним рабочим за год, средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой выработки:
ГВ' = Д ∙ П ∙ ЧВ, (1.4)
Особенно тщательно анализируется изменение среднечасовой выработки как одного из основных показателей производительности труда и фактора, определяющего уровень среднедневной и среднегодовой выработки рабочих. Величина этого показателя зависит от многих факторов: квалификации рабочих, их трудового стажа и возраста, организации труда и его мотивации, техники и технологии производства, экономических условий хозяйствования.
Весьма эффективен при изучении влияния факторов на уровень среднечасовой выработки корреляционно-регрессионный анализ. В многофакторную корреляционную модель среднечасовой выработки можно включить следующие факторы: фондовооруженность или энерговооруженность труда; средний тарифный разряд рабочих, средний срок службы оборудования, доля прогрессивного оборудования в общей его стоимости и т.д. Коэффициенты уравнения множественной регрессии покажут, на сколько рублей изменяется среднечасовая выработка при изменении каждого факторного показателя на единицу в абсолютном выражении.
Изменение уровня среднечасовой выработки за счет определенного фактора (∆ЧВхi) можно рассчитать и по формуле (1.5)
, (1.5)
где ∆ФРВхi - процент относительного сокращения фонда рабочего времени за счет проведения определенного мероприятия.
Для того чтобы узнать, как за счет различных факторов изменилась среднегодовая выработка рабочих, необходимо приросты среднечасовой выработки умножить на фактическое количество отработанных человеко-часов одним рабочим в текущем периоде:
∆ГВ'хi = ∆ЧВхi ∙ Д1 ∙ П1, (1.6)
Для определения влияния факторов на среднегодовую выработку работника нужно приросты среднегодовой выработки рабочих умножить на фактический удельный вес рабочих в общей численности ППП:
∆ГВхi =∆ГВ'хi∙Уд1 , (1.7)
В заключение анализа необходимо разработать конкретные мероприятия по обеспечению роста производительности труда и определить резервы повышения среднечасовой, среднедневной и среднегодовой выработки рабочих. [12, с. 45-49]
Анализ использования трудовых ресурсов, рост производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки повышения его оплаты. В свою очередь, повышение уровня оплаты труда способствует росту его мотивации и производительности. В связи с этим анализ расходования средств на оплату труда имеет исключительно большое значение. В процессе его необходимо осуществлять систематический контроль за использованием фонда заработной платы (ФЗП), выявлять возможности его экономии за счет роста производительности труда. Приступая к анализу использования ФЗП, в первую очередь необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение его фактической величины от плановой (базовой). Абсолютное отклонение (∆ФЗПабс) рассчитывается как разность между фактически использованными средствами на оплату труда и базовым ФЗП в целом по предприятию, производственным подразделениям и категориям работников:
∆ФЗПабс = ФЗП1 - ФЗП0, (1.8)
Поскольку абсолютное отклонение определяется без учета изменения объема производства продукции (услуг), то по нему нельзя судить об экономии или перерасходе ФЗП. Относительное отклонение (∆ФЗПотн) рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой зарплаты и базовым фондом, скорректированным на индекс объема производства продукции. При этом следует иметь в виду, что корректируется только переменная часть ФЗП, которая изменяется пропорционально объему производства продукции (услуг). Это зарплата рабочих по сдельным расценкам, премии рабочим и управленческому персоналу за производственные результаты и сумма отпускных, соответствующая доле переменной зарплаты. Постоянная часть оплаты труда не изменяется при увеличении или сладе объема производства, услуг (зарплата рабочих по тарифным ставкам, зарплата служащих по окладам, все виды доплат).
∆ФЗПотн = ФЗП1 - ФЗПск = ФЗП1 - (ФЗПпер0 ∙ Iвп + ФЗПпост0),
где ∆ФЗПотн - относительное отклонение по фонду зарплаты;
ФЗП1 - фонд зарплаты отчетного периода;
ФЗПск - фонд зарплаты базовый, скорректированный на индекс объема вы пуска продукции;
ФЗП пер0 и ФЗП пост0 - соответственно переменная и постоянная сумма базового фонда зарплаты;
Iвп - индекс объема выпуска продукции.
В процессе последующего анализа необходимо определить факторы абсолютного и относительного отклонения по ФЗП.
Переменная часть ФЗП зависит от объема производства продукции (услуг) (VВП), его структуры (Удi), удельной трудоемкости (ТЕ) и уровня среднечасовой оплаты труда (ОТ). Постоянная часть ФЗП зависит от численности работников, количества отработанных дней одним работником в среднем за год, средней продолжительности рабочего дня и среднечасовой заработной платы. Для детерминированного факторного анализа абсолютного отклонения по ФЗП могут быть использованы следующие модели:
где ЧР - среднегодовая численность работников;
Д - количество отработанных дней одним работником за год;
П - средняя продолжительность рабочего дня;
ГЗП - среднегодовая зарплата одного работника;
ДЗП - среднедневная зарплата одного работника;
ЧЗП - среднечасовая зарплата одного работника.
Информация о работе Управление трудом и заработной платой на автотранспортном предприятии