Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:16, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в обосновании системы методов управления трудовыми ресурсами на предприятии.
Поставленная цель определяет задачи дипломной работы:
-рассмотреть стратегические вопросы управления трудовыми ресурсами
- проанализировать основы повышения производительности труда
- на практическом примере дать развитие возможностям трудовых ресурсов и предложить пути повышения производительности труда на примере ИП "Коробков".
Введение 3
1. Способы и методы анализа трудовых ресурсов 6
1.1 Источники информации для проведения анализа 6
1.2 Определение обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 9
1.3 Анализ уровня оплаты труда персонала предприятия 14
2. Анализ трудовых ресурсов ИП "Коробков" 17
2.1 Краткая характеристика предприятия 17
2.2 Анализ использования рабочей силы 21
2.3 Анализ производительности труда 30
2.4 Анализ оплаты труда 33
3. Предложения и рекомендации по управлению трудовыми ресурсами на предприятии 43
3.1 Усиление роли и места мотивации труда 43
3.2 Как в будущем стимулировать работников ИП "Коробков" 52
3.3 Экономическая эффективность мероприятий 57
Заключение 62
Список литературы 72
Приложение 1. Прайсы и прейсуранты 74
Приложение 1. Анкета работника ИП "Коробков" 78
Интересно, что условия для дальнейшего продвижения оценивают в качестве подходящих лишь 15,79% респондентов. Ситуация наиболее неблагоприятна среди рабочих – сотрудников самого низшего звена. Они больше всех не удовлетворены сложившейся системой продвижения (38,10% эти условия оценили как плохие). Рабочим, средний возраст которых составляет 26–40 лет и меньше (57,14%), на мой взгляд, важно видеть перспективу дальнейшего повышения в должности, причем у 23,81% рабочих есть резервы квалификации, которая у них выше, чем этого требует работа. Предоставить больше возможностей для карьерного роста – еще один фактор мотивации, способный значительно повысить результативность работы.
3. Условия труда. Положительный
психологический настрой на
Условия труда (комфорт, техническую
оснащенность, обеспечение физической
и психологической
Условия труда – фактор, оцениваемый неоднозначно в разных подразделениях предприятия. В некоторых подразделениях плохие условия труда связаны с шумом, в других – с запыленностью и температурой воздуха, в третьих – с загазованностью и т.д. Зачастую эти факторы ликвидировать сложно – они обусловливаются производственным процессом. Принято выделять следующие факторы условий труда:
• санитарно-гигиенические – влажность, атмосферное давление, загрязненность пылью, химическими веществами, вибрация, освещение, различные виды излучений, контакт с водой, маслом, токсическими веществами и т. п.;
• социально-психологические – физическая нагрузка, темп работы, нервно-психическое напряжение, монотонность работы, организация рабочего места, режим труда и отдыха, функциональные характеристики оборудования, вспомогательных средств и т. п.;
• эстетические – архитектурно-художественные качества интерьера (мебель, цвет стен, озеленение, предметы декоративно-прикладного искусства), использование функциональной музыки.
Если санитарно-гигиенический
фактор является неотъемлемым для процесса
производства, то эстетический и отчасти
социально-психологический
4. Психологический климат.
Благоприятная обстановка в
Рассмотрим подробнее непосредственно связанную с психологическим климатом групповую мотивацию – важный действенный фактор повышения эффективности труда.
Поведение человека и его активность, в том числе в ходе трудовой деятельности, во многом определяются коллективом, в котором этот человек работает. Психологи выделяют явление социальной фасилитации, выражающейся в улучшении результатов работы человека, когда он находится в окружении людей. Исследователями этого вопроса установлено, что в присутствии других людей повышается продуктивность у 40% испытуемых, у четверти она снижается, а у остальных практически не изменяется, т.е. работа в группе, в окружении других людей в целом положительно влияет на производительность труда работников. Зная этот факт, можно управлять мотивацией путем сбалансирования индивидуальной и групповой мотивации для достижения высокой производительности труда как отдельного работника, так и коллектива.
Принципы взаимоотношений в коллективе, играющие важную роль в управлении персоналом посредством его мотивации, формируются на протяжении всей жизни человека в процессе воспитания, обучения, трудовой деятельности и постепенно закрепляются в его поведении, становятся свойствами личности, проявляются в различных формах и способах поведения: поступках, действиях, словесной и эмоциональной реакции на различные события и т.д.
По направленности различают отношения людей к обществу, людям, самому себе, труду.
Все отношения подразделяются на положительные и отрицательные. Первые активизируют психические и физические силы человека, способствуют повышению производительности труда. Вторые же тормозят развитие способностей личности, снижают экономические результаты труда, повышают неудовлетворенность работой, собой, окружающими людьми.
Размер коллектива не имеет принципиального значения для повышения производительности труда и удовлетворенности его членов. Даже при его увеличении силы, обеспечивающие сплочение коллектива, не ослабевают благодаря более мелким группам, составляющим коллектив. Групповая деятельность – одна из особенностей работы в ИП "Коробков", поэтому улучшению психологического климата руководство должно уделять достаточное внимание.
5. Возможность самореализации.
Стимулировать
По данным опроса, "Возможность реализовать себя в данной области" отметили как наиболее привлекательную сторону деятельности (после ответа "Возможность широкого общения с людьми") 18,46% руководителей, 25,66% специалистов и 15,56% рабочих, оставив на более низкой позиции "Стремление выполнять высокооплачиваемую работу".
В обобщенном виде приоритетные направления мотивации труда работников (в виде конкретных мероприятий) ИП "Коробков" представлены в табл. 3.1.
Итак, для разных групп работников существуют свои особенности мотивации. Так, методы мотивации рабочих и специалистов различны, т.к. особенности их работы требуют отдельного подхода не только к каждой группе работников, но и к каждому индивидууму.
Таблица 3.1 Приоритетные направления мотивации работников ИП "Коробков"
Руководители отделов и подразделений |
Специалисты |
Рабочие | ||
1. По возможности поставить
заработок в зависимость от
конечных результатов | ||||
2. Создать более совершенную
систему морального | ||||
3. Предоставить возможность
выполнять более сложные, |
3. При каждом удобном случае демонстрировать значимость и необходимость для предприятия труда рабочего | |||
4. Уделять больше внимания
организации труда 1) совершенствования организации рабочих мест; 2) проектирования, анализа,
рационализации трудового 3) организации обслуживания
рабочих |
4. Создавать условия для
дальнейшего продвижения ( |
4. Поддерживать стремление
к контактам, неформальному | ||
5. Обеспечивать возможности
для обучения и развития, которые,
повышая уровень |
5. По возможности улучшать условия труда |
Администрация ИП "Коробков" уделяет большое внимание решению социальных вопросов.
Постоянно ведется работа по улучшению условий труда, охраны труда и здоровья, организации быта и отдыха работников. На основании коллективного договора действует система по предоставлению прочих льгот и компенсаций:
-организацию санаторно-
-оказание материальной
помощи на лечение и
-выдачу беспроцентных
займов на строительство жилья,
-оказание материальной
помощи работникам на лечение
в связи с тяжелым
Но хотелось бы отметить,
что некоторые из этих льгот, такие
как выдача беспроцентных займов
или организация санаторно-
В соответствии с вышеизложенным следует отметить, что средством мотивации могут служить не только деньги, но и все, что способствует укреплению у человека чувства самоуважения.
3.2 Как в будущем стимулировать работников ИП "Коробков"
Стимулирование как тактика
решения проблемы является ориентацией
на фактическую структуру
Как было определено во второй
главе дипломной работы, сотрудники
предприятия хотели бы участвовать
в принятии решений. Теория участия
очень популярна среди
Предоставление Относительно
имущественной
Относительно экономическая
самостоятельность
Относительно финансовая
самостоятельность
собственные оборотные средства, кредит внутри предприятия и др.
Т.к. во второй главе дипломной
работы было определено, что большинство
сотрудников хотели бы получать более
высокую заработную плату, то следует
персмотреть систему
Основным достоинством бонусов является то, что сумма выплаты фиксирована. Однако, если система бонусов недостаточно проработана: сотрудник понимает, что даже если он увеличит объем продаж в 3 раза (5 раз, 10 раз), размер его вознаграждения не изменится. Это приводит к тому, что сотрудник выкладывается ровно настолько, чтобы получить бонус, но не больше. Выходом из такой ситуации может быть разработка разветвленной платежной матрицы бонусов (см. таблицу 3.2). Матрица должна быть построена таким образом, чтобы максимально возможный бонус был труднодостижим.
Таблица 3.2 Матрица бонусов
Менеджер по продажам премируется за каждый разработанный им заказ, превышающий 2 тыс. д.е. в соответствии с нижеприведенной платежной матрицей | ||||||
Сумма счета, тыс. д.е. |
2-4 |
4-6 |
6-8 |
8-10 |
10-15 |
15 и выше |
Премии менеджера, д.е. |
25 |
50 |
75 |
100 |
150 |
200 |
Минимальный уровень, с которого начинается выплата бонусов, шаг по объему выручки и сумма бонуса на каждой ступени рассчитываются, исходя из средней и максимальной закупки, необходимой и возможной интенсивности продаж новым клиентам, желаемого размера фонда оплаты труда и т.п.
В ряде случаев хороший
эффект дает сочетание платежной
матрицы бонусов с процентом
от выручки (см. таблицу 3.3). Например, если
компания переходит от стратегии
сбыта к стратегии активных продаж,
прогнозировать заработки активных
продавцов достаточно трудно из-за
отсутствия у компании опыта активных
продаж, а требования к менеджерам
по продажам таковы, что компании выгоднее
брать специалистов, разбирающихся
в продукте и не имеющих опыта
в продажах, и готовить менеджеров
по продажам самостоятельно; сочетание
бонусной платежной матрицы с
процентом может оказаться
Таблица 3.3 Сочетание платежной матрицы бонусов с процентом от выручки
Выработка в месяц, тыс. у.е. |
1000-2000 |
2000-3000 |
3000-4000 |
4000-5000 |
выше 5000 |
Зарплата, у.е. |
220 |
270 |
320 |
370 |
470 + 4% от суммы, превышающей 5000 у.е. |
Информация о работе Управление трудовыми ресурсами на предприятии